16.11.18г. 5 класс русский язык
Тема: Омонимы. Паронимы. Особенности употребления
Планируемые результаты:
Цель урока:
Предметная: познакомиться с новым лексическими понятиями – омонимы, паронимы.
- дать определения понятиям омонимы, паронимы, показать их значение в речи; метапредметные: сформировать навыки употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; способствовать развитию правописных навыков;
Личностные: - воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
Тип урока: изучение и закрепление
Ход урока
I. Организационный этап. Приветствие класса
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами недавно открыли
двери в страну Лексики. Теперь мы продолжим наше путешествие и познакомимся еще
с одним загадочным явлением.
Чтобы узнать то, что ждет нас впереди, мы должны открыть тетради и записать дату.
II. Актуализация
Поверка домашнего задания. Повторение лексических понятий.
Разминка - «Узнай лексическое явление»
Чёрный, белый
Вниз и вверх
Пораженье и успех
(Это антонимы - слова одной и той же части речи с противоположным лексическим
значением).
Мчался я, летел и нёсся.
И бежал, бежал, бежал.
Захихикал, засмеялся,
А потом захохотал.
( Это синонимы - слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся
по- разному, но одинаковы или очень близки по лексическому значению).
III. Формирование новых понятий и способов действия
- Мы приступаем к изучению новой темы, какой, вы скажите мне позже сами. Отгадайте
КРАН 1 -а м. (из голл. яз.)
1. Запорное устройство в виде трубки для выпуска жидкостей или газа из резервуара или трубопровода.
КРАН 2 -а м. (из нем. яз.) Машина для подъема и перемещения грузов на небольшие расстояния.
ЛАВКА 1- 1) Скамья для сидения или лежания, обычно прикреплённая к стене.
ЛАВКА 2- Небольшой магазин.
Найди омонимы
горький лук – лук охотника;
подземный ключ – ключ от входной двери;
кисть рябины – кисть для рисования:
шуба из норки – мышиные норки
(Это омонимы - слова, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения)
- Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока. (Должны узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.)
- Итак, главный вопрос “Что такое омонимы, паронимы”? (Обмен мнениями)
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, прочитайте стихотворение, обратите внимание
на выделенные слова
Зубастая щука в зубном кабинете
Сыграла эффектно на старом кларнете.
А врач эффективно ей зубы лечил.
Поступком он смелым всех- всех удивил.
Меня же друзья за проступки ругают.
Порой осуждают, порой обсуждают.
Удачливым парнем считают меня.
Удачной покупкой хвалилась сестра.
- Попытайтесь самостоятельно определить, что обозначает этот термин.(Обмен
мнениями)
Представить справку, отчёт, проект – предоставить слово, кредит;
Оплатить проезд – заплатить за проезд;
Одеть ребёнка – надеть пальто на ребёнка;
Эффективный метод – эффектный вид.
3.- Теперь обратимся к теоретическому материалу.
Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.
Слова “зубастая” и “зубном”, “эффектно” и “ эффективно” - паронимы.
-А теперь обратимся к учебнику. Чтение правила.
Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого.
- Что нужно знать, чтобы избежать смешение паронимов? (Лексическое значение каждого
слова, уместное его употребление)
IV. Применение. Формирование основных навыков и умений
1. Устно подберите паронимы к словам
Драматический - …(драматичный).
Дружеский - …(дружелюбный).
Злой - …(злостный).
Существо - …(сущность).
Заглавный - …(главный).
Гнездовье - …(гнездо).
Подпись - …(роспись).
Единственный - …(единый).
Понятливый – понятный,
соседний - соседский,
сытный - сытый,
обидный – обидчивый,
невежественный – невежливый,
жесткий – жестокий
2. - Паронимы играют большую роль в нашей речи. Многие поэты и писатели
противопоставляют в своих текстах паронимы, заставляя читателя чувствовать разные
грани слова. Послушайте, как обыгрываются паронимы в детском стихотворении:
Я сегодня так расстроен!
Позвала меня сестра
И сказала: «Ты невежда!
Ты не знаешь дважды два!»
Я обиделся, надулся,
Ну, конечно, нагрубил.
И услышал от сестрёнки:
« Ты невежа, Владислав!»
-Какие паронимы здесь употреблены? ( Невежда, невежа)
-Каково лексическое значение этих слов?
Невежда – малообразованный человек, неуч.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
Составление схемы «Сходства-отличия омонимов и многозначных слов»
3 - Теперь представим, что мы писатели. Нам нужно к именам существительным добавить подходящие по смыслу прилагательные из скобок. ( Работа по вариантам).
1 вариант. 2 вариант.
Воздух, край (лесной, лесистый); Луг, кинофильм (цветной, цветистый);
вдох, вздох (неожиданный, сильный). Гость, дом ( высокий, высотный).
Проверим!
4. Самостоятельная работа. Работа по карточкам.
Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу паронимы.
1.Мой отец –… хозяин.2. В стране отмечается … рост. 3. Встреча президентов …
держав прошла успешно. 4. Мне нужен твой … совет. 5. В процессе работы был ..
достигнут.. … и был.. подписан.. … о сотрудничестве.
Слова для справок: экономный, экономический; дружеский, дружественный; договор, договоренность.
V. Этап информации о домашнем задании
1) § Упр.
VI. Подведение итогов урока
Что такое паронимы? ( Однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению).
Как избежать смешение паронимов? (Лексическое значение каждого слова, уместное его употребление)
VII. Этап рефлексии. Рефлексия « Давайте пошушукаемся »
Сегодня на уроке
- я понял что…
- было интересно…
- вызвало затруднение…
- нужно выучить…
3