Характеристика
на ____________
1998 года рождения,
ученика 7 «А» класса МБОУ СОШ № 7 ,
проживающего по адресу: ________________
_______________ обучается в ______________ с первого класса, за время обучения показал себя учеником дисциплинированным, имеет выраженный интерес к спорту, занимается футболом. К учебе равнодушен, в кружках и олимпиадах участия не принимал. Учится удовлетворительно, трезво оценивает свои успехи и неудачи. К выполнению общественных заданий относится ответственно, принимает активное участие в субботниках. Имеет сценические, спортивные способности. В классном коллективе к ________ относятся с уважением, близких друзей в классе нет, свободное время проводит с товарищами по секции. Уважает людей, относится к ним доброжелательно, в конфликтах со сверстниками и учителями не замечен, на замечания старших реагирует адекватно. Способен к сопереживанию. Вредных привычек не имеет. Жилищно – бытовые условия удовлетворительные, отношения в семье доверительные.
Директор _____________ ___________
Классный руководитель А. С. Кириллова
Ингредиенты для "Тесто для жареных пирожков":
Мука — 1-1,2 кг
Вода — 1/2 стак.
Молоко — 2 стак.
Дрожжи (быстродействующие, в пакете 11 г) — 1 пакет.
Яйцо — 2 шт
Соль — 1 ч. л.
Сахар — 1 ч. л.
Масло сливочное — 100 г
Рецепт "Тесто для жареных пирожков":
Дрожжи развести в тeплой воде, в стаканчике, добавить сахар и оставить на минут 20 - лучше в тeплом месте. Это не совсем опара, но очень советую попробовать именно так)
Когда над стаканом поднимется "шапочка", вылить его содержимое в миску, добавить тeплое молоко, яйца, соль и замесить тесто, постепенно добавляя муку. Когда тесто начнeт хорошо отставать от рук, добавить растопленное сливочное масло и аккуратно, с нежностью вымесить до эластичности)
Затем я эту миску с тестом ставлю в таз с тeплой водой и уношу в спокойное место ; -) Через часик - один раз приминаю, доливаю тeплой водички в таз (в это время занимаюсь начинкой для пирожков). А ещe через часик - уже начинаю лепить пирожки))
Внеклассное мероприятие "Казачьи посиделки"
Ведущий 1. (Мальчик в казачьей одежде)
В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода.
Не знаю как кому, а мне
Вода донская слаще меда.
Не знаю как другой, но я
Весь – слух, весь – жадное вниманье,
Когда услышу соловья
Возвышенное ликованье.
Чуть-чуть взгрустнули небеса,
В природе ярких красок мало,
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.
Пусть облетели тополя,
Я у степной твержу криницы:
“Благословенной будь земля,
Где довелось и мне родиться”.
Ведущий 2. (Девочка в казачьей одежде)
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Ведущие кланяются зрителям.
Ведущий 1.
Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу.
Позову-ка я ребят к нам на посиделки.
Будут песни, будут пляски.
Приходите поиграть,
Зимний вечер скоротать!
В зал входят ребята, в руках у них сладости.
Мальчик:
В курень жаркий ваш
Мы пришли с подарками.
Дети ставят гостинцы на стол.
Девочка:
Разрешите поплясать. Разрешите топнуть.
Неужели в куреньке половицы лопнут?
Звучит веселая музыка. Девочки исполняют танец.
Ведущий 2.
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек
Местные частушки!
Ребята исполняют частушки.
1. Щука плавает в Дону,
Спит на яблоне в саду…
Шерсть смотали мы в клубок,
Выйдет шелковый платок.
2. Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес…
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.
3. Из-за Дона, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
4. Чтобы печка разгорелась
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
5. Сидит ежик на березе –
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.
6. Ой, ребята, та-ра-ра,
На Дону стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
7. Два каржонка на юру
Раскричались поутру:
Карр да карр, карр да карр,
Вот устроили базар.
8. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Ведущий 1.
Собрались мы позабавиться
Да потешиться, поиграть.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет казачья вас игра!
Проводится игра “Утенок”. Мальчики и девочки собираются в общий хор и выбирают утенка.
Хор: Как ты, утенок, по полю летаешь?
Утенок: Вот как я, утенок, по полю летаю (машет руками).
Хор: Как ты, утенок, гнездо совиваешь?
Утенок: Вот совиваю (крутит руками).
Хор: Как ты, утенок, пера нащипаешь?
Утенок: Вот нащипаю (щиплет рубашку).
Хор: Как ты, утенок, яиц наносишь?
Утенок: Вот яиц наношу (садится на корточки).
Хор: Как ты, утенок, цыплят выводишь?
Утенок: Вот вывожу (бьет кулаком о кулак).
Хор: Как их всех разгоняешь?
Утенок: Вот разгоняю!
Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенком.
Ведущий 2.
А теперь мы отдохнем
Да загадки разберем!
Ведущие приглашают гостей сесть на скамьи у стола и загадывают загадки. За правильный ответ ведущие дают сладкий приз (бублик, конфету).
Двенадцать коней в поводу на одной уздечке веду. (Год, месяцы)
Голубая простыня весь мир покрывает. (Небо)
Ложка краски, а весь мир красит. (Солнце)
Вечером цветут, утром вянут. (Звезды)
В небе родился, в земле схоронился. (Дождь)
Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь. (Кот)
Песни играет, всяк его знает. (Сверчок)
Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи)
Не больная – стонет, не трудится – пыхтит, не теряла – ищет. (Свинья)
С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица, лыка дерет, а лаптей не плетет. (Козел)
Стоит старушка на грядках, вся в сорока заплатках. (Капуста)
Мелкие людишки, красные штанишки. (Морковь)
Отгадай-ка, что это: из-под земли вылезает, одетым в жаркую баню идет, а после бани его раздевают. (Картофель)
Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла)
Летала пташка промеж рта и чашки. (Ложка)
Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло)
Слаще меда, тяжелее железа, в магазине не купишь, на базаре не продается. (Сон)
Целый день ходят, ночью с раскрытым ртом стоят. (Сапоги)
Нос имеет, а глаз нет; едет, едет, а следа нет. (Лодка)
Ведущий 1:
Одним из увеселений донских казаков был народный театр. Его представления шли под открытым небом, на улицах, площадях. Исполнители должны были говорить громко, почти кричать. Героями драм выступали любимые вожди казачества – Ермак, Разин, Булавин. Представлялись и веселые комедии, главным героем которых, как правило, выступал находчивый и остроумный простой казак Чига-Чигуша.
Инсценировка “Казак Чигуша и окружной атаман”.
Посреди майдана окружной атаман. Расправляет усы и бороду.
Атаман: Кого бы мне поймать да холоду нагнать, чтоб ему жарко было? (Замечает поблизости казака Чигушу.) Кто там идет и шапки передо мной не ломает? Эй, ты! Подойди ко мне, окружному атаману, поживей! Кто ты такой будешь? Откуда пожаловал?
Чигуша: А я – простой казак Чига-Чигуша… А пожаловал с того света, ваше высоко…высоко…отселе и не видать, высокоблагородие, господин окружной атаман.
Атаман: С того света? А скажи мне, простой казак, что на том свете, ежели ты там был, покойные, царствие им небесное, окружные атаманы делают?
Чигуша: А ничего они там, как и на земле, ваше высоко-превысокоблагородие, не делают… Все больше в казанах жарятся, а простые казаки, как и на этом свете, на них работают.
Атаман: А какая ж у простых казаков там работа?
Чигуша: А дровишки рубят, ваше высоко-превысокоблагородие, под казаны подкладывают, огонь подюже раздувают, чтоб вам, окружным атаманам , пожарче было.
Атаман: Ачто черти там тоже имеются?
Чигуша: А как же без чертей! Они там в главных начальниках ходят, велят под казанами жар почаще помешивать да атаманов вилами под ребро поддевают. Кого вытащат – поглядят, не сошли ли с него грехи, какие он, будучи на земле, сотворил, да опять в казан бросят.
Атаман: А не видал ли там, братец простой казак, чтобы грехи с хоть одного сошли? Чтоб его черти назад в казан не бросали?
Чигуша: Да ты что, атаман! За ними столько грехов земных набирается, что за тыщу лет не отпаришь! По себе, небось, знаешь…
Атаман: Ой-ой! Пропала моя головушка!
Чигуша: Уж погоди, ваше через-высокоблагородие, тебя еще на этом свете казаки пришкварят!
Ведущий 2:
А знают ли на гости дорогие пословицы да поговорки о земле родной, о казачьей смелости?
Ответы ребят.
- Земля донская – мать родная.
- Дон тихий, а слава о нем громкая.
- На Дону закон такой: всех врагов с земли долой.
- Казачья смелость порушит любую крепость.
- Донской казак чести не кинет, хоть головушка сгинет.
- Казак без друзей что дуб без корней.
- Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.
Ведущий 2:
Молодцы! А теперь пора настала пригласить вас всех к столу!
Мальчик.
Как сладко пахнет хлеб зерном,
Спеченным на листе капустном;
Какая корочка на нем,
И как хрустит он вкусно!
А мы садимся у стола,
Друг друга поздравляя,
Что вот уже пришла пора
Донского каравая!
Девочка.
Чай горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-элексир!
Все проходят к столу.
Список литературы:
Использованы материалы из хрестоматии для чтения младших школьников “Родной край” (составители: Бутенко Т.А., Небратенко В.Б.).“Издательство БАРО-ПРЕСС”, Ростов-на-Дону, 2005.
Фольклорный праздник "Казачьи посиделки"
Цель: формирование у обучающихся патриотизма, чувства любви к малой родине.
Задачи:
Пробудить интерес к изучению истории родного края через знакомство с культурой и бытом казачества.
Создать условия:
– для проявления творческих способностей детей;
– для формирования умений пользоваться различными источниками информации.
Оформление сцены, оборудование и реквизит.
Сцена оформлена в виде казачьего куреня. Посередине – накрытый стол с блюдами казачьей кухни, вокруг стола стоят лавки. В переднем углу висит икона Божьей Матери. Присутствуют вышитые рушники, одеяло, выполненное в лоскутной технике, на стенах висят расписные тарелки, макеты сабель и другого оружия.
Музыкальное сопровождение: Аудио записи и живое исполнение казачьих песен школьного фольклорного ансамбля “Казачок”.
Участники: обучающиеся 8-х классов, одетые в костюмы казаков и казачек.
Подготовка к празднику: Обучающиеся разделились по группам, каждая из которых выполняла групповые творческие задания.
1-я группа – подбор материала об истории казачества по разнообразным источникам (Интернет, библиотечные фонды, энциклопедические справочники, воспоминания старожилов);
2-я группа – подготовка реквизита: изготовление макетов оружия, которым пользовались казаки, подбор вышитых рушников, глиняных и плетенных из лозы тарелок, изготовление лоскутного одеяла, приготовление блюд казачьей кухни и др.;
3-я группа – поиски материала об истории одежды казаков и создание костюмов;
4-я группа – подбор пословиц и поговорок, связанных с бытом, жизнью, историей, культурой казачества;
5-я группа (фольклорный ансамбль “Казачок”) – запись старинных казачьих песен на аудио носители, разучивание казачьих песен и танцев для исполнения вовремя праздника.
Ведущий (один из учеников): Дорогие друзья, мы с вами живем в богатом славными традициями и людьми крае. И сегодня мы познакомимся с еще одной страничкой его истории – жизнью и бытом донского казачества. Мы узнаем о зарождении донского казачества, о нравах и обычаях этих героических людей, познакомимся с их фольклором. Итак, приглашаем вас на казачьи посиделки.
На нашем празднике присутствует директор школы Ляпина Елена Юрьевна.
(Входят обучающиеся, одетые в костюмы: казаков, казаечк и их детей, поют песню под аккомпанемент баяниста “По Дону гуляет”.)
Старый казак: Да, корни наши глубоко уходят в прошлое. Казаки пришли на Дон очень давно. Удивительные края, нетронутые, безлюдные, дремучие леса и широкие степи. Ни одного человека не встретишь, а зверей и птиц – великое множество.
Ведущий: Вот как поэтично рисует картину того времени волгоградский писатель-краевед Б.С.Лащилин: “Весной степь зарастала высокими густыми травами. Ее изумрудный ковер был испещрен алыми, синими, нежно-голубыми, фиолетовыми и золотисто-желтыми цветами. На солнце серебром отливали ковыли. В небе, где причудливыми громадами проплывали кучевые облака, кружили орлы и коршуны. На степном приволье паслись стада сайгаков.
На Дону и его притоках – Донце, Хопре и Медведице – держались и гнездились белоснежные красавцы-лебеди. У озер в камышах рыли ил дикие кабаны, беспокоя и пугая уток, чибисов, цапель и бесчисленное множество обитавших там куликов. В поймах непроходимой чащей стояли вековые дремучие леса. Здесь было полное раздолье зверю и птице. В густых зарослях, промышляя добычу, бродили волки, лисицы и медведи. Осенью по сеткам целыми днями сновали белки”.
Старый казак: Вот в этот райский уголок и бежали от гнета помещиков вольнолюбивые люди. И всех Дон принимал, и всем находил место. Казаки селились в степи, самом боевом поле. Они строили свои городки и ставили бедные плетневые шалаши, чтобы не жалко было их бросить в случае неудачи. Городок окружал частокол и плетень из лозы, перевитый колючими ветками терновника. В то время казаки землю не пахали, хлеба не сеяли, а жили добычею. Когда не было военных походов, занимались охотой, рыболовством.
Ведущий задает вопросы залу: А знаете ли вы, как называется воинское подразделение вольного казачества и сооружение для жилья?(Курень.)
– Как называется казачья лодка для плавания по рекам, имевшая один парус и весла? (Байдак).
Что из украшений держали в хате казаки и почему? (Из украшений в доме держали, прежде всего, кинжалы, шашки, другое оружие, добытое как трофей в сражениях).
(Выходит ансамбль “Казачок” с песней “Дон Иванович”)
Степью широкою!..
Степью необъятною!
Там!...– на воле, на тихом Дону!
Скучно станет – на Волгу пойдем,
Бедно станет – и денег найдем,
Волга-матушка всех приютит,
Всех приласкает и всех одарит…
Молодой казак: Процесс формирования казачества проходил одновременно с процессом христианизации Киевской Руси. В казаки принимали всякого. Нужно было только одно условие – вера в Христа. Известно, что в 1380г. донские казаки преподнесли Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божьей Матери.
Ведущий:
Исторический край бесконечной борьбы,
Край казачества, вольности, славы,
Подвергался не раз ты ударам судьбы,
Сын свободной великой державы…
Старый казак: Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью, и ее же ставили выше всего. С той поры пошла поговорка: “Хоть жизнь собачья, так слава казачья”. А еще ценилась воинская доблесть. Храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства.
Ведущий объявляет турнир знатоков половиц: А какие вы знаете пословицы и поговорки связанные с казачьей удалью?
На сцену выходит творческая группа № 4 и работает со зрителями, которые или называют пословицы или поясняют их.
“Либо грудь в крестах, либо голова в кустах” (решился действовать).
“Казак скорее умрет, чем с родной земли сойдет” (за родную землю бьется до конца).
“Кто пули боится, тот в казаки не годится” (в опасности казаку трусить нельзя).
“Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет” (честь ему дороже жизни).
“Добыть – или дома не быть”.
“В стремя ногой – расстанься с головой” (можешь и не вернуться со службы).
“Гайтан на шее, да шапка сбоку – не скоро быть смертному сроку” (вера и сила – вот что дает казаку надежду).
Ведущий: Казачьи поселения служили надежной защитой от нападения врагов с юга. Поэтому цари всегда старались умилостивить казаков, заставить их служить себе.
Казак: Но время шло. Людей на Дону и Волге все прибывало. Леса редели, зверя и рыбу стало добывать все труднее. Казаки резко разделились. Богатые зажиточные казаки имели большие стада скота, пасеки, табуны лошадей. Их стали называть домовитыми. Тут же на Дону жили пришлые бывшие крепостные крестьяне, бежавшие от своих помещиков из центральных областей России. Все их имущество состояло из ветхой одежды, что была на них. Это о них говорила народная пословица: “ Ни кола, ни двора – зипун все нажитье”.
Этих людей называли голутвенными. Именно из этих казаков родились великие бунтари: Степан Разин, Емельян Пугачев, Кондратий Булавин.
Казачка: Позднее казачьи поселения стали называть “станицами”, от слова “стан”, стоянка. В станицах жили от 100 до 200 человек. “На Дону что ни хутор, то своя запевка” (в каждом хуторе все по-своему), “Донская земля дармоедов не кормит (на Дону трудом будешь сыт). Жили зажиточно, богато одевались.
Ведущий проводит игру с залом.
Чекмень
А) орудие труда, мотыга;
Б) женская нарядная шапка;
В) мундир, верхняя одежда с длинными полами.
Зипун
А) женский фартук;
Б) старинная верхняя одежда в виде кафтана без воротника из грубого самодельного сукна;
В) узорчатый пояс.
Спидница
А) нижняя юбка;
Б) платок;
В) шелковые ленты.
Запон
А) нагрудник;
Б) фартук;
В) сарафан.
Чембары – широкие штаны, куда заправлялся полушубок и ремень.
Башлык – казачья верхняя шапка от непогоды, накидка на голову.
Кушак – широкий пояс, широкая тесьма или полотнище ткани, иногда с бахромой по концам. Пословица “Казачок, шелков кушачок”.
Лампасы – обязательный элемент казачьей формы на брюках, цвет зависел от казачьего войска.
Бурка – шерстяной плащ без рукавов. Очень удобный и практичный. Когда казак на коне, часть бурки, как попона, накрывает лошадь, защищая обоих от непогоды.
Лядунка – патронташ, небольшая сумочка, прикрепленная к ремню казака, крепилась на спине, справа.
Саквы – фуражные и сухарные сумы переметные крепились к седлу.
Нагайка – казачий жгут – плеть – короткая, толстая, круглая, ременная. Были с ножом, со шлепком, с пулькой – против волков.
Что означают слова: варывода, варнак, гарный? – Ответ: Варывода – мучитель, истязатель. Варнак – драчун, забияка. Гарный – красивый.
Что означают слова барыло, бодня, глечик? Ответ: Барыло – бочок для вина. Бодня – кадушка для засолки мяса. Глечик – глиняный сосуд.
Какое значение имела серьга в ухе казака? (Серьга в ухе казака имела не только символические и сакральные значения, но и означала его роль и место в роду. Так, серьга в левом ухе указывала на то, что он единственный сын у матери, в правом – что у него нет наследников по мужской линии. Порой, исходя из этого, командир мог принять решение, кого следует беречь в бою. Этот древний обычай поддерживался всеми казаками).
Выступает творческая группа, рассказ об одежде казаков, демонстрация костюмов
Казачка: Казачки ходили в сарафанных костюмах, юбках и кофтах (“кохточка”) сшитые из ситцевой, шерстяной и шелковой ткани. Носили и нижнюю юбку ("спидницу"). Неотъемлемую часть костюма составлял запон (фартук), сшитый из полуситца (ткани из хлопчатобумажных и льняных нитей) с набивным растительным узором. Запон шьется из двух полотнищ. У пояса нижнее полотнище присборено и заложено в складки. На ногах полусапожки. На руках золотые и серебряные кольца. Костюм замужней женщины дополнял головной убор – полушалок (небольшая шаль) из шелковой набивной ткани.
В качестве украшения казачки носили янтарные бусы (монисты) под горлышко.
Для девочек и девушек шили сарафаны из ситца. Сарафанный костюм девушки отличался головным убором и прической: заплетенные косы украшались лентами, на голову мог надеваться венец или обруч.
Ведущий: Каждая станица или ватага выбирала себе старшего, которого называли атаманом – “Без атамана казак сирота” (атаман казаку как отец родной).
Инсценировка песни “Любо, братцы, любо”.
Казак: Вся власть на Дону принадлежала казачьему Кругу (Войсковому, станичному, хуторскому), на котором решались вопросы войны и мира, жизни и смерти, свадеб и разводов. Вот как поется в казацкой песне:
“Собирались казаки – други, люди вольные,
Собирались они, братцы, во единый круг,
Они думали думушку все единую”
То, что постановил круг было свято – это был закон. Самым тяжким преступлением на Дону была измена, предательство, за которое виновный карался смертной казнью. Виновного хватали, запихивали в большой рогожный мешок – куль, для большей тяжести добавляли камней и сбрасывали в реку.
Казачка: Женщина не имела права сидеть при казаках, лишь женщине преклонных лет это позволялось. У казаков женщина (по– казачьи – баба) ни на Круг, ни на Сход не допускались вообще. Все Придонье сверху донизу было распахано. Пахала, сеяла, жала, снопы вязала, молотила, зерно молола, хлеб пекла – все это в основном делала женщина – чернобровая осанистая донская казачка, ведь казак почти всю жизнь проводил в походе, на службе. Женщины работают в поле, а казаки при оружии лишь охраняют их. Казак всегда служил за Веру, Царя и Отечество, а казачка растила детей и создавала семейный уют. “Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет” (воинские тяготы ложатся и на семью), “станичники казака в армию снаряжают, что в могилу провожают” (служба казачья полна реальной опасности).
Песню исполняет фольклорный ансамбль “Казачок” : “Верила, верила, верю…”
Старый казак: Казак рождался воином. В семье его называли не мальчиком, а казачьим сыном. Новорожденному друзья и родственники приносили подарки только военные: патрон, стрелу, лук, пулю; дед дарил шашку или ружье. Сабля сохранялась из рода в род, переходила от отца к сыну, потом к внуку. Ее украшали золотом или серебром, вешали под образа, давали почетное место.
Трехлетние казачата уже ездили верхом по двору, а пятилетние скакали, отводя лошадь в табун.
Ведущий: С 17 лет казак назывался малолетка. Начинались скачки, стрельба в цель на скаку, рубка – т.е. ученье воинскому делу.
В 19 лет – приводился к присяге на верность службе.
В 21 год – зачислялся в военно-полевой разряд на 15 лет. Все 15 лет он обязан был в любую минуту стать в стремя и встретить врага с оружием в руках. Часть срока он служил “срочную” службу, т.е. вдали от дома. Иногда выпадала служба по 4-5 лет без побывки. Для того чтобы казак был постоянно в готовности, ежегодно проводились летние и зимние сборы в лагерях, смотры оружия, учения.
Казак: Только в 61 год казак увольнялся “вчистую”. Освобождался от всех воинских повинностей. Но привычные к воинской дисциплине и самоотречению старики считали и в эти преклонные лета “служивыми”. Они не снимали с папах и картузов кокарды – знак службы – и составляли совет стариков, который помогал Атаману управлять станицей.
Казачонок: При рождении сына в казачьих семьях – он пользовался авторитетом, равным родительскому. В случае смерти родителей на старшего сына “большака”, возлагалась обязанность вырастить своих младших братьев и сестер. Отцовский курень (дом) всегда доставался младшему сыну “меньшаку”, в обязанности которого входило содержание и опекунство до смерти своих родителей.
Старый казак: Во время первой мировой войны 1914 года, донские казаки проявляли чудеса храбрости. Казачьи полки, единственные из всех частей Русской армии не знали дезертирства, самовольного ухода с фронта, революционных брожений на боевых позициях. Казаки свято чтили девиз “За Веру, Царя и Отечество”.
Казак: Великая Отечественная война 1941–1945 г. опалила и Дон, который практически весь был оккупирован в 1941–1943 годах. На борьбу с гитлеровцами ушли десятки тысяч жителей Дона, казаков, вошедших в кавалерийские части Красной армии.
Казачка: Те, кто вернулись со славой, принялись за восстановление разрушенного войной народного хозяйства. “Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец” (что ни возьми – казак умеет все). Казацкие семьи (среди казаков были русские, украинцы, татары, башкиры) занимались земледелием, животноводством, жили, как и вся Советская страна.
Ведущий: Такова была жизнь и обычаи донских казаков. А какие были у казаков почитаемые праздники и как они их проводили?
Творческая группа № 1представляет свои сообщения: Наиболее почитаемыми были церковные праздники: Рождество Христово и Пасха. Широко отмечали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Троицу (с наступлением лета) и другие праздники.
Свободное время проводили в “беседах”, на “посиделках”. Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья: после церковной службы часто устраивали ярмарки, скачки. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний.
Ведущий: А теперь предоставим гостю нашего праздника.
Рассказ о старинном казачьем роде Весовых из станицы Михайловской на Хопре. Представление фотоматериалов из музея казачества в станице Михайловской Урюпинского района (фотоматериалы прилагаются).
Ведущий:
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь,
Говорим мы: “До свиданья!”
До счастливых новых встреч.
Открытое внеклассное мероприятие "Заходите до нашей хаты"
Цели классного часа:
• воспитание уважения к культуре и истории края;
• формирование системы знаний о быте и культуре населения края;
• воспитание гражданской позиции, бережного отношения к культуре, сохранения традиций народа.
Задачи:
Развитие интереса к познанию традиций и обрядов Кубани
Создание условий для знакомства и изучения всех имеющихся источников знаний о культуре и быте своего народа
Приблизить историю своего народа к сердцу учеников
Оборудование:
• предметы быта
• традиционная одежда казаков
• музыкальные записи казачьих песен
• макет избы
Ход классного часа:
Земля отцов - твоя земля!
Студёный ключ играет по оврагу
И , погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он.
Родина - ёмкое и бесконечное слово, но это живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни ,кухня, обряды и традиции. Обряды и традиции казачества.
Сегодня на классном часе мы совершим путешествие во времени в казачью станицу, познакомимся с жилищем казаков, их нравами, обычаями , музыкальной культурой и обрядами.
Откуда появилось слово «казак»?
-(из киргизского языка, к ним перешло от татар, которые называли казаками передовые разведывательные отряды)
Казачий курень
Классный руководитель:
"Мой дом – моя крепость" – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Кроме того, в нем явственно прослеживаются черты самобытной древнейшей истории.
1Ведущий:
Название "курень" – монгольское. Слово "куриться", то есть пускать легкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения. Слово "курень" означает "круглый", еще шире – "гармоничный", если попробовать "расчленить" это слово и перевести, то вот, что получится: "куря" – круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу. Монголы куренем называли кочевья, окруженные телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. В этом значении слово бытовало у запорожцев. Куренем у запорожцев и у кубанцев назывался полк.
Классный руководитель:
Если бы мы с вами перенеслись на 120 -130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно, же зашли в гости в казачью хату. В первой комнате находилась печка, полы в доме были мазанные (доливка), у окна стоял стол (сырно), вокруг стола деревянные лавки (канапеи), шкафчик для посуды, где стояли большой глиняный горшок (макитра), горшки поменьше (глэ-чики), чавуны для приготовления борща, каши. Сундук, деревянная кровать. В доме все было украшено вышитыми полотенцами — рушниками.
Давайте пройдём в школьный музей нашей школы « Кубанская горница», где нам юные экскурсоводы расскажут о традиционном убранстве казачьей хаты .
Текст экскурсии:
На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Степняки – кочевники жили в "кибитках" (юртах) или в балаганах. Такие шатры – балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на полевых станах. Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде – это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии.
На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона и Прикавказья, одинаковыми приемами строительства роднящая эти далекие друг от друга места с Дагестаном и Прикаспием.
Первые поселения возникали в плавнях – речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь – вода близко. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных. Воспоминания о них сохранилась в названиях. "Чиганаки" – это и есть постройка на сваях. А жили в них люди племени "чигов". Не случайно, видно, верхнедонских казаков дразнят "чигой востропузой".
Внутреннее убранство казачьей хаты
Если бы мы с вами перенеслись на 120 - 130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно же, зашли в гости на казачье подворье. Поскольку в конце XIX в. в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Там, где в доме было только одно жилое помещение, на нарах или помосте спали покатом по нескольку человек. Вторая половина связевого дома, в котором жила большая семья, обычно отапливалась и служила добавочным жильем. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в., а в иных местах и позднее, были набитые сеном матрацы, рядна, полости, попоны (валянные из овечьей шерсти), верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах. В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно за низеньким стопином (сырно). Застоя рассаживались в определенном порядке: на почетном месте глава семьи, рядом с ним старшие мужчины, ближе к выходу садились женщины. Иногда рассаживались семейными парами. Жилищные условия во многих больших семьях в зимнее время были тяжелыми. Глинобитные полы, отсутствие вентиляции, теснота, плохое освещение, необходимость содержать зимой в жилых помещениях мелких домашних животных — все это создавало антисанитарные условия существования, приводившие к различным заболеваниям. В исполнении Кубанского казачьего хора звучит песня: « Ой, мий милый варенычкив хоче…»
Казачий костюм
Основой мужского казачьего костюма были рубаха с прямым разрезом ворота и штаны-шаровары. Рубаха шилась длиной почти до колен, с прямыми рукавами, которые вшивались с ластовицей (прямоугольной вставкой под мышками), а позже выкраивались. Такая рубаха, бытовавшая также и на Украине, была известна по всей Кубани. В конце XIX — начале XX в. стали появляться так называемые рубахи сталейкой (кокеткой) и косоворотки. Рубаха с талейкой появилась в сельской местности под влиянием города, главным образом среди молодежи, и встречалась везде на Кубани, хотя широкого распространения не имела. Как эта рубаха, так и особенно косоворотка, раньше появились в станицах, заселенных линейным казачеством. Это, по всей вероятности, объясняется тем, что станицы линейцев заселялись из южнорусских губерний России, где тоже бытовали такие формы рубахи. Косоворотка (в отличие от донского казачества, у которого она так и не привилась) в начале XX в. на Кубани получила очень широкое распространение.
2. Классный руководитель:
Во многих хатах станицы Лабинской собиралась молодёжь на вечёрку. В казачьих хатах часто звучали девичьи песни. Летом молодёжь предпочитала «улицу» , зимой же «посиделки». На посиделках девушки мяли и чесали шерсть, пряли, вязали и вышивали. Работа сопровождалась песнями.
Вокальная группа «Девчата» исполняют старинную казачью песню песню .
Недостатки казаков.
Ведущий:
Были в характере казаков и недостатки, большей частью унаследованные от предков. К примеру, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, послушать рассказы других, да и самим рассказать о подвигах товарищей. Бывало, что в рассказах этих они и прихвастнут, и прибавят от себя. Любили казаки, вернувшись из заморского похода, шикануть своим нравом и убранством. Отличались они беспечностью и беззаботностью, не отказывали себе в питье. Француз Боплан писал о казаках» В бражничестве казаки пытались превзойти друг друга, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззаботные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог сравниться в этой удали с казаками
Мы сейчас попробуем восстановить общение двух друзей казаков лет этак 150 назад.
Театрализованная сценка: « Два кума»
Возвращение в класс для дальнейшего проведения классного часа.
Конь у казака
Классный руководитель:
Не принято было у казака иметь боевого коня – кобылицу.
У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена ,сестра , а иногда и мать. Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде, чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.
1 Учащийся:
А у кубанских казаков перед выездом из дома на войну коня казаку приводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой» Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осеняя себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату ,на палисадник перед окнами, на вишнёвый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.
2 Учащийся:
Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.
Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберёг всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с поля боя на своё подворье.
При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой его конь под чёрным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конём шли близкие.
Классный руководитель:
? Могло ли что заменить казаку коня в средстве передвижения?
Казаки в начале этого века одними из первых пересели с коня на самолет. А наиболее достойные из них возглавили и возглавляют Военно-Воздушные Силы. Так есаул Ткачев В.М. возглавил 1916 г. Военно-полевую авиацию. Военно-Воздушные Силы СССР возглавляли Главный маршал авиации П.С. Кутахов, маршалы авиации Ефимов А.Н., Шапошников Е.И. Первым Главкомом ВВС России стал донской казак генерал-полковник Дейнекин П.С.
А в космосе уже бывали казаки В.В. Горбатко, Г. Т. Береговой.
Но ,пожалуй самыми красочными и интересными были у казаков свадебные традиции, начинающиеся со сватовства.
Сватовство казака.
Воспитывая девочку, взрослые старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение, отзывчивость. Росла девочка с мыслью, что она - будущая мать и хозяйка.
Девичья жизнь заканчивалась сватовством. Молодой казак мог видеть девушку только в поле на работе, в церкви и во время гулянья, где водились хороводы. Если ему приглянулась казачка, вместе с отцом и крестным приходил в дом будущей невесты “чайку попить”.
Казаки – народ гордый, горячий, вооруженный, поэтому во всех обычаях были сдержанны и боялись обидеть друг друга. Даже отказ сватам давался так, чтобы не задеть людей словом. Поэтому во время знакомства ни о сватовстве, ни о свадьбе не говорилось. Жених как бы невзначай клал на стол фуражку донышком вниз. Если девушка переворачивала фуражку – можно было свататься. Если фуражка отправлялась на вешалку – о сватовстве не могло быть и речи.
Учащийся:
Молодой казак дивчину Замуж звал, дарил цветы, А дивчина та, на диво, Была яркой красоты. -Мне колечко, да с брильянтом, Гордо молвила она. -Алу ленту с красным бантом, А, иначе, не твоя. И смеется, и лукавит, И глядит ему в глаза. Эка, стерва, ведь обманет! Ей бы только жемчуга. А казак стегает круто | Белогривого коня. И красавице наутро Дарит кольца и шелка. На подарки не взглянула Их она не приняла. И лица не повернула, Гордо в горницу ушла. Не подумав, погубила Молодого казака, А вот если б полюбила Может, счастлива была. |
Классный руководитель:
Само сватовство так же было полно символичных и магических элементов. Так, при начале разговора сватов с родителями невесты, ещё стоя на улице пришедшие не называли имён молодых. Вместо имён они использовали слова: "товар" – "купец", "тёлочка" – "бычок", "голубка" – "голубок" и так далее. Так как разговор начинался на улице, то считалось, что такие иносказания защитят договаривающихся от сглаза.
Классный руководитель: вопросы « на засыпку» для класса
-о ком ведётся речь?
Был бы купец, а товар есть.(невеста)
В нашем жите хорош росток (о женихе).
Вы видели сокола, покажите ж нам сизу голубку (или: куницу).(невеста)
-Что означают эти русские свадебные пословицы?
День плакать, а век радоваться (желание подруг невесты).
Не за отца отдать, а за молодца.(по любви надобно выходить, а неза богатсво рода)
Не нам с ним жить, а ей (говорят родители невесты).
Я иду, и вы идете за мною (говорит невеста, дергая скатерть за угол, отчего прочие девки скоро выходят замуж)
Давайте перенесёмся опять в прошлое и посмотрим как проходило сватовство в станице Лабинской 100 лет назад.
Театрализованное представление сватовства
Заключительная часть
Классный руководитель:
Что такое Кубань?- это гордые горы
Это шум водопадов с вершин снеговых,
Это ветров морских заревые просторы,
Это рокот прибоев крутых.
Что такое Кубань? – Это дружба людская,
Это подвиг в боях и делах трудовых,
Это песни любви соловьиного края,
Это верность сердец молодых.
На этом классный час закончен.Я надеюсь ,что любовь и преданность своей Земле, своему народу вы пронесёте через всю свою жизнь.