СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная рабочая программа для 10 класса ФГОС ОУО, 2 вариант 2025-2026 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная рабочая программа для 10 класса ФГОС ОУО, 2 вариант 2025-2026 год»

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Тульский областной центр образования»




Утверждено

Приказом от .08.2025 г. №_



Рабочая программа

по учебному предмету

«Профильный труд»

обучающегося 10 класса

Петрова Ивана

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью) ФГОС О УО (вариант II)

на 2025-2026 учебный год




Составил:

учитель: Мочалова В.А.


Рассмотрено на

заседании ШМО

протокол №__1_ от 2025_г.


Согласовано:

заместителем директора по УВР: ________________ /Бакулина Е.А./








2025 г.




Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета « Профильный труд » разработано на основе:


- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

  • Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", утвержденной Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (далее – ФАООП обучающихся с умственной отсталостью);

- Приказа Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - ФАООП УО (ИН);

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2

"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"

  • АООП О УО (ИН) (вариант II) от 31.08.2023 г. № 01-20/174 по ГОУ ТО «ТОЦО»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 21.09.2022 г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

- учебного плана ГОУ ТО «ТОЦО», соответствующий варианту обучения.

- Приказа ГОУ ТО «ТОЦО» «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников при реализации образовательных программ начального общего, основного общего образования в ГОУ ТО «ТОЦО» (отделение№1 адаптированного общего образования для обучающихся с нарушениями интеллектуальной сферы) в 2024-2025 учебном году» от 30.08.2024 г. №01-20/101.


Учебно–методический комплекс для учителя:

  1. Кузнецова Л.А. Технология ручной труд. 3 класс. Учебник для общеобразовательных, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М. Просвещение.2019

  2. Кузнецова Л.А. Технология ручной труд. 4 класс. Учебник для общеобразовательных, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М. Просвещение.2019

Материально-техническое обеспечение

Дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и тема профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры (образцы) народных промыслов, презентации и др.; оборудование таких предметов как: швейное дело требуют наборов инструментов для обработки различных материалов; швейные иглы; наборы инструментов для садоводства (грабли, ведра, лейки, лопаты и др.); расходные материалы для труда: клей, бумага, карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые, для ткани), линейки и различные мерки, бумага разных размеров, плотности, формата, фактуры; ножницы, фигурные дыроколы, глина, стеки, нитки, иголки, ткань, шерсть (натуральная, искусственная), и др.

Целью трудового обучения является подготовка детей и подростков с умеренной умственной отсталостью к доступной трудовой деятельности.

Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениям и т.д.

Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Детей знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).

Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью учителя (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии со своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.

Программа по профильному труду представлена следующими разделами: «Шитье», «Растениеводство».

Планируемые результаты освоения учебного курса обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями

1. Личностными результатами является:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

2. Предметными результатами является:

1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия:

Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например: растениеводство, шитье.

Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.

Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техник безопасности.

  • Умение соблюдать технологические процессы, например: выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, ткани.

  • Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.

2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким:

  • Потребность участвовать в совместной с другим деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью строго индивидуальны. Система коррекционной работы с данной группой обучающихся направлена на личностное развитие каждого, его потенциальных возможностей и способностей.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

• приветствовать учителя при встрече, прощаться с учителем;

• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

• последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;

• выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога;

• подражать действиям, выполняемыми педагогом;

• принимать учебные цели и включаться в учебную деятельность.

Коммуникативные учебные действия:

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

• читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

• участвовать в диалоге, слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;

• выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

• сигнализирование учителю об окончании задания;

• готовность к коммуникативному взаимодействию (ученик- учитель);

• понимать инструкцию по инструкционным картам, по пиктограммам;

• направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

• понимать жестовую инструкцию;

• понимать простые вербальные инструкции.

Регулятивные учебные действия:

• самостоятельно организовывать свое рабочее место;

• управление своей деятельностью;

• следовать режиму организации учебной и внеурочной деятельности;

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

• корректировать выполнение задания;

• контроль и коррекция;

• инициативность и самостоятельность;

• ориентироваться в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

• выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога;

• выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени с помощью учителя.

Познавательные учебные действия:

• работа с информацией;

• ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

• пользоваться знаками, символами, пиктограммами;

• ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках;

• подробно и кратко пересказать прочитанное или прослушанное, составлять простейший план;

• работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, эмоциональное высказывание);

• наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;

• сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

• наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающегося:

Согласно промежуточной аттестации ГОУ ТО «ТОЦО» формы текущего контроля определяются педагогом с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, особенностями психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося с умеренной умственной отсталостью.

Текущий контроль в 1-х дополнительных – 12 классах осуществляется без балльного оценивания знаний обучающихся.

Промежуточная аттестация обучающихся с умеренной умственной отсталостью представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Формы и средства контроля

Контрольные работы по предмету программой не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий.

 Результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучающегося.

Оценивание знаний, умений, навыков по учебным предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании обучающегося с применением индивидуального подхода.

Используемые педагогические технологии и методы обучения:

игровые технологии, коррекционные технологии, здоровье сберегающие, технология уровневой дифференциации, технология сотрудничества «ученик-учитель», личностно-ориентированные технологии, ИКТ технологии.

Методы обучения на уроке:

-словесные (рассказ, беседа, инструктаж);

-наглядные (демонстрация пособий, действий.)

-практические (упражнения, самостоятельные наблюдения, графические и письменные работы).

Сетка часов


Предмет

Количество часов

в неделю



Количество

часов по четвертям

четвертям

Количество часов

за год



I

II

III

IV

Профильный труд

1

16

16

20

16

68


Содержание предмета

Программой предусмотрены часы повторения.

Виды и формы деятельности.

Виды деятельности на уроке:

  1. деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;

  2. деятельность осуществляется по подражанию;

  3. деятельность осуществляется по образцу;

  4. деятельность осуществляется по последовательной инструкции;

  5. деятельность осуществляется с привлечением внимания ученика учителем к предмету деятельности;

  6. самостоятельная деятельность обучающегося; умение самостоятельно исправить допущенные ошибки.

Вся учебная деятельность осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.

Формы деятельности на уроке: игра, предметно-действенное обучение, использование подражательности, детальное расчленение материала на простые элементы, синтез частей в целое, постепенное усложнение самостоятельных действий, частая смена деятельности, большая повторяемость материала, индивидуальная работа, создание «эмоционального» благополучия.


Содержание


Беседа о подготовке школьников к труду и рабочих профессиях.

Правила безопасного поведения на уроках трудового обучения.

Строение дерева: ствол, крона.

Основные породы деревьев в парке. В саду..

Уход за кустарником. Обрезка ветвей.

Осенний уход за деревьями.

Практическая работа№2. Сбор опавших листьев граблями.

Приствольный круг. Значение.

Практическая работа№3. Разметка круга для вскапывания.

Практическая работа№4. Упражнения в вскапывании приствольного круга лопатой.

Правила вскапывания приствольного круга.

Практическая работа№4. Вскапывание приствольного круга лопатой.

Лестница в доме, места общего пользования в подъезде: устройство (ступени, пролёт, площадка, перила).

Практическая работа№5. Упражнения в подметании лестницы.

Правила безопасности при уборке лестницы.

Практическая работа№6. Уборка мусора.

Ii четверть - 16 ч

Моющие средства.

Практическая работа№7. Мытьё лестницы моющими средствами.

Практическая работа№8. Подготовка стиральной машины к работе.

Практическая работа№9. Планирование последовательности действий.

Практическая работа№10. Стирка белья.

Практическая работа№11. Сушка белья на воздухе.

Повторение.уборка в местах общественного пользования (лестница)

Практическая работа№12. Мытье цветочных поддона и горшка.

Чистка коврового изделия и мягкой мебели пылесосом.

Практическая работа№13. Подготовка пылесоса к работе.

Практическая работа№14. Чистка пылесосом.

Средства для обработки полированной мебели.

Практическая работа №15. Выбор средства для полированной мебели.

Практическая работа №16. Обработка полированной мебели.

Практическая работа№17. Мытье пола.

Практическая работа№18. Мытье лестницы.

Iii четверть – 20 ч

Практическая работа№19. Подметание пола.

Практическая работа№20. Мытье пола шваброй с тряпкой.

Служебное помещение: виды, назначение.

Практическая работа№21. Подметание пола.

Практическая работа№22. Мытье пола шваброй с тряпкой.

Уход за цветами.

Практическая работа№23. Обрезка и сбор сухих листьев.

Практическая работа№24. Подготовка воды и полив цветов.

Уборка письменного стола.

Практическая работа№25. Уборка наружных поверхностей шкафа.

Практическая работа№26. Уборка подоконника.

Практическая работв№27. Влажная уборка стола.

Правила электробезопасности.протирака настольного светильника.

Практическая работа№29. Протирка радиатора отопления.

Бытовой холодильник: устройство.

Практическая работа№30. Протирка наружных поверхностей.

Бытовой холодильник: размораживание.

Практическая работа№31. Мытьё холодильника.

Продукты: виды.

Практическая работа№32. Называние продуктов.

Iv четверть – 16 ч

Практическая работа№33. Определение по картинкам.

Продукты: значение для питания.

Практическая рбота№34. Выбор продуктов.

Практическая работа№35. Определение продуктов по значению.

Изменение качества продукта в результате долгого хранения.

Практическая работа№36. Определение качественных продуктов.

Практическая работа№37. Определение некачественных продуктов.

Признаки порчи продуктов.

Пищевое отравление: состояние человека, профилактика.

Гигиенические требования к приготовлению и хранению пищи.

Практическая работа№38. Мытьё рук.

Обеденный стол: эстетическое оформление.

Практическая работа№39. Подготовка бумажных салфеток.

Практическая работа№40. Укладывание в салфетницу.

Повторение темы оформление обеденного стола

Повторение. Обобщение знаний по изученным темам. Выполнение практических упражнений





Тематическое планирование по предмету «Профильный труд», 10 класс

разделов и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Дата проведения

I четверть - 16 ч


1

Беседа о подготовке школьников к труду и рабочих профессиях.

1

1 неделя

2

Правила безопасного поведения на уроках трудового обучения.

1

1 неделя

3

Строение дерева: ствол, крона.

1

2

4

Основные породы деревьев в парке. В саду..

1

2

5

Уход за кустарником. Обрезка ветвей.

1

3

6

Осенний уход за деревьями.

1

3

7

Практическая работа№2. Сбор опавших листьев граблями.

1

4

8

Приствольный круг. Значение.

1

4

9

Практическая работа№3. Разметка круга для вскапывания.

1

5

10

Практическая работа№4. Упражнения в вскапывании приствольного круга лопатой.

1

5

11

Правила вскапывания приствольного круга.

1

6

12

Практическая работа№4. Вскапывание приствольного круга лопатой.

1

6

13

Лестница в доме, места общего пользования в подъезде: устройство (ступени, пролёт, площадка, перила).

1

7

14

Практическая работа№5. Упражнения в подметании лестницы.

1

7

15

Правила безопасности при уборке лестницы.

1

8

16

Практическая работа№6. Уборка мусора.

1

8

II четверть - 16 ч

1

Моющие средства.

1

1

2

Практическая работа№7. Мытьё лестницы моющими средствами.

1

1

3

Практическая работа№8. Подготовка стиральной машины к работе.

1

2

4

Практическая работа№9. Планирование последовательности действий.

1

2

5

Практическая работа№10. Стирка белья.

1

3

6

Практическая работа№11. Сушка белья на воздухе.

1

3

7

Повторение.Уборка в местах общественного пользования (лестница)

1

4

8

Практическая работа№12. Мытье цветочных поддона и горшка.

1

4

9

Чистка коврового изделия и мягкой мебели пылесосом.

1

5

10

Практическая работа№13. Подготовка пылесоса к работе.

1

5

11

Практическая работа№14. Чистка пылесосом.

1

6

12

Средства для обработки полированной мебели.

1

6

13

Практическая работа №15. Выбор средства для полированной мебели.

1

7

14

Практическая работа №16. Обработка полированной мебели.

1

7

15

Практическая работа№17. Мытье пола.

1

8

16

Практическая работа№18. Мытье лестницы.

1

8

III четверть – 20 ч

1

Практическая работа№19. Подметание пола.

1

1

2

Практическая работа№20. Мытье пола шваброй с тряпкой.

1

1

3

Служебное помещение: виды, назначение.

1

2

4

Практическая работа№21. Подметание пола.

1

2

5

Практическая работа№22. Мытье пола шваброй с тряпкой.

1

3

6

Уход за цветами.

1

3

7

Практическая работа№23. Обрезка и сбор сухих листьев.

1

4

8

Практическая работа№24. Подготовка воды и полив цветов.

1

4

9

Уборка письменного стола.

1

5

10

Практическая работа№25. Уборка наружных поверхностей шкафа.

1

5

11

Практическая работа№26. Уборка подоконника.

1

6

12

Практическая работв№27. Влажная уборка стола.

1

6

13

Правила электробезопасности.Протирака настольного светильника.

1

7

14

Практическая работа№29. Протирка радиатора отопления.

1

7

15

Бытовой холодильник: устройство.

1

8

16

Практическая работа№30. Протирка наружных поверхностей.

1

8

17

Бытовой холодильник: размораживание.

1

9

18

Практическая работа№31. Мытьё холодильника.

1

9

19

Продукты: виды.

1

10

20

Практическая работа№32. Называние продуктов.

1

10


IV четверть – 16 ч



1

Практическая работа№33. Определение по картинкам.

1

11

2

Продукты: значение для питания.

1

11

3

Практическая рбота№34. Выбор продуктов.

1

1

4

Практическая работа№35. Определение продуктов по значению.

1

1

5

Изменение качества продукта в результате долгого хранения.

1

2

6

Практическая работа№36. Определение качественных продуктов.

1

2

7

Практическая работа№37. Определение некачественных продуктов.

1

3

8

Признаки порчи продуктов.

1

3

9

Пищевое отравление: состояние человека, профилактика.

1

4

10

Гигиенические требования к приготовлению и хранению пищи.

1

4

11

Практическая работа№38. Мытьё рук.

1

5

12

Обеденный стол: эстетическое оформление.

1

5

13

Практическая работа№39. Подготовка бумажных салфеток.

1

6

14

Практическая работа№40. Укладывание в салфетницу.

1

6

15

Повторение темы Оформление обеденного стола

1

7

16

Повторение. Обобщение знаний по изученным темам. Выполнение практических упражнений


1

7


Итого

68 ч