СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Создание предметно – пространственной развивающей среды в группах по музыкальному воспитанию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того, чтобы пополнить развивающую среду группы, в частности по музыкальному воспитанию проведён обзор музыкально- дидактических игр, и показано изготовление ряда шумовых инструментов

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Создание предметно – пространственной развивающей среды в группах по музыкальному воспитанию»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 «Одуванчик»











Консультации для воспитателей на тему:

«Создание предметно – пространственной развивающей среды в группах по музыкальному воспитанию»



















Музыкальный руководитель:

Белова Н.С.







г. Вологда

«Создание предметно – пространственной развивающей среды в группах по музыкальному воспитанию»

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников.

 Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы: оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

 Для хранения шумового оркестра можно использовать «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». В них можно переносить шумовые инструменты и платочки, ленточки для импровизированных танцев на участке.

 Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью, возможно, решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.

 Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2 раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.

 Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

 Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Сделать их могут помочь родители наших воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в себе. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

 При создании музыкальных центров в ДОУ рекомендуется продумать:

 1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

 2.Разнообразие оборудования. Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.

 3.Эстетическое оформление музыкальной пособий, находящихся там.

 4.Возможность переноса оборудования в другие места.

 5.Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.

 7.Удобное расположение музыкального уголка или музыкально-театрального центра.

Для развития музыкальных способностей и закрепления знаний детей можно изготовить ряд интересных музыкально - дидактических игр и пособий, которыми можно пополнить музыкальный центр группы.

Это игры на развитие у детей слухового внимания и чувства ритма: «Осенний паровозик», «Ритмохлопы», «Ритмическое лото», «Музыкальный магазин», «Цветочные ритмы».

Игры на формирование знаний о структуре песни: «Собери песенку», «Построй песню». Игры на понимание детьми смены настроения музыки, динамических оттенков и структуры музыкального произведения: «Солнышко и дождик», «Разноцветные карточки». Игры на закрепление знаний о музыкальных профессиях, музыкальных инструментах, народных музыкальных инструментах разных стран: «Музыкальные инструменты», «Круги Луллия» и др.

Музыкальное воспитание в детском саду невозможно без пения, а основа пения – это дыхание. Существуют разные пособия для развития дыхания детей, для выполнения дыхательных гимнастик: это разнообразные листочки, снежинки, пёрышки. Игры с такими материалами очень интересны детям. Им хочется потрогать, погладить и, конечно же, подуть на них. При выполнении упражнений на дыхание, необходимо следовать определённой инструкции, с которой нужно познакомить детей.

- вдох производится через нос, плечи остаются в спокойном состоянии (не поднимаются)

-выдыхать воздух через рот нужно плавно и медленно

-щёки ребёнка не должны раздуваться


Варианты музыкально-дидактических игр

для группового музыкального центра

























Приветствуется создание самодельных музыкальных инструментов из всевозможного бросового материала. Вот примеры некоторых из них: ксилофон, колокольчик, гармошка, барабан, бубен, флейта-пан, шумовые ягодки, грибочки, конфетки, музыкальные снежки.





 

 










Примерное наполнение музыкальных центров по возрастным группам.

Перечень материалов для музыкального центра в первой и второй младшей группе

  • Куклы – неваляшки

  • Образные музыкальные или танцующие игрушки (котик, петушок, зайка и т.д.)

  • Органчики, шарманки

  • Погремушки, колокольчики, бубен, барабан

  • Музыкально – дидактические игры: «Солнышко и дождик», «Матрёшка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Угадай, на чём играю», «Чудесный мешочек», «Зайцы на полянке»

  • Не озвученные инструменты (пианино, гармошка, дудочка, балалайка и др.)

  • Атрибуты и играм;

  • Флажки, султанчики, погремушки, платочки, ленточки с колечками , осенние листочки, снежинки, искусственные цветы;

  • Настольная ширма;

  • Перчаточная игрушка (для воспитателя);

  • Колонка, флешносители или магнитофон, набор аудиокассет «Детские песенки», «Народные малодии», «Музыкальные сказки»

  • Поющие и двигающиеся игрушки

  • Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома, в виде отдельных красочных иллюстраций.


Перечень материалов для музыкального центра в средней группе


  • Образные музыкальные или танцующие игрушки;

  • Органчики, шарманки;

  • Погремушки, колокольчики, бубен, барабан, ложки;

  • Металлофон, шумовые инструменты, ритмические палочки;

  • Фланелеграф, ковролин или магнитная доска;

  • Музыкально – дидактические игры: «Солнышко и дождик», «Музыкальные инструменты», «Кто в домике живёт?», «Наш оркестр», «Кого встретил колобок» «Угадай, на чём играю», «Повтори ритм», «Чудесный мешочек», «Зайцы на полянке»:

  • Не озвученные инструменты (пианино, гармошка, дудочка, балалайка и др.)

  • Атрибуты и играм;

  • Флажки, султанчики, погремушки, платочки, ленточки с колечками , осенние листочки, снежинки, искусственные цветы;

  • Настольная ширма, набор игрушек;

  • Перчаточная игрушка (для воспитателя);

  • Колонка, флешносители или магнитофон, набор аудиокассет «Детские песенки», «Народные малодии», «Сказки», «Классическая музыка»

  • Портрет П.И. Чайковского;

  • Поющие и двигающиеся игрушки

  • Музыкальные картинки к песням в виде куба или отдельные красочных иллюстрации, или альбом с картинками, или книжки - малютки «Мы поём».

  • Музыкальные лесенки (3-х ступенчатые, 5- ти ступенчатые), на которых находятся большая и маленькая птичка или большая и маленькая матрёшка.

Перечень материалов для музыкального центра в старшей группе.

  • Инструменты: маракасы, бубны, барабаны, колокольчики, треугольник, металлофон, баян, аккордеон, детское пианино, шумовые самодельные инструменты;

  • Не озвученные инструменты: пианино, гармошка, балалайка, дудочка;

  • Иллюстрации «Времена года»

  • Портреты композиторов: «Чайковского», « Прокофьева», «Гаврилина», «Сен- Санса», «Кабалевского», «Шаинского»

  • Музыкально – дидактические игры: «Музыкальный магазин», «Три кита», «Музыкальные инструменты», «Сложи песенку», «Ритмическое лото», «Фруктово-ягодные ритмы», «Какой инструмент лишний», «Разноцветные карточки», «Назови песню», «Ритмический кубик», «Три цветка», «Угадай, что звучит»

  • Игры – атрибуты к подвижным играм (маски, шапочки)

  • Детские рисунки к песням и музыкальным произведениям, картинки к знакомым песням или отдельные иллюстрации;

  • Музыкальные лесенки 3-х, 5 –ти, 7 – ступенчатые - озвученные)

  • Атрибуты к танцам: осенние листочки, искусственные цветы, «дождики», платочки, султанчики, ленточки, флажки и т.д., элементы костюмов;

  • Разноцветные перчатки, пёрышки, перчаточные куклы «би-ба-бо» для музыкальных импровизаций за ширмой;

  • Аппаратура для прослушивания аудиозаписей: «Детские песни», «Народные мелодии», «Музыкальные сказки», «Классическая музыка»

  • Иллюстрации музыкальных инструментов

Перечень материалов для музыкального центра в подготовительной группе.

  • Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, барабаны, колокольчики, треугольник, металлофон, баян, аккордеон, детское пианино, шумовые самодельные инструменты;

  • Не озвученные инструменты: пианино, гармошка, балалайка, дудочка;

  • Иллюстрации «Времена года»

  • Альбомы «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поём» с рисунками детей, где они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных произведениях и полюбившихся песнях;

  • Графическое пособие «Эмоции» (карточки с изображением лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

  • Альбомы с иллюстрациями: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и др.

  • Портреты композиторов: «Чайковского», « Прокофьева», «Гаврилина», «Сен- Санса», «Мусоргского», «Кабалевского», «Вивальди», «Моцарта»,, «Шаинского»

  • Музыкальные лесенки 3-х, 5 –ти, 7 – ступенчатые - озвученные)

  • Музыкально – дидактические игры: «Музыкальный магазин», «Три кита», «Музыкальные игструменты», «Сложи песенку», «Ритмическое лото», «Фруктово-ягодные ритмы», «Какой инструмент лишний», «Разноцветные карточки», «Назови песню», «Ритмический кубик», «Три цветка»

  • Атрибуты к подвижным играм (маски, шапочки)

  • Атрибуты для танцевального творчества, элементы костюмов к танцам (косынки, ленточки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям (осенние листочки, «дождики», снежинки, цветы и т. д)

  • Разноцветные перчатки, пёрышки, перчаточные куклы «би-ба-бо» для музыкальных импровизаций за ширмой;

  • Аппаратура для прослушивания аудиозаписей: «Детские песни», «Народные мелодии», « Симфоническая сказка «Петя и Волк», «Классическая музыка»: «Времена года» Чайковского, Вивальди, «Моцарт детям»

Таким образом, возможность и активность музыкально - творческих действий детей зависит от среды, в которой происходит развитие и обучение. Насыщенная, разнообразная развивающая среда музыкального центра в группе  содержит в себе множественные возможности для действий в ней, чем и создаёт условия для развития детей и их творчества.