СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье  раскрыта актуальность опыта работы,   системы организации  детского экспериментирования, с учетом обоснования темы  и  оценки существующих результатов.

Просмотр содержимого документа
«Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников.»

Н. Е. Ванюшина

воспитатель первой квалификационной категории

МДОУ д/с общеразвивающего вида № 23

Детское экспериментирование, как средство развития

познавательной активности дошкольников.



«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то

одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми

красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку

захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал». 
В.А.Сухомлинский.

Аннотация. В статье раскрыта актуальность опыта работы,   системы организации детского экспериментирования, с учетом обоснования темы и оценки существующих результатов.


Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования – ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

Новые стандарты определяют приоритетность творческой личности,

обновление познавательного процесса, возможность эффективного применения интегративного подхода, возросшую потребность общества в успешном человеке.

В настоящее время в дошкольном образовании актуальна проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментирования, и реализуется через интегрированную образовательную деятельность. Поисково-исследовательская деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка, как и игровая. Наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников, возраста «Почемучек».

Экспериментирование — это практическая деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В ходе экспериментирования формируется познавательный интерес, развивается наблюдательность, мыслительная деятельность дошкольников, а так же обогащение памяти и речи.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности, жизненный опыт, мною разработан перспективный план работы по экспериментально – исследовательской деятельности. Перспективное планирование рассчитано на все возраста дошкольного периода, образовательная деятельность реализуется как в рамках ООП, так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности.

Начиная работу с детьми младшего дошкольного возраста, я включаю в совместную деятельность игры на основе экспериментирования с предметами. Мои воспитанники как бы совершают прогулку в мир вещей, учась манипулировать с ними, разрешать проблемную игровую ситуацию в ходе игр-путешествий в «страну игрушек», «в мир одежды», «в страну чистоты». Например, для малышей, актуально знакомство с зеркалом, погремушкой, с разными видами щеток (зубной, для волос, для одежды). В среднем возрасте детей вовлекаю в сюжетно-ролевую игру «Мы – лесники», «Спасатели», «В магазине цветов» и др. В ходе разыгрывания определенного сюжета, я подвожу детей к цепочке экспериментальных действий, и ребенок получает ответы на интересующие его вопросы. В работе с детьми старшего возраста использую игры – эксперименты, ориентированные на исследовательскую деятельность. Например, как действует магнит на различные предметы, где живут звуки, свойства камней и воды. В ходе экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками предлагаю ситуации, которые ребенок решает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении окружающей действительности.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, безопасная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации саморазвития. В группе оформлен центр экспериментиро- вания «Лаборатория Почемучки», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование: природный материал, утилизированный материал, разные виды бумаги, краски, медицинские материалы, лабораторное оборудование и пр. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования определяется и меняется в соответствии с планом работы.

В групповом помещении  центр экспериментирования совмещен с уголком природы, здесь функционирует мини-огород на окне, где дети наблюдают и выращивают рассаду. Проводя долгосрочные наблюдения за растениями, учатся делать простые умозаключения, убеждаются в том какую роль играют свет, вода, тепло в их жизни. Мои воспитанники всегда могут найти ответы на интересующие их вопросы на полке «умных книг», в «библиотечке», где находится познавательная литература, книги собственного изготовления и интересные мультфильмы об окружающем мире в рубрике «Профессор Почемушкин». Помогают разнообразить совместную деятельность с детьми, изготовленные лэпбуки на темы

«Волшебница Вода», «Времена года», «Транспорт». В результате использования данных дидактических многофункциональных пособий, у детей пробуждается интерес к познанию окружающего мира. Формируются навыки запоминания и обобщения пройденного материала, самостоятельного поиска нужной информации, использование устной речи для выражения своих мыслей. Поддерживают интерес к теме и служат поводом к различным видам познавательно-исследовательской деятельности дидактические игры, схемы, модели, развивающие настольные игры и конечно минитеатрализация с любознательным героем «Профессором Почемучкой». Созданные в центре экспериментирования игровые макеты, помогают дошкольникам в формировании у детей способности видеть многообразие мира, ознакомлении с природными явлениями, животными и растениями разных климатических зон. Например, макеты «Вулкан», «Водопад» используются для экспериментов с водой и соединения её с различными веществами, а так же для знакомства с горным ландшафтом Земли. Модели «Аквариум», «Море» помогают познакомиться с морскими обитателями и их образом жизни.

Большой интерес у детей вызывают созданные совместно с детьми мобильные коллекции минералов и камней, насекомых, гербарии семян, листьев растений леса и луга. Это позволяет сформировать у воспитанников представление о многообразии природного мира и на практике применить полученные знания.

Образовательная область «Познавательное развитие», к которой относится опытно экспериментальная деятельность, гармонично интегрируется с другими образовательными областями. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. В работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», « Чудесный мешочек», «Свет,» и другие. Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы. В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями. Занимательные краткосрочные эксперименты «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Кроме того, следует отметить положительное влияние детского экспериментирования на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

В процессе организации экспериментальной деятельности, моя работа с детьми строится таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный мной, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результаты опытов. При такой форме работы ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Мною проводятся опыты и эксперименты по книгам «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ» Л.А. Королевой, «Игры-эксперименты с дошкольниками» В.А. Деркунской, А.А. Ошкиной», в которой даны практические указания по организации поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет.

Осуществляя опытно-экспериментальную деятельность с детьми, я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Создавать условия для формирования основного целостного мировоззрения у детей средствами эксперимента.

2. Обеспечивать обогащение познавательного и речевого развития детей, формировать базисные основы личности ребенка.

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей

4.Развивать у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.

5. Развивать умственные способности детей посредством формирования способов познания и сенсорного анализа.

6.Способствовать социально-личностному развитию каждого ребёнка (коммуникации, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий).

Для результативной и качественной работы в данном направлении я распределила опытно-экспериментальную деятельность детей по трём направлениям.

- Живая природа: многообразие организмов, их приспособленность к окружающей среде.

- Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

- Неживая природа: воздух, почва, вода, песок, камни, явления природы, звук.

В своей работе по организации опытно-экспериментальной деятельности на ряду, с традиционными методами, я использую и инновационные - это использование элементов ТРИЗ, метод игрового проблемного обучения, компьютерные и мультимедийные дидактические игры-задания , а так же использую мнемотаблицы и коллажи.

Создавая условия для опытно-экспериментальной деятельности, я уделяю большое внимание включению родителей в процесс развития познавательного интереса детей. Мною разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме : «КВН»,

« Ток – шоу», «Встреча в кафе», «Интеллектуальные игры» и др., оформлена серия наглядной информации для родителей в виде буклетов, познавательных страничек. Привлекаю родителей к изготовлению атрибутов и пособий для дидактических игр, поделок, макетов и сбору тематических коллекций для уголка экспериментирования.

Ожидаемые результаты опытно – исследовательской деятельности дошкольников проверяла с помощью следующих критерий:

-ребенок усваивает достаточно сложные экологические знания;

- у ребенка формируется интерес к экологическим знаниям.

-у ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.

- Ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.

-ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

- ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.

Для успешной работы в этом направлении я нахожу ответы на свои вопросы, занятия в разных источниках, опираюсь на опыт других педагогов. Очень помогает моей работе статьи из журнала «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Старший воспитатель».

Анализируя результаты, выявленные в процессе проведения срезов, с помощью наблюдений, познавательных викторин, лабораторных исследований в самостоятельной деятельности детей, можно сделать вывод, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Систематическая, специально организованная работа по детскому экспериментированию как средству познавательного развития дошкольников, позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы, способствовала стимулированию развития речи, обогащению памяти и мысленных процессов, развитию творческих способностей, воображения. Я уверенна, что знания, умения, навыки поисковой деятельности, полученные, нашими воспитанниками будут, полезны в дальнейшей жизни.

Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят—любознаек и почемучек.