Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Тема: Буквы Ё -Ю. Дифференциация на письме.
Цели:
учить дифференцировать буквы Ё – Ю, давать их сравнительную характеристику;
формировать умение различать на письме Ё – Ю в слогах, словах, предложениях, тексте;
активизировать и обогащать активный и пассивный словарный запас учащихся;
формировать навыки грамматического оформления предложений;
формировать навыки языкового анализа и синтеза;
развивать логическое мышление, фонематический слух и восприятие;
Оборудование:
Буквы Ё – Ю (запись на доске),
предметные картинки,
карточки для индивидуальной работ,
полоски с набором букв,
буквы большого формата для игры.
Ход занятия
I. Организационный момент
“Приветствие в кругу”.
Ребята передают друг другу красивый мячик со словами приветствия:
- Здравствуй!
- Доброе утро!
- Привет!
- Я рад тебя видеть!
Логопед:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим!
II. Основная часть урока
1. Дифференциация букв Ё – Ю, их сравнительная характеристика.
Задание 1. На фланелеграфе выставлены предметные картинки (ёжик, юбка, ёлка, ёршик, юла, юрта). Записать первую букву, с которой начинается слово.Дети находят различие между написанием буквы Ё и буквы Ю.
Задание 2. Самостоятельная работа по карточкам (см. Приложение1)
Задание 3. На партах у детей бумажные полоски с произвольно напечатанными буквами. Букву Ё зачеркнуть, букву Ю обвести в кружок. Образец карточки представлен ниже:
Ю Ф Б Ё И Р Ю Ф А З О Е Ж Ё С Ю Ы Х Т Ю Ё Я Ш Ю Г Ё Н М Ю Ч Ё Ц С Щ Е Ё В Ю Л Ё |
2. Дифференциация букв на уровне слогов.
Задание 1.
Прочитать слоги с буквами Ё-Ю, записать в таблицу.
Задание 2. Слоги потеряли свои домики–слова. Надо им помочь найти их. Даны слоги ТЮ, ТЁ, РЮ, ЗЮ, СЁ, РЁ, ЛЮ, ЛЁ, МЁ, ЮК. На стенах кабинета развешаны полоски со словами, написанными крупным шрифтом, с пропущенными слогами. Ученики выбирают слоги и вставляют их в нужные слова:
… лень | у…нок | каст…ля | и…м | ве…лый | бе…за | к…ква | …д | …д | р…зак |
3. Дифференциация букв на уровне слова.
Задание 1.(Приложение 2)
У детей на партах карточки с загадками. Ученики по очереди читают загадки вслух, остальные их отгадывают и записывают отгадки в тетради. (Один из учеников работает у доски). Слова с буквой Ё пишем в столбик под буквой Ё, слова с Ю пишем под буквой Ю.
– Зимой и летом одним цветом. (Ёлка)
– Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (Ёж)
– Везет, но не лошадь; летит, но не птица. (Самолёт)
– Горбатый корабль по пустыне плывет.
Сухую колючку лениво жует. (Верблюд)
– С головой в нору ныряю, двери всем вам открываю. (Ключ)
– Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост – как синее стекло: скользко, весело, светло. (Лёд)
– Идут ко мне унылые – с морщинками и складками.
Уходят очень милые – веселые и гладкие!
Значит, я – надежный друг,
Электрический …. (Утюг)
– Ребятам весело со мной, на ножке я кручусь одной. (Юла)
– Вроде ёжика на вид, но не просит пищи, по одежде пробежит и одежда чище. (Щётка)
Образец написания в тетради представлен ниже:
Ё ёлка ёжик самолёт лёд щётка | Ю верблюд ключ утюг юла |
Задание 2. Звукобуквенный анализ слов. Игра “Регулировщик”.
Логопед читает слова. Дети поднимают соответствующую букву Ё или Ю.
Костёр, утюг, боксёр, овёс, клюнул, полёт, сюда, люди, лёд, юг, Люда, Алёша, Люба, Юра, Андрюша, свёкла, мёд, изюм, рюкзак, брюки, ковёр, звёзды, утёнок.
Задание 4. Игра “Живые буквы”.
Дети делятся на две группы. Дети с буквами в руках составляют слова, а другая группа их записывает. Потом дети меняются. Слова: утюг, овёс, мёд, юла.
4. Физкультминутка
С физкультминуткой я дружу.
Свою спину разогну.
Руки кверху подниму,
А потом их опущу.
А потом попрыгаю: раз, два, три.
Ножками подрыгаю: раз, два, три.
Ручками похлопаю: раз, два, три.
Ножками потопаю: раз, два, три.
Сяду я за партой стройно,
Чтоб вести себя достойно.
5. Дифференциация букв Ё – Ю на уровне предложения.
Задание 1. Из данного текста девочки выписывают предложения, в которых есть слова с буквой Ю, а мальчики выписывают предложения, в которых есть слова с буквой Ё.
– В саду растёт клён.
– Над цветком гудят пчёлы.
– У Паши булка с изюмом.
– Верблюды любят колючки.
Задание 2. Самостоятельная работа с перфорированным текстом, в котором пропущены буквы Ю и Ё. У каждого ученика индивидуальная карточка. Образец карточки представлен ниже.
Задание 3. Работа по дифференциации букв Ё – Ю на уровне текста. Диктант.
Люда любит свёклу. Алёша собирает клюкву. В саду растет клён. Пчёлы собирают мёд. На льдине спит тюлень. Люда поёт песню. На грядке растёт свёкла. Ёжик любит грибы.
III. Смысловая рефлексия занятия.
– Чем занимались на занятии?
– С чем познакомились?
IV. Эмоциональная рефлексия занятия.
– Что понравилось?
– Что не понравилось?
– Что было самое трудное?
– У какого ряда результаты лучше?
– Кто сделал меньше ошибок: мальчики или девочки?
Приложение1. Карточки для самостоятельной работы.

«Путаница». Найди и раскрась красным цветом все буквы Ё

«Умный Карандашик». Пропиши букву Ё

«Помоги ёжику собрать все шарики с буквой Ё. Раскрась их красным цветом.


Рассмотри букву Ю Найди на юле букву Ю

«Путаница». Найди и раскрась букву Ю красным цветом

«Юнга Юра учится писать». Раскрась флажки с правильной буквой Ю красным цветом.

«Умный Карандашик». Пропиши букву Ю
«Строим букву». Допиши букву Ю на шариках у Юры

Приложение2. Картинки к загадкам.








