КГУ « Уланская основная школа»
КММ «Ұлан негізгі мектебі»
Сынып сағаты
Классный час
«Поговорим об этикете».
Провела/ Өткізген:Чобанова С.О
Цели. Учащиеся смогут:
познакомиться с историей этикета;
понять необходимость соблюдения в обществе этикетных норм;
высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении точки зрения других о правилах поведения в различных ситуациях.
Материалы:
-карточка с вопросительным знаком и словом "этикет" на обратной стороне;
-приложение с иллюстрациями;
-задания для групповой работы на этапе “Введение понятия;,
-рабочий лист “Этикет в пословицах”.
Ход классного часа.
1. Мотивация.
Для создания мотивации используется приём "появление гостя". Учитель вывешивает изображение “гостя” ( школьник с недовольным выраженем лица, см. приложение).
Учитель:
- Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним?
Дети:
- Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён …
Учитель вывешивает лист с изображением "близких Пети В."(Мама, папа, бабушка восклицают: “Ешь культурно!”, “Как ты разговариваешь!”, “Привыкай к хорошим манерам!”,см. приложение).
Учитель:
- Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации?
Дети высказываются.
Учитель:
- С возмущением Петя восклицает...
Учитель прикрепляет на доске лист с репликами “гостя”:
А кому нужны эти хорошие манеры?
Не все ли равно, как есть?
И вообще, кто все это выдумал?
Учитель:
- Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме…
2. Введение понятия “этикет”. Историческая справка.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, вывешивает лист:
1.Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?
2.Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?
3.Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть “душой компании”?
Дети дают ответы.
Учитель:
- Что для этого надо знать? На доске карточка с вопросительным знаком.
?
Выслушиваются предположения детей.
Учитель:
- Вы правы, называя правила поведения и пр. Всё это называется вместе - этикет. Карточка с “?” переворачивается.
этикет
Учитель:
- А теперь немного поподробнее о том, "кто всё это выдумал"... Хотите узнать?.. Этикет - это французское слово, которое переводится так...
Учитель вывешивает рядом со словом "этикет" следующий лист:
ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо.
Учитель:
-Но не спешите "обвинять" во всём французов. Не они придумали этикет. Всё произошло давным - давно... Для этого совершим путешествие во времени...Начинаем запуск "машины времени"…
- Включить контакты!
Дети:
-Есть включить контакты!
Учитель:
-Завести моторы!
Дети:
-Есть завести моторы!
Учитель:
-Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт.
Вместе.(с закрытыми глазами):
Учитель во время счёта вывешивает лист с изображением древнего грека, словами “Древняя Греция. Красивое поведение”(см. приложение) и предлагает детям посмотреть на доску.
Учитель:
-Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей "красивому поведению" и девизом каждого грека провозглашается – жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём.
Детям предлагается объяснить понимание девиза.
Учитель проводит второе "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением рыцаря и словами “XIV – XVII век. Кодекс рыцарской чести”(см. приложение).
Учитель:
-В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – верность. мужество, отвага. Удел дамы - скромность, верность, покорность.
Дети высказывают своё понимание поведения людей данной эпохи.
Учитель проводит третье "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением джентельмена и словами “XIX век. Джентельмен с хорошими манерами”(см. приложение).
Учитель:
- В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.
Учитель предлагает дать объяснение любому из перечисленных качеств, делает свой комментарий.
Учитель:
- Последняя наша остановка во времени - недалёкое прошлое русского народа.
Учитель вывешивает лист:
“ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО.”
Петр I
Учитель комментирует:
-Русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого сборника правил поведения. На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старо-русского на современный язык. Прочитайте правило из этого сборника и дайте его современное толкование, можно инсценировать.
Детям в группы выдаются выдержки из сборника "Юности честное зерцало":
“Переводчики” №1.
… У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…
“Переводчики” №2.
…Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…
“Переводчики” №3.
… Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никиго не коснуться…
“Переводчики” №4.
… Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…
“Переводчики” №5.
…Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками иножиком по тарелкам не стучать…
“Переводчики” №6.
… Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…
Группы учащихся после выполнения задания представляют своё понимание правил поведения, инсценируют.
3. Рефлексия. Итог занятия.
Учитель:
-Вы вернулись из путешествия. У вас, наверное, много впечатлений. А Петя Васечкин уже поджидает нас на своём диване. Что ему расскажем? На какие из его вопросов сможем дать ответ?
Дети высказываются.
Учитель:
-Петя Васечкин прощается с вами, ребята. Ему было с вами интересно. Он благодарит вас за полезные советы. А за что мы можем поблагодарить его? Что нового для себя вы узнали, благодаря встрече с Петей?
4. Применение.
Учитель:
- Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и в пословицах сохранили мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. Хотели бы вы познакомиться с таким "посланием из прошлого"?
Детям в группы предлагается задание "Этикет в пословицах" (на рабочих листах). Они по группам “расшифровывают” информацию, содержащуюся в пословицах , комментируют её для одноклассников.
Рабочий лист “Этикет в пословицах”.
Задание №1: соедините половинки пословиц.
1. Чего в другом не любишь, у Карпа свой.
2. Береги платье снову, того и сам не делай.
3. У Сидора обычай, а честь смолоду.
4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
5. Мил тот гость, а думай быть опрятным.
6. Не думай быть нарядным, что недолго гостит.
Задание №2: объясните смысл пословицы.