Этап занятия и его методическая задача. | Реализация коммуникативно - обучающей и организаторской функции учителя. | Режим работы. | ТСО, наглядность на уроке. |
I. Сообщение темы урока. | Писатели, связанные с Бугурусланом. С.Т. Аксаков. Сказка «Аленький цветочек». Соприкосновение со сказками Пушкина в мысли об облагораживающей силе и духовной стойкости человека перед лицом испытаний. | | Запись темы на доске и в тетрадях. |
II. Рассказ о писателе. | Что Вы знаете о С.Т.Аксакове? С.Т.Аксаков родился 20 сентября /1 октября/ 1791 года в Уфе, но детские годы его прошли здесь, в старинном с.Аксаково , в 27 километрах к северу от Бугуруслана, в тихом уголке, в стороне от больших дорог, между живописными холмами. Сказка увидела свет в 1858 году. Прелесть и свобода сказочного чуда привлекают к себе читателей герои сказки Аксакова. С ним мы сегодня и познакомимся. | 8-10 минут | портрет С.Т.Аксакова. Выставка произведений писателя. |
III. Задачи урока : 1.Знакомство со сказкой С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». 2. Работа со словом «Сказки» для определения собственного отношения к героям. 3. Формирование интереса к писателям, чьи имена связаны с Бугурусланом. | Цель урока - работа над текстом сказки для определения собственного отношения к героям. Домашнее задание к этому уроку – чтение сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Групповая работа по тексту сказки на уроке. | | |
IV. Групповая работа по тексту сказки. | Задание. Какими я представляю себе героев сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Выписать словосочетания, характеризующие героев. | | Словарная работа. |
Индивидуальная работа учителя с учащимися при подготовке задания. | I группа – образ околдованного королевича II группа – образ меньшой купеческой дочери III группа – образ купца IV группа – ключница Пелагея V группа – отсчёт об экскурсии в с.Аксаково Выступление каждой группы с дополнениями | 10 | парча, бурмицкий жемчуг, самоцветные камни, инда, кашка, середович, ширинка, прыскучий, опочивальня? |
Индивидуальная работа учителя с учащимися при подготовке задания. | Околдованный королевич / I группа/ | | |
| «Ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угощения, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную, и будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве могучем». Добрая душа королевича. | 5 | |
| - А какими мы видим героев сказок С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» в рисунках бугурусланских художников – любителей А.А. Темникова , П.Н. Харченко | | презентация |
Красота земного в искусстве и музыке бытия и горечь чувств терпящих бедствие людей в искусстве и музыке | Как создавался спектакль по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»? Встреча с артистами драматического театра имени Н.В.Гоголя. Любопытный эпизод произошёл перед Великой Отечественной войной, когда в Союз писателей СССР как свидетельствует Анна Иосифна Кальма , пришло письмо от сельских ребятишек. Они просили передать писателю товарищу Аксакову пожелание хорошего здоровья, благодарность за замечательную сказку «Аленький цветочек» и просьбу написать много – много таких же интересных сказок. Кстати , Бугурусланский театр имени Н.В.Гоголя ёщё более полувека назад поставил на своей сцене спектакль по сказке «Аленький цветочек» и неоднократно его возобновлял. | | игра артистов эпизодов сказки |
Сообщение 2 группы с выборочным текстом чтения | Образ меньшой купеческой дочери. Околдованного королевича – лесного зверя спасла девичья любовь. Не безобразное чудище, а молодой прекрасный принц в золототканых одеждах предстал перед девицей, его полюбившей. На её месте были другие, но только она одна оценила добрую душу королевича – и добродетель оказалась вознаграждённой. Судьба благоволит людям стойким в своих привязанностях. | | |
Одухотворённый пейзаж в литературе, изобразительном искусстве, музыке | - Каким Вы себе представляете с. Аксаково на фотографиях М. Марказина? Источник, откуда черпал материал писатель для своих произведений. Н.В.Гоголь «Никто из русских писателей не умеет описывать природу такими сильными и свежими красками, как Аксаков». Сюда с сыном приезжал на отдых известный русский композитор Антон Рубинштейн. | | М.Марказин к 200- летию со дня рождения. Прослушивание музыкальных произведений. |
Сообщение 3 группы с выборочным пересказом и чтением. | Образ Пелагеи- ключницы. Ключница Пелагея – смелая, простая, глубоко человечная, великая мастерица рассказывать сказки. Писатель воспроизвёл гуманную мораль народа. Сказка народна и по форме. Стиль выдержан в манере ключницы – сказочницы Пелагеи, жившей в семье Аксаковых. | | |
Цвет, как средство характеристики героя | Каким Вы представляете себе аленький цветочек в иллюстрациях к сказке Е. Шатохиной – художника – любителя. | | Просмотр иллюстраций Е. Шатохиной к сказке Аксакова «Аленький цветочек». |
Сообщение 4 группы, подробный пересказ. | Образ купца. «Жил – был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства. И было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая – лучше всех | 5 | |
| | | |
V. Подведение итогов | - Что помогает ярче представить героев сказки? - Иллюстрации, репродукции картин, фотографии, музыка. Какие качества Пелагеи, купеческой дочери, околдованного королевича привлекают внимание читателей? (доброта, смелость, отзывчивость, простота, любовь к родине, народу). | | |
| Что общего у фольклорной сказки и авторской сказки, созданной Аксаковым? (постоянные эпитеты, элементы фантастики, победа добра над злом). Чем отличается народная сказка? (афоризмами, метким языком). | 5 | |
VI. Задание на дом | Составьте свою сказку | | |
Сообщение 5 группы. Отсчёт об экскурсии в с. Аксаково. | Обильный край, благословенный! Хранилище земных богатств!... И горы соляных кристаллов по тузлукам твоим найдут. И руды дорогих металлов из недр глубоких извлекут… «На всю Россию, на весь мир прославил Аксаков доселе мало кому известные оренбургские степи, тихие, «тёмные» леса, величавые равнинные реки, степные дали! | | |