СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Психологические аспекты современного урока"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал к педсовету дает рекомендации учителю, как организовать внимание обучающихся на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Психологические аспекты современного урока"»

Психологические аспекты современного урока. Критерии успешности урока.

Докладчик: Ахмедова Э.А.


Психологическая составляющая урока основана на следующих принципах:

  • урок проводят не ради самого урока, а ради того, чтобы воздействовать на личность обучающегося (формировать интеллектуальные способности, познавательную мотивацию обучения, волевые моральные черты и т.д.

  • изменения в структуре личности происходит лишь в том случае, если ученик действует по внутреннему побуждению, а отсюда вывод: учителю необходимо стимулировать познавательную активность и интересы студента;

  • центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности обучающихся, где ведущими познавательными процессами являются понятийное, абстрактно-логическое мышление и познавательная мотивация;

Для организации внимания учащихся на уроке учителю рекомендуется:

  • задать хороший темп работы обучающихся;

  • обеспечить чёткость и краткость пояснений;

  • обеспечить максимальную опору на активизацию умственной деятельности обучающихся;

  • применять различные виды и формы работы на уроке.

Усвоение информации :

В процессе усвоения информации задействованы различные мыслительные процессы:

  • анализ,

  • синтез,

  • сравнение,

  • выделение существенного,

  • обобщение.

Поэтому важно выделять время для обсуждения и осмысления нового материала.

Активное осмысленное усвоение систематизированных знаний облегчает их воспроизведение. Знание отдельных фактов без их систематизации и чёткого соотнесения с определённой группой явлений затрудняет понимание и актуализацию информации.

Во время усвоения сложного и объёмного материала накапливается утомление, что затрудняет смысловую переработку воспринимаемой информации.

Необходим некоторый перерыв, отдых, во время которого в долгосрочной памяти осуществляется переработка информации и закрепление следов.

Память отвечает за процесс хранения информации. Важнейшим фактором образования прочных следов в памяти и их длительного хранения в условиях учебной деятельности является значимость информации в связи с мотивацией и установками субъекта.

Если содержание обучения строиться не как готовое знание, а как система задач для учащихся, если студентов подводить к самостоятельным выводам и суждениям, то у них сложится внутренняя достаточно устойчивая мотивация.


Индивидуальный подход:

Ученик со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью при наличии посторонних раздражителей (т. е. он часто отвлекается), быстрой истощаемостью при изучении сложного материала или в случае возрастания степени важности выполняемой работы, высокой чувствительностью.

Для преодоления этих трудностей по отношению к обучающимся со слабой нервной системой рекомендуется преподавателю соблюдать такие правила:

  1. не создавать таким студентам ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;

  2. желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письменной форме;

  3. не заставлять отвечать по - новому, только что изученному на уроке материалу;

  4. поощрением повышать уверенность в своих силах;

  5. в минимальной степени отвлекать обучающегося, стараясь не переключать его внимание, создавать спокойную обстановку.


Критерии успешности урока.

Сначала ответим на вопрос: Что такое успех?

Успех, с психологической точки зрения, – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

Успешность урока напрямую зависит от успешной деятельности.

Успешная учебная деятельность  имеет определенную структуру:

• мотивы учения;

• учебные задачи;

• учебные действия;

• контроль;

• оценка.

Урок как целостный образ в сознании обучающегося.

Восприятие урока как целого предполагает:

– понимание каждым студентом цели урока, его места в системе изучаемого предмета, в общей картине мира;

– понимание студентом того, как должен выглядеть результат урока, в какую форму выльются итоговые знания, какие перспективы дальнейшего развития эти знания ему предоставляют;

– понимание студентом того, как конкретные действия, совершаемые им в ходе урока, помогают достичь цели урока;

– осознание студентом того, достигнута ли цель урока, если да, то какой вклад внес каждый, если нет, то каковы конкретные причины неудачи;

– обозначение начала и окончания урока, то есть психологическое завершение урока.

Составляющие успеха.

«Успеваемость» и «успешность» – слова по значению близкие. «Успешность, – читаем мы в словаре, – свойство, заключающее в себе успех». А «успеваемость» трактуется как «степень успешности обучения, усвоения знаний».

Не будем делать поспешных выводов. Успешность – это свойство, а успеваемость – степень, внешний показатель. В настоящий момент существует множество сомнений в том, что этот показатель действительно отражает свойство, которое во внутреннем мире человека и его реальной внешней деятельности проявляет себя, переживается как успешность.

Как же можно трактовать учебную успешность студента?

Прежде всего, успешность – это качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого человека. Последнее часто забывается, отодвигается на второй план, а ведь без субъективного переживания успеха нет и не может быть успешности.

Может быть, студент достиг многого, но такой ценой, что чувствует себя несчастным и неудачливым, а не успешным и сильным. Может быть, он продвинулся совсем чуть-чуть (если судить объективно), но для него самого – это преодоление, победа, и чувство успеха переполняет его. А возможно, он вообще не продвинулся, но зато и не потерял. И это – предмет его гордости.

Субъективные составляющие успешности – это устойчивая высокая самооценка и удовлетворенность собой и своей деятельностью. Несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник не может, по моему разумению, быть отнесен к успешным ученикам. Учеба не приносит ему радости, удовлетворения, ощущения подъема, всего того, что входит в понятие «успех».

Объективный показатель успешности – результативность – тоже не стоит трактовать примитивно.

Показатели результативности могут быть количественными и качественными, они должны давать возможность оценить реальные достижения студента в разных системах координат – в сравнении с самим собой, учебной группой, некоторой региональной нормой, стандартом и т. п.




  1. осторожно оценивать неудачи ученика.


Таким образом, организуя современный урок, необходимо:


    • формировать не только знания и навыки, но и активную жизненную позицию, правильное поведение;

    • учитывать учебные возможности детей разного возраста, склонности, интересы;

    • развивать внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь, эмоционально-волевые качества;

    • выбрать рациональный темп урока, который обеспечивает успешное выполнение поставленных задач;

    • использовать оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения;

    • стимулировать познавательные интересы учащихся, формировать познавательную мотивацию и сознательное отношение к обучению;

    • осуществлять индивидуальный подход к учащимся с разноуровневой подготовкой;

    • определять содержание и объём домашних заданий, не допуская перегрузки учащихся;

    • помнить, что обучение и воспитание зависят как от внешних факторов: содержание урока, методика преподавания, мастерство учителя и т. д., так и от индивидуально- психологических особенностей учащихся, степени умственного развития, отношения к учёбе, особенности самоорганизации учебных способностей.