ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП НОО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением английского языка
г. Жуковского Московской области
«Утверждаю»
Директор МОУ школа № 3
____________В.А.Рыбина
Приказ № от 01.09.2022г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Читаю в поисках смысла»
2 класс
Составитель программы:
Коровина Е.С.
2022 – 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по курсу «Читаем в поисках смысла» предназначена для реализации на начальном уровне образования и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и примерной основной образовательной программой начального общего образования (ПООП НОО).
Обучение смысловому чтению разработано с целью углубленного изучения предмета «Литературное чтение», формирования метапредметных УУД и всестороннего развития личности ребёнка.
Для реализации данного курса используется комплект учебных пособий, входящих в предметную линию «Школа России».
Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход
Рабочая программа составлена на основе ООП НОО, годового календарного графика работы школы, положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
На изучение курса внеурочной деятельности «Читаю в поисках смысла» в 2 классе согласно учебному плану отводится 1 час в неделю (всего 34 часа в год).
Цель программы: формирование личности обучающегося, владеющего основными стратегиями чтения, направленными на достижение читательской грамотности, которая включает в себя умение поиска и анализа информации в тексте, его понимание и интерпретацию, оценку и формирование суждения о тексте.
Задачи программы:
Обучающие:
-расширение и углубление программного материала;
-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
-коррекция речи младших школьников посредством проведения упражнений, способствующих общему речевому развитию детей:
обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др.
Воспитательные:
-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
-воспитание чувства патриотизма;
-повышение общей языковой культуры учащихся;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
-развитие интереса к языку как учебному предмету;
- общего языкового развития младших школьников;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные:
обучающихся будут сформированы:
понимание того, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, умение находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках;
умение называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6),
пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных;
умение предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине;
способность делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию, предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций;
умение пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке; способность осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов;
способность сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается;
умение понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
Обучающиеся получат возможность для формирования
способность осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения; проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.);
способность применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения;
умение строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения;
способность проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач;
умение применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения;
способность осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей;
Метапредметные:
Регулятивные
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи занятия в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
Познавательные
считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты;
сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ);
сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников;
отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения;
сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
Коммуникативные
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
осознавать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме;
проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента; объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
Предметные:
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных
дилемм
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя
(учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом повествованием.
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение,
олицетворение).
Содержание курса внеурочной деятельности «Читаю в поисках смысла» с указанием форм организации и видов деятельности
2 а класс
№п/п | Содержание | Виды деятельности | Формы организации |
1. | Стихотворение И. Асеевой «С днем знаний». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И.Асеевой «С днем знаний» | Формирование эмоциональной оценки. Анализ содержания стихотворения. Анализ средства художественной выразительности: эпитеты, метафора. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. | Дискуссии |
2. | Стихотворение Г. Ладонщикова «С добрым утром!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения Г. Ладонщикова «С добрым утром!» | Прогнозирование содержания стихотворения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. | Беседа-рассуждение |
3. | Удмуртская сказка «Березка-красавица» | Формирование эмоциональной оценки сказки. Анализ сюжета. Составление плана и подготовка к пересказу. Характеристика героев. Анализ нравственного содержания сказки. Определение главной мысли. Логические упражнения. Словарная работа | Беседа-рассуждение |
4. | Готовимся к чтению по ролям сказки «Берёзка-красавица» | Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям. Взаимная оценка | дидакти ческая игра |
5. | Китайская сказка «Жадный Ча» | Формирование эмоциональной оценки сказки. Анализ сюжета. Составление плана и подготовка к пересказу. Анализ нравственного содержания сказки. Определение главной мысли. Творческое задание: придумать свой финал сказки. Составление вопросов к сказке | Беседа-рассуждение |
6. | Научнопознавательный текст «Дракон». Готовимся к выразительному чтению сказки «Жадный Ча» | Составление вопросов к научно-познавательному тексту. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из сказки. Взаимная оценка. | Дискуссии |
7. | Чувашская сказка «Откуда взялась река» | Анализ сюжета сказки. Анализ нравственного содержания сказки. Составление плана и подготовка к пересказу. Словарная работа | Беседа-рассуждение |
8. | Экскурсия в библиотеку | Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск нужной информации в словарях и энциклопедиях | Экскурсия |
9. | Готовимся к постановке сказки «Откуда взялась река» | Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Инсценировка сказки. Взаимная оценка | дидакти ческий театр |
10. | Занятие в компьютерном классе | Поиск нужной информации в сети Интернет. Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.academic.ru (словари и энциклопедии); www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru, www.potomy.ru (энциклопедии для школьников) | Беседа-рассуждение |
11. | Рассказ Н. Сладкова «Воздушный замок» | Актуализация знаний об авторе. Прогнозирование содержания произведения. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ сюжета рассказа. Выявление и анализ средств художественной выразительности: описание, сравнение. Словарная работа | Беседа-рассуждение |
12. | Научно-познавательный текст «Паук серебрянка» | Сопоставление художественного и научнопознавательного текстов | Дискуссии |
13. | Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Воздушный замок» | Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Игра «Читаем цепочкой». Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка | Беседа-рассуждение |
14. | Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни» | Анализ сюжета рассказа. Анализ нравственного содержания рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа | Беседа-рассуждение |
15. | Готовимся к чтению по ролям рассказа Николая Сладкова «Болтливые окуни» | Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка | дидакти ческая игра |
16. | Рассказ В. Осеевой «Долг» | Анализ нравственного содержания рассказа. Составление вопросов к рассказу. Творческое задание: придумать свой финал рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа | Беседа-рассуждение |
17. | Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Долг» | Развитие технической стороны чтения. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка | дидактическая игра |
18. | Рассказ В. Осеевой «Картинки | Анализ нравственного содержания рассказа. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа. | Беседа-рассуждение |
19. | Подготовка к выразительному чтению рассказа В. Осеевой «Картинки» | Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа по ролям | Беседа-рассуждение |
20. | Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя» | Актуализация знаний об авторе. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание и сравнения. Анализ содержания. Работа над художественным приёмом (омофоны). Словарная работа | познавательная беседа |
21. | Подготовка к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Послушный Петя» | Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка | дидактическая игра |
22. | Стихотворение И. Бродского «История двойки» | Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ нравственного содержания стихотворения. Формулирование главной мысли. | Беседа-рассуждение |
23. | Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Бродского «История двойки» | Прогнозирование содержания произведения. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка | Беседа-рассуждение |
24. | Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!» | Актуализация знаний об авторе. Анализ сюжета рассказа. Характеристика героев рассказа. Анализ нравственного содержания рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа. Составление плана и подготовка к пересказу. Составление вопросов к рассказу | Беседа-рассуждение |
25. | Подготовка к чтению по ролям отрывка рассказа В. Голявкина «Вот что интересно!» | Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение по ролям. Взаимная оценка | Беседа-рассуждение |
26. | Стихотворение З. Письма «В летние каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения З. Письма «В летние каникулы | Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Выявление средств художественной выразительности: сравнения. Составление своих сравнений. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения | Беседа-рассуждение |
Календарно-Тематическое планирование
2 класс 34 часа)
№п/п | Темы занятий | ЦОР | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки про-хождения |
I триместр (11 часов) | |
1. | Стихотворение И. Асеевой «С Днём знаний». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Асеевой «С Днём знаний» | https://resh.edu.ru/ | 1 | 01.09-02.09 | |
2. | Стихотворение Г. Ладонщикова «С добрым утром!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения Г. Ладонщикова «С добрым утром!» | | 1 | 05.09-09.09 | |
3-5. | Удмуртская сказка «Березка-красавица» | | 3 | 12.09-16.09 19.09-23.09 26.09-30.09 | |
6 | Готовимся к чтению по ролям сказки «Берёзка-красавица» | | 1 | 03.10-07.10 | |
7-8. | Китайская сказка «Жадный Ча» | | 2 | 17.10-21.10 24.10-28.10 | |
9. | Научно-познавательный текст «Дракон». Готовимся к выразительному чтению сказки «Жадный Ча» | | 1 | 31.10-03.11 | |
10-11 | Чувашская сказка «Откуда взялась река» | | 2 | 07.11-11.11 14.11-18.11 | |
II триместр (11 недель) | |
12. | Экскурсия в библиотеку | | 1 | 28.11-02.12 | |
13. | Готовимся к постановке сказки «Откуда взялась река» | | 1 | 05.12-09.12 | |
14. | Занятие в компьютерном классе | | 1 | 12.12-16.12 | |
15. | Рассказ Н. Сладкова «Воздушный замок» | | 1 | 19.12-23.12 | |
16. | Научно-познавательный текст «Паук-серебрянка» | | 1 | 26.12-30.12 | |
17. | Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Воздушный замок» | | 1 | 09.01-13.01 | |
18-19 | Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни» | | 2 | 16.01-20.01 23.01-27.01 | |
20. | Готовимся к чтению по ролям рассказа Николая Сладкова «Болтливые окуни» | | 1 | 30.01-03.02 | |
21. | Рассказ В. Осеевой «Долг» | | 1 | 06.02-10.02 | |
22. | Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Долг» | | 1 | 13.02-17.02 | |
III триместр (12 недель) |
23. | Рассказ В. Осеевой «Картинки | | 1 | 27.02-03.03 | |
24. | Подготовка к выразительному чтению рассказа В. Осеевой «Картинки» | | 1 | 06.03-10.03 | |
25-26 | Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя» | | 2 | 13.03-17.03 20.03-24.03 | |
27 | Подготовка к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Послушный Петя» | | 1 | 27.03-31.03 | |
28. | Стихотворение И. Бродского «История двойки» | | 1 | 10.04-14.04 | |
29. | Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Бродского «История двойки» | | 1 | 17.04-21.04 | |
30-32 | Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!» | | 3 | 24.04-28.04 02.05-05.05 08.05-12.05 | |
33. | Подготовка к чтению по ролям отрывка рассказа В. Голявкина «Вот что интересно!» | | 1 | 15.05-19.05 | |
34. | Стихотворение З. Письман «В летние каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения З. Письман «В летние каникулы | | 1 | 22.05-26.05 | |
«Согласовано»
на заседании ШМО учителей –
__________________________________
Председатель ШМО_________________/_____________/
Протокол №__________от _________________________
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
___________________________________/_____________/
_________________________________________________
16