Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа – как форма обучения, направленная на формирование профессиональных компетенций студентов»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА – КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ .
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ :
- установление связи теории и практики на основе экспериментальных исследований в специально оборудованных помещениях – лабораториях.
лабораторные работы занимают преимущественное место при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин.
ФУНКЦИИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ:
- 1) обучающая (ускоряет процесс усвоения учебного материала);
- 2) развивающая (развивает воображение, память, пространственное мышление, креативность, внимание);
- 3 ) воспитывающая (влияет на различные черты характера: организованность, ответственность, самостоятельность );
- 4 ) мотивационно-стимулирующая (создает ситуацию для включения обучающихся в деятельность по активному исследованию и преобразованию учебной информации, что активизирует познавательную деятельность);
- 5) рефлексивная (способствует познанию обучающимся себя в деятельности в сравнении с другими; развитию умений контролировать и анализировать свои действия, находить и исправлять ошибки, оценивать результаты своих действий и вносить в них коррективы);
- 6 ) диагностическая (позволяет педагогу выявить особенности личности обучающегося, уровень усвоения им знаний и умений).
ОСВОЕНИЕ ПК ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПМ. 02. ПРОИЗВОДСТВО ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ
- ПК 2.1. Контролировать соблюдение требований к сырью при производстве хлеба и хлебобулочных изделий.
- ПК 2.2. Организовывать и осуществлять технологический процесс изготовления полуфабрикатов при производстве хлеба и хлебобулочных изделий.
- ПК 2.3. Организовывать и осуществлять технологический процесс производства хлеба и хлебобулочных изделий.
- ПК 2.4. Обеспечивать эксплуатацию технологического оборудования хлебопекарного производства.
ВИДЫ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ :
- Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении учащиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
- Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении учащиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий и требуют от обучаемых самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
- Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что учащиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ :
- При фронтальной форме организации занятий все обучаемые выполняют одновременно одну и ту же работу.
- При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 – 5 человека.
- При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
- Лабораторная работа № 1 Тема Определение влияния улучшителей на качество хлеба Рабочий план проведения лабораторной работы ПМ. 02. Производство хлеба и хлебобулочных изделий
Цель занятия: - закрепление и углубление знаний по изученной теме; - воспитание логического мышления в процессе выполне- ния трудовых действий; - развитие репродуктивных умений органолептической оценки качества изделий.
ЗАДАЧИ : - ПРОВЕРИТЬ УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ТЕМЕ ; - ОПРОБОВАТЬ ПРОЦЕССЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ДРОЖЖЕВОГО ТЕСТА; - ОСУЩЕСТВИТЬ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКУЮ ОЦЕНКУ КАЧЕСТВА ПРИГО- ЛОВЛЕННОГО ТЕСТА.
Тип урока: лабораторная работа Метод проведения урока: самостоятельная работа студентов Межпредметная связь: микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве. Ход урока: 1. Организационный момент , 5 мин. Проверка посещаемости, наличие тетрадей для лабораторных работ , санитарное состояние учащихся. 2. Вводный инструктаж. 2.1. Задание на лабораторно – практическое занятие: - приготовить каждой бригаде по 2 вида теста с различными улучшителями ; - определить окончание замеса; - поставить тесто на брожение; - сформовать изделие заданной массы; - поставить полуфабрикат на расстойку; - выпечь изделие
- ПОДГРУППА ДЕЛИТСЯ НА 2-3 БРИГАДЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА СТУДЕНТОВ - ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РОЛИ : ТЕХНОЛОГ-БРИГАДИР, ТЕСТОВОД, ЛАБОРАНТ
- 2.2. Краткая теория: Приготовление теста включает следующие операции:
- дозирование сырья – одна из важнейших операций в процессе
- приготовления теста. От того, как будет произведена эта операция зависят свойства теста, его технологические параметры и качество изделия;
- замес полуфабрикатов и теста – образование теста при замесе происходит в результате ряда процессов, из которых важнейшими являются: физико – химические, коллоидные и биохимические. Все эти процессы протекают одновременно и зависят от продолжительности замеса, температуры и от качества сырья, используемого при замесе;
брожение полуфабрикатов и теста – приведение теста в состояние, при котором оно по газообразующей способности и реологическим свойствам, накоплению вкусовых и ароматических веществ будет наилучшим для разделки и выпечки;
- 2.3. Вопросы для проверки знаний: 1. Назначение улучшителей для приготовления пшеничного теста . 2. Условия брожения теста. 3. Перечислить признаки готовности теста. 2.4. Проведение инструктажа по соблюдению правил техники безо- пасности, с последующей отметкой в журнале: правила техники безопасности, соблюдаемые при работе с электрической плитой;
- правила эксплуатации пекарского шкафа;
- требования, предъявляемые к подготовке форм для выпечки формового хлеба;
2.5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА .
Необходимое оборудование :
- весы аналитические;
- плита электрическая;
- пекарский шкаф
- Посуда: кастрюля тарелки ложки стакан
Инвентарь: веселка нож форма для хлеба пекарский лист Дидактическое обеспечение урока:
- технологические карты приготовления
- технологические схемы приготовления
- карты – требования к качеству изделий
3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.
3.1. Организация рабочего места ( подготовка стола, инвентаря, инструментов ) 3.2. Подготовить сырье, необходимое для приготовления дрожжевого безопарного теста:
- муку просеять;
- воду подогреть до 30 – 40 С;
- дрожжи развести в теплой воде, процедить;
- маргарин растопить.
3.3. Приготовить дрожжевое безопарное тесто: - использовать при приготовлении технологические карты
- 3.4. Поставить изделие на расстойку. 3.5. Выпечь изделие, соблюдая технологические параметры. 3.6. Охладить изделие. 3.7. Провести дегустацию изделия, сравнить с показателями эталона и заполнить таблицу самоконтроля. 3.8. Убрать рабочее место. 4. Подведение итогов преподавателем. Оценивание работы учащихся. 5. Домашнее задание: оформление таблиц самоконтроля.
Спасибо за внимание!