Научно-исследовательская работа на тему – «Использование комплексов специальных упражнений для развития быстроты футболистов».
Исполнитель: Бутынец Александр.
Актуальность темы исследования. Крупнейшие футбольные турниры последних лет показали, что эволюция игры идёт в направлении дальнейшего повышения интенсификации игровой деятельности футболистов, быстроты выполнения технических приёмов в условиях жесткого единоборства. Во время игры в различной последовательности и соотношении с разными интервалами чередуются упражнения, различные по характеру, интенсивности и продолжительности. С повышением скорости игры, изменились тактические схемы и расстановки игроков, которые предполагают многократные подключения защитников к атакующим действиям.
Следовательно, одним из наиболее значимых физических качеств, для современного футбола является быстрота, которая в значительной мере влияет на качество игровой деятельности. В настоящее время достижение соревновательного успеха в футболе без качества быстроты невозможно, а решение проблемы совершенствования этого качества у юных футболистов с помощью поиска новых эффективных средств, методов является весьма актуальной.
Акцентированное внимание к развитию скоростных качеств футболистов с использованием различных по специализированности упражнений является одним из эффективных путей формирования устойчивой техники выполнения действий с мячом и быстроты в целом. Это объясняется тем, что создание в ходе работы по развитию скоростных способностей футболистов двигательного потенциала обеспечивает базу для проявления ими своего технического мастерства в любых по сложности условиях игры.
Быстроту необходимо развивать с юношеских лет, возраст 13-14 лет считается сенситивным периодом.
Объект исследования: процесс развития быстроты юных футболистов.
Предмет исследования: комплексы специальных упражнений для развития быстроты юных футболистов.
Цель исследования: изучить процесс развития быстроты юных футболистов при помощи специальных упражнений.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по выбранной теме.
2. Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития быстроты в спортивной тренировке юных футболистов.
3. Подобрать комплекс специальных упражнений для развития быстроты в процессе физической подготовки юных футболистов.
4. Сделать заключение.
Методы исследования:
Анализ научно-методических источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретико-методические аспекты процесса развития быстроты футболистов», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.
Анализ научно-методических источников показал, что систематические занятия футболом способствует всестороннему развитию спортсменов, особенно положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Футбол содействует воспитанию у юных футболистов морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей.
Игроки должны хорошо бегать, останавливаться, резко менять направление и скорость движения, ударять по мячу, останавливать его, вести, согласуя свои действия в зависимости от создавшейся обстановки. Умение взаимодействовать с партнером, играть комбинационно - в этом суть современного футбола. Теперь, как только футболисту представляется возможность сделать передачу мяча партнеру, он незамедлительно этим пользуется, ибо мяч движется быстрее самого стремительного игрока, что значительно придает игре большой динамизм.
Современный футбол - это атлетическая игра и требования, предъявляемые к футболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств – в том числе быстроты.
Глава 2. «Практическое изучение влияния специальных упражнений на развитие быстроты футболистов» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить методику определения уровня развития быстроты в спортивной тренировке, описывающую последовательность выполнения этапов работы по оценке быстроты, выделить тесты для её оценки, которые доступны для футболистов.
На втором этапе исследовательской деятельности для проведения тестирования подготовлена батарея тестов, которая дает возможность определить уровень развития быстроты занимающихся, на текущий момент:
- Бег на 30 м (с). По команде «На старт» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он готов следует команда «Марш». Испытуемый должен бежать 30 метров максимальной скоростью.
- Бег на 60 м (с). Такие же требования, что и в беге на 30 м. Испытуемый должен бежать 60 метров с максимальной скоростью.
- Челночный бег 3х10 м (с). Испытуемый по команде «на старт» становится в положение высокого старта у стартовой черты. После этого следует команда «марш», испытуемый с максимальной скоростью пробегает 10 метров до другой фишки, касается ее рукой, возвращается назад, снова касается фишки, бежит в третий раз 10 метров и финиширует.
- Измерение частоты шагов при беге на месте, в максимальном темпе, в заданном промежутке времени (5 секунд). При выполнении этого упражнения испытуемый должен поднимать колени до уровня пояса.
- Прыжки через скакалку за 10 сек.
По сигналу испытуемый выполняет прыжки через скакалку, с высокой частотой. Количество выполненных прыжков за 10 сек. является результатом.
На третьем этапе исследовательской деятельности анализ источников помог подобрать комплекс специальных упражнений для развития быстроты.
Упражнения для развития скорости старта в простой ситуации.
Упражнения по развитию скорости старта в сложной ситуации.
3) Упражнения для совершенствования стартового ускорения.
4) Упражнения для выработки абсолютной скорости.
5) Упражнения на развитие рывково-тормозных действий.
6) Упражнения по выработке скорости выполнения технических приемов и переключения одного действия к другому.
При работе над скоростными качествами все упражнения выполнять на предельной скорости. Интервалы отдыха должны позволять делать следующую попытку не хуже предыдущей. Скорость в конце упражнения не должна падать. Занятия по развитию скорости должны проходить после достаточного для полного восстановления отдыха.
Заключение
Анализ научно-методической литературы и выполнение практической части работы показали, что под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.
Быстрота футболиста — это его способность выполнять двигательные действия с мячом и без мяча в минимально короткие отрезки времени.
В футболе это качество проявляется как быстрота реакции, быстрота выполнения движений и смена одного движения другим — скорость передвижения.
В качестве средств развития быстроты используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью.
Тренеры признают пользу повторного бега на короткие отрезки дистанции. Однако многие из них предпочитают проводить этот бег только с мячом. Но мяч связывает бегуна, мешает ему бежать с предельной скоростью. Поэтому бег с мячом, хотя и имеет прикладное значение для футболиста, все же не развивает так быстроту, как бег без мяча. Следовательно, нужно сочетать чисто беговые упражнения с упражнениями в беге с мячом.