Игры на уроках сольфеджио
Сольфеджио, как и другие музыкальные дисциплины, изучаемые в детской школе искусств, направлено на музыкальное воспитание учащихся, и должно основываться на ряде принципов, которые вполне могут считаться общими для всего процесса обучения музыке. Таковыми являются:
- принцип художественности;
- принцип связи музыки с жизнью;
- принцип подобия и контраста;
- принцип интереса, увлеченности;
- принцип художественно-образного мышления как основы восприятия музыки.
- концентрический характер обучения (постоянное возвращение к пройденному материалу на новом этапе), отсюда вытекает обязательное повторение материала, его усложнение.
С этими принципами тесно связаны методы, которые позволяют добиваться наиболее высоких результатов, опираясь на особенности детского мышления.
Эффективным методом преподавания сольфеджио является музыкальная игра. Давно и широко известно, что в интересной игре дети могут овладеть многими сложными понятиями, которые ими усваиваются с трудом или вообще не воспринимаются. В каждом классе игра сохраняет свое своеобразие в соответствии с возрастными особенностями учащихся и возрастающим уровнем их музыкально-эстетической подготовки.
Игровые методы работы на уроках сольфеджио способствуют:
- освоению предметного материала и снятию психологического напряжения, созданию ситуации успеха, формированию положительной мотивации;
- активизации внимания учащихся;
- развитию воображения и фантазии учащихся, формированию нового взгляда на мир, воспитанию открытой и свободной личности, способной к познанию, переживанию, активному действию;
- творческому вхождению в музыкальную реальность, созданию возможностей для самовыражения учащихся, открытию поля творчества;
- дают простор для творческой инициативы преподавателя, позволяя сочетать в работе классические традиции обучения с передовыми.
Цель работы: обобщение опыта работы по формированию определенных знаний и навыков учащихся посредством создания игровых ситуаций на уроках сольфеджио.
Игры на развитие чувства метроритма
Поезд отправляется
Каждый ученик получает паровоз с музыкальным размером и вагончики с длительностями. Ученик рассаживает пассажиров (длительности) по вагонам так, чтобы в каждом вагоне оказалось нужное (по размеру) количество пассажиров.
В старших классах это карточки с изображением размеров, длительностей и пауз. Задача: заполнить такты или определить количество вагонов (тактов).
Найди ритм
Звучит одна из выученных ранее мелодий. Пройденный ритм (например, две восьмых- четвертная или две шестнадцатые-восьмая) необходимо узнать и выложить карточками.
Шумовой оркестр
Использование ритмического канона с использованием тела по системе К. Орфа (хлоп в ладоши- восьмые, шлёп по коленкам-шестнадцатые, топ ногами- четветные, щёлк пальцами-пауза).
Такой канон сопровождает любые мелодии, выученные на уроках.
На золотом крыльце сидели
Дети сидят вокруг стола и хорошо видят ритмические карточки друг друга. Дети по очереди стучат какой-то ритм. Нужно узнать, чей ритм стучат. Игра проводится в быстром темпе.
Веселый оркестр
Дети с барабаном, ксилофоном, треугольником стучат:
1.ритмический рисунок, указанный на карточке
2.стучат сильную долю
3.стучат слабую долю
Под мелодии, выученные на уроках.
Ритмический диктант
На доске записана незнакомая мелодия без размера и длительностей нот. Нужно за три проигрывания мелодии преподавателем или звучания мелодии в записи, определить размер и расставить длительности. Кто первый?
Испорченный телефон
Ход игры: все дети выстраиваются друг за другом. Ребенок (или учитель), оказавшийся в этом ряду последним, тихонько выстукивает заданный ритмический рисунок пальцем по плечу впереди стоящего. Дети по очереди передают его до первого ребенка, а тот, в свою очередь, громко прохлопывает его всем участникам. Тот, кто путает ритм, выходит из игры (как вариант — переходит в конец ряда). Затем игра повторяется.
Вокально-интонационные навыки и основы импровизации
Веселые ноты
У каждого ребенка есть мешочек с кубиками-нотами. Каждый кубик с картинкой (для младших классов) и названием нот (для старших).
1.Преподаватель настраивает детей в До мажоре. Просит запомнить, как звучат устойчивые ступени. По очереди дети достают по одному кубику. Если на кубике ступень устойчивая, ее нужно пропеть. Если неустойчивая -пропустить ход.
2.Преподаватель настраивает детей в До мажоре. По очереди дети достают по одному кубику и поют ноту, которая на кубике.
3.Преподаватель настраивает детей в До мажоре. Перед каждым ребенком кубики-ноты в порядке звукоряда. В руке каждого ребенка палочка. Преподаватель или ребенок играет звуки в разном порядке на фортепиано, дети показывают-играют палочкой ноту, которая звучит.
4. «Сыграть» на кубиках мелодию, представленную на карточке.
5. Сочинить и «сыграть» на кубиках мелодию.
Песенки зверят
Преподаватель играет интервал или трезвучие. Нужно пропеть эти звуки сверху вниз или наоборот на слоги «Мяу-мяу», «Гав-гав-гав», «Хрю-хрю» и т. д.
Живой ксилофон
Каждый из детей – это звук гаммы. Ведущий «играет» на этом «ксилофоне» знакомые мелодии или импровизирует.
Развитие музыкального слуха
Ловим преступника
Преступник-это уменьшенное трезвучие, злое, голодное. Поселилось в домике тритона и пугает всех гуляющих в парке. А в парке прогуливается Веселый мальчик- мажорное трезвучие и грустная девочка- минорное трезвучие. На свидание спешит Красивая дама- увеличенное трезвучие, У нее высокая прическа, пышная юбка и туфли на высоких каблуках.
Преподаватель играет последовательность трезвучий, дети называют их. Как только прозвучит уменьшенное трезвучие, нужно хлопнуть в ладоши -поймать Преступника. Если хлопают не все сразу, Преступник убегает.
Игра повторяется снова.
Теория музыки
Пособие «Пуговицы» представляет собой нотный стан и пуговицы-ноты двух цветов (условное обозначение долгих и коротких длительностей). Начальные (подготовительные) формы работы:
выкладывание мелодий новых песенок, попевок с помощью учителя, уже знакомых - по памяти;
исполнение выложенных мелодий «по нотам» голосом или на инструменте;
транспонирование выученных песенок, попевок («переселение» на другую высоту);
узнавание их по «нотному тексту»;
мелодический диктант (выкладывание коротких мелодических фраз, основанных на освоенном комплексе ступеней).