Ситуация нравственного выбора на уроках литературы
В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственное образование, соотнося его с национальными и общечеловеческими достижениями. Цель обучения состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией, а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.
Уроки литературы являются той благодатной почвой, на которой ученик может сам спроектировать собственную систему ценностей для существования в обществе. Безусловно, в основу такой работы положено изучение текстов художественных произведений разных народов и эпох. Такая работа позволяет понять ценность каждой человеческой индивидуальности, осознать себя как личность и одновременно свою принадлежность к обществу, социуму и природе в целом. Именно на уроках литературы, пока на примере художественных текстов, школьники пытаются решить ситуации нравственного выбора, тем самым обогащая свой жизненный опыт и проектируя собственную модель поведения в различных ситуациях.
Проблема выбора: выбора жизненного пути, выхода из создавшейся сложной ситуации, предпочтение одного человека другому; выбор между желанием пойти по пути наименьшего сопротивления и осознанием необходимости преодолеть в себе слабость и мучительно, шаг за шагом, день за днём, работать над собой. Этот выбор приходится делать каждому. Ситуация выбора является едва ли не самой распространённой в литературе разных стран и эпох. Тяжкий выбор Гамлета. Мучительные колебания Катерины Кабановой на берегу Волги. Выбор Евгения Онегина перед дуэлью с Ленским… Решение подобных ситуаций вслед за героями произведений даёт богатый материал для формирования нравственных качеств, нравственного развития личности школьника.
Во многих произведениях русского народного творчества герои былин, сказок, исторических песен останавливаются в задумчивости перед жизненным перекрёстком и решают вопросы: куда идти, какой дорогой ехать, решительно бороться или идти на компромисс? Так, Илья Муромец, герой былины «Илья Муромец и Соловей - Разбойник», предпочитает ехать прямоезжею дорожкой, несмотря на то, что она «заколодела,/ заколодела дорожка, замуравела,/ замуравела дорожка ровно тридцать лет». Ехать по этой дороге смертельно опасно. Но ехать нужно, и нужно спешить. Люди нуждаются в помощи богатыря. Некогда делать крюк, пытаясь спасти себя. Логика эпоса очевидна: единственный путь, в конце которого победа над Соловьём – Разбойником, - путь прямой.
Таким образом, произведения устного народного творчества готовят ребят к решению проблемы жизненного выбора, создают благоприятную почву для серьёзного разговора о «тяжком бремени выбора». Материал для такого разговора благодатнейший. Это и «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, и «Снежная королева» Андерсена, и «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя, и «Левша» Н.С.Лескова, и «Кладовая солнца» М.М.Пришвина. Разумеется, примеры можно продолжать и продолжать.
Возможно, перед кем-то из ребят в будущем встанет проблема выбора страны проживания. Как тут не вспомнить лесковского Левшу в Англии: «Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет,» - предлагали ему иностранцы. Даже деньги родителям обещали посылать и хотели женить русского умельца на англичанке. То, что сейчас у нас называют «утечкой мозгов», вряд ли приняло бы такие масштабы, если бы наши нынешние умельцы и интеллектуалы были бы столь же патриотично настроены, как Левша.
Повесть Н.В.Гоголя «Портрет». Бедный талантливый художник Чартков обнаружил в старинной картине «1000 червонных». Здесь и решалась его дальнейшая судьба. Если бы Чартков поступил так, как и хотел сначала, то есть употребил эти деньги на то, чтобы посвятить ближайшие три года совершенствованию своего мастерства, - из него мог бы выйти замечательный художник. А он вместо этого пошёл по пути наименьшего сопротивления и в конце концов погубил свой талант, разменял его на бездарные портреты-поделки в угоду публике. Страшнее всего то, что в душе этого человека рождается чёрная зависть, которая становится последним звеном в цепи деградации Чарткова: он стал скупать талантливые картины и уничтожать их. А для учащихся это ситуация выбора: как относиться к чужому успеху, как побороть в себе чувство зависти и искренне порадоваться успехам ближнего? Во все времена искусство было призвано отражать настоящее, творчески переосмысливать его, возвышать и облагораживать душу человека. В век скорости, техники, научного прогресса нам иногда некогда остановиться, задуматься над смыслом жизни, переоценить своё поведение. В наше время человек особенно нуждается в очистительной силе искусства. Искусство просветляет, возвышает душу человека, поэтому нельзя делать работу, к которой чувствуешь отвращение, нельзя поддаваться только соображениям выгоды. Художником должно руководить только вдохновение. И тогда его труды принесут другим радость, а не трагедию. В процессе таких размышлений учащиеся приходят к пониманию того, что и любую работу нужно выполнять с душой, тогда она принесёт удовлетворение и самому работнику, и окружающим.В процессе анализа повести Гоголя «Портрет» вместе с ребятами высвечиваем ещё одну проблему, решать которую им тоже вскоре предстоит: проблема ответственности каждого человека за результаты своего труда.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Как часто герои этого произведения оказываются перед выбором! Юноша Гринёв готов будет принять смерть на виселице, но Пугачёву не присягнёт.
Подводя итог работы над повестью «Станционный смотритель» пытаемся ответить на, казалось бы, простой вопрос: о чём эта повесть? А вот ответ оказался не таким простым. Эта повесть о том, что если материальные проблемы и вопросы имеют шанс быть решёнными, то потери моральные практически невосполнимы, как бы ни повернулась человеческая судьба. Эта повесть о взрослении, об ответственности, ответственности человека за свою судьбу и судьбу близких людей.
А.С.Грибоедов «Горе от ума». Иногда один день в жизни человека значит слишком много и за 24 часа бывший балагур и весельчак может превратиться в глубоко страдающего и оскорблённого в своих лучших чувствах человека. А проблема выбора встанет в этой комедии не только перед Чацким, но и перед Софьей, особенно в тот момент, когда она решится пустить сплетню о сумасшествии своего бывшего возлюбленного по всей Москве, городу, где самое большое значение придаётся мнению Натальи Юрьевны, Пульхерии Андреевны, княгини Марьи Алексеевны. «Где, укажите мне, Отечества отцы, которых мы должны принять за образцы, не эти ли, грабительством богаты», «Кто беден, тот тебе не пара», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Служить бы делу, а не лицам», «А впрочем, он достигнет степеней известных, ведь нынче любят бессловестных» - это и о нашем времени. И перед учениками встаёт выбор собственной модели поведения.
У Николая Гумилёва есть стихотворение «Выбор». Заканчивается оно такими строками:
Не спасёшься от доли кровавой
Что земным предназначила твердь.
Но молчи: несравненное право-
Самому выбирать свою смерть.
Когда мы говорим о судьбах поэтов Серебряного века и об их творчестве, мы видим, осознаём, в какой мере художник, поэт ответственен за то, что когда – то написал, что он отвечает за каждое сказанное слово собственной кровью, собственной жизнью. И Николай Гумилёв предпочёл быть расстрелянным в 1921 году за то, что не пожелал доносить на своих товарищей, участвовавших в Кронштадтском мятеже. Он действительно воспользовался правом – «самому выбирать свою смерть», смерть воина и героя, смерть русского офицера, глубоко порядочного человека.
Тяжкое бремя выбора… Тяжкое в любые времена… В художественном произведении это, как правило, один из кульминационных моментов в духовном развитии героя. От того, как тот или иной персонаж поступит в сложной ситуации, зависит его оценка читателем. Одной из важнейших нравственных задач, которую решают уроки литературы в школе, является подготовка учащихся к осознанному, ответственному выбору в жизни: выбору профессии, спутника жизни, страны проживания; выбору модели поведения в ситуации, которая потребует ответа на вопрос: кто мы, каковы наши нравственные ориентиры?
Самое важное, чтобы ребята не стали теми, о ком так ярко рассказал в начале 20 века Игорь Северянин в стихотворении «Их образ жизни»:
Чем эти самые живут,
Что вот на паре ног проходят?
Пьют и едят, едят и пьют –
И в этом жизни смысл находят…
Надуть, нажиться, обокрасть,
Растлить, унизить, сделать больно…
Какая ж им иная страсть?
Ведь им и этого довольно!
И эти-то, на паре ног,
Так называемые люди
Живут себе… И имя «Блок»
Для них, погрязших в мелком блуде,-
Бессмысленный, нелепый слог.
Таким образом, проблема нравственного выбора, без которой невозможно представить себе ни одного литературного произведения, является одной из центральных во всём процессе литературного образования в школе.
Подводя старшеклассников, выросших и возмужавших на наших глазах, к вполне реальному жизненному перепутью, от которого ведут тысячи всевозможных путей, хочется по мере сил помочь детям найти среди этих бесчисленных дорожек и тропинок свою, единственную, собственную и неповторимую, ту, которая выведет их в жизни и не заставит пожалеть о когда – то сделанном выборе.
5