Конспект урока хакасского языка 2 класс
Дата: 13.10.2022
Тема «О себе»
Цель: организация речевого обмена на хакасском языке
Задачи:
Учить адекватному произношению хакасских звуков, воспринимать звучание хакасской речи, понимать её основное содержание, развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
Развивать кругозор, мышление, память, речевые способности учащихся;
Воспитывать ценностное отношение к родному языку.
Ход урока:
1.Организационный момент.
– Изеннер, минiӊ адым Анна Владимировна. Пу урок хакас тiлi проведу у вас я. Пӱӱнгi урокта пiс сiрернеӊ тоғынарбыс. Одырыӊар.
2. Фонетическая зарядка.
Кöк, кöклö, пӱӱр, ӱс. тiл, кiзi, тағ, аға, наӊмыр, аӊ, киӌее, пиӌе.
3. Работа по наращиванию лексических единиц.
Учитель показывает картинки учащимся. Учащиеся подбирают прилагательные к слову пӱр (лист).
Ответы детей: желтый (сарығ), зеленый (кöк), красный (хызыл), коричневый (кӱреӊ), разноцветный (öӊ– пасха).
4. Изучение новой темы.
Работа над составлением диалога.
– К нам в гости приехал журналист хакасской газеты. Он интересуется, кто вы, сколько вам лет, с какими ребятами дружите.
Работа по диалогу-образцу. (Один учащийся выполняет роль журналиста).
– Изен! Здравствуй!
– Синiӊ адым кем? Как тебя зовут?
– Сағаа нинӌе час? Сколько тебе лет?
– Син кем полчазыӊ? Чем ты занимаешься?
– Хайданзыӊ? (Откуда ты)
– Ибде синiн хоосха пар ба? Ибде синiн адай пар ба?
– Iче-паба синiӊ тоғынчалар ба? Твои родители работают?
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Физминутка.
– Автобуста одырчабыс,
Кjзенексер пахлапчабыс.
Шофёр педальны пасча,
Автобус табырах чeгeрче.
Работа над составлением монолога.
– Составим рассказ о себе. В тетради запишем предложения. На месте пропусков вставим данные о себе.
– Минiӊ адым _______.
– Мағaa _______ час.
– Мин ӱгренӌi.
– Мин Ағбанда чуртапчам.
– Ибде минiӊ_______ пар.
– Iӌе-пабам тоғынчалар/тоғынбинчалар.
– Пабамныӊ ады _______.
– Iӌемнiӊ ады _______.
– Минiӊ ööрем (нанӌiм) ады _______.
– Давайте прочитаем какой рассказ у нас получился?
– Чахсы.
5. Рефлексия.
– Олғаннар, чему мы сегодня научились?
– Эта работа была для вас интересной?
– Все ли было понятно?
– Мыннан урок тоозылча, кӧӊнiлерiӊ хайдагдыр? Килicтiре смайлик кӧзiдiӊер.
– Благодарю вас за хорошую работу, алғыс.
6. Домашняя работа:
– Запишите в дневники: выучить составленный рассказ о себе дома.
Конспект урока хакасского языка 2 класс
Дата: 16.10.2020
Тема «О себе»
Цель: организация речевого обмена на хакасском языке
Задачи:
Учить адекватному произношению хакасских звуков, воспринимать звучание хакасской речи, понимать её основное содержание, развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
Развивать кругозор, мышление, память, речевые способности учащихся;
Воспитывать ценностное отношение к родному языку.
Ход урока:
1.Организационный момент.
– Изеннер, олғаннар. Пӱӱнгi урокта пiс сiрернеӊ тоғынарбыс. Одырыӊар.
– Пӱӱн тасхар хайдағ кӱн?
– Пӱӱн хайдағ число?
2. Фонетическая зарядка.
Öс, кööк, тöрт, кöр, ӱлӱкӱн, ӱгӱ, ӱс, ағас, поғо, тағ, аӊ, наӊмыр, iмӌi, уӌа, киӌее.
3. Работа по наращиванию лексических единиц.
Учитель показывает картинки учащимся. Учащиеся подбирают прилагательные к словам чир тамағ(овощ), чистек (ягода)
Ответы детей: желтый (сарығ), зеленый (кöк), красный (хызыл), коричневый (кӱреӊ), разноцветный (öӊ– пасха), хара (черный), хызыл сарығ (оранжевый), кöгiлбей (голубой), тигiр (синий).
4. Повторение изученого.
Работа над составлением диалога.
– Соотнесите. Составьте пары вопрос-ответ.
Работа в парах.
А) Синiӊ адым кем? | 1. Твои родители работают? |
Б) Сағаа нинӌе час? | 2. У тебя есть собака? |
В) Син кем полчазыӊ? | 3. У тебя есть кошка? |
Г) Син хайдаӊ? | 4. Откуда ты? |
Ғ) Ибде синiн хоосха пар ба? | 5. Сколько тебе лет? |
Д) Ибде синiн адай пар ба? | 6. Чем ты занимаешься? |
Е) Iче-паба синiӊ тоғынчалар ба? | 7. Как тебя зовут? |
– Сверяем ответы. (а-7, б-5, в-6, г-4, ғ-3, д-2, е-1)
Ё) Минiӊ адым Тарика. | 1. Мои родители работают. |
Ж) Мағаа он час? | 2. Я живу в Саяногорске. |
З) Мин ӱгренӌi. | 3. У мея есть кошка. |
И) Мин Саяногорскта чуртапчам. | 4. Меня зовут Тарика. |
Й) Ибде минiӊ хоосха пар | 5. Я ученица. |
I) Iӌе-пабам тоғынчалар. | 6. Мне 10 лет. |
– Сверяем ответы (ё-4, ж-6, з-5, и-2, й-3, i-1)
Обучающиеся выполняют самопроверку.
Физминутка.
– Хортых хозан одырча,
Хулахтарын хыймыратча,
Хол айазын саапча,
Азах eстeнде одырча.
5. Закрепление.
– Выходим к доске.
Дети делятся на 2 группы, образуя большой круг, и малый круг внутри большого. Участники кругов встают лицом друг к другу. Участники большого круга задают вопросы, малого отвечают. После того как круг полностью совершил вращение, круги меняются задачами. Теперь малый круг задает вопросы, большой круг отвечает. Вращение кругов происходит по команде учителя.
– Чахсы. Одырыӊар.
6. Рефлексия.
– Олғаннар, что мы сегодня повторили?
– Эта работа была для вас интересной?
– Все ли было понятно?
– Мыннан урок тоозылча, кӧӊнiлерiӊ хайдагдыр? Килicтiре смайлик кӧзiдiӊер.
– Благодарю вас за хорошую работу, алғыс.
7. Домашняя работа:
– Запишите в дневники: повторить дома рассказ о себе и вопросы к нему.
Конспект урока хакасского языка 2 класс
Дата: 20.10.2020
Тема «Знакомство»
Цель: организация речевого обмена на хакасском языке.
Задачи:
Учить адекватному произношению хакасских звуков, воспринимать звучание хакасской речи, понимать её основное содержание, использовать фразы общения;
Развивать кругозор, мышление, память, речевые способности учащихся; обогащать словарный запас учащихся;
Воспитывать ценностное отношение к родному языку, соблюдение правил речевого поведения.
Ход урока:
1.Организационный момент.
– Изеннер, олғаннар. Пӱӱнгi урокта пiс сiрернеӊ тоғынарбыс. Одырыӊар.
– Пӱӱн тасхар хайдағ кӱн?
– Пӱӱн хайдағ число?
2. Фонетическая зарядка.
Тиин, пӱӱр, кӧӧк, хоосха, сыын, сарығ, кӱреӊ.
3. Актуализация знаний.
– Давайте вспомним, какие вопросы могут нам задать на хакасском языке?
– Как мы можем ответить?
– Зачем мы повторили эти вопросы?
– Хайдағ пӱӱнгi тема? (Знакомство)
4. Изучение новой темы.
Работа над составлением диалога.
– К нам в гости приехал хакасский музыкант. Он хотел бы с вами познакомиться, но он говорит только на хакасском языке. Что нам делать?
– Правильно, давайте подготовимся, научимся знакомиться на родном языке. Какие слова или фразы нам могут понадобиться?
– Давайте откроем словарики и запишем неизвестные нам выражения.
– Чуртас хайди парча? Как жизнь?
– Киректер хайди парча? Как дела?
– Хазығыӊ хайдағ? Как здоровье?
– Чалахай иртеннеӊ! Доброе утро!
– Чалахай иирнеӊ! Добрый вечер!
– Чалахай кӱннеӊ! Добрый день!
– Таныс поларбыс! Будем знакомы!
– В словарь запишем слова.
Чахсы – хорошо
Хомай – плохо
Хомай нимес – неплохо
Синiӊ чи? А у тебя?
Физминутка.
Хортых хозан одырча,
Хулахтарын хыймыратча,
Хол айазын саапча,
Азах eстeнде одырча.
Работа над составлением диалога.
– Нам в руки попал обрывок разговора между двумя детьми. Давайте попробуем понять о чем идет речь.
«– Изеннер!
– Изеннер! Синiӊ адым кем?
– Минiӊ адым Айас.
– Синiӊ фамилияӊ кем?
– Минiӊ фамилиям Бурнаков. Синiӊ адыӊ-фамилияӊ кем?
– Минiӊ адым Тарика, фамилиям Топоева.
– Таныс поларбыс!»
– Кто ответит, как звали детей?
– О чем они говорили?
– Что еще узнали из разговора?
– Еще один разговор, но уже между взрослыми людьми. Давайте переведем его для нашего музыканта, ему же тоже интересно узнать что-то об окружающих. Переведите вместе с соседом по парте.
«– Здравствуй, Татьяна! Как дела?
– Добрый день, Илона! Спасибо, хорошо. А у тебя?
– Спасибо, неплохо.»
– Давайте прочитаем какие переводы у нас получились?
– Чахсы.
5. Рефлексия.
– Олғаннар, чему мы сегодня научились?
– Эта работа была для вас интересной?
– Все ли было понятно?
– Мыннан урок тоозылча, кӧӊнiлерiӊ хайдагдыр? Килicтiре смайлик кӧзiдiӊер.
– Благодарю вас за хорошую работу, алғыс.
6. Домашняя работа:
– Запишите в дневники: выучить слова и выражения в словаре.
Конспект урока хакасского языка 2 класс
Дата: 23.10.2020
Тема «Знакомство»
Цель: организация речевого обмена на хакасском языке.
Задачи:
Учить адекватному произношению хакасских звуков, воспринимать звучание хакасской речи, понимать её основное содержание, использовать фразы общения;
Развивать кругозор, мышление, память, речевые способности учащихся; обогащать словарный запас учащихся;
Воспитывать ценностное отношение к родному языку, соблюдение правил речевого поведения.
Ход урока:
1.Организационный момент.
– Изеннер, олғаннар. Пӱӱнгi урокта пiс сiрернеӊ тоғынарбыс. Одырыӊар.
– Пӱӱн тасхар хайдағ кӱн?
– Пӱӱн хайдағ число?
2. Фонетическая зарядка.
Iзенiс, аалҷаа, пiлiс, ӧдiктер, чӱгӱрерге, чоғар, пӧзікке, тирең, iкӧлең.
3. Повторение.
– Давайте вспомним, о чем люди говорят при знакомстве?
– А мы уже умеем знакомиться на родном языке?
– На какие вопросы мы можем ответить? Что рассказать?
– Чахсы
4. Закрепление.
– Сейчас с соседом по парте подготовьте диалог знакомство.
– Какие слова или фразы нам могут понадобиться?
Работа над составлением диалога.
Физминутка.
Ойын «Талғанхоор-хоор, арба хоор-хоор…» (дети делятся на микрогруппы по 2 человека, играют в парах).
– Арба хоор, хоор, хоор,
Чарбахоор, хоор, хоор,
Талғанхоор, хоор, хоор,
Кӧчехоор, хоор, хоор!
Пiп-пiлегес!
Сып-сығанах! Хоп-холтыгас!
Хылҷых, хылҷых, хылҷых!
(2 хатап)
Презентация диалогов. Дети выходят парами к доске и знакомятся на хакасском языке.
– Чахсы.
5. Рефлексия.
– Олғаннар, чему мы сегодня научились?
– Эта работа была для вас интересной?
– Все ли было понятно?
– Мыннан урок тоозылча, кӧӊнiлерiӊ хайдагдыр? Килicтiре смайлик кӧзiдiӊер.
– Благодарю вас за хорошую работу, алғыс.
6. Домашняя работа:
– Запишите в дневники: повторить слова и выражения в словаре.