ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка
Конспект урока по окружающему миру
на тему
«Если хочешь быть здоров…»
Подготовила: М.А. Арянова
учитель начальных классов.
2014-2015 уч. год.
Тема урока: «Если хочешь быть здоров…»
Класс-2, урок окружающего мира
Время занятия- 2 учебных часа
УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» 2 часть, А.А. Плешаков.
Вид кейса- обучающий
Тип кейса-аналитический
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, доска, учительский ноутбук, 4 ученически ноутбука, 4 кейса для каждой группы, учебник 2 часть.
Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся улучшить качество жизни с точки зрения здоровья. На данном занятии рассматривается только 4 составляющие здорового образа жизни.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
- Мы будем на уроке думать? (Да)
- А может, будем спать? (Нет)
- Мы будем рассуждать? (Да)
- А в облаках летать? (Нет)
Постановка темы и целей урока.
- Посмотрите, что приготовил нам Муравейка –Вопросик.(слайд2)
- Что такое здоровый образ жизни? Что нужно выполнять, что бы сохранить здоровье? (ответы детей)
Детям даётся понятие:
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. (Википедия)
- Вы уже догадались, какая сегодня тема урока?
- Цель нашего урока состоит в том, чтобы расшифровать каждое из этих понятий и разработать комплекс правил, соблюдая которые каждый из вас может вырасти здоровым, сильным человеком.

Работа по теме урока.
-Для решения проблемы я вам подготовила кейс следующего содержания:
1 часть-страницы учебника с соответствующими темами: (с 8- правильное питание,
с.9- режим дня, с. 10- чистота – залог здоровья)
2 часть-дополнительные статьи (работа с Интернетом).
-Каждая группа получает тему статьи и ссылку на нее, вы по этой ссылке находите и знакомитесь со статьями.
3 часть- дополнительные статьи (работа с дополнительной литературой)
IV. Физ. минутка.
-Мы сейчас все дружно встанем,
-Отдохнём мы на привале.
-Вправо, влево повернись!
-Низко- низко наклонись!
-Лапки вверх, лапки вбок
-И на месте прыг да скок.
-А теперь бежим вприпрыжку.
-Молодцы, мои зайчишки!
V. Усвоение новых знаний и способов действий(продолжение).
Учащиеся продолжают работать по своим темам. Учитель осуществляет помощь, если она необходима.
VI.Закрепление знаний и способов действий.
Организуется обсуждение вариантов решений подгрупп.
- 1 группа- «Режим дня» -должна обосновать необходимость соблюдения основных составляющих режима для школьников.
- 2 группа- «Правильное питание» доказать необходимость сбалансированного питания.
- 3 группа- «Чистота – залог здоровья»- показать влияние соблюдения правил гигиены на ваше.
- 4 группа – «Забота о зрении»- расскажет о том, как важно суметь сохранить зрение.
VII. Рефлексия учебной деятельности.
- Какая задача стояла перед нами?
- Удалось ли ее решить?
-Кто справился с задачей?
- Кто испытывал трудности?
VIII. Итог урока.
- Что же такое «здоровый образ жизни»?
- Давайте посмотрим презентацию.
- Оценим работу вашей деятельности.
IX. Д./з.
Объясняет содержание домашней работы.
РАБОТА С КЕЙСОМ: за несколько дней озвучивается тема следующего занятия «Здоровый образ жизни», дети заранее знакомятся с предложенной информацией, причем, статьи учебника достаточно просто повторить, т. к. учащиеся уже знакомы с ними, а вот содержание статей необходимо подробно изучить. Третья часть кейса выдается непосредственно на уроке.
На вступительную беседу, описанную выше, отводится 10 минут учебного времени.
Затем организуется работа в подгруппах:
1 группа- «Режим дня» -должна обосновать необходимость соблюдения основных составляющих режима для школьников.
2 группа- «Правильное питание» - опираясь на фрагменты статьи и параграфа учебника, доказать необходимость сбалансированного питания своим одноклассникам и составить меню на один день для учащегося второго класса.
3 группа- «Чистота – залог здоровья»- на основе материала учебника и дополнительной статьи, показать влияние соблюдения правил гигиены на наше здоровье и разработать инструкцию для одноклассников о комплексе мер, позволяющих избежать тех или иных проблем со здоровьем.
4 группа – «Забота о зрении»- расскажет о том, как важно суметь сохранить зрение и представит комплекс мероприятий, направленных на сохранение зрения.
Во время работы преподаватель консультирует учащихся, которые, в свою очередь, объясняют непонятные моменты друг другу. Этот этап длится 30 минут.
Далее организуется обсуждение вариантов решений подгрупп, что занимает по времени 30 минут. Выступления обсуждаются пессимистами и оптимистами. По результатам выступления каждой группы группой экспертов (в роли экспертов должна оказаться каждая группа), в которую, учитывая возраст детей, входит 1 взрослый человек, выставляются оценки по следующей таблице. Система оценки- 10-тибальная.
| Полнота информации | Слаженность работы группы | Построение выступления | Работа группы в качестве оптимистов и пессимистов | Итого |
1-я группа | | | | | |
2-я группа | | | | | |
3-я группа | | | | | |
4-я группа | | | | | |
Итог урока и рефлексия.
Итоговая часть занятия длится 10 минут. Здесь учитель сам еще раз напоминает детям основные правила, соблюдение которых включает в себя понятие «здоровый образ жизни» ( показ презентации) и объявляет результаты групп (оценки). Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа. Набравшая от 40 до 35 баллов получают «5», 35- 30 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно. Группы, заработавшие менее 30 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
Кейс № 1.
Комплекс упражнений для глаз:
1. Плотно закрыть и широко открыть глаза.

Повторить 5—6 раз с интервалом в 30 секунд.
2. Не поворачивая головы, посмотреть вверх, вниз, влево, вправо.

3. Вращение глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Упражнения 2 и 3 рекомендуется выполнять также и с закрытыми глазами. Делайте их сидя, по 3—4 раза каждое, с интервалом в 1—2 минуты.
Эти упражнения — для здоровых глаз, ну, а если человек близорук?
Для этого случая тоже есть упражнение:
на оконном стекле укрепите или нарисуйте круглую метку.
Встаньте на расстоянии 30—45 сантиметров от окна и поочередно, не спеша, переводите взгляд то на метку на стекле, то на удаленные предметы (дом, дерево)
. 
Статья о методике тренировки и восстановления зрения.
М. Корбетт английский врач, который разработал свою методику тренировки и восстановления зрения. По его мнению, специальные упражнения помогут натренировать мышцы, окружающие глазное яблоко, что поможет человеку сохранить или восстановить зрение.
Вот основные правила Корбетт:
При чтении не держите книгу на груди или на коленях — шейные позвонки чрезмерно наклонены вперед, сонные артерии несколько сплющены, что затрудняет кровоснабжение.
Варьируйте расстояние от глаз до книги. Передвигайте стул, откидывайтесь на спинку выпрямляйтесь. Словом, меняйте положение тела.
Не читайте лежа в постели до погружения в сон. Не следует засыпать неожиданно, так как после внезапного прекращения чтения глаза находятся еще в состоянии напряжения мышц и зрительных центров.
Выполняйте следующие упражнения. Держитесь за опору, закройте глаза и, глубоко дыша, раскачивайтесь так, чтобы лицо попеременно оказывалось то на солнце, то в тени. Это — соляризация. Упражнение увеличивает устойчивость органов зрения к вредным воздействиям освещения — мигающим электрическим огням, подрагивающему свечению телеэкранов.
При ухудшении видимости рекомендуется пользоваться приемом «затяжное дыхание». Произведите глубокий вдох. Выдох — через сжатые губы с легким шипением, слегка наклонив туловище вперед. Глубина зрительного восприятия обычно улучшается со второго медленного вдоха.
Сложите пальцы рук в центре лба козырьком. Ладони прикроют глаза, закрыв доступ свету. Подобное искусственное затемнение ускоряет процесс расслабления мышц и улучшает кровообращение.
Во время утренних процедур проделывайте перед зеркалом несколько движений веками и бровями. Часто у лиц, обладающих слабым зрением, эти движения сопровождаются ощущением тяжести. Это упражнение расширяет циркуляцию крови, производит массаж слезных желез и их выводных каналов, поэтому оно необычайно полезно после ночного бездействия.
Советы Юрия Лонго об улучшении слабого зрения.
Улучшить слабое зрение можно такими способами:
Гимнастикой: надо поворачивать глазные яблоки вверх, вниз и в стороны по 30 раз подряд ежедневно. Кроме того, при умывании осторожно ударять по глазам из пригоршни холодной водой раз по 40 подряд для усиления циркуляции крови.
Промывать глаза два раза в день настоем травы очанки или класть на глаза компрессы из настоя. Также принимать траву внутрь на кончике ножа в ложке воды ежедневно (если трава в порошке). От очанки зрение улучшается.
Промывать глаза настоем болотной кувшинки или водяной лилии и белой лилии. Они хорошо помогают от глазных болезней, давая ясность зрения. Если растертые корни положить на закрытые глаза, они прояснятся.
Карточка –помогайка.
Наша группа считает, чтобы сохранить зрение, необходима достаточная освещенность рабочего места в школе и в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения.
Очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели соответствовали росту детей.
Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует ослаблению зрения.
В осеннее-зимний период в пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности необходимо включать искусственное освещение.
Большой вред неокрепшему зрению ребенка приносит работа на близком расстоянии с компьютером, планшетом, телефоном.
Интересный факт. 
Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90% информации из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, в повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте – это трагедия. Плохое зрение ограничивает возможности осуществлять мечты, снижает качество жизни, физического развития ребенка.
Если 25 лет назад к окончанию школы близорукими становились лишь 10-15% ребят, то сейчас к 15-16 годам диагноз «миопия» (близорукость) ставится половине подростков. Между тем, именно в этом возрасте очень важно не допустить резкого прогрессирования близорукости. Когда годам к 19 формирование организма полностью завершится, шанс развития миопии практически равен нулю. Каких-то 20-25 лет назад близорукость, диагностированная в 9-10 лет, считалась ранней, а сейчас не редкость миопия и в 6-7 лет. К сожалению, чем раньше она проявляется, тем активнее прогрессирует.
В чем же причина нынешней повальной близорукости у школьников?
Есть три наиболее вероятные причины того, почему у ребенка портится зрение.
Первая и самая сложная – наследственный фактор. Устранить эту причину маловероятно. Если у родителей плохое зрение, значит и ребенок, скорее всего, унаследует их недуг. Наследственность имеет не решающее значение. У каждого человека существует свой предел нагрузки, который он может вынести. Одному для развития близорукости будет достаточно обычной школьной нагрузки. Другому кроме этого, надо будет еще полдня сидеть у телевизора. Когда спрашивают, почему некоторые дети целыми днями сидят у телевизора, и у них не развивается близорукость, просто у них высокий предел нагрузки. Но надо понимать: чем меньше возраст ребенка — тем ниже этот предел.
Вторая причина – состояние соединительной ткани, а оно зависит от состояния здоровья ребенка, в целом. И здесь, важна адекватная возрасту физическая активность малыша.
Третья причина – повышенные зрительные нагрузки.
Кейс № 2.
«Режим дня»
http://я-милашка.рф/children/kid-7/rezhim-dnja-shkolnika.html
Событие | Примечание | Время |
Пробуждение школьника | Не смотря на то, что многим покажется этот пункт в режиме дня школьника неправильным, мол, слишком ранний подъём, на самом деле при более позднем пробуждении у ребёнка просто не останется времени, что окончательно проснуться и он ещё долго будет ходить сонным. | 7.00 |
Физ. зарядка, умывание и прочие гигиенические процедуры | Если с гигиеническими процедурами всё понятно, школьник тоже обязан умываться и чистить зубы, то с зарядкой всё сложнее. Многие родители, дети которых после школы посещают спортивные секции считают, что зарядка по утрам им ни к чему. Однако, обратим внимание на само слово – зарядка. Даже в самом названии уже заложен смысл, что эти упражнения в режиме дня для школьника дадут ему возможность зарядиться энергией на весь предстоящий день. Кроме того, зарядка кроме того, что подготовит организм школьника к будущим нагрузкам нового дня, также облегчает переход от сна к режиму бодрствования. | 7.00-7.30 |
Завтрак | Даже не смотря на то, что многие школьники в начале дня кушают очень неохотно, завтрак, даже очень лёгкий, просто необходим. | 7.30-7.50 |
Путь в школу | Очень желательно для здоровья школьника, чтобы его режим дня обязательно включал утреннюю прогулку. Причём же здесь дорога в школу? Да притом, что её, если позволяют обстоятельства, можно совместить с небольшой утренней прогулкой. | 7.50-8.20 |
Начало школьных занятий | Приучите своего ребёнка так составить свой режим дня, чтобы приходить в школы минимум за 10 минут до начала занятий. | 8.30 |
Завтрак в школе | Очень и очень многие родители не исключают завтрак школьника полностью из его режима дня, но стараются дать ему что-то с собой, мотивируя это тем, что домашняя пища качественнее и полезнее. Да это так, но только не в том случае, когда Вы вынуждаете ребёнка на протяжении нескольких лет обходиться «перекусами» всухомятку. В данном случае школьная горячая еда предпочтительнее. | Приблизительно 11.00 |
Окончание школьных занятий | В большинстве школ в это время начинает работать группа продлённого дня. Убедитесь в том, что план группы составлен хорошо и соответствует нормальному режиму дня школьника. В план группы продлённого дня обязательно должна быть включена короткая дневная прогулка. | 12.30 |
Путь домой | Как и утром, в режиме дня для школьника обязательно должно найтись времени для дневной прогулки. Дорогу домой можно, как раз с ней совместить. | 12.30-13.00 |
Обед | Если школьник посещает группу продлённого дня, то в плане группы обязательно должен быть предусмотрен обед, независимо от того получает школьник горячий завтрак в 11.00 или нет. Если ребёнок обедает не в школе, а дома, то здесь всё ещё просто – горячая и вкусная домашняя еда ждёт его. | 13.00-13.30 |
Отдых или сон после обеда | Ох, как сложно заставить современного школьника спать днём после обеда, практически невозможно. Но, даже если ребёнок наотрез отказывается спать после обеда, спокойный отдых в режиме дня школьника после обеда должен быть обязательно, именно сон необязателен. | 13.30-14.30 |
Подвижные игры | Очень желательно, чтобы в это время ребёнок занялся подвижными играми. | 14.30-16.00 |
Полдник | Многие родители не придают полднику должного значения, а между тем он обязательно должен быть в режиме дня школьника. | 16.00-16.15 |
Делаем домашние задания | Это время просто идеально подходит для приготовления домашних заданий. | 16.15-17.30 |
Свободное время (на свежем воздухе) | Это время в режиме дня для школьника обязательно должно быть выделено для свободного отдыха ребёнка на свежем воздухе. | 17.30-19.00 |
Ужин | Здесь всё ясно – просто следите за режимом правильного питания ребёнка-школьника. | 19.00-19.30 |
Свободное время (спокойные занятия дома) | Спокойные игры и т.д. на выбор ребёнка. | |
Готовимся ко сну | Моемся, умываемся, готовим одежду и т.д. | 20.00-20.30 |
Сон | Так, как современный школьник должен спать не менее 10 часов (проблемы экологии, возросшие нагрузки и т.д.), то при приведённом в этой таблице режиме дня школьник должен отправиться спать уже в 20.30 | 20.30 |
Наша группа считает. Режим дня школьника - это чередование труда и отдыха в определенном порядке.
Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.
В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое.
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Чтобы детский организм развивался правильно немаловажно уделить внимание режиму дня школьника. Прежде всего необходимо организовать очередность различных видов деятельности и свободного времени. От распорядка дня зависит не только настроение ребенка, но и здоровье в целом. При хроническом переутомлении, тормозится рост и развитие ребенка, ухудшается состояние здоровья школьника. При соблюдении режима ребенок становится физически активней, проходит успешнее обучение в школе. Полноценный сон даёт возможность легче воспринимать информацию на уроках, повышается работоспособность. Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий.
Кейс № 3.
«Правильное питание»
http://www.novostioede.ru/article/pravilnoje_pitanije_shkolnikov/
Необходимые продукты для полноценного питания школьников.
Белки.
Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения.
Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.
В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:
Жиры.
Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника.
Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины.
Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона.
Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:
Углеводы.
Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна.
Суточная норма углеводов в рационе школьника - 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г.
Необходимые продукты в меню школьника:
сахар .
Витамины и минералы.
Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.
Продукты, богатые витамином А:
плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи.
Продукты-источники витамина С:
Витамин Е содержится в следующих продуктах:
Продукты, богатые витаминами группы В:
яблоки; миндаль ; помидоры ; бобовые .
В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор.
Наша группа считает, что режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени школьники проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.
Типовые режимы питания школьников.
*7.30 - 8.00 Завтрак дома
*10.00 - 11.00 Горячий завтрак в школе
*12.00 - 13.00 Обед дома или в школе
*19.00 - 19.30 Ужин дома
Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения. В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:
Достаточное количество жиров, которые содержатся в масле, сметане, сале, мясе, молоке и рыбе.
Ну и конечно же витамины А, В, С и Е необходимы для здоровья и роста ребенка. Они содержатся в моркови; сладком перце; зеленом луке; зелени петрушки и укропа ; помидоре ; черной и красной смородине ;
яйцах ; овсяной и гречневой крупе .
Кейс № 4.
- «Чистота – залог здоровья»-
http://easyen.ru/load/nachalnykh/zdorovie/gigiena_shkolnika/218-1-0-8076
Личная гигиена школьника - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранение и укрепление здоровья человека.
Личная гигиена подразумевает режим дня, регулярные приемы полноценной пищи, правильное чередование умственного и физического труда, гигиенические требования содержания в чистоте тела, белья, одежды, жилища.
Правильный образ жизни человека связан с постоянным использованием элементов личной гигиены. Это помогает рационально организовать жизнь и сохранить здоровье. Первоочередным является соблюдение частоты тела. Подсчитано, что в течение недели сальные железы выделяют на поверхность кожи человека от 100 до 300 г кожного сала, а потовые железы от 3,5 до 7 литров пота. Поэтому кожу нужно своевременно и регулярно мыть, иначе нарушается ее защитные свойства, теплоотдача, потоотделение, появляются прыщи и неприятный запах, вследствие того, что создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитических грибков.
Необходимо тщательно умываться и принимать душ утром и вечером. Причем умываться лучше проточной водой. При мытье, особенно с применением мочалки, кожа массируется, что улучшает ее кровоснабжение.
Особого внимания требует уход за руками. Наибольшее количество болезнетворных микробов скапливаются под ногтями (примерно 95% микроорганизмов, находятся на коже рук) кроме того, там могут оказаться и яйца гельминтов, поэтому ногти надо регулярно стричь и вычищать грязь под ногтями специальной щеткой. Руки необходимо мыть с мылом несколько раз в день - после работы и туалета, перед едой. Ноги следует мыть перед сном.
Важное место в личной гигиене занимает соблюдение чистоты нательного белья, одежды, ежедневная смена носков, чулок.
В школьном возрасте особенно важно, чтобы дети как можно больше бывали на свежем воздухе, находились в движении, регулярно занимались физкультурой, чередовали учебные занятия с отдыхом. Малоподвижный образ жизни приводит к значительным нарушениям физического развития. При этом страдает не только мускулатура тела, но и недостаточно развиваются другие системы организма, прежде всего нервная и сердечно - сосудистая, задерживается формирование произвольных движений, человек плохо владеет своим телом.
Занятия физкультурой и спортом - необходимое условие, от которого зависит здоровье, работоспособность и хорошее настроение. Большие умственные, нервные нагрузки, не сочетаются с соответствующими физическими упражнениями, крайне неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков. Регулярное занятие физической культуры и спортом повышают естественную сопротивляемость организма неблагоприятными влияниям окружающей среды, инфекциям.
Наша группа считает, что здоровье ребёнка во многом зависит от регулярного и точного соблюдения правил гигиены.
Личная гигиена включает в себя:
Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, так, как строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом высоких достижений в любом виде деятельности.
Правила личной гигиены школьника:
Умывайтесь утром и вечером, используйте средства личной гигиены.
Чистите зубы не менее 3 минут. Ваша зубная щетка не должна быть слишком мягкой.
Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета.
Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки.
Для еды пользуйтесь только своей посудой, не берите грязных тарелок, ложек, чашек.
Для питья воды используйте одноразовые стаканчики. Не оставляйте использованные стаканчики, выбрасывайте их в мусорное ведро.