СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 4 классе тема: звуки, буквы, слог, ударение в слове.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 4 классе тема: звуки, буквы, слог, ударение в слове.»

КОНСПЕКТ УРОКА В 4 КЛАССЕ
Тема: Звуки, буквы, слог, ударение в слове.

Цель: Обобщение знаний по разделу «Фонетика»

Задачи: 1) Систематизировать знания о звуках и буквах русского алфавита.

2) Закрепить знания по фонетическому разбору слова.

3) Совершенствовать орфоэпические умения учащихся.

4) Формировать орфографическую зоркость, умение анализировать.

5) Формировать общие учебные умения и санитарно-гигиенические навыки.

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания. (3 мин)

1. Обсуждение (учитывается содержание и стилистическая точность) составленных дома рассказов о летних каникулах (два-три рассказа).

2. Учащиеся читают подобранные дома слова, в которых букв больше, чем звуков, и объясняют, почему так бывает. (Мягкий знак звука не обозначает; есть слова с непроизносимыми согласными.)

Учитель сообщает тему урока.

II. Обобщение знаний о звуках и буквах. (8 мин)

Цель: Систематизировать знания о звуках и буквах русского алфавита.

1) Повторение алфавита.

- Отгадайте загадку: На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей.

- Что это? (алфавит)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Русский алфавит произошёл от славянского, созданного в 863 году двумя учёными монахами – братьями Кириллом и Мефодием. На доске вы видите буквы из древнего славянского алфавита – кириллицы – А(Азъ) Б(Буки) В(Веди) Г(Глаголь) Д(Добро) Е(Есть). В кириллице - 43 буквы.

- Как вы думаете, легко ли было в старину запоминать названия букв кириллицы? (Нет)

- Какое слово родилось из названий первых двух букв славянского алфавита? (аз+буки=азбука)

- А какое слово родилось из названий первых двух букв греческого алфавита? (альфа+бета, по другому вита=алфавит)

- Запишите имена всех, кто живёт в твоей семье по алфавиту. Не забудьте себя и тех, кого вы приручили.

2. Игра «Шпионские письма» (алфавит написан на карточках)

- Зашифруйте весь алфавит: над каждой буквой карандашом напишите её номер по порядку (от 1 до 33)

- Что мечтал получить Железный Дровосек от волшебника Изумрудного города? 19, 6, 18, 5, 24, 6 (сердце)

- Кто может повторить алфавит наизусть? (1-2 человека)

- Напишите буквы, обозначающие гласный звук. Сколько гласных букв вы написали? (10)

- Сколько согласных букв в алфавите? (21)

- 10+21=31, а в алфавите 33 буквы, где же ещё 2 буквы? (ь,ъ)

3. Работа в тетради Упражнение 21 страница 13

21. Напишите слова в алфавитном порядке. Обозначьте ударение.

Алфавит, магазин, портфель, предмет, километр, шофёр, арбуз, морковь, свёкла.

Подчеркните два слова с ударным вторым слогом.

- Что обозначают буквы? (Буквы обозначают звуки. Гласные буквы обозначают гласные звуки. Согласные буквы обозначают согласные звуки. Буквы Ь,Ъ звуков не обозначают.)

4. Работа по учебнику стр.11-12

- Ответьте на вопросы Почемучки. Какие бывают звуки? Что такое буквы? (Ответы детей)

- Прочитайте сведения в учебнике на с.11-12

1. Буква — это обозначе­ние звука на письме.

2. Звуки бывают гласные и согласные.

3. Согласные звуки бывают звонкие и глухие:

непарные звонкие: л л'м м'н н'р р'

непарные глухие: х х' ц ч щ

парные (11 пар)

4. Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами е, ё, и, ю, я, а также мягким знаком (ь).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 мин)

5. Работа в тетради.

Упражнение 19. Произнесите слова так, чтобы на конце слова был мягкий согласный звук.

Барабан, вес, ел, угол, мел, хвалит, катит, кормит, строит, платит, объяснит, говорит, кричат, победит

Напишите слова с мягким согласным на конце. Какой буквой обозна­чили мягкость согласного звука? Подчеркните эту букву. Подберите и напишите три слова с мягким знаком в середине.

- На какие три группы можно разделить слова упр.19 (односложные, двусложные, трёхсложные)

6. Фонетический разбор

Цель: Закрепить знания по фонетическому разбору слова.

- Прочитай план звуко-буквенного разбора на карточке.

План звуко-буквенного разбора

1) Произношу слово по слогам. Считаю коли­чество слогов.

2) Произношу слово целиков. Определяю, какой слог ударный.

3) Произношу слово целиком. Называю по порядку и записываю все звуки.

4) Указываю количество слогов и ударный слог.

5) Называю снова все звуки по порядку, записываю их в столбик и даю им характеристику.

6) Называю буквы, которыми они обозначены.

7) Указываю количество звуков и букв

- Выполни звуко-буквенный разбор слова арбуз по образцу. Характеризовать звуки письменно.

Образец устного разбора: [й'ама]

яма

В этом слове 2 слога, первый - ударный, 4 звука, 3 буквы.

[й'] - согласный, непарный мягкий, непарный звонкий обозначены

|а] - гласный, ударный буквой я

[м] - согласный, парный твёрдый, непарный звонкий, обозначен буквой м (эм) [а] - гласный, безударный, обозначен буквой а

В письменном разборе отступить от начала страницы расстояние, равное линейке (для записи букв), внизу, после звуков и букв провести черту и записать количество букв и звуков.

7. Упражнения в правильном произношении слов и в рас­познавании ударного слога.

Цель: Совершенствовать орфоэпические умения учащихся.

1 - Запишите слова в три столбика: в первый — с ударением на первом слоге, во второй — на втором и т. д.

Учитель диктует: силос, комбайнер, предмет, чаща, туфля, просека, звонит, понял, поняла, начал, начала.

2. Игр а. «Кто больше слов знает?»

- Подберите два слова с ударением на втором слоге и два слова с ударением на третьем слоге. Запишите слова.

3. - Прочитайте каждое слово сначала с ударением на пер­вом слоге, затем - на втором: кружки, стоит, мою, горы, поля.

- Что интересного вы заметили? (Изменял ударение, можно изменять смысл слова или его форму.)

III.Проверочная работа (12 мин)

Цель: Проверить уровень знаний, умений и навыков по теме урока.

I вариант

1. Отметь слово, в котором 3 гласных звука и 3 гласных буквы.

А) поёт Б) яблоко В) южный

2. Отметь слово, в котором 3 согласных звука и 3 соглас­ных буквы.

А) смелый Б) вьюга В) синий
3. Отметь верное утверждение

А) В слове ель 2 звука и 3 буквы.

Б) В слове ель 3 звука и 3 буквы.

4. Отметь верное утверждение знаком «+».

А) В слове жильё 5 звуков и 5 букв.

Б) В слове жильё 4 звука и 5 букв.

5. Отметь слово, в котором 4 гласных звука и 4 гласных буквы.

А) читают Б) убегают В) лают

6. Отметь слово, в котором 4 согласных звука и 4 сог­ласных буквы.

А) сильный Б) прольёт В)трамвай
7. Отметь слово, в котором звуков больше, чем букв.
А) зверь Б) листья В) поют

8. Отметь верное утверждение

А) Если в слоге два звука, то это гласный и согласный.

Б) Если в слоге два звука, то это два гласных.

9. Отметь слова, которые можно по-разному разделить для пере­носа.

А) урожай Б) аквариум В) капелька Г) апельсин

10. Подчеркни в предложении слова, состоящие из двух слогов.

Друзья познаются в беде.

11. Отметь слова, которые одинаково делятся на слоги и для пе­реноса.

А) мебель Б) синие В) ёлочки Г) автобус

12. Отметь знаком «+» список, в котором фамилии записаны в алфа­витном порядке.

Чижов Иванов

Сорокин Степанов

Егоров Фёдоров

13. Данные слова нужно расположить по алфавиту. Отметь слова, в которых при этом нужно учитывать две буквы.

А) карандаш Б) пальто В) посуда Г) дежурный

14. Укажи цифрами, в каком порядке нужно записать фамилии ху­дожников, чтобы они шли по алфавиту.

__ Саврасов А.К.

__ Васнецов В.М.

__ Суриков В.И.

__ Шишкин И.И.

15. Отгадай и запиши название птицы.

Первая буква стоит в алфавите между Г и Е, вторая буква — перед буквой С, третья — после буквы П, четвёртая — между буквами Н и П, последняя — на пятом месте в алфавите.



II вариант

1. Отметь слово, в котором 3 гласных звука и 3 гласных буквы.

А) моют Б) ягода В) яркий

2. Отметь слово, в котором 3 согласных звука и 3 соглас­ных буквы.

А) вьюн Б) чёрный В) белый

3. Отметь верное утверждение

А) В слове съел 4 звука и 4 буквы.

Б) В слове съел 3 звука и 4 буквы.

4. Отметь верное утверждение

А) В слове семья 5 звуков и 5 букв.

Б) В слове семья 4 звука и 5 букв.

5. Отметь слово, в котором 4 гласных звука и 4 гласных буквы.

А) рисуют Б) дочитают В) кроют

6. Отметь слово, в котором 4 согласных звука и 4 сог­ласных буквы.

А) снежный Б) добрый В)вьюжный

7. Отметь слово, в котором звуков больше, чем букв.

А) съел Б) лебедь В) язык

8. Отметь верное утверждение

А) Если в слове два звука, то это два согласных.

Б) Если в слове два звука, то это гласный и согласный.

9. Отметь слова, которые можно по-разному разделить для пе­реноса.

А) аромат Б) сосулька В) майский Г) деревья

10. Подчеркни в предложении слова, состоящие из двух слогов.

Муравей не велик, а горы копает.

11. Отметь слова, которые одинаково делятся на слоги и для пе­реноса.

А) читает Б) здание В) трамвай Г) улитка

12. Отметь знаком «+» список, в котором фамилии записаны в алфа­витном порядке.

Петров Данилов

Шаров Николаев

Колесов Яковлев

13. Данные слова нужно расположить по алфавиту. Отметь слова, в которых при этом нужно учитывать две буквы.

А) тетрадь Б) пенал В) класс Г) товарищ

14. Укажи цифрами, в каком порядке нужно записать фамилии ху­дожников, чтобы они шли по алфавиту.

__ Поленов В.Д.

__ Пластов А. А.

__ Левитан И.И.

__ Серов В.А.

15. Отгадай и запиши название птицы.

Первая буква стоит в алфавите между Р и Т, вторая буква — перед буквой У, третья — после буквы П, четвёртая между буквами 3 и И, последняя — на восьмом месте в алфавите.

IV. Итог урока

- Знания по какой теме мы обобщали сегодня на уроке?

- Что мы повторили на уроке?

V. Домашнее задание. Упражнение 21.

Напишите слова в алфавитном порядке. Обозначьте ударение.

Алфавит, магазин, портфель, библиотека, пред­мет, километр, шофёр, арбуз, морковь, свёкла.

Подчеркните два слова с ударным вторым слогом.

Составьте предложение со словом библиотека.


Самоанализ урока

Тема: Звуки, буквы, слог, ударение в слове.

Цель: Обобщение знаний по разделу «Фонетика»

Задачи: 1) Систематизировать знания о звуках и буквах русского алфавита.

2) Закрепить знания по фонетическому разбору слова.

3) Совершенствовать орфоэпические умения учащихся.

4) Формировать орфографическую зоркость, умение анализировать.

5) Формировать общие учебные умения и санитарно-гигиенические навыки.

Урок построен по типу урока обобщения изученного материала по разделу «Фонетика», на котором происходит систематизация знаний о звуках и буквах, слоге и ударении. Урок выстроен большими блоками.

В первом блоке происходит обобщение знаний о звуках и буквах в ходе выполнения различных заданий (повторение алфавита, игра «Шпионские игры», работа по учебнику с теоретическими сведениями).

Второй блок урока посвящен орфоэпической работе – постановка ударений в словах, определение ударного слога.

Третий блок – обобщенная схема фонетического разбора слова, в который вошли работа по памятке и тренировочные упражнения по её выполнению. Четвертый блок представляет собой проверочную работу, в состав которой вошли все вопросы темы.

Результаты проверочной работы демонстрируют высокий уровень усвоения обобщаемого материала.

«5» – 6 чел Качество – 81%

«4» – 17 чел Успеваемость – 100%

«3» –4 чел

На уроке использовались различные методы и приемы, направленные на достижение наиболее оптимального результата. Достаточно разнообразная наглядность в виде таблиц, схем, памяток является хорошей информационно-наглядной поддержкой урока.

Одной из главных задач начальной школы является формирование навыков учебной деятельности: контроль, самоконтроль и взаимопроверка. Оценка правильности выполнения работы. На данном уроке я старалась формировать умение работать самостоятельно.

Считаю, что все задачи, поставленные на данном уроке, выполнены. Целей урок достиг.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!