Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося 6 лет с задержкой психического развития, направленный на коррекцию и развитие эмоционально-волевых качеств личности
Исполнитель:
Лапшина А. Ю,,
студентка 4 до группы
Руководитель:
Устьянцева И.,
преподаватель
Эмоционально-волевая сфера критически важна для успешного развития и обучения детей с ЗПР, особенно в 6 лет, когда закладываются основы школьного обучения и социальной адаптации. Дети с ЗПР часто испытывают эмоциональную нестабильность, слабую волевую регуляцию и низкую самооценку, что мешает им учиться, общаться и развиваться гармонично. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), учитывающий особенности каждого ребенка, – необходимое условие для эффективной коррекции и развития эмоционально-волевой сферы, обеспечивая успешное обучение, социальную адаптацию и полноценное развитие.
Актуальность темы
Цель: Рассмотреть особенности построения индивидуального образовательного маршрута для обучающегося 6 лет с ЗПР, направленного на коррекцию и развитие эмоционально-волевых качеств личности.
Задачи:
- Проанализировать особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.
- Определить принципы построения ИОМ для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы.
- Представить модель ИОМ, включающую конкретные методы, приемы и формы работы.
- Описать критерии оценки эффективности реализации ИОМ.
Цель и задачи
Эмоционально-волевая сфера личности – комплексная система, объединяющая эмоции (кратковременные реакции) и чувства (устойчивые переживания), настроения и аффекты (бурные вспышки), а также волевые процессы (целеполагание, самоконтроль, настойчивость). Эмоции и воля взаимосвязаны: эмоции мотивируют действия, а воля регулирует эмоции. Гармоничное развитие обоих компонентов обеспечивает психологическое благополучие.
Понятие эмоционально-волевой сферы личности.
Диагноз ЗПР появился в 20 веке с развитием специального образования. В конце 20 века акцент сместился на интеграцию детей с ЗПР в обычные школы. В России ИОМ стали развиваться с 2012 года после принятия закона "Об образовании", гарантирующего право на специальное образование.
Историческое развитие
Растет число детей с ЗПР, что делает индивидуальный подход к обучению все более важным. Ключевые аспекты: адаптация обучения, коррекция эмоционально-волевой сферы, взаимодействие с семьями, психолого-педагогическое сопровождение и инклюзия. Проблемы: разнобой методик, нехватка специалистов, стигматизация, ограниченные ресурсы. Решения: единая образовательная платформа, обучение педагогов, инновационные технологии, исследования в области психологии и педагогики, развитие инклюзивной среды.
Текущее состояние проблемы
Исследования (например, Громова и Костина, 2020) подтверждают эффективность индивидуализированного обучения для детей с ЗПР, особенно программ, развивающих эмоционально-волевую сферу. Арт-терапия и игра – рекомендуемые методы коррекции. Практика показывает, что ИОМ улучшает не только успеваемость, но и самооценку, и социальную адаптацию.
Анализ исследований и мнения экспертов
6 лет – важный период для развития эмоционально-волевой сферы. Дети осваивают социальные эмоции (стыд, вина, гордость), учатся распознавать эмоции других, развивают эмпатию. Однако, они всё ещё эмоционально неустойчивы и нуждаются в поддержке взрослых. В этом возрасте активно формируются волевые качества (самоконтроль, настойчивость), но дети быстро устают и отвлекаются.
Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей 6 лет.
Трудности развития эмоционально-волевой сферы обусловлены биологическими факторами (генетика, беременность, роды, болезни), социальными (неблагоприятная семейная обстановка, проблемы со сверстниками) и психологическими (тревожность, низкая самооценка, негативные установки).
Причины возникновения трудностей в развитии эмоционально-волевой сферы.
ИОМ для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы должен быть комплексным (воздействие на все компоненты), системным (последовательное воздействие), индивидуальным (учет особенностей ребенка), деятельностным (активное участие ребенка через игру и творчество), основанным на сотрудничестве с родителями и поэтапным (постепенное усложнение задач). Учитывая ведущую деятельность дошкольников, игра должна быть основным методом коррекции.
Принципы построения ИОМ для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося с задержкой психического развития – важный инструмент для коррекции и развития эмоционально-волевых качеств. Индивидуальный подход, новые технологии и профессиональная подготовка кадров крайне значимы. Реализация ИОМ поможет ребенку добиться успехов в эмоциональном развитии, улучшит адаптацию к школе и взаимоотношения с окружающими, а также повысит общее психологическое благополучие. Активное участие родителей и создание поддерживающей атмосферы в семье – ключевые факторы успеха.
Заключительная часть
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М.: Педагогика, 1989.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2001.
- Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 2006. М. М. Семаго, Н.Я. Семаго. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000.
- И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. Технологии обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. – М., 2001.
- Ульянова Р.М. Дети с задержкой психического развития. - М., 2004.
Список литературы