СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 вариант. Задания для комплексного повторения тем по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы можно использовать для комплексного повторения тем, в качестве диагностической работы с последующим анализом результатов. В каждом варианте  по 30 заданий. Возможный вариант оценки работы:  задания с 1 по 23 - по 1 баллу, задания с 24 по 30 - по 3 балла. Перевод баллов в оценки: 3 - от 14 до 18 баллов обязательной части; 4 - не менее 19 баллов ( от 16 до 23 заданий обязательной части и одно задание из дополнительной части; 5 - не менее 28 баллов ( от 19 до 23 заданий обязательной части и не менее 3 заданий из дополнительной части). Также даны эталоны ответов на задания работы.

Просмотр содержимого документа
«10 вариант. Задания для комплексного повторения тем по русскому языку.»

10 вариант
Обязательная часть
1.(1балл). Определите, в каком слове букв столько же, сколько и звуков. Подчерк­ните это слово одной чертой.
участник
рельсы
янтарь
корысть
2.(1балл). Определите, в каком слове верно выделена буква, обозначаю­щая ударный гласный звук. Подчеркните это слово одной чертой.
докУмент
сОздала
феномЕн
красивЕйший
3.(1балл). Вставьте пропущенные буквы Ы-И после Ц в словах:
иниц…алы
офиц…альный
ц…кнуть
артикуляц…я
4.(1 балл). Вставьте нужное окончание в имена существительные:
кусты ежевик…
урок географи…
изменения в программ…
мир сказк…
5. (1 балл). Определите, в каких словах пишется приставка пре, а в каких – при; запишите слова в таб­лицу в зависимости от выбора приставки:
пр(е/и)дать значение, пр(е/и)сесть на стул, пр(е/и)небрегать опасностью, обоснованная пр(е/и)тензия, соблюдать пр(е/и)личия, пр(е/и)кращённый сеанс.

с приставкой пре -

с приставкой при -









6.(1 балл). Определите, какие слова пишутся с одним Н, какие – с двумя НН, запишите их в таблицу в зависимости от выбора:
нечая(н/нн)ый взгляд, гладкокраше(н/нн)ый материал, излома(н/нн)ая линия, ране(н/нн)ый в бою солдат, решение продума(н/нн)о, точё(н/нн)ые детали, стриже(н/нн)ые волосы, исправле(н/нн)ая ошибка

н

нн











7.(1 балл). Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки в образовании формы слова. Подчеркните их и напишите правильно.
время заморозок________________________________________________
букет из георгинов_______________________________________________
быть богатее____________________________________________________
мимо них_______________________________________________________
8.(1балл). Определите, в каких словах допущены ошибки, связанные с неправильным определением рода имён существительных. Запишите правильный вариант.
жаркая Сахара____________________________________________________
вкусное оливье___________________________________________________
объективная рефери______________________________________________
стремительный торнадо ___________________________________________
9.(1 балл). Определите, в каких словах пишется Ь, а в каких – нет. За­полните таблицу в зависимости от выбора.
Солиш…, реч…ка, тренируеш…ся, паралич…, наотмаш…, молодёж…

пишется с Ь

пишется без Ь









10.(1 балл). Определите, в какой строке в обоих словах на месте про­пуска пишется буква Е. Отметьте эту строку знаком +.
-
ненавид…ть, слыш…мый
- облегч…ть, оцен…вший
- замедл…нный, вторгн…шься
- танцу…т, смастер…т

11.(1 балл). Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Отметьте это предложение знаком +.
- (Не)укрепляющим, а расслабляющим образом действует послеобеденный
сон в душной атмосфере. (А. Чехов)
- Разнообразие трав в лугах (не)слыханное. (К. Паустовский)
- В поле стрекотали, (не)смолкая всю ночь, кузнечики и стрекозы. (В. Солоухин)
- Странный, (не)осознанный в первое мгновение рёв донёсся со стороны
военного порта. (А. Фадеев)
12.(1балл). В предложениях знаки препинания не расставлены. Опреде­лите, в каком предложении нужно поставить
одну запятую.
Отметьте это предложение знаком +, поставьте запятую.
- Сухие рыхлые стебли горят ясно и весело. (В. Гаршин)
-Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем и поют и рвутся волны к
высоте навстречу грому. (М. Горький)
- Хорошенькое свежевымытое и несколько заспанное личико Оленьки просияло (А. Чехов)
- Едва заметно будто капли серебряной воды блестели первые звёзды. (К. Паустовский)
13.(1 балл). В предложениях знаки препинания не расставлены. Опреде­лите, в каком предложении нужно поставить две запятые.
Отметьте это предложение знаком +, поставьте запятые.
- Он видел что глубина её души всегда прежде открытая перед ним была
закрыта для него. (Л. Толстой)
- Метель бушевала всю ночь и утро и день. (А. Чаковский)
- Забыты дни разлуки дни горести и скуки. (А. Пушкин)
- Однажды я гулял в лесу и вышел на поляну где росло много грибов.
14.(1 балл). В предложениях знаки препинания не расставлены. Опреде­лите, в каком предложении перед союзом И должна стоять запятая. От­метьте это предложение знаком +.
- Тихо слетают снежинки и хорошо за каждой следить куда она сядет. (М. Пришвин)
- Здесь краски неярки и звуки нерезки. (Н. Рыленков)
- Верхушки волн светятся и рассыпаются белыми гребешками. (М. Пришвин)
- Приятно было свернуть с пыльной дороги и брести прямо по зелёной
сочной траве. (Д. Мамин-Сибиряк)

15.(1 балл). Прочитайте предложение. Выпишите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Весна (1) бесспорно (2) самое лучшее (3) и самое поэтическое время года (4) но едва ли где-нибудь весна так хороша (5) как на далёком (6) глухом севере (7) где она является поразительным контрастом сравнительно с суровой зимой. (Д. Мамин-Сибиряк)

Ответ:__________________
16.(1 балл). Прочитайте. Найдите предложение с грамматической ошиб­кой (с нарушением синтаксической нормы). Запишите его, исправив ошибку.

- На конференцию от нашего района прибыл двадцать один делегат.
- Лужайка необыкновенно красива, покрытая ковром цветов.
- Содержание пьесы «Бесприданница» произвело на меня глубокое впечатление.
- Поезд прибыл на станцию согласно расписанию.
17.(1 балл). Прочитайте первую часть предложения, четыре варианта его продолжения. Выберите из предложенных вариантов грамматически правильное продолжение предложения и отметьте его знаком +.
Выйдя на поляну,
- ребятами было принято решение остановиться на ночлег.
- было принято решение остановиться на ночлег.
- ребята приняли решение остановиться на ночлег .
- необходимо было остановиться на ночлег.
18.(1балл). Прочитайте предложения и определите, в каком из них неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) По наводным вопросам Гена сумел дать правильный ответ.
2) Родители собрали целую библиотеку о дельтапланеризме.
3) С.Я. Маршак был пристрастен к людям одарённым и нетерпим к бездельникам.
4) Радость, не разделённая с задушевными друзьями, не радость.

Ответ:______________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 19-23

(1)…(2)Эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. (3)Этот закон говорит о том, что собеседник не пассивный объект, которому нужно передать информацию, а активный участник общения. (4)Задача говорящего – установить гармонические отношения с адресатом. (5)Успех речевого общения определяется учётом особенностей личности, психологии и восприятия слушателя. (6).Недаром ещё Аристотель утверждал, что слушатель «есть конечная цель всего».

19.(1 балл). В тексте отсутствует первое предложение. Определите, какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте и отметьте его знаком +.
-Первый и главный закон общения – это закон эффективного диалога.
- Законы общения – это общепринятые правила для участников
коммуникации.
- Выделяют три основных закона общения: закон эффективного диалога,
закон эмоциональности речи, закон удовольствия.
- Говорят, что начинать речь без предварительной оценки адресата – это
всё равно, что выходить в море без карты.
20.(1 балл). Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАКОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем предложении. Отметьте знаком + верную характеристику.

- Постановление государственной власти. Закон об охране природы.
- Общепринятое правило; то, что признаётся обязательным. Законы морали.
- Объективно существующая связь между явлениями в природе и
обществе. Законы общественного развития.
21.(1 балл). Укажите знаком +, какие слова являются грамматической основой в шестом предложении текста.
- недаром утверждал; слушатель есть
- Аристотель утверждал; слушатель есть цель
- ещё утверждал; есть цель всего
- ещё утверждал Аристотель; слушатель есть цель
22.(1 балл). Отметьте знаком + верную характеристику пятого предложения.
- простое - сложное бессоюзное
- сложносочинённое - сложноподчинённое
23.(1 балл). Отметьте знаком + правильную морфологическую характеристику слова ГОВОРЯЩЕГО из четвёртого предложения.
- глагол - причастие
- имя прилагательное - деепричастие

Дополнительная часть

24.(3 балла). Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.
1) в…стибюль, бл…днеть, предлож…ние
2) пром…кашка, прекл…нение, проп…лоть
3) т…шина, пл…щадка, рем…нтировать
4) в…кансия, к…сательная, ур…вень
25.(3 балла). Прочитайте предложение. Если нужно, поставьте запятую на место, обозначенное скобкой. Объясните постановку запятой или её отсутствие.
Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек ( ) и листья сыпались с них частым и печальным дождём. (К. Паустовский)
26.(3 балла). Прочитайте предложение. Расставьте знаки препинания.
Повелевать самому себе властвовать над собой учись с малого утверждал В. Сухомлинский Поставь над собой сто учителей и они окажутся бессильными если ты не можешь заставить себя.
27.(3 балла). Определите, слитно или раздельно следует писать выделенные слова. Заполните таблицу.
1) (В)близи раздался выстрел, и дети, испугавшись, спрятались (за)тем деревом.
2) Я ускорил шаг, что(бы) не опоздать (на)встречу с другом.
3) (В)начале сентября бабушка заготовляет все овощи (в)прок.
4) Я шагнул (в)лево и неожиданно вышел (на)прямую тропинку.

слитно

раздельно











28.(3 балла). Прочитайте предложение. Поставьте, где нужно, двоеточие. Объясните постановку знака препинания.
Сейчас вода в озере была очень чёрная, прозрачная вся ряска к зиме опустилась на дно. (К. Паустовский)
29.(3 балла). Прочитайте предложения, расставьте пропущенные знаки препинания, выпишите вводные слова.

Идея, вычитанная или услышанная и пожалуй понятая, но не проведённая через собственную натуру, не получившая отпечатка вашей личности несомненно есть мёртвый капитал. (В. Белинский)
30.(3 балла). Прочитайте предложения. Отметьте знаком + то предложение, в котором придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом. Запишите остальные предложения, преобразовав придаточную часть в причастный оборот.

- Но вот приходит осень, а с нею и «цветы последние», которые воспеты
Пушкиным.(С. Гейченко)
- Внимание учёных приковано к глубинам океана, с неисчерпаемыми
богатствами которого связано будущее человечества. (Н. Малютин)
- Цветы Михайловского впитали в себя голубизну здешнего неба,
зелень лесов, деревьев и трав и все цвета небесной радуги, которая
осеняла эту землю испокон веков. (С. Гейченко)
- Очень часто книга, которая написана две тысячи лет тому назад, может
дать чьей-либо жизни то или иное направление. (А. Герцен)


Ответы на задания. 10 вариант.

Обязательная часть
1. янтарь
2.
красИвейший
3. Инициалы официальный цыкнуть артикуляция
4. кусты ежевики урок географии изменения в программе мир сказки
5.

пре

при

Пренебрегать опасностью

Придать значение

Обоснованная претензия

Присесть на стул

Прекращённый сеанс

Соблюдать приличия

6.

н

нн

гладкокрашеный

нечаянный

продумано

изломанная

точёные

раненный в бою

стриженые

исправленная


7.
время заморозков быть богаче
8. вкусный оливье объективный рефери
9.

пишется с Ь

пишется без Ь

солишь

речка

тренируешься

паралич

наотмашь


молодёжь



10.
замедленный, вторгнешься
11. Разнообразие трав в лугах неслыханное. (К. Паустовский)
12. Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют и рвутся волны к высоте навстречу грому. (М. Горький)
13. Метель бушевала всю ночь, и утро, и день. (А. Чаковский)
14. Тихо слетают снежинки, и хорошо за каждой следить куда она сядет.
15. Ответ: 12457
16.
Лужайка, покрытая ковром цветов, необыкновенно красива.
17. ребята приняли решение остановиться на ночлег .
18. 1) По наводящим вопросам Гена сумел дать правильный ответ.
19. Первый и главный закон общения – это закон эффективного диалога.
20. Объективно существующая связь между явлениями в природе и
обществе. Законы общественного развития.
21. Аристотель утверждал; слушатель есть цель
22. простое
23. Причастие
Дополнительная часть
24. 1) вестибюль, бледнеть, предложоние
2) промокашка, преклонение, прополоть
3) тишина, площадка, ремонтировать
4) вакансия, касательная, уровень
25. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек ( ) и листья сыпались с них частым и печальным дождём. (К. Паустовский)
Сложносочинённое предложение.
26. «Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого, - утверждал В. Сухомлинский. - Поставь над собой сто учителей, и они окажутся бессильными, если ты не можешь заставить себя».
27.

слитно

раздельно

вблизи

за тем

чтобы

на встречу

впрок

в начале

влево

на прямую




28.
Сейчас вода в озере была очень чёрная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно. (К. Паустовский) -
Второе предложение в составе бессоюзного сложного предложения объясняет причину действия в первом предложении.
29. Идея, вычитанная или услышанная и, пожалуй, понятая, но не проведённая через собственную натуру, не получившая отпечатка вашей личности, несомненно, есть мёртвый капитал. (В. Белинский)
30. Но вот приходит осень, а с нею и «цветы последние», воспетыеПушкиным.(С. Гейченко)
Цветы Михайловского впитали в себя голубизну здешнего неба, зелень лесов, деревьев и трав и все цвета небесной радуги, осенявшие эту землю испокон веков. (С. Гейченко)
Очень часто книга, написанная две тысячи лет тому назад, может дать чьей-либо жизни то или иное направление. (А. Герцен)
+ Внимание учёных приковано к глубинам океана, с неисчерпаемыми богатствами которого связано будущее человечества. (Н. Малютин)