СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Аленький цветочек"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Аленький цветочек" 

Просмотр содержимого документа
«"Аленький цветочек"»

Урок литературы в 4 классе. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Аннотация:

Писатели, связанные с Бугурусланом. С.Т. Аксаков. Сказка «Аленький цветочек». Соприкосновение со сказками Пушкина в мысли об облагораживающей силе и духовной стойкости человека перед лицом испытаний.

Автор

Пуздрова Анна Ивановна

Адрес:

Брянская область, г. Унеча


Этап занятия и его методическая задача.

 

 

Реализация коммуникативно - обучающей и организаторской функции учителя.

 

 

Режим работы.

 

 

ТСО, наглядность на уроке.

 

 

I. Сообщение темы урока.

 

Писатели, связанные с Бугурусланом. С.Т. Аксаков. Сказка «Аленький цветочек». Соприкосновение со сказками Пушкина в мысли  об облагораживающей силе и духовной стойкости человека перед лицом испытаний.

 

 

Запись темы на доске и в тетрадях.

 

II. Рассказ о писателе.

 

Что Вы знаете о С.Т.Аксакове? С.Т.Аксаков родился 20 сентября /1 октября/ 1791 года в  Уфе, но детские годы  его прошли здесь, в старинном с.Аксаково , в 27 километрах к северу от Бугуруслана, в тихом уголке, в стороне от больших дорог, между живописными холмами. Сказка увидела свет в 1858 году. Прелесть и свобода сказочного чуда привлекают к себе читателей герои сказки Аксакова. С ним мы  сегодня и познакомимся.

 

8-10 минут

 

портрет С.Т.Аксакова.

Выставка произведений писателя.

 

III. Задачи урока :

1.Знакомство со сказкой

  С.Т.Аксакова «Аленький

  цветочек».

2. Работа со словом

   «Сказки» для определения

   собственного отношения

к героям.

3. Формирование интереса к

писателям, чьи имена

связаны с Бугурусланом. 

 

Цель урока - работа над текстом сказки для определения  собственного отношения к героям. Домашнее задание к этому уроку – чтение сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Групповая  работа по тексту сказки на уроке.

 

 

 

IV. Групповая работа по тексту сказки.

Задание. Какими я представляю себе героев сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Выписать словосочетания, характеризующие героев.

 

Словарная работа.

Индивидуальная работа учителя с учащимися при подготовке задания.

I группа – образ околдованного королевича

II группа – образ меньшой купеческой дочери

III группа – образ купца

IV группа – ключница Пелагея

V группа – отсчёт об экскурсии в с.Аксаково

Выступление каждой группы с дополнениями

10

парча, бурмицкий жемчуг, самоцветные камни, инда, кашка, середович, ширинка, прыскучий, опочивальня?

Индивидуальная работа учителя с учащимися при подготовке задания.

Околдованный королевич / I группа/

 

 

 

«Ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угощения, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную, и будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве

могучем». Добрая душа королевича.

5

 

 

- А какими мы видим героев сказок С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» в рисунках бугурусланских

 художников – любителей А.А. Темникова ,

 П.Н. Харченко

 

презентация

Красота земного в  искусстве и музыке бытия и горечь чувств терпящих бедствие людей в искусстве и музыке

Как создавался спектакль по сказке С.Т.Аксакова

«Аленький цветочек»? Встреча с артистами драматического театра имени Н.В.Гоголя. Любопытный эпизод произошёл перед Великой Отечественной войной, когда в Союз писателей СССР как свидетельствует Анна Иосифна Кальма , пришло письмо от сельских ребятишек. Они просили передать писателю товарищу Аксакову пожелание хорошего здоровья, благодарность за замечательную сказку «Аленький цветочек» и просьбу написать много – много таких же интересных сказок.

Кстати , Бугурусланский  театр имени Н.В.Гоголя  ёщё более полувека назад поставил на своей сцене спектакль по сказке «Аленький цветочек» и неоднократно  его возобновлял.

 

игра артистов  эпизодов сказки

Сообщение 2 группы с выборочным текстом чтения

Образ меньшой купеческой дочери. Околдованного королевича – лесного зверя спасла девичья любовь. Не безобразное чудище, а молодой прекрасный принц  в золототканых одеждах предстал  перед девицей, его полюбившей. На её месте были другие, но только она одна оценила добрую душу королевича – и добродетель оказалась вознаграждённой. Судьба благоволит  людям стойким в своих привязанностях.

 

 

Одухотворённый пейзаж в литературе, изобразительном искусстве, музыке

- Каким Вы себе представляете с. Аксаково на фотографиях

М. Марказина? Источник, откуда черпал материал  писатель для своих произведений. Н.В.Гоголь «Никто из русских писателей не умеет описывать природу такими сильными и свежими красками, как Аксаков». Сюда с сыном приезжал на отдых  известный русский композитор Антон Рубинштейн.

 

М.Марказин к 200- летию со дня рождения.

Прослушивание музыкальных произведений.

Сообщение  3 группы с выборочным пересказом и чтением.

Образ Пелагеи- ключницы. Ключница Пелагея – смелая, простая, глубоко человечная, великая мастерица рассказывать сказки. Писатель воспроизвёл гуманную мораль народа. Сказка народна и по форме. Стиль выдержан в манере  ключницы – сказочницы Пелагеи, жившей в семье Аксаковых. 

 

 

 Цвет, как средство характеристики героя

Каким Вы представляете себе аленький цветочек в иллюстрациях к сказке Е. Шатохиной – художника – любителя.

 

Просмотр иллюстраций Е. Шатохиной к сказке Аксакова «Аленький  цветочек».

 Сообщение 4 группы, подробный пересказ.

 Образ купца. «Жил – был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства. И было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая – лучше всех

5

 

 

 

 

 

V. Подведение итогов

- Что помогает ярче представить героев сказки?

- Иллюстрации, репродукции картин, фотографии, музыка.

 Какие качества Пелагеи, купеческой дочери, околдованного королевича привлекают внимание читателей? (доброта, смелость, отзывчивость, простота, любовь к родине, народу).

 

 

 

Что общего у фольклорной сказки и авторской сказки, созданной Аксаковым? (постоянные эпитеты, элементы фантастики, победа добра над злом).

Чем отличается народная сказка? (афоризмами, метким языком).

5

 

VI. Задание на дом

Составьте свою сказку

 

 

Сообщение 5 группы.

Отсчёт об экскурсии в с. Аксаково.

Обильный край, благословенный!

 Хранилище земных богатств!... И горы соляных кристаллов по тузлукам твоим найдут. И руды дорогих металлов из недр глубоких извлекут…

 «На всю Россию, на весь мир прославил Аксаков доселе мало кому известные оренбургские степи, тихие, «тёмные» леса, величавые равнинные реки, степные дали!