Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР
Тема «Текст А.С.Пушкин. Звуки Ж-Ш. Логическое ударение. Нормы орфоэпии»
Цели:
-Дифференциация звуков ж-ш на материале слогов, слов, предложений, на учебном материале, в разговорно-обиходной речи и тексте.
- Работа над логическим ударением
-Тренировка в умении применять в устной речи правило произношения окончания -ого -его
-Выработка умения различать и опознавать слова, фразы по теме, развитие внимания, памяти, связной речи
Задачи:
Коррекционно—образовательные:
-закреплять правильное произношение звуков [Ж -Ш] ;
-закрепить лексический материал по тексту;
-повторить фразы с учебных предметов
Коррекционно-развивающие:
-развивать познавательные процессы: произвольное внимание, зрительную память, а также самоконтроль за произношением.
-развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений.
-развивать слуховое внимание и слуховую память, а также умение различать на слух различный слуховой материал. Вырабатывать привычку слухового контроля.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать интерес к занятиям, мотивировать на самоконтроль за своим произношением и произношением собеседника.
-воспитывать умение внимательно слушать
Дидактический материал: речевые таблицы, иллюстрации, текст.
План занятия:
Орг.момент
Работа над произносительными навыками
Работа над текстом
Составление диалога
Итог занятия
Ход занятия:
Орг. Момент
-Как ты слышишь?
-Я слышу хорошо
-Поздоровайся
-Добрый день
-Старайся говорить хорошо
Следи за произношением. Звуков Ж и Ш
-Хорошо. Я буду стараться говорить хорошо
Работа над произносительными навыками Дифференциация звуков
Работа над профилем
1.При звуке Ш – язык вверх, голоса нет
При звуке Ж – язык вверх, голос есть
-Скажи правильно Ж Ш
2.Яговорю слоги со звуком Ш , а ты слоги со звуком Ж
ШУ ЖУ
ША ЖА
ШО ЖО
АША АЖА
АШО АШО
ШТУ ЖДУ
3.Прочитай слова, расшифруй обратно
РАШ ШАР
ШСЕШ ШЕСТ
АШАС САША
АЖУЛ ЛУЖА
4.Повтори слова парами
ШАР ЖАР
ШЕСТ ЖЕСТ
САША САЖА
ЛУША ЛУЖА
5.Прочитай фразы:
Волшебные сказки
Сшила шапку
Большие машины
Желтые варежки
Жаркая погода
Предложный падеж
6.Правило произнесения окончаний –ОГО-ЕГО- (орфоэпия)
Прочитай правильно
Увидало солнце ясное
С неба синего, высокого,
Что идет весна прекрасная
С юга пышного, далекого.
-О каком русском писателе мы говорили на прошлом занятии?
-О А.С.Пушкине
-Что ты будешь делать?
-Я буду слушать
1.Слушай и повторяй за мной слова:
-русский писатель
-А.С.Пушкин
2.Дополни предложения
-А.С.Пушкин -…..
-А.С.Пушкин – великий русский поэт и писатель
-Он родился-….
-Он родился в Москве 6 июня 1799 года
-Будущий писатель учился….
-в Царскосельском лицее,где он начал писать свои первые стихи
- он написал…
- Пушкин написал такие произведения
«Евгений Онегин», «Дубровский», «Кавказский пленник», «Капитанская дочка»
Составление диалога из предложенных реплик
-Я составила диалог на эту тему. Ты хочешь его посмотреть? (сл-зр) (предложить уч-ся разрезной текст с репликами диалога и предложить составить диалог из разрезанного текста)
-Составь диалог из разрезанного текста (сл-зр)При затруднении учитель предлагает послушать очередную реплику или произносит ее сл-зр)
-Что ты знаешь о русском писателе А.С.Пушкине
-Пушкин был выдающимся писателем
-Кто оказал влияние на маленького Александра Сергеевича?
-Огромное влияние оказала его няня Арина Родионовна
- В каком году он едет учиться?
- В 1811 году отец и дядя отправляют Пушкина в Царскосельский лицей.
-Какие произведения Пушкина тебе нравятся?
-Мне нравятся …… а тебе?
-Как и когда погиб поэт?
- 9 февраля 1837года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и умер 10 февраля
Итог занятия:
-Что ты делал на занятии?
- Я правильно говорил звуки ЖШ. Отвечал на воспросы
-Спроси меня как ты работал?
-… как я работал?
- ты работал хорошо. Старался говорить с ударением, слитно, следил за правильным произношением звуков. Я довольна твоей работой. Спасибо за работу (сл-зр)
Попрощайся
-До свидания.