Пояснительная записка.
Каждый ребенок в любом возрасте рисует грандиозные композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.
Работа кружка «Я рисую мир» позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений.. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Кружок «Я рисую мир » проводится на базе 7-10 лет. Кружковая работа проводится в выходные дни, два раза в неделю.
Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным , важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Цель кружка :
1.Вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.
Задачи:
1.Познакомить детей с нетрадиционными средствами рисования.
2.Развитие навыков продуктивной деятельности (рисование, лепка);
3.Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству;
4.Умение работать различными материалами, используемыми в ИЗО;
5.Развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук.
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев.
Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
Практические – упражнения, игр методы,
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,
2. Обеспечение главных условий общения,
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы,
4. Использование различных коммуникативных средств.
Ожидаемый результат работы кружка:
У детей развивается творческая способность и эстетический вкус.
У детей развивается творческая активность воображения, моторика рук, зрительно-двигательная координация.
Условия реализации программы
Занятия организуются в форме кружковой работы.
Занятия проводятся в выходные дни.
Количество занятий в неделю -1раз.
Продолжительность одного занятия – 15-20 минут.
График работы кружка «Я рисую мир».
Воскресенье –1000-10 20, 1530-1550
Срок реализации программы: 1-4 четверть.
Список детей:
1.Гурова Анастасия.
2.Пастухова Юля.
3.Серпутько Наташа.
4.Щербакова Аня.
5.Суркова Вероника.
6.Милашевич О.
7.Репникова Анастасия.
8.Годорожева В.
9.Кондрашова Л.
10.Лембинина Даша.
Перспективный план работы кружка «Я рисую мир»
Сентябрь
Тема (техника) | Цель | Материал | дата |
«Окраска воды» (Освоение цветовой гаммы) | Получать различные оттенки красного цвета. Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность | 2 прозрачные баночки с водой, красная гуашь | 14.09.2014 |
«Красивый букет» (Печатание растений) | Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | Засушенные листья, краска, кисти, бумага. | 21.09.2014 |
«Кап-кап дождик» (Рвваная апликация) | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. | Цветная бумага, картон , клей. | 28.09.2014 |
Октябрь
Тема (техника) | Цель | Материал | Дата |
«Осень» (Мягкая роспись по ткани) | Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности. Развивать художественное восприятие | Белая ткань, тазик с водой, кисть, гуашь, клеенка. | 05.10.2014 |
«Урожай яблок» Аппликация с использованием пластилина. | Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму . | Пластилин. | 12.10.2014 |
«Осенние листочки» Аппликация с использованием салфеток. | Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. | Салфетки, клей нарисованная композиция. | 19.10.2014 |
«Домик» (Печатание) | Развивать координацию движений рук. Мелкую моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | кубики, бумага. гуашь, кисточка. | 26.10.2014 |
Ноябрь
Тема (техника) | Цель | Материал | Дата |
«Ежик» (Метод тычка) | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость | Бумага, гуашь, жесткие кисти | 02.11.2014 |
Осенние листочки | Развивать умения детей изображать листья, используя краски. Развивать интерес к изобразительной деятельности. | Осенние листочки, бумага, краски. | 09.11.2014 |
«Пейзаж» (Натюрморт) | Развитие интереса к рисованию. Развитие мускулатуры пальцев, положительных эмоций. | Пейзажи, натюрморты. | 23.11.2014 |
«Береза в снегу» (Метод тычка) | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус | Тонированная бумага, белая гуашь, кисть мягкая | 30.11.2014 |
Декабрь
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Узоры на окнах» (Раздувание капли) | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка | 07.12.2014 |
«Звездное небо» (Фотокопия) | Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать стойкий интерес к процессу рисования | Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, . | 14.12.2014 |
«Нарисуй, что хочешь» (Работа со знакомыми техниками) | Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. | Бумага, краски, кисть. | 21.12.2014 |
Январь
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Загадки» (Рисование над пламенем свечи | Развивать наблюдательность, ассоциативное мышление. Развивать координацию движений рук. | Плотная бумага, свеча, спички, таз с водой | Дети отгадывали загадки, нарисованные линиями, нитками, а сегодня загадывать загадки будет свеча. |
«Новые игрушки» (Кубизм) | Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы, используя трафареты геометрических форм, подбирая цветовую гамму. | Бумага, набор трафаретов, цветные карандаши, мелки | Предложить детям придумать и нарисовать игрушки, которые не продают в магазине, которых нет на свете, а очень хотелось бы иметь. |
«Мой сон» (Работа со знакомыми техниками) | Развивать творческие способности ,воображение. Учить детей передавать в рисунке свое настроение, чувства. ощущения. | Краска, бумага, кисти, клей, печать-клише, нитки, мыльная пена | Воспитатель просит детей изобразить впечатления от своего сна. |
«На что похоже?» (Аппликация с дорисовыванием) | Развивать наблюдательность. Учить детей создавать интересные образы. | Карандаши, краски, листы бумаги с наклеенными кусочками цветной бумаги. | Воспитатель показывает листы бумаги, на которых наклеены кусочки цветной бумаги. Просит детей подумать и дорисовать необходимые детали, чтобы получился интересный рисунок. |
Февраль
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Наша улица» (Усложнение и совмещение техник: печатание+набрызг+ силуэтное рисование) | Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности. | Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания. Манка, тычки, мятая бумага, клей… | Беседа на тему «Моя улица». Предложить нарисовать свою улицу. Дети выбирают необходимый материал для работы. В конце занятия дети показывают друг другу свои работы и рассказывают какими способами они добились таких результатов. |
«На что похоже?» (Техника монотипии) | Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию | Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки | Краски загадывают загадки. Они превращаются в самые разные предметы, а дети должны угадать. Показать способ работы. |
«Музыка» (Пальцевая живопись) | Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие. | Бумага, гуашь | Предложить детям сочинить свою музыку. Вместо нот - краски, вместо пианино -бумага. Включить музыку Чайковского «Вальс цветов» |
«Придумай и дорисуй» | Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы. | Листы бумаги с незаконченным рисунком | Воспитатель обращает внимание на не законченные рисунки и просит детей разгадать. что это? Дети дорисовывают, а затем рассказывают, что у него было изображено. |
Март
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Открытка» (техника теснения) | Развивать мелкую мускулатуру пальцев, ритмичность движений. Активизировать мыслительную деятельность. Показать зеркальное отражение рисунка. | Плотная бумага, пенопласт, иглы от одноразовых шприцев, рисунки-трафареты, копировальная бумага, скрепки. | Показать открытку, рассмотреть ее. После обсуждения детям предлагается сделать открытки к празднику. Объяснить последовательность работы. Работа детей. |
«Облака» (Рисование по сырому фону) | Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. | Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон. | Вспомнить, как наблюдали за бегом облаков. Чтение стихотворения Никитина «Тихо ночь ложится». Интересно. Как отражаются облака в озере. Воспитатель показывает способ работы. В конце занятия все любуются очертаниями – отражениями облаков. |
«Ледоход» (Метод старения) | Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа. | Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета | Затонировать лист бумаги. На что похоже? Покрыть лист клеем. Теперь на что похоже? Когда высохнет клей, надавить пальцем так, чтобы слой клея местами надломился. А теперь на что похоже? Что можно добавить в рисунок? |
«По замыслу» (Совместное рисование) | Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности. | Карандаши, листы бумаги | Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать. |
Апрель
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Оранжевая песенка» (Линогравюра) | Развивать воображение, художественное восприятие, координацию рук. | Оранжевая гуашь, силуэты: солнца, людей…, кусочек поролона, листы бумаги | Звучит «Оранжевая песенка». Воспитатель предлагает нарисовать рисунок для песенки. Объяснить последовательность работы. В конце любуются рисунками. |
«Цветик-семицветик» (Освоение цветовой гаммы) | Развивать чувствительность к цвету. Использовать цвет для передачи чувств. Развивать художественное восприятие. | Листы бумаги, гуашь | В гости приходит кукла. Она потеряла цветочек, который похож на цветик – семицветик из мультфильма. Дети успокаивают ее и рисуют для нее цветик- семицветик. |
«Езда на автомобиле» (Линия, как средство выразительности) | Тренировать движения руки, глазомера. Развивать чувствительность к характеру линий. | Листы бумаги с изображением дороги, карандаши. | Детям предлагается игра. Надо проехать по горной дороге за доктором и вернуться обратно к больному. Проехать надо не «сорвавшись» в пропасть. |
«Грибная полянка» (Техника акватуши) | Развивать воображение, желание создавать интересные рисунки | Гуашь, черная тушь, тампон для нанесения туши, тазик с водой. | Воспитатель рассказывает сказку о том, как грибочки играли в прятки, как их найти? Давайте польем их водичкой. Грибочки появляются. Воспитатель объясняет последовательность работы. Дети рисуют грибочки и прячут их. |
Май
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Сирень» (Совмещение техник) | Способствовать созданию выразительного образа путем совмещения техник. Развивать художественное восприятие. | Тонированная бумага, гуашь, бросовый материал (засушенные листья, поршни от одноразовых шприцев) | Полюбоваться цветущей сиренью. Предложить нарисовать картину на колторой нарисована сирень, чтобы можно было всегда ею любоваться. Дети определяют чем рисовать листья, чем цветы |
«Нарисмуй, что хочешь» | Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественное восприятие. | Картон, листы бумаги. Пластилин, спички, краски. | Показать детям оригинальный рисунок. хотят ли дети сделать такой же? Обяснить способ работы. Работа детей в конце организуется выставка. |
«Цветоччная поляна» (Рисование металлическими крышками от бутылок) | Развивать наглядно-образзное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки. | Бумага зеленого цвета, металлические крышки от бутылок, гуашь | Вспомнить наблюдения за цветочной поляной. Хотите, чтобы в группе всегда была красивая цветочная поляна? Объяснить способ работы. Все работы собрать вместе – большая цветочная поляна. |
«Одуванчики» (Рисование мыльными пузырями) | Познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение. | Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем. | Внимательно рассмотреть одуванчик. Чтение Серова «Носит одуванчик желтый сарафанчик». Показ воспитателем способа работы. Предложить детям так же попробовать нарисовать. |
Сентябрь.
№ | Занятие | Цель | Дата |
1. | «Кап-кап дождик» | Рваная аппликация. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. |
28.09 |
2. | «Помидорки на грядке» | Рисование. Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру. |
05.10 |
Октябрь.
№ | Занятие | Цель | Дата |
1. | «Урожай яблок» | Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму . |
12.10 |
2. | «Осенние листочки» | Аппликация с использованием салфеток. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. |
26.10 |
Ноябрь.
№ | Занятие | Цель | Дата |
1. | «Волшебные листочки» | Рисование. Учить детей закрашивать вырезанные формы. |
09.11 |
2. | «Оладушки для мишки» | Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, выкладывание на импровизированную тарелочку. |
23.11 |
Декабрь.
№ | Занятие | Цель | Дата |
1. | «В гости к елочке» | Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму . |
14.12 |
2. | «Зажигаем огоньки» | Рисование. Учить наносить яркие мазки на темный фон. | 21.12 |
Январь
№ | Занятие | Цель | Дата |
1. | «Снеговик» | Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. |
18.01 |
3. | «Рождественские колокольчики» | Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму . |
25.01 |
Февраль.
№ | Занятие | Цель | Дата |
1. | «Валентинки» | Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка. |
08.02 |
2. | «Открытка к 23 февраля» | Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика. |
22.02 |
Март.
№ | Занятие | Цель | Дата |
|
1. | «Мимоза» | Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. |
08.03 |
2. | «Весенняя капель» | Рваная аппликация. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. |
22.03 |
Апрель.
№ | Занятие | Цель | Дата |
1. | «Распустились первые листочки» | Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая овальную форму, затем аккуратно приклеивать на готовую форму . |
12.04 |
2. | «Узор на полоске» | Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя узор по собственному желанию. |
26.04 |
Май.
№ | Занятие | Цель | Дата |
1. | «Домик» | Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски», соединять их между собой, составляя домик. |
17.05 |
2. | «Шарики воздушные - ветерку послушные» | Рисование. Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру. |
24.05 |
ГКС (к) ОУ « Котовская С (к) ОШИ»
«СОГЛАСОВАНО»
Зам директора по ВР:
_________________
Семенникова Т.М.
«__»_________2013г.
Кружковая работа по рисованию
«Я рисую мир» .
Воспитатель: Голубева Е.В.