4. Конспект открытого урока по Музыке во 2 классе по теме: Русские народные инструменты, с использованием игровой, информационно-коммуникационной многоуровневой, здоровьесберегающей технологий
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема: Русские народные инструменты (по программе Е. Д. Критской).
Цель: познакомить учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской.
Задачи:
раскрыть истоки создания народных инструментов,
способствовать формированию умения самостоятельного получения информации,
воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа.
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты, карточки с названиями инструментов.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Самоопределение в деятельности
У. Послушай, как щебечут птицы, послушай, как поёт волна, как дождь в окно твоё стучится.
Повсюду музыка слышна!
О чём стихотворение? Какие звуки музыки вы слышали в природе? (Примеры)
– Как нужно слушать музыку природы, чтобы понять её?
2. Актуализация знаний
Споём закличку «Дождик»:
Д. Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба каравай! Дождик, дождик, лей, лей, лей!
На меня и на людей!
У. Почему называется «закличка»? (зовет дождик) Кто написал эту песенку? (Народ)
Как родились народные песни?
Д. Древние славяне были язычниками и поклонялись силам природы. Все сопровождалось песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах.
У. Продолжите ряд – заклички, веснянки…
Д. (хороводы, колыбельные, былины, частушки, потешки).
Каким словосочетанием можно объединить народные музыкальные произведения?
Д. Музыкальный фольклор – народная мудрость. Он включает в себя песенное, танцевальное и инструментальное творчество народа.
У.О чём нам могут рассказать народные песни?
Д. Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах.
3. Постановка проблемы
Прослушивание русской народной песни «Во поле береза стояла».
У. Какую информацию получили из этой песни о наших предках славянах?
Срежу я с берёзы три пруточка, сделаю из них я три годочка…
Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент? Какие знаете русские народные инструменты?
Слайд 1. Назовите тему урока Д. (русские народные инструменты)
Слайд 2. Какие задачи вы ставите перед собой на уроке? Д. (узнать новые инструменты)
4. «Открытие» нового
Слайд 3. На фоне звучания гуслей учитель читает строки из былины «Добрыня» (фрагмент гусли, « Былинные наигрыши»)
«То не белая берёза к земле клонится, то сын перед матерью преклоняется. Кланяется Добрынюшка родной матушке, просит великого благословения…»
У. Какой народный инструмент звучал? Почему так решили?
Д. Гусли – самый древний музыкальный струнный инструмент. Ходили гусляры по свету белому и сказывали о делах давно минувших дней, пели былины (рассматривание картины В. М. Васнецова «Гусляры»).
Слайд 4. Корпус гуслей в старину строился из дерева ярова, отчего и назывались они «яровчатые». Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. И формой. Название происходит от древнерусского слова «густы» – гудеть. Эпитет гуслей «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий (фрагмент – «Как под яблонькой», русская народная песня).
Слайд 5. Домра корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами. Домра входит в состав оркестра народных инструментов (фрагмент – домра, оркестр, «Наваррская хота», хота – испанский народный танец).
Слайд 6. Главными исполнителями на домрах были скоморохи, и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами.
Они – на базарах, на княжьих пирах, На игрищах тон задавали. Играя на гуслях, волынках, гудках, На ярмарках люд потешали. Василий Васильевич Андреев возродил домру по её изображению на рисунках (фрагмент ансамбль ложкарей, «Нижегородские потешки»).
Слайд 7. О каком инструменте загадка? У неё есть три струны Их рукой щипать должны, Можно под неё плясать, и по-русски приседать. Д. Балалайка!
У. Это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Балалаек целое семейство, и большие, и маленькие. Название «балалайка» народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить (фрагмент – оркестр, «Цыганочка»).
Слайд 8. Рассматривание картины М. В. Нестерова «Лель. Весна». По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал свирель из бересты.
Слайд 9. Свирель - русский народный духовой инструмент, представляющий чаще всего деревянные трубки со свистками и боковыми отверстиями (свистковую флейту
Слайд 10. Пастух выйдет на лужок, Заиграет во рожок. Хорошо пастух играет, Выговаривает .(Из русской народной песни «Не будите меня, молоду!»
На нижнем конце есть небольшой раструб, расширение. Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий. Рожечные наигрыши бывают сигнальные, песенные, плясовые (фрагмент – «Во кузнице», русская народная песня).
Слайд 11. Прослушайте звучание ещё одного инструмента. Тембр звука пронзительный, жалостливый, резковатый. Жалейка – русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка. Нижний конец трубки вставляется в коровий рог.
Слайд 12. Свистульки из глины. Двуглавые кони, барыньки, всадники, петушки - символ. Например, птица—свистулька - представление о счастье. Свистульками: в засуху вызывали дождь, в непогоду — тепло и лучи солнца. Этот обряд так и назывался – «свистопляска».
Ученики демонстрируют звучание свистулек и рассказывают каждый о своей.
Слайд 13. Картина Б. М. Кустодиева «Масленица». Почему так называется картина? Что хотел нам рассказать художник?
Слайд 14. Так как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков? Благо и труда-то особого не требовалось: колокольчики и бубенчики вешались под дугой и при быстрой езде встряхивались, издавая целую гамму серебристых звуков. Бубенчик является полым шаром, в котором катается металлический шарик.
– Прослушайте звучание бубенцов.
Слайд 15. Что в давние времена называли бубном? Что такое ратный бубен?
Д. Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. Прослушайте звучание бубна.
Слайд 16. Была берёзовая чурка. Валялась, где лежат дрова. Потом из чурки вышло чудо, Точнее, не одно, а два. Два чуда – две чудесных ложки! Округлых, звонких, расписных! Чечётку, даже без гармошки, я так отплясывал под них!
В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна больше. Оттого, что размеры ложек разные, звуки разные по высоте.
Игра учеников на ложках, (фрагмент – ансамбль ложкарей, «Задорный наигрыш»).
Слайд 17. Трещотка – русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок. Музыкальный пример.
5. Первичное закрепление
Слайд 18. Объясните значение слова «оркестр» (многочисленный коллектив музыкантов, исполняющий произведения, написанные для этого состава).
– Оркестр русских народных инструментов - домры, балалайки, гусли, жалейки, рожки, свирели, ложки, бубенцы, бубны, трещотки, баяны и другие инструменты народные.
Эх, оркестр народный, очень хороводный! Он и плачет, и хохочет – с нами делает, что хочет
Прослушайте фрагмент русского народного наигрыша «Полянка» Ваша задача – определить звучащие инструменты. А я проверю, внимательные ли вы слушатели.
Какие инструменты звучали? Какой характер у мелодии?
Вывод. Каждый инструмент имеет свою тембровую окраску звука.
6. Самостоятельная работа
Работа в парах: раздаются карточки с названиями инструментов, ученики делят на группы. Проверка – (слайд 19).
7. Включение в систему знаний и повторение
Слайд 20 Блиц-опрос Изображения «Инструменты народного оркестра»:
1. Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками.
2. Трёхструнный щипковый инструмент.
3.Ударный инструмент, состоящий из связки деревянных пластинок.
4. На этом инструменте часто играли пастухи.
5. Струнный инструмент, у которого 3 или 4 струны.
6. Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя.
7. Встряхивая ими, играющий извлекает серебристые звуки.
8.Дудочка с голосом жалобного звучания.
9.Название оркестра «народный». Почему его так назвали?
10. Русские народные инструменты из глины.
Учащимся раздаются ударные шумовые инструменты: ложки, трещотки, бубны, свистульки. Звучит фрагмент плясового наигрыша «Веселый гусачок» в исполнении оркестра русских народных инструментов. Участие ребят в исполнении произведения.
8. Рефлексия
Слайд 21. Вывод
Что нового узнали? Чему научились? Какими слушателями и исполнителями вы были на уроке? Молодцы, вы настоящие русские музыканты!
9. Домашнее задание
Раскрасить полученную в подарок от учителя раскраску и подписать названия своих русских народных инструментов.
Урок окончен, до свидания, жду вас через неделю!