СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Естественнонаучная грамотность

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Естественнонаучная грамотность»

Применение компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) для формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии Белова Е.Н. учитель географии  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г.Черногорск 2021г.

Применение компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) для формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии

Белова Е.Н. учитель географии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г.Черногорск

2021г.

Естественнонаучная грамотность   это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными  науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  

Естественнонаучная грамотность

  • это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

 

 КОЗ – компетентностно-ориентированное задание требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий. (В.А. Болотов)

КОЗ – компетентностно-ориентированное задание

требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий.

(В.А. Болотов)

Цель КОЗ организация деятельности и достижение учащимися определенного результата, поэтому эти задания требуют продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знаний; предполагают создание письменного или устного связного высказывания, самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем, самоорганизации, а также навыков использования ИКТ.

Цель КОЗ

организация деятельности и достижение учащимися определенного результата, поэтому эти задания требуют продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знаний; предполагают создание письменного или устного связного высказывания, самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем, самоорганизации, а также навыков использования ИКТ.

 Как отличить компетентностно-ориентированное задание? во-первых, это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для школьников материале; в-четвёртых, его структура задаётся определёнными элементами .

Как отличить компетентностно-ориентированное задание?

  • во-первых, это деятельностное задание;
  • во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
  • в-третьих, оно строится на актуальном для школьников материале;
  • в-четвёртых, его структура задаётся определёнными элементами .
    Структура компетентностно-ориентированного задания:   стимул – погружает в контекст задания и мотивирует его выполнение; задачная формулировка - точно указывает на деятельность, необходимую для выполнения задания; источник информации - содержит необходимую информацию для успешной работы; бланк для выполнения задания – задаёт структуру предъявления результата деятельности; инструмент проверки - модельный ответ или поле модельных ответов, а также способы и критерии оценивания результата.

    Структура компетентностно-ориентированного задания:

    • стимул – погружает в контекст задания и мотивирует его выполнение;
    • задачная формулировка - точно указывает на деятельность, необходимую для выполнения задания;
    • источник информации - содержит необходимую информацию для успешной работы;
    • бланк для выполнения задания – задаёт структуру предъявления результата деятельности;
    • инструмент проверки - модельный ответ или поле модельных ответов, а также способы и критерии оценивания результата.
    Примеры компетентностно-ориентированных заданий создание кроссворда по теме, курсу (наглядное, схематическое представление); создание кластера по определенной теме, проблеме; создание концептуальных схем, таблиц; разработка тестовых заданий по алгоритму; разработка ситуативных задач; написание статей, очерков, эссе, сочинений, рефератов, курсовых и т.д.; создание компьютерных презентаций по теме, проблеме; подготовка доклада, выступления; выполнение мини проектов, проведения исследований и т.д.

    Примеры компетентностно-ориентированных заданий

    • создание кроссворда по теме, курсу (наглядное, схематическое представление);
    • создание кластера по определенной теме, проблеме;
    • создание концептуальных схем, таблиц;
    • разработка тестовых заданий по алгоритму;
    • разработка ситуативных задач;
    • написание статей, очерков, эссе, сочинений, рефератов, курсовых и т.д.;
    • создание компьютерных презентаций по теме, проблеме;
    • подготовка доклада, выступления;
    • выполнение мини проектов, проведения исследований и т.д.
    Компетентностно - ориентированное задание по географии Тема Изображение рельефа на плане. (6 класс) Компетентность информационная, коммуникативная, разрешение проблем. Стимул Ваш сосед, фермер, выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Задачная формулировка На участке весной должен рано сходить снег, а летом почва лучше всего прогреваться солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3 больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Источник информации Учебник географии 6 класс Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. §8 Бланк выполнения задания Инструмент проверки Для закладки сада больше всего подходит участок 2, так как он расположен на южном склоне и недалеко от дороги.

    Компетентностно - ориентированное задание по географии

    Тема

    Изображение рельефа на плане. (6 класс)

    Компетентность

    информационная, коммуникативная, разрешение проблем.

    Стимул

    Ваш сосед, фермер, выбирает участок для закладки нового фруктового сада.

    Задачная

    формулировка

    На участке весной должен рано сходить снег, а летом почва лучше всего прогреваться солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3 больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

    Источник

    информации

    Учебник географии 6 класс Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. §8

    Бланк выполнения

    задания

    Инструмент

    проверки

    Для закладки сада больше всего подходит участок 2, так как он расположен на южном склоне и недалеко от дороги.

    Компетентностно - ориентированное задание по географии

    Тема

    «Температура воздуха» (6 класс)

    Компетентность

    Информационная: самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников

    Стимул

    Вы собираетесь в туристический поход в горы. Их высота 4000 м. Чтобы правильно подобрать одежду, надо выяснить, какая температура на этой высоте.

    Задачная

    формулировка

    Внимательно прочитайте текст на странице 104 учебника, выясните, как изменяется температура при подъеме вверх. Вычислите температуру в горах, если у подножия термометр показывает + 20°С

    Источник

    информации

    учебник А.А. Лобжанидзе "Планета Земля", раздел VI "Атмосфера - воздушная оболочка Земли, урок № 40 "Температура воздуха", стр. 104

    Бланк выполнения

    задания

    Инструмент

    проверки

    Солнечные лучи проходят через воздух атмосферы, почти не нагревая его. Основное тепло атмосферный воздух получает от нагретой земной поверхности. Поэтому температура воздуха в атмосфере понижается на 6ºС на каждый километр высоты. Значит, при подъеме на 4 км температура понизится на 24°С. 20ºС - 24°С= - 4ºС

    Вывод: в горах на такой высоте холодно, следует взять теплую одежду.

    Критерии оценивания:

    За правильный ответ: 5 баллов

    Компетентностно - ориентированное задание по географии

    Тема

    «Атмосферное давление» 6 класс

    Компетентность

    Информационная: самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников.

    Стимул

    Твои родные при смене погоды чувствуют недомогание. Попытайся объяснить, почему это происходит.

    Задачная

    формулировка

    Внимательно прочитайте абзац из текста учебника на стр. 110 "Атмосферное давление", выпишите основные характеристики воздуха и сделайте вывод о причинах недомогания людей.

    Источник

    информации

    Источник учебник А.А. Лобжанидзе "Планета Земля", раздел VI "Атмосфера - воздушная оболочка Земли, урок № 43 "Атмосферное давление и ветер", стр. 110

    Бланк выполнения

    задания

    1.Воздух - имеет определенный вес;

    2. оказывает давление на земную поверхность в среднем 1,33 г/см2;

    3. холодный воздух тяжелее теплого;

    4. воздух прогревается неравномерно;

    5. образуются области высокого и низкого давления, чередующиеся от экватора к полюсам. Вывод:  Из-за неравномерного прогревания земной поверхности происходит смена атмосферного давления, поэтому некоторые люди себя при этом плохо ощущают.

    Инструмент

    проверки

    - за каждую характеристику воздуха -0,5 балла; - правильно сформулированный вывод – 2,5 балла.

    Максимальный балл: 5 баллов

    Компетентностно - ориентированное задание по географии

    Тема

    «Антарктида» (6 класс)

    Компетентность

    Информационная: самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников.

    Стимул

    Слова Ричарда Берда «На краю нашей планеты лежит материк, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов».Что мы должны знать, отправляясь к берегам Антарктиды?

    Задачная

    формулировка

    Источник

    информации

    Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:

    • С территории какого государства отправилась в большое плавание команда Антарктической кругосветной экспедиции?
    • Какие типы воздушных масс формируют климат акватории, в пределах которой происходили исследования, указанные в тексте? (запишите развернутый ответ)
    • Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции. (запишите развернутый ответ)

    Антарктическая кругосветная экспедиция

    В декабре 2016 г. из порта г. Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017 г. Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и Российского географического общества (РГО). Экспедиция прошла по намеченному маршруту на российском научно– исследовательском судне «Академик Трешников», оснащенном современными научными лабораториями, вспомогательными плавсредствами и даже тремя вертолетами. На борту судна находились 50 студентов из университетов разных стран мира, которые принимали участие в проекте «Морской университет РГО». В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством опытных ученых проводили океанографические и гидрометеорологические исследования в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов.

    Бланк выполнения

    задания

    Инструмент

    проверки

    • С территории ЮАР отправилась в большое плавание команда Антарктической кругосветной экспедиции.
    • Климат акватории, в пределах которой происходили исследования, формируются под влиянием умеренных и антарктических ВМ.
    • Период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции, т.к. в южном полушарии – лето.

    Критерии оценивания:

    За правильный ответ: 5 баллов

    Конфуций говорил:  «Три пути ведут к знанию: путь подражания – это путь самый легкий, путь размышления – это путь самый благородный, и путь опыта – путь самый горький». Не следует бояться ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное, верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении».

    Конфуций говорил:

    «Три пути ведут к знанию:

    • путь подражания – это путь самый легкий,
    • путь размышления – это путь самый благородный,
    • и путь опыта – путь самый горький».

    Не следует бояться ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное, верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении».

    Благодарю за внимание!

    Благодарю за внимание!