ДОБРОТА ВОКРУГ НАС
17 февраля - День спонтанного проявления доброты - одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций. Этот праздник имеет общемировое значение и празднуется вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений. В России этот праздник пока еще малоизвестен. В этот день, как призывают организаторы, нужно стараться быть добрым ко всем. И не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно.
21 февраля Международный день родного языка; 1 февраля 2017 года - Международный день родного языка (провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию).
Цель: Формирование культуры общения детей.
Задачи:
- формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве;
- развивать умение работать в разновозрастных группах, навык сотрудничества, коммуникативные навыки.
- развитие мотивации речи, общей моторики, голоса, слухового и зрительного внимания и восприятия, фонематического слуха, , связной речи, мышления обучающихся.
- воспитывать у детей духовно-нравственные качества, вежливое отношение к окружающим, чувство доброты, чуткости, сострадания, доброжелательности
- поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;
Звучит музыка «Доброта» (из м/ф "Фунтик").
Дети делятся на две команды. Рассаживаются за столы.
Ведущая приветствует детей.
-Добрый день, ребята! Сегодня, 17 февраля, самый светлый, самый добрый праздник – это День спонтанной добраты!
В России этот праздник пока еще мало известен. Главное в этот день, как призывают организаторы, нужно стараться быть добрым ко всем. И не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно.
Помните, если человек ожидает благодарности за свою доброту, это не может считаться истинной добротой. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу.
Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.
- Ребята, а кто из вас сегодня успел сделать доброе дело? (дети дают ответы)
- Молодцы! У каждого из вас ещё есть время сделать множество добрых дел!
Скажите, а добрым нужно быть только 17 февраля, в День спонтанной доброты?
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
- Давайте друг другу улыбнемся, от наших улыбок сразу станет светлее. И веселее.
«Волшебные слова» ( для всех участников мероприятия. Дети отвечают хором )
-А сейчас мы поиграем и узнаем, знаете ли вы "Волшебные слова" ?
1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
2.Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы …. (спасибо)
4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
5.Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
6.И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания )
Конкурс «Разбитое сердце»
Большое сердце заранее разрезаем на небольшие кусочки, и участники должны собрать целую картинку (в сердце «спрятано» изречение)
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
Жизнь дана на добрые дела.
Участники команд объясняют, как они понимают смысл данного изречения.
Разминка «Танец дружбы» под музыку из мультфильма (« Если с другом вышел в путь -веселей дорога!»)
Конкурс «Говори хорошие слова»
А сейчас поиграем - конкурс заключается в том, чтобы все плохие слова заменить на хорошие. (каждая команда отвечает по очереди )
(Грубый – ласковый, злой – добрый, жадный – щедрый, грустный – веселый, вражда – дружба, горе – радость, ненависть – любовь, обман – правда, унижение – похвала, жестокость – нежность.
«А как поступил бы ты?»
на доске – изображения с различными ситуациями. Дети по очереди выходят к доске и объясняют какая ситуация изображена и как следует поступать правильно.
Конкурс «Сказочные персонажи»
Каждой команде даётся лист бумаги А4. Команда линей делит его на две части. С одной стороны записывают положительных сказочных героев, с другой- отрицательных . После зачитывают, у кого больше.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
- Посмотрите, кто это? (на доске весит изображение Колобка)
- Все добрые и воспитанные люди – они немного волшебники! И сейчас мы с вами превратим Колобка в Солнышко! Солнце пожеланий!
Детям раздаются полосочки из желтой бумаги, где они пишут свои пожелания одноклассникам. После чего приклеивают к «колобку» и получается солнце.
- Пусть наше солнце ярко светит!
Пусть радуются все дети!
Цели:1.помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать нравственные установки.
2. Познакомить с понятиями «милосердие», «благотворительность»,
«доброжелательность и т.п.
оборудование:Мультимедиа проектор, компьютер, экран, фотографии, карточки-понятия, белая и чёрная бумага для рисования, краски (акварель, гуашь).
Учитель:
ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ, КАК ВСЕГДА, НЕ ХВАТАЕТ…
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого «спасибо» не ждут. Генрих Акулов
(на фоне стихотворения слайд-шоу)
— Нашу встречу сегодня я начала со стихотворения Генриха Акулова «Добрых людей как всегда не хватает…». Вы уже догадались, о чём пойдёт наш разговор?
(О доброте. 17 февраля – День доброты).
-Как вы считаете, а кто более всего нуждается в доброте?
(Доброта необходима всем)
Девизом нашего классного часа станут слова известного американского писателя Марка Твена: «Доброта – это то, что может увидеть слепой и услышать глухой». (записать на доске). В конце нашего занятия ответьте, пожалуйста, согласны ли вы с таким определением Марка Твена.
-День спонтанного проявления доброты в России появился недавно. Вот какова его история:
Ученик 1.Этот праздник следует отмечать «всем миром» 17 февраля, вне зависимости от места проживания, гражданства и национальности. Организаторы Дня спонтанного проявления доброты призывают в этот день быть не просто добрыми и отзывчивыми к чужой беде, а добрыми безгранично и бескорыстно.
13 ноября в 1998 году в Токио состоялась первая конференция Всемирного движения за доброту. В этом мероприятии приняли участие Япония, Австралия, Великобритания, США, Канада, Сингапур и Таиланд. Они то и решили, что праздник будет отмечаться 17 февраля. Позднее к движению присоединились многие европейские страны, но Россия — только недавно.
Учитель Чтобы вам стало понятнее словосочетание «спонтанное проявление доброты», я предлагаю посмотреть мультфильм «Просто так».
(демонстрация м. ф.)
Учитель: Как вы теперь понимаете выражение «спонтанное проявление доброты»? (неожиданное, бескорыстное, безвозмездное)
Хотя праздник этот совсем молодой, добрых людей в России всегда почитали. Недаром в русском языке так много слов, в состав которых входит корень добро, благо. Давайте вспомним такие слова.
Добросердечие
Добродушие
Доброжелательность
Благодарность
Благотворительность
Милосердие ( На доске карточки-понятия)
Как вы понимаете значение этих слов?( лексическая работа)
В нашей стране, в мире есть множество людей, которые постоянно нуждаются в нашей помощи и поддержке. Чуткий человек всегда их заметит.
Ученик. Рассказ о донорах.
Ученик. Рассказ о волонтёрах.
Ученик. Рассказ о благотворительных фондах и организациях.
Учитель:«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» — сказал великий русский писатель Лев Толстой. Давайте попробуем составить памятку добрых дел. Таких, которые уже сейчас были бы вам по силам.
Игра-путешествие «Отправляемся на остров Доброты»
Цель: Продолжить знакомство школьников с общечеловеческими ценностями.Задачи: 1. Пробуждать интерес к чтению книг о дружбе, доброте;
2. воспитывать доброжелательность, стремление совершать добрые дела.
Оформление: карточки с пословицами; фонограммы песен о доброте, песни «Яблочко»; изображение на ватмане темных туч и яркого солнца;
книжная выставка «Где добро, там и светло».
Ведущий:
Ты твори по жизни лишь одно добро
Чтоб от доброй мысли множилось оно…
От тепла в округе расцветут сады…
Ведь добро все любят: люди и цветы.
Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна доброта или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают, порой, люди по отношению друг к другу.
Ученик: Доброта
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас.
Добрый день и добрый час
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты
В доме столько доброты.
Ведущий:Дорогие, ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок уютнее и светлее стало в классе. Мы сегодня отправляемся в путешествие на сказочный остров, где живут вежливые, добрые люди.
(Звучит весёлая музыка «Яблочко»)
^ Ученик:
Доброта живет в миру
Даже в злые лихолетья
Проявляйте доброту-
Будет легче жить на свете.
Ведущий:
Если вы будете добрыми, ответственными, то вам не страшны ни штормы, ни ураганы, ни бури. Мы приближаемся к полуострову «Добрые песни». Сейчас я буду показывать вам букву, а вы должны исполнить песню о дружбе, которая начинается с этой буквы. (Включаются фонограммы песен).
Д – дружба крепкая, не сломается …
О – от улыбки хмурый день светлей …
В – вместе весело шагать по просторам…
Е – если с другом вышел в путь…
Продолжаем наше путешествие. Прямо по курсу полуостров «Добрые слова».
Задание 1:
Вспомнить слова и словосочетания, в которых «спряталось добро»
(например: добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добровольный, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добронравный и т. д.)
Задание 2:
Придумать и инсценировать миниатюры на темы: «В транспорте», «В магазине», «За столом», «В библиотеке» и другие, максимально используя «волшебные» слова.
Ученик:
Ах, как нам добрые слова нужны
Не раз мы в этом убеждались сами
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Ведущий:
Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь представляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идёте ли вы по улице, садитесь ли вы в транспорт, делаете ли какие-то домашние дела. Издавна фантазией людей были созданы представители зла, такие, как Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник, и представители добрых сил. Назовите их.
(Василиса Премудрая, Варвара краса - длинная коса, Елена Прекрасная, Марья - искусница и др.).
Следующая остановка – полуостров «Добрые книги».
Ребята, расскажите, какую книгу о добром поступке, о взаимопомощи, об уважительном отношении к старшим вы прочитали. (Ответы детей). А сейчас обратите внимание на книжную выставку «Где добро, там и светло», на которой представлены книги о доброте. (Ведущий проводит обзор книг).
Ведущий:
Вот наконец-то на горизонте появился наш остров. Но что за мрачная картина? Тёмные пальмы и кипарисы. Нас никто не встречает. Кругом тишина, тучи затмили солнце. Надо разогнать тучи и освободить солнце. Для этого вам необходимо составить пословицы о доброте и дружбе: на одних тучках – начало пословицы, а на других – их окончание. Ваша задача - правильно соединить карточки.
На добрый привет… (добрый ответ)
Про доброе дело… (говори смело)
Жизнь дана… (на добрые дела)
Учись доброму… (худое на ум не пойдёт)
Спасибо – великое… (дело)
Без друга - … (в жизни туго)
Был бы друг, … (а время будет)
Друга люби - … (себя не губи)
Дружбу помни, … (а зло забывай)
Дружба не гриб… (в лесу не найдёшь)
Не ищи красоты -… (ищи доброты)
Добро поощряй, … (а зло порицай)
Сделаешь худо –…(не жди добра)
Добрый человек … (добру и учит)
Доброе дело питает … (душу и тело)
Своего «спасибо» не жалей, …(а чужого не жди)
Ученик:
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер»
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час»
Доброта – она от века
Украшенье человека.
Ученик:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться навстречу нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то когда-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
Ведущий:
Пройдя все испытания, мы добрались до нашего острова, острова Доброты. Я советую вам всем создать «копилку добрых поступков». Дома вы можете завести «тетрадь добрых поступков» и записывать их. А можете их рисовать. И не забудьте написать: «Я сделал это здорово. Молодец!»
Учёные считают, что осознание сделанного добра - это уже награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать благодарности. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце. Доброта – это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого – одно удовольствие.
Я думаю, что все вы хотели бы сделать много хорошего для своих близких, друзей, себя. И сегодня у вас есть такая возможность. Давайте вспомним сказку Валентина Катаева «Цветик - семицветик». Представьте, что этот волшебный цветок попал к нам. Давайте скажем добрые пожелания своим друзьям, и они обязательно исполнятся. Подумайте, что бы вы хотели пожелать друг другу.
^ Игра «Цветик-семицветик
(Ребята отрывают лепесток, говорят волшебные слова):
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели… (пожелание ребят друг другу)
Ведущий: Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
(Звучит песня «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения Кота Леопольда».)
Литература:
( рекомендательный список литературы)
Дорогие читатель!
Прочитав книги, представленные в этом
рекомендательном списке, ты получишь
возможность поразмышлять над тем, что
такое добро, милосердие, задуматься о тех
людях, которые живут рядом с тобой и,
может быть, нуждаются в твоей
помощи и поддержке.
Андерсен, Г.Х. Сказки и истории / Г.Х. Андерсен
-М.:Квадрат,2008.-350с.
Есть на свете сказки, которые делают людей добрее; вы держите в руках одну из них. "Девочка со спичками" - самая пронзительная история великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Она, как щемящий звук флейты, затрагивает струны любой души, вызывая светлые слёзы. Классический рождественский сюжет о бедной сиротке, бродящей по нарядным улицам накануне Нового года, приобрёл под гениальным пером Андерсена совершенно новое звучание. Всем известно, что желание, загаданное новогодней ночью, обязательно сбывается. Исполнилось и заветное желание девочки со спичками: она получила наконец любовь, заботу и тепло, которых ей так не хватало. Книга адресуется детям младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Астафьев, В.П. Белогудка /В.П.Астафьев.
-М.:Дет.лит.,1987.-152с.
Рассказы Виктора Астафьева проникнуты верой в человека, в его нравственные силы, заставляют быть добрее друг к другу, внимательнее к другим людям, их бедам и радостям.
Короленко, В.Г. Дети подземелья /В.Г. Короленко
-М.: Книги Искателя, 2011.- 62с.-(Библиотечка школьника).
Повесть очень грустная, главный герой повести мальчик Вася (сын судьи) знакомится во время прогулки совершено случайно с двумя детьми Марусей и Валеком, которые живут в ужасных нищих условиях. Вася сын судьи, и поэтому знаком с таким понятием как нарушение закона, он хорошо усвоил формулу "нехорошо воровать", и потому нищие, добывающие себе средства на жизнь воровством, вызывают у него чувство презрения и негодования. Но когда он видит нищету своих маленьких друзей, он начинает по-другому смотреть на многие вещи. Глядя на мир с непривычной точки зрения, Вася откроет много нового и неизвестного. Например, он поймет, что за балаганным представлением нищих на улице чаще всего скрывается истинная трагедия. Финал повести печален: маленькая Маруся умирает. Книга адресуется детям младшего школьного возраста
Куприн, А.И. Рассказы /А.И.Куприн.-М.:Просвещение,1989.
-319с.:ил.-(Школьная библиотека).
В книгу включены рассказы о детях, странствующих актёрах, о цирке, о животных,- обо всём том, что Куприн особенно любил, что великолепно знал и чем жил. Моё внимание особенно привлёк рассказ Чудесный доктор.
Несколько строк о рассказе. Несчастья одно за другим обрушиваются на семейство Мерцаловых. Из-за тяжелой болезни отец остается без работы, все сбережения уходят на его лечение. Потом дети начали болеть: младшая девочка умерла, еще одна лежит в бреду и горячке. Старшие мальчики, посланные матерью с прошением к бывшему работодателю отца, возвращаются ни с чем. Безуспешные попытки Мерцалова найти хоть какую-нибудь работу приводят его в отчаяние, он решается на самоубийство. И нет, кажется, никакого выхода из этой беспросветной нищеты, из грязного и холодного подвала. Нечаянная встреча с незнакомцем в городском саду, где Мерцалов собирался свести счеты с жизнью, изменила его судьбу. Участие и помощь чудесного доктора помогли побороть несчастья, жизнь семьи наладилась, детям удалось вырасти и выйти в люди. Воспоминание о Чудесном докторе свято хранится в семье Мерцаловых. Книгу рекомендую для широкого круга читателей
Лиханов, А.А. Невинные тайны /А.А. Лиханов.
-М.:Детство.Отрочество.Юность,2005.-287с.:ил.
Действительно невинные тайны хранит в душе мальчик из благополучной семьи Женя, обманом отправленный родителями в лагерь на море для детей-детдомовцев, но к каким переменам в его судьбе это приводит.
Платонов, А.П. Юшка: повести и рассказы/ А.П Платонов.-М.:Сов.Россия,1984.- 464с.:ил.
Люди кричат о доброте. Где она? Как жесток мир! Как тяжело в нем нам несчастным! А когда доброта рядом, ее или считают бесполезной, даже нелепой, а то и попросту затаптывают в грязь, убивают как главного героя. Юшка, так звали героя нашего рассказа, был болен чахоткой. И поэтому он стал стар не по своим годам, был очень наивен и добр. Никто не понимал Юшку и все думали , что Юшка не такой, как все и поэтому все его били и обзывали. Юшка никогда не пил чай и собирал деньги. Оказалось, что у него есть приемная дочь и он давал ей деньги, чтобы она училась. Такое вот у Юшки было доброе сердце. Мне кажется, что у каждого человека должно быть доброе сердце, как у Юшки.
Книга рассчитана на массового читателя
Приставкин, А.И. Ночевала тучка золотая: повести
/ А.И.Приставкин.- М.: Сов. писатель,1989.-321с.
Повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая...», предельно искренне и честно рассказывает о трудной жизни детдомовцев в военную пору. Эта повесть принесла автору широкую известность и была отмечена Государственной премией СССР. Она буквально ошеломила читателей своим трагическим звучанием и высокой нотой милосердного отношения к человеку.
Распутин, В.Г.Уроки французского /В.Г.Распутин.
-М.:Худож.лит.,1987-479с.:ил.
Валентин Григорьевич Распутин (род. в 1937 г.) признан классиком при жизни, его имя известно всему миру, его книги переведены на десятки иностранных языков. Трагизм и горькая правда его произведений поразили читателей - недаром его повести и рассказы экранизированы и поставлены на многих театральных сценах.
В наши дни, когда литература напряженно ищет "героя нашего времени", русские люди распутинской прозы с их необыкновенным мужеством и терпением стали еще более важны и необходимы для всех нас.
В книгу "Уроки французского" вошли самые любимые читателями произведения Валентина Распутина.
Приятного и полезного Вам чтения!