Формирование нравственных качеств на уроках литературы в 5-6 классах
Учитель русского языка и литературы Чадаева И.Н.
Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное.
В.Г. Белинский
Нравственность – это личное качество человека, его внутренний закон.
Нравственное воспитание –процесс, оказывающий огромное воздействие на отношение человека к миру.
Нравственные ценности: честь, совесть, достоинство, милосердие, порядочность, патриотизм, любовь, уважение, доброта, трудолюбие, здоровье, семья, родители.
Уроки литературы выигрышны тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека.
У литературы одна цель – помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром.
В.Распутин
Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии , честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.
- терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой не снисходил на мою жиганью, на мою варначью душу, хотя бабушка, перекрестив на ночь, желала мне не какого-нибудь, а самого что ни на есть , тихого сна. " width="640"
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет? - терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой не снисходил на мою жиганью, на мою варначью душу, хотя бабушка, перекрестив на ночь, желала мне не какого-нибудь, а самого что ни на есть , тихого сна.
Поэзия периода Великой отечественной войны воспринимается в любом возрасте по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Урок обретает смысл, если объектом изучения является жизнь, столь дорогая и интересная для любого человека.
Каждый из нас всю свою жизнь делает выбор в пользу хорошего или плохого: уйти или остаться, обидеть или помочь, разрушить или построить, уничтожить или спасти. Важно «на перепутье – не перепутать, среди дорог - не заблудиться».
Тема выбора свободы – одна из самых актуальных для формирования души человека, и поэтому на каждом из уроков мы обсуждаем ситуации, в которых героям произведений приходится делать выбор.
Обязательное условие уроков литературы – их эмоциональная окрашенность, ведь через эмоции ученик идет к постижению духовно-нравственных истин, приобщается к наивысшим ценностям общеловеческой культуры.
Способность открыто и искренне сопереживать – верный признак доброго сердца, а эмоциональность, чувствительность – залог милосердия и добрых дел.
Необходимо с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделять боль любого живого существа, будь то человек, птица или животное. Понимая тех, кто рядом с нами, помогая им и поддерживая, мы исцеляем и наши собственные души благодаря доброте и участию.
Преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, это важно, чтобы дети открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, научить решать нравственные проблемы.