Ход урока I. Организационно-подготовительная часть. Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку. II. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели Повторение пройденного материала. Давайте, ребята, вспомним: Что такое древесина? Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев. Ствол – множество собранных воедино и натянутых, как струны длинных клеток-трубок, камбия, оболочка которых состоит из целлюлозы. Что собой представляет фанера? Фанера – листовой древесный материал, склеенные пластины с перекрестным расположением волокон. Какие породы древесины вы знаете? Хвойные и лиственные. Какие свойства древесины вы знаете? Физические. Цвет – способность вызывать определенные зрительные ощущения. Блеск – способность отражать свет. Плотность – количество массы в единице объема. Теплопроводность – способность передавать теплоту. Электропроводность – способность проводить электроток. Запах – свойство действовать на обоняние. Влажность – содержание влаги в массе древесины. Механические. Прочность – способность выдерживать нагрузки. Твердость – способность сопротивляться проникновению более твердых тел. Упругость – способность восстанавливаться после прекращения действия внешних сил. Что такое текстура? Рисунок, получаемый на поверхности древесины после разрезания древесных волокон.
Объяснение нового материала. Существует несколько способов выжигания по дереву: пиротипия (горячее печатание клеймами), пирография (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке. Выжигание (пирография) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины мягких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Этим ремеслом с большим интересом занимаются как дети, так и взрослые. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. Способствует развитию тонкой моторики рук. В этой технике можно обработать любые изделия. Они сразу становятся яркими и декоративными. В качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции. Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу. В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго. В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаливали докрасна, а на деревянных панелях домов, балконах, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой. В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания. В России это одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. Яркий пример – полхов-майданская, пермогорская росписи (рисунок выжигается, а затем вводятся краски), сергиевская роспись (выжигается на объемных изделиях). Как правило, выжигание применяется при отделке любых деревянных изделий, которые имеют практическое назначение. Шкатулки и разделочные доски, хлебницы и солонки, мебель и сувениры, игрушки и ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигания. Материалом для изделий может служить как массив древесины, так и различные пиломатериалы (фанера, дерево-стружечные плиты). После выжигания изделия покрываются лаком, вощатся. Также в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего изделия также лакируется или вощатся. Практическая работа. Ход работы -
Инструктаж по охране труда Приступаем к практическому выполнению задания. Начальным этапом выжигания является тренировочная работа на обрезке доски или фанеры. Выжигаем линии, штрихи, точки различной толщины, с поворотом иглы в различных направлениях. После тренировки приступаем к выжиганию, перенесенного на прошлых занятиях контура, на изделии. Во время выполнения работы производится контроль качества выполняемой работы со стороны учителя, а также взаимоконтроль.
V. Итог урока. Оценка выполненной работы. Разбор допущенных ошибок в ходе ответов на поставленные вопросы. VI. Домашнее задание Повторить выбор и подготовка материала для выжигания стр34-35 В конце урока учащиеся проводят рефлексию: -что узнали -чему научились Какое впечатление вызвал у вас процесс выжигания Какие способности вы открыли в себе при изучении темы данного раздела? дают обратную связь. |