Формирование УУД на уроках физики
Важнейшая задача современного образования, поставленная в государственном документе ФГОС ООО, - это формирование совокупности универсальных учебных действий ( УУД), обеспечивающих компетенцию «уметь учиться», а не просто освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Чем больше сформировано УУД, чем разнообразнее их характер, тем выше качество образования.
Различают следующие виды УУД:
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные.
Для формирования познавательных УУД на уроках физики я использую следующие задания:
Введение. Что изучает физика? , 7 класс
Распределите явления в таблице: Созревание груш, нагревание воды, гром, молния, закат Солнца, пение птиц, гниение листвы, фотосинтез, растворение соли, рост дерева, высыхание луж, возникновение ржавчины.
Физические явления | Биологические явления | Химические явления |
| | |
Введение. Что изучает физика? , 7 класс
Разделите слова на три группы: Медь, карандаш, вода, чашка, рассвет, пурга, книга, серебро, метель, звездопад.
Формируемые УУД – классификация по одному или нескольким предложенным критериям.
Введение. Что изучает физика? , 7 класс
Выберите лишние понятия в каждой строке и объясните свой выбор.
А) Мяч, звук, автомобиль, кипение, свет, радуга.
Б) Длина, скорость, объем, секунда, время, килограмм.
В) Гвоздь, Солнце, скорость, машина, молекула, время.
Формируемые УУД – обобщение, систематизация.
Какие величины можно измерить совершенно без ошибки? Приведите примеры.
Формируемые УУД – умение прогнозировать.
Для формирования коммуникативных УУД на уроках физики я предлагаю следующие задания:
Составление формул.
Работа в парах. Учащиеся получают конверт с различными буквами. Нужно составить, как можно формул. Это задания целесообразно использовать после изучения раздела, либо в конце четверти, года .
«За страницами учебника физики»
Учащимся предлагается список ученых-физиков, они выбирают из предложенного понравившегося им ученого, осуществляет самостоятельный поиск информации, получают консультацию у учителя, готовят устное сообщение, презентацию, выступают перед одноклассниками, отвечают на вопросы.
Для формирования регулятивных УУД на уроках физики я предлагаю следующие задания:
Тема «Электрические явления. Виды соединения проводников», 8 класс
Задание . На рисунке представлена схема соединения резисторов. Выберите среди предложенных ответов варианты того, какие величины можно рассчитать, используя данные схемы.
А. Силу тока в точке В.
Б. Общее сопротивление цепи Rобщ.
В. Общее сопротивление цепи Rобщ. и силу тока на участке АВ.
Г. В задаче все величины уже известны.
Д. В задаче не хватает данных для нахождения новых величин.
2. Введение. Что изучает физика? , 7 класс
Задание. Подумайте, можно ли разбить на две группы следующие слова: ручка, снегопад, молния, мяч, доска, машина, метель, листопад, кнопка, пурга?
Для формирования личностных УУД на уроках физики предлагаю учащимся такие задания:
Написать мини-сочинение «Для чего мне нужна физика?
Составить тест по разделам «Взаимодействие тел», «Тепловые явления» , «Электрические явления» и т.д.
Данную работу организую следующим образом: в конце изучения раздела предлагаю учащимся составить один вопрос с выбором ответа по предложенной теме, наиболее интересные вопросы выбираем и составляем тест.
Составление кроссвордов
Предлагаю данное задание после изучения нескольких тем или раздела.
Применение на уроках физики различных образовательных технологий позволяет обучать детей с разными типами мышления, памяти, создавать благоприятные условия для успешного обучения учащихся в школе.
Для успешного проведения урока сегодня необходимо, прежде всего, измениться самому, поменять собственную позицию, идти в ногу со временем, с новыми технологиями.