Психологические аспекты современного урока. Критерии успешности урока.
Докладчик: Ахмедова Э.А.
Психологическая составляющая урока основана на следующих принципах:
урок проводят не ради самого урока, а ради того, чтобы воздействовать на личность обучающегося (формировать интеллектуальные способности, познавательную мотивацию обучения, волевые моральные черты и т.д.
изменения в структуре личности происходит лишь в том случае, если ученик действует по внутреннему побуждению, а отсюда вывод: учителю необходимо стимулировать познавательную активность и интересы студента;
центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности обучающихся, где ведущими познавательными процессами являются понятийное, абстрактно-логическое мышление и познавательная мотивация;
Для организации внимания учащихся на уроке учителю рекомендуется:
задать хороший темп работы обучающихся;
обеспечить чёткость и краткость пояснений;
обеспечить максимальную опору на активизацию умственной деятельности обучающихся;
применять различные виды и формы работы на уроке.
Усвоение информации :
В процессе усвоения информации задействованы различные мыслительные процессы:
анализ,
синтез,
сравнение,
выделение существенного,
обобщение.
Поэтому важно выделять время для обсуждения и осмысления нового материала.
Активное осмысленное усвоение систематизированных знаний облегчает их воспроизведение. Знание отдельных фактов без их систематизации и чёткого соотнесения с определённой группой явлений затрудняет понимание и актуализацию информации.
Во время усвоения сложного и объёмного материала накапливается утомление, что затрудняет смысловую переработку воспринимаемой информации.
Необходим некоторый перерыв, отдых, во время которого в долгосрочной памяти осуществляется переработка информации и закрепление следов.
Память отвечает за процесс хранения информации. Важнейшим фактором образования прочных следов в памяти и их длительного хранения в условиях учебной деятельности является значимость информации в связи с мотивацией и установками субъекта.
Если содержание обучения строиться не как готовое знание, а как система задач для учащихся, если студентов подводить к самостоятельным выводам и суждениям, то у них сложится внутренняя достаточно устойчивая мотивация.
Индивидуальный подход:
Ученик со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью при наличии посторонних раздражителей (т. е. он часто отвлекается), быстрой истощаемостью при изучении сложного материала или в случае возрастания степени важности выполняемой работы, высокой чувствительностью.
Для преодоления этих трудностей по отношению к обучающимся со слабой нервной системой рекомендуется преподавателю соблюдать такие правила:
не создавать таким студентам ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;
желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письменной форме;
не заставлять отвечать по - новому, только что изученному на уроке материалу;
поощрением повышать уверенность в своих силах;
в минимальной степени отвлекать обучающегося, стараясь не переключать его внимание, создавать спокойную обстановку.
Критерии успешности урока.
Сначала ответим на вопрос: Что такое успех?
Успех, с психологической точки зрения, – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Успешность урока напрямую зависит от успешной деятельности.
Успешная учебная деятельность имеет определенную структуру:
• мотивы учения;
• учебные задачи;
• учебные действия;
• контроль;
• оценка.
Урок как целостный образ в сознании обучающегося.
Восприятие урока как целого предполагает:
– понимание каждым студентом цели урока, его места в системе изучаемого предмета, в общей картине мира;
– понимание студентом того, как должен выглядеть результат урока, в какую форму выльются итоговые знания, какие перспективы дальнейшего развития эти знания ему предоставляют;
– понимание студентом того, как конкретные действия, совершаемые им в ходе урока, помогают достичь цели урока;
– осознание студентом того, достигнута ли цель урока, если да, то какой вклад внес каждый, если нет, то каковы конкретные причины неудачи;
– обозначение начала и окончания урока, то есть психологическое завершение урока.
Составляющие успеха.
«Успеваемость» и «успешность» – слова по значению близкие. «Успешность, – читаем мы в словаре, – свойство, заключающее в себе успех». А «успеваемость» трактуется как «степень успешности обучения, усвоения знаний».
Не будем делать поспешных выводов. Успешность – это свойство, а успеваемость – степень, внешний показатель. В настоящий момент существует множество сомнений в том, что этот показатель действительно отражает свойство, которое во внутреннем мире человека и его реальной внешней деятельности проявляет себя, переживается как успешность.
Как же можно трактовать учебную успешность студента?
Прежде всего, успешность – это качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого человека. Последнее часто забывается, отодвигается на второй план, а ведь без субъективного переживания успеха нет и не может быть успешности.
Может быть, студент достиг многого, но такой ценой, что чувствует себя несчастным и неудачливым, а не успешным и сильным. Может быть, он продвинулся совсем чуть-чуть (если судить объективно), но для него самого – это преодоление, победа, и чувство успеха переполняет его. А возможно, он вообще не продвинулся, но зато и не потерял. И это – предмет его гордости.
Субъективные составляющие успешности – это устойчивая высокая самооценка и удовлетворенность собой и своей деятельностью. Несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник не может, по моему разумению, быть отнесен к успешным ученикам. Учеба не приносит ему радости, удовлетворения, ощущения подъема, всего того, что входит в понятие «успех».
Объективный показатель успешности – результативность – тоже не стоит трактовать примитивно.
Показатели результативности могут быть количественными и качественными, они должны давать возможность оценить реальные достижения студента в разных системах координат – в сравнении с самим собой, учебной группой, некоторой региональной нормой, стандартом и т. п.
осторожно оценивать неудачи ученика.
Таким образом, организуя современный урок, необходимо:
формировать не только знания и навыки, но и активную жизненную позицию, правильное поведение;
учитывать учебные возможности детей разного возраста, склонности, интересы;
развивать внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь, эмоционально-волевые качества;
выбрать рациональный темп урока, который обеспечивает успешное выполнение поставленных задач;
использовать оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения;
стимулировать познавательные интересы учащихся, формировать познавательную мотивацию и сознательное отношение к обучению;
осуществлять индивидуальный подход к учащимся с разноуровневой подготовкой;
определять содержание и объём домашних заданий, не допуская перегрузки учащихся;
помнить, что обучение и воспитание зависят как от внешних факторов: содержание урока, методика преподавания, мастерство учителя и т. д., так и от индивидуально- психологических особенностей учащихся, степени умственного развития, отношения к учёбе, особенности самоорганизации учебных способностей.