Анализ воспитательной работы за 2018 – 2019 учебный год.
1 «Б» класс.
Классный руководитель Кадерова Л.Д.
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году:
Цели и задачи воспитательной работы в классе в текущем учебном году строились на основе принципов и положений «Концепции воспитания в системе непрерывного образования в РК», в соответствии общешкольными целями и задачами. Кроме этого, были приняты во внимание методические рекомендации классным руководителям, выпущенные в 2015г, а также программа «Рухани жаңғыру».
Цель воспитательной работы в этом году была направлена на развитие всесторонне развитой личности, умеющей размышлять, отстаивать собственное мнение, способной жить в коллективе, выполняя его требования, законопослушной, любящей свою Родину.
В 2018 – 2019 учебном году были поставлены следующие задачи:
1)Способствовать формированию классного коллектива;
2)Оказывать помощь каждому ребёнку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности;
3)Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире, воспитывать любовь к Родине, интернациональное отношение к разным национальностям;
4)Формировать жизненно-важные трудовые навыки и нравственные представления: стремления говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть организованным, исполнительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи;
5)Воспитывать сознательную дисциплину.
Вся воспитательная работа с классом строилась по следующим направлениям: развитие интеллектуальной культуры, гражданско-патриотическое, национальное воспитание, духовно-нравственное, творческое, эстетическое воспитание, профессионально-трудовое и экономическое воспитание, формирование здорового образа жизни, физическое и экологическое воспитание, правовое, поликультурное воспитание, профилактика правонарушений, воспитание толерантности и общественного согласия, профилактика религиозного экстремизма и терроризма, антикоррупционная деятельность, семейное воспитание. Формы проведения мероприятий были разнообразны: торжественная линейка, спортивное соревнование, тренинг, игра-путешествие, дискуссия, конкурс, викторина, трудовой десант, акция, выставка, игры, экскурсии.
2. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся:
Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся показывает, что на формирование личностных качеств школьников, их социализацию, развитие творческих дарований, физических способностей большое влияние оказывают родители, сверстники, занятия в кружках, секциях ШДТ, ДШТ, ДЮСШ и др. Более 60% учащихся заняты во внеучебное время дополнительным образованием – посещают танцевальную студию при ШДТ, секции бокса и карате ДЮСШ, творческие кружки ШДТ.
3. Анализ развития коллектива класса:
В течение всего учебного года с классным коллективом была организована диагностика. Проведенная социометрия классного коллектива показала, что лидерами в классе являются Палий Мария, Зайнутдинова Алина, Аубакирова Амира, Курахмедов Тагир. Дружат дети, в основном, по месту жительства.
Общественное мнение в классе находится на начальной стадии развития, дети учатся вырабатывать ценностные ориентиры коллектива. Они откровенно радуются успехам класса, осуждают детей, которые нарушают дисциплину на уроках и во внеурочное время.
В целом отношения в классе доброжелательные, дети общаются в школе и за её пределами, любят коллективные дела, с удовольствием участвуют в мероприятиях. Наиболее активные дети: Агатаева А., Белевцева Т., Зайнутдинова А., Палий М., Тайкешова А.. Но есть и пассивные дети. Это – Куатжанов Н., Браун А., Мурзагулова М., Тихонов К.
Отношения с учителями соответствуют норме, пререканий со старшими нет, замечания воспринимают адекватно.
Работа с классом требует дальнейшего развития общественной активности школьников, воспитание ответственности за общие результаты деятельности детского коллектива.
4. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
Класс принимал участие во всех школьных мероприятиях, в следующих творческих общешкольных конкурсах отмечен грамотами и номинациями –
«Папа, мама, я – спортивная семья»
«Супер-мамочка»
Дети не пропустили ни одного конкурса рисунков или поделок и получили немало грамот. Белевцева Татьяна, Самофал Виктория, Тайкешова Айлана, Сарсембаева Арайлым, Палий Мария, Зайнутдинова Алина были постоянными участниками различных общешкольных конкурсов рисунков и поделок.
5. Анализ развития учащихся класса:
Уровень воспитанности детского коллектива соответствует среднему показателю.
Нравственно-эстетическому развитию учащихся способствовала тематика классных часов («Какие бывают приветствия?", «Спеши делать добро", «Под единым шаныраком», «Привычки хорошие и плохие», «Давайте подумаем о счастье», «Культура общения», «Что такое хорошо и что такое плохо». а также формы и средства для организации классных часов. В этом учебном году много классных часов проводились с использованием интерактивного оборудования для просмотра презентаций, видео, анимации.
Немало мероприятий было проведено по эколого-валеологическому направлению. Это и игра-развлечение «Мы растём здоровыми», праздник «Друзья здоровья», минутки здоровья, игра-путешествие «В неведомом царстве» и др., где дети знакомились с правилами здорового образа жизни, с вредными привычками, которые не надо приобретать.
Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма.
Проводя мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию, ребята знакомились с Казахстаном, с родным городом, с национальными праздниками. Интересно прошло мероприятие «Заочное путешествие «Мой родной край». Путешествию по родному городу было посвящен и урок математики с использованием лего-конструкций. А 23 мая ребята вышли на очную экскурсию по городу, где познакомились с памятниками нашего города. Родителям был предоставлен фото-отчёт об экскурсии. Родители благодарили за мероприятие.
В целях развития познавательных интересов и творческих способностей в интеллектуальной деятельности ученики класса вовлекались в участие в олимпиады. В республиканской олимпиаде «Полиглотик» Зайнутдинова Алина, Костомаров Дмитрий и Курахмедов Тагир заняли первые места. В международных олимпиадах «Заврики» по математике и русскому языку победителями стали Агатаева Айжар, Аубакирова Амира, Зайнутдинова Алина, Костомаров Дмитрий, Палий Мария, Сандыгулова Амина, Тайкешова Айлана, Фаткулин Марсель, Шевчук Андрей. Костомаров Дмитрий занял третье место в очной областной олимпиаде для начальных классов в Костанае.
Развитию способностей в художественно-эстетической деятельности учащиеся способствовало проведение классных часов, участие в школьных мероприятиях, тематических линейках в начальных классах.
Правовое образование обучающихся является одним из основных факторов успешности их социализации в обществе. Оно направлено на освоение обучающимися основ правовой грамотности и правовой культуры, формирование гражданско-правовой ответственности, самостоятельности, инициативности, толерантности.
По правовому воспитанию еженедельно проводилась Школа правовой культуры, где дети знакомились со своими правами и обязанностями.
В 1 классе ещё не все дети посещали кружки и секции, т.к. они ещё малы, их надо водить на занятия, а родители работают. 5 человек посещало кружок «Лепка из глины», 2 человека – танцевальный, 2 человека – «Кройка и шитьё», три человека посещали кружок математики, трое – «Моделирование». Костомаров Дмитрий занимался в секции карате, Жаксылык Данайдар – в секции бокса, Коляда Данил – в секции борьбы.
Уровень знаний, умений учащихся высокий. По итогам года из 23 детей – 12 отличников, 9 хорошистов, 2 ученика успевают на «3», неуспевающих нет.
В классе было проведено немало мероприятий. Наиболее удачными были спортивная игра "Папа, мам, я - спортивная семья", где от класса выступала семья Прасоловых, игровая программа «На сказочном стадионе», утренник «Родную нашу маму поздравим с Женским Днём!», «Путешествие в страну «Грамматику», минутки безопасности, экскурсии в городскую библиотеку, в городской музей, по городу и др. С удовольствием дети участвовали в различных конкурсах - рисунков, интеллектуальных. Больше нравятся детям мероприятия с использованием ИКТ, что делалось часто.
Наиболее положительно на развитие и нравственное положение учащихся влиял личный пример учителя, пример ровесников.
За учебный год коллектив сплотился. Этому способствовало множество мероприятий, проведённых в классе. Это час общения «Дружба», участие в общешкольных мероприятии «Посвящение в пешеходы», КТД «Ура, мы первоклассники!» кафе именинников, игра «Сердечко желаний», классные часы: «Какие бывают приветствия?», «Дружба начинается с улыбки», «Нехорошие слова. Недобрые шутки», «Уроки дружбы», «Основные законы бесконфликтного существования» и др.
6. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
Категория родителей в этом классе, в основном, интеллигенция. Поэтому общий язык с родителями был найден быстро. Родители адекватно реагируют на все предложения, замечания. Охотно помогают учителю. Особенно хотелось выделить родителей, которые являются первыми помощниками учителя. Это Самофал Ю.А., Белевцева А.Н., Танатова А.А., Палий Е.А., Фаткулина Ю.В.
В классе неблагополучных семей нет. В течение года были посещены все квартиры учащихся.
7. Выводы.
К положительному опыту в этом учебном году можно отнести использование возможностей информационных технологий (презентации, слайд-шоу, анимация, видеоролики и т.д.), которые использовались как во внеклассной работе, так и на уроках.
Исходя из анализа воспитательной работы в классе, главной целью воспитания на следующий 2019-2020 учебный год является разностороннее развитие учащихся, формирование у личности школьников творческого, нравственного отношения к собственной жизни и к жизни других людей, воспитание нравственной личности.
К первоочередным задачам относятся:
способствовать духовно-нравственному развитию учеников
создавать необходимые условия для дальнейшего сплочения детского коллектива
прививать потребность в ведении здорового образа жизни
работать над самоуправлением в классе