Тема: «Кто в домике живет?»
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Мебель. Посуда».
Образовательные задачи: закреплять и расширять представление о предметах посуды и мебели; деталях и частях, материалах, из которых она сделана; называть обобщающие понятия и понятия «один-много»; образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; упражнять в ориентировке в пространстве.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие артикуляционной моторики; развитие зрительного и слухового внимания; развитие мелкой и общей моторики.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к предметам посуды и мебели; формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: картинки с изображением мебели и посуды; картинки для артикуляционной гимнастики; карточки эмоций; разрезные картинки; мелкая посуда и мебель в мешочке; картинка домика, игрушка ежик, 6 деревянных палочек, кисточка и ведерко; плоские геометрические фигуры; массажный мячик и коврик; песочный ящик; раскраска домик.
Ход занятия
I.Орг. момент.
Приветствие. Давай друг другу улыбнемся, возьмемся за руки и отправимся в сказку.
1.Ходьба по массажному коврику.
По дорожке к сказке в дом, мы сейчас с тобой пойдем. По прямой дорожке пойдем, по извилистой дорожке пойдем, домик мы с тобой, найдем.
На доске картинка дома.
2.Работа с карточками эмоций.
Какой прекрасный дом (работа с карточками эмоций). Что мы сделаем, когда увидим такой дом? (педагог подает каточку с эмоцией). Правильно - удивляемся. Давай представим, что на домике висит замок, и он закрыт.
Что мы сделаем? Правильно - рассердимся. Давай представим, что это твой домик.
Что мы сделаем? Правильно - улыбнемся. Как ты думаешь, чей это домик? (Педагог показывает картинки, ребенок угадывает гномика) Ты хочешь знать, что в домике у гномика?
Нужно сделать верно артикуляционную гимнастику за столом.
Называешь упражнение и выполняешь его. Какое первое упражнение?
3.Артикуляционная гимнастика.
«Чистим зубки», «Месим тесто», «Качели», «Часики».
Упражнения выполнены правильно, и теперь, ты узнаешь, что находится в домике.
4.Упражнение «Назови одним словом».
Педагог показывает картинки, ребенок называет - стул, шкаф, стол, комод, диван, кровать.
Как мы все это назовем одним словом? Правильно - мебель.
5.Упражнение «Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Много мебели в квартире (руки через стороны вверх)
В шкаф повесим мы рубашку, (руки на пояс, повороты)
А в буфет поставим чашку (руки вверх, встать на носочки)
Посидим чуть-чуть на стуле (присесть на корточки)
А теперь мы с котом посидели за столом (руки на пояс, повороты)
Чай с вареньем дружно пили (пружинка)
Много мебели в квартире (руки через стороны вверх)
Стены красить нам пора, пригласили маляра (педагог показывает ведерко с кисточкой).
Кто такой маляр? (маляр любит красить)
6.Гимнастика для глаз.
Ребенок берет кисточку и ведерко и выполняет гимнастику для глаз.
Ведем кисточкой сверху вниз и следим глазками.
7.Упражнение «Починим мебель».
Кто-то пришел в домик и сломал гномику мебель. Нужно ее починить (составление из 4-6 частей целого) 2 картинки. Какого цвета диван?
8. Игра «Четвертый лишний».
А теперь мы поиграем в игру «Четвертый лишний».
Шкаф – диван - стул - кружка. Что лишнее, почему? и т.д.
9.Игра «Один - много».
Я тебе показываю и говорю один предмет, а ты мне много.
(показ картинок: шкаф-шкафы, стол-столы, стул-стулья, кровать-кровати, диван-диваны, комод-комоды)
10.Игра «Назови ласково».
Гномик маленький и мебель у него маленькая. Давай назовем ее. (показ картинок: шкаф, стол, стул, кровать, диван, комод)
11.Игра на развитие пространственных представлений «Расставим мебель» (работа у доски).
Посмотри, а в нашем домике мебель куда-то делась, давай её расставим по местам.
Поставь стол на второй этаж с правой стороны. Это что? Правильно кровать.
Поставь кровать на второй этаж с левой стороны. Диван поставь на первом этаже в центре комнаты.
В нашем доме еще кое-что находится.
12.Игра «Назови посуду» (работа за столом). Называние предметов посуды: чайник, поварешка, ложка, кружка.
13.Пальчиковая гимнастика «Помоем посуду». (2 раза)
Раз, два, три, четыре (трем ладошки вверх-вниз)
Мы посуду перемыли
Чайник, чашку, ковшик, ложку (разжимать по одному пальцу)
И большую поварешку (шевелить всеми пальцами ладони)
Мы узнали, что находится в нашем доме.
14.Игра «Чудесный мешочек»
Ребенок определяет на ощупь предметы и достает их из мешочка.
Что это? Шкаф. Из чего сделано? Шкаф сделан из дерева. Значит какой? (шкаф деревянный) Ставь на стол.
Что это? Из чего сделано? Значит какая? (кровать деревянная)
Что это? Из чего сделано? Значит какой? (стул деревянный)
Что это? Из чего сделано? Значит какая? (кружка пластмассовая)
Что у тебя на левой стороне стола находится, а что на правой (посуда- мебель).
15.Упражнение «Сделаем домик».
Сегодня мы будем делать свой домик из волшебных палочек и украсим его геометрическими фигурами.
Ребенок выкладывает домик из палочек и украшает геометрическими фигурами, называя их, определяя цвет.
16. Игра с массажным мячиком.
Гномик очень любит играть. Он часто играет со своим соседом ежиком.
Я расскажу тебе историю про ежика (массаж шариками)
Жил-был ежик в своей избушке (шарик спрятан в ладошках)
Выглянул ежик из избушки (открыть ладошки). Увидел солнышко. Улыбнулся солнышку, и покатился по полянке (круговые движения). Катится по полянке, увидел тропинки, покатился сначала по одной тропинке к мизинчику, потом и т.д. (прямые движения к каждому пальчику). Много тропинок пробежал ежик и прибежал снова на полянку.
Стал бегать по полянке, прыгать (зажали-разжали, легкие подбрасывания мячика).
И увидел интересную песочницу и решил нарисовать свой домик (рисование песком)
III. Итог занятия. Рефлексия.
Вспомнить, о чем говорили, и что понравилось на занятии.
Подарок от гномика: домик, раскрасишь его цветными карандашами.