Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Тульский областной центр образования»
| Утверждено Приказом от .08.2025 г. №_ |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Профильный труд»
обучающегося 10 класса
Петрова Ивана
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью) ФГОС О УО (вариант II)
на 2025-2026 учебный год
Составил:
учитель: Мочалова В.А.
Рассмотрено на
заседании ШМО
протокол №__1_ от 2025_г.
Согласовано:
заместителем директора по УВР: ________________ /Бакулина Е.А./
2025 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Профильный труд » разработано на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", утвержденной Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (далее – ФАООП обучающихся с умственной отсталостью);
- Приказа Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - ФАООП УО (ИН);
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 21.09.2022 г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- учебного плана ГОУ ТО «ТОЦО», соответствующий варианту обучения.
- Приказа ГОУ ТО «ТОЦО» «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников при реализации образовательных программ начального общего, основного общего образования в ГОУ ТО «ТОЦО» (отделение№1 адаптированного общего образования для обучающихся с нарушениями интеллектуальной сферы) в 2024-2025 учебном году» от 30.08.2024 г. №01-20/101.
Учебно–методический комплекс для учителя:
Кузнецова Л.А. Технология ручной труд. 3 класс. Учебник для общеобразовательных, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М. Просвещение.2019
Кузнецова Л.А. Технология ручной труд. 4 класс. Учебник для общеобразовательных, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М. Просвещение.2019
Материально-техническое обеспечение
Дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и тема профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры (образцы) народных промыслов, презентации и др.; оборудование таких предметов как: швейное дело требуют наборов инструментов для обработки различных материалов; швейные иглы; наборы инструментов для садоводства (грабли, ведра, лейки, лопаты и др.); расходные материалы для труда: клей, бумага, карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые, для ткани), линейки и различные мерки, бумага разных размеров, плотности, формата, фактуры; ножницы, фигурные дыроколы, глина, стеки, нитки, иголки, ткань, шерсть (натуральная, искусственная), и др.
Целью трудового обучения является подготовка детей и подростков с умеренной умственной отсталостью к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениям и т.д.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Детей знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью учителя (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии со своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.
Программа по профильному труду представлена следующими разделами: «Шитье», «Растениеводство».
Планируемые результаты освоения учебного курса обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
1. Личностными результатами является:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
2. Предметными результатами является:
1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия:
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например: растениеводство, шитье.
Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техник безопасности.
Умение соблюдать технологические процессы, например: выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, ткани.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким:
Потребность участвовать в совместной с другим деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью строго индивидуальны. Система коррекционной работы с данной группой обучающихся направлена на личностное развитие каждого, его потенциальных возможностей и способностей.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
• приветствовать учителя при встрече, прощаться с учителем;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
• последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;
• выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога;
• подражать действиям, выполняемыми педагогом;
• принимать учебные цели и включаться в учебную деятельность.
Коммуникативные учебные действия:
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
• читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
• участвовать в диалоге, слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;
• выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• сигнализирование учителю об окончании задания;
• готовность к коммуникативному взаимодействию (ученик- учитель);
• понимать инструкцию по инструкционным картам, по пиктограммам;
• направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
• понимать жестовую инструкцию;
• понимать простые вербальные инструкции.
Регулятивные учебные действия:
• самостоятельно организовывать свое рабочее место;
• управление своей деятельностью;
• следовать режиму организации учебной и внеурочной деятельности;
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
• корректировать выполнение задания;
• контроль и коррекция;
• инициативность и самостоятельность;
• ориентироваться в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
• выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога;
• выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени с помощью учителя.
Познавательные учебные действия:
• работа с информацией;
• ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
• пользоваться знаками, символами, пиктограммами;
• ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках;
• подробно и кратко пересказать прочитанное или прослушанное, составлять простейший план;
• работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, эмоциональное высказывание);
• наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;
• сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
• наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающегося:
Согласно промежуточной аттестации ГОУ ТО «ТОЦО» формы текущего контроля определяются педагогом с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, особенностями психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося с умеренной умственной отсталостью.
Текущий контроль в 1-х дополнительных – 12 классах осуществляется без балльного оценивания знаний обучающихся.
Промежуточная аттестация обучающихся с умеренной умственной отсталостью представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Формы и средства контроля
Контрольные работы по предмету программой не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий.
Результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучающегося.
Оценивание знаний, умений, навыков по учебным предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании обучающегося с применением индивидуального подхода.
Используемые педагогические технологии и методы обучения:
игровые технологии, коррекционные технологии, здоровье сберегающие, технология уровневой дифференциации, технология сотрудничества «ученик-учитель», личностно-ориентированные технологии, ИКТ технологии.
Методы обучения на уроке:
-словесные (рассказ, беседа, инструктаж);
-наглядные (демонстрация пособий, действий.)
-практические (упражнения, самостоятельные наблюдения, графические и письменные работы).
Сетка часов
Предмет | Количество часов в неделю | Количество часов по четвертям четвертям | Количество часов за год |
| I | II | III | IV |
Профильный труд | 1 | 16 | 16 | 20 | 16 | 68 |
Содержание предмета
Программой предусмотрены часы повторения.
Виды и формы деятельности.
Виды деятельности на уроке:
деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
деятельность осуществляется по подражанию;
деятельность осуществляется по образцу;
деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
деятельность осуществляется с привлечением внимания ученика учителем к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность обучающегося; умение самостоятельно исправить допущенные ошибки.
Вся учебная деятельность осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.
Формы деятельности на уроке: игра, предметно-действенное обучение, использование подражательности, детальное расчленение материала на простые элементы, синтез частей в целое, постепенное усложнение самостоятельных действий, частая смена деятельности, большая повторяемость материала, индивидуальная работа, создание «эмоционального» благополучия.
Содержание
Беседа о подготовке школьников к труду и рабочих профессиях.
Правила безопасного поведения на уроках трудового обучения.
Строение дерева: ствол, крона.
Основные породы деревьев в парке. В саду..
Уход за кустарником. Обрезка ветвей.
Осенний уход за деревьями.
Практическая работа№2. Сбор опавших листьев граблями.
Приствольный круг. Значение.
Практическая работа№3. Разметка круга для вскапывания.
Практическая работа№4. Упражнения в вскапывании приствольного круга лопатой.
Правила вскапывания приствольного круга.
Практическая работа№4. Вскапывание приствольного круга лопатой.
Лестница в доме, места общего пользования в подъезде: устройство (ступени, пролёт, площадка, перила).
Практическая работа№5. Упражнения в подметании лестницы.
Правила безопасности при уборке лестницы.
Практическая работа№6. Уборка мусора.
Ii четверть - 16 ч
Моющие средства.
Практическая работа№7. Мытьё лестницы моющими средствами.
Практическая работа№8. Подготовка стиральной машины к работе.
Практическая работа№9. Планирование последовательности действий.
Практическая работа№10. Стирка белья.
Практическая работа№11. Сушка белья на воздухе.
Повторение.уборка в местах общественного пользования (лестница)
Практическая работа№12. Мытье цветочных поддона и горшка.
Чистка коврового изделия и мягкой мебели пылесосом.
Практическая работа№13. Подготовка пылесоса к работе.
Практическая работа№14. Чистка пылесосом.
Средства для обработки полированной мебели.
Практическая работа №15. Выбор средства для полированной мебели.
Практическая работа №16. Обработка полированной мебели.
Практическая работа№17. Мытье пола.
Практическая работа№18. Мытье лестницы.
Iii четверть – 20 ч
Практическая работа№19. Подметание пола.
Практическая работа№20. Мытье пола шваброй с тряпкой.
Служебное помещение: виды, назначение.
Практическая работа№21. Подметание пола.
Практическая работа№22. Мытье пола шваброй с тряпкой.
Уход за цветами.
Практическая работа№23. Обрезка и сбор сухих листьев.
Практическая работа№24. Подготовка воды и полив цветов.
Уборка письменного стола.
Практическая работа№25. Уборка наружных поверхностей шкафа.
Практическая работа№26. Уборка подоконника.
Практическая работв№27. Влажная уборка стола.
Правила электробезопасности.протирака настольного светильника.
Практическая работа№29. Протирка радиатора отопления.
Бытовой холодильник: устройство.
Практическая работа№30. Протирка наружных поверхностей.
Бытовой холодильник: размораживание.
Практическая работа№31. Мытьё холодильника.
Продукты: виды.
Практическая работа№32. Называние продуктов.
Iv четверть – 16 ч
Практическая работа№33. Определение по картинкам.
Продукты: значение для питания.
Практическая рбота№34. Выбор продуктов.
Практическая работа№35. Определение продуктов по значению.
Изменение качества продукта в результате долгого хранения.
Практическая работа№36. Определение качественных продуктов.
Практическая работа№37. Определение некачественных продуктов.
Признаки порчи продуктов.
Пищевое отравление: состояние человека, профилактика.
Гигиенические требования к приготовлению и хранению пищи.
Практическая работа№38. Мытьё рук.
Обеденный стол: эстетическое оформление.
Практическая работа№39. Подготовка бумажных салфеток.
Практическая работа№40. Укладывание в салфетницу.
Повторение темы оформление обеденного стола
Повторение. Обобщение знаний по изученным темам. Выполнение практических упражнений
Тематическое планирование по предмету «Профильный труд», 10 класс
№ разделов и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Дата проведения |
I четверть - 16 ч |
|
1 | Беседа о подготовке школьников к труду и рабочих профессиях. | 1 | 1 неделя |
2 | Правила безопасного поведения на уроках трудового обучения. | 1 | 1 неделя |
3 | Строение дерева: ствол, крона. | 1 | 2 |
4 | Основные породы деревьев в парке. В саду.. | 1 | 2 |
5 | Уход за кустарником. Обрезка ветвей. | 1 | 3 |
6 | Осенний уход за деревьями. | 1 | 3 |
7 | Практическая работа№2. Сбор опавших листьев граблями. | 1 | 4 |
8 | Приствольный круг. Значение. | 1 | 4 |
9 | Практическая работа№3. Разметка круга для вскапывания. | 1 | 5 |
10 | Практическая работа№4. Упражнения в вскапывании приствольного круга лопатой. | 1 | 5 |
11 | Правила вскапывания приствольного круга. | 1 | 6 |
12 | Практическая работа№4. Вскапывание приствольного круга лопатой. | 1 | 6 |
13 | Лестница в доме, места общего пользования в подъезде: устройство (ступени, пролёт, площадка, перила). | 1 | 7 |
14 | Практическая работа№5. Упражнения в подметании лестницы. | 1 | 7 |
15 | Правила безопасности при уборке лестницы. | 1 | 8 |
16 | Практическая работа№6. Уборка мусора. | 1 | 8 |
II четверть - 16 ч |
1 | Моющие средства. | 1 | 1 |
2 | Практическая работа№7. Мытьё лестницы моющими средствами. | 1 | 1 |
3 | Практическая работа№8. Подготовка стиральной машины к работе. | 1 | 2 |
4 | Практическая работа№9. Планирование последовательности действий. | 1 | 2 |
5 | Практическая работа№10. Стирка белья. | 1 | 3 |
6 | Практическая работа№11. Сушка белья на воздухе. | 1 | 3 |
7 | Повторение.Уборка в местах общественного пользования (лестница) | 1 | 4 |
8 | Практическая работа№12. Мытье цветочных поддона и горшка. | 1 | 4 |
9 | Чистка коврового изделия и мягкой мебели пылесосом. | 1 | 5 |
10 | Практическая работа№13. Подготовка пылесоса к работе. | 1 | 5 |
11 | Практическая работа№14. Чистка пылесосом. | 1 | 6 |
12 | Средства для обработки полированной мебели. | 1 | 6 |
13 | Практическая работа №15. Выбор средства для полированной мебели. | 1 | 7 |
14 | Практическая работа №16. Обработка полированной мебели. | 1 | 7 |
15 | Практическая работа№17. Мытье пола. | 1 | 8 |
16 | Практическая работа№18. Мытье лестницы. | 1 | 8 |
III четверть – 20 ч |
1 | Практическая работа№19. Подметание пола. | 1 | 1 |
2 | Практическая работа№20. Мытье пола шваброй с тряпкой. | 1 | 1 |
3 | Служебное помещение: виды, назначение. | 1 | 2 |
4 | Практическая работа№21. Подметание пола. | 1 | 2 |
5 | Практическая работа№22. Мытье пола шваброй с тряпкой. | 1 | 3 |
6 | Уход за цветами. | 1 | 3 |
7 | Практическая работа№23. Обрезка и сбор сухих листьев. | 1 | 4 |
8 | Практическая работа№24. Подготовка воды и полив цветов. | 1 | 4 |
9 | Уборка письменного стола. | 1 | 5 |
10 | Практическая работа№25. Уборка наружных поверхностей шкафа. | 1 | 5 |
11 | Практическая работа№26. Уборка подоконника. | 1 | 6 |
12 | Практическая работв№27. Влажная уборка стола. | 1 | 6 |
13 | Правила электробезопасности.Протирака настольного светильника. | 1 | 7 |
14 | Практическая работа№29. Протирка радиатора отопления. | 1 | 7 |
15 | Бытовой холодильник: устройство. | 1 | 8 |
16 | Практическая работа№30. Протирка наружных поверхностей. | 1 | 8 |
17 | Бытовой холодильник: размораживание. | 1 | 9 |
18 | Практическая работа№31. Мытьё холодильника. | 1 | 9 |
19 | Продукты: виды. | 1 | 10 |
20 | Практическая работа№32. Называние продуктов. | 1 | 10 |
| IV четверть – 16 ч | | |
1 | Практическая работа№33. Определение по картинкам. | 1 | 11 |
2 | Продукты: значение для питания. | 1 | 11 |
3 | Практическая рбота№34. Выбор продуктов. | 1 | 1 |
4 | Практическая работа№35. Определение продуктов по значению. | 1 | 1 |
5 | Изменение качества продукта в результате долгого хранения. | 1 | 2 |
6 | Практическая работа№36. Определение качественных продуктов. | 1 | 2 |
7 | Практическая работа№37. Определение некачественных продуктов. | 1 | 3 |
8 | Признаки порчи продуктов. | 1 | 3 |
9 | Пищевое отравление: состояние человека, профилактика. | 1 | 4 |
10 | Гигиенические требования к приготовлению и хранению пищи. | 1 | 4 |
11 | Практическая работа№38. Мытьё рук. | 1 | 5 |
12 | Обеденный стол: эстетическое оформление. | 1 | 5 |
13 | Практическая работа№39. Подготовка бумажных салфеток. | 1 | 6 |
14 | Практическая работа№40. Укладывание в салфетницу. | 1 | 6 |
15 | Повторение темы Оформление обеденного стола | 1 | 7 |
16 | Повторение. Обобщение знаний по изученным темам. Выполнение практических упражнений | 1 | 7 |
| Итого | 68 ч | |