СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа – как форма обучения, направленная на формирование профессиональных компетенций студентов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

главная задача лабораторной работы: установление связи теории и практики на основе экспериментальных исследований в специально оборудованных помещениях – лабораториях.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа – как форма обучения, направленная на формирование профессиональных компетенций студентов»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА – КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ .

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА – КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ .

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ : установление связи теории и практики на основе экспериментальных исследований в специально оборудованных помещениях – лабораториях. лабораторные работы занимают преимущественное место при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ :

  • установление связи теории и практики на основе экспериментальных исследований в специально оборудованных помещениях – лабораториях.

лабораторные работы занимают преимущественное место при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин.

ФУНКЦИИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ: 1) обучающая (ускоряет процесс усвоения учебного материала); 2) развивающая (развивает воображение, память, пространственное мышление, креативность, внимание); 3 ) воспитывающая (влияет на различные черты характера: организованность, ответственность, самостоятельность ); 4 ) мотивационно-стимулирующая (создает ситуацию для включения обучающихся в деятельность по активному исследованию и преобразованию учебной информации, что активизирует познавательную деятельность); 5) рефлексивная (способствует познанию обучающимся себя в деятельности в сравнении с другими; развитию умений контролировать и анализировать свои действия, находить и исправлять ошибки, оценивать результаты своих действий и вносить в них коррективы); 6 ) диагностическая (позволяет педагогу выявить особенности личности обучающегося, уровень усвоения им знаний и умений).

ФУНКЦИИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ:

  • 1) обучающая (ускоряет процесс усвоения учебного материала);
  • 2) развивающая (развивает воображение, память, пространственное мышление, креативность, внимание);
  • 3 ) воспитывающая (влияет на различные черты характера: организованность, ответственность, самостоятельность );
  • 4 ) мотивационно-стимулирующая (создает ситуацию для включения обучающихся в деятельность по активному исследованию и преобразованию учебной информации, что активизирует познавательную деятельность);
  • 5) рефлексивная (способствует познанию обучающимся себя в деятельности в сравнении с другими; развитию умений контролировать и анализировать свои действия, находить и исправлять ошибки, оценивать результаты своих действий и вносить в них коррективы);
  • 6 ) диагностическая (позволяет педагогу выявить особенности личности обучающегося, уровень усвоения им знаний и умений).
                 ОСВОЕНИЕ ПК ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПМ. 02. ПРОИЗВОДСТВО ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПК 2.1.  Контролировать соблюдение требований к сырью при производстве хлеба и хлебобулочных изделий. ПК 2.2.  Организовывать и осуществлять технологический процесс изготовления полуфабрикатов при производстве хлеба и хлебобулочных изделий. ПК 2.3.  Организовывать и осуществлять технологический процесс производства хлеба и хлебобулочных изделий. ПК 2.4.  Обеспечивать эксплуатацию технологического оборудования хлебопекарного производства.

  ОСВОЕНИЕ ПК ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПМ. 02. ПРОИЗВОДСТВО ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

  • ПК 2.1.  Контролировать соблюдение требований к сырью при производстве хлеба и хлебобулочных изделий.
  • ПК 2.2.  Организовывать и осуществлять технологический процесс изготовления полуфабрикатов при производстве хлеба и хлебобулочных изделий.
  • ПК 2.3.  Организовывать и осуществлять технологический процесс производства хлеба и хлебобулочных изделий.
  • ПК 2.4.  Обеспечивать эксплуатацию технологического оборудования хлебопекарного производства.
ВИДЫ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ : Работы, носящие   репродуктивный  характер, отличаются тем, что при их проведении учащиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература. Работы, носящие  частично-поисковый  характер, отличаются тем, что при их проведении учащиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий и требуют от обучаемых самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др. Работы, носящие  поисковый   характер, характеризуются тем, что учащиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

ВИДЫ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ :

  • Работы, носящие   репродуктивный  характер, отличаются тем, что при их проведении учащиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
  • Работы, носящие  частично-поисковый  характер, отличаются тем, что при их проведении учащиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий и требуют от обучаемых самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
  • Работы, носящие  поисковый   характер, характеризуются тем, что учащиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ : При  фронтальной  форме организации занятий все обучаемые выполняют одновременно одну и ту же работу. При  групповой  форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 – 5 человека. При  индивидуальной  форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ :

  • При  фронтальной  форме организации занятий все обучаемые выполняют одновременно одну и ту же работу.
  • При  групповой  форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 – 5 человека.
  • При  индивидуальной  форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Лабораторная работа № 1    Тема Определение влияния улучшителей на качество хлеба    Рабочий план проведения лабораторной работы ПМ. 02. Производство хлеба и хлебобулочных изделий   Цель занятия:  - закрепление и углубление знаний по изученной теме;   - воспитание логического мышления в процессе выполне-   ния трудовых действий;   - развитие репродуктивных умений органолептической    оценки качества изделий.
  • Лабораторная работа № 1 Тема Определение влияния улучшителей на качество хлеба Рабочий план проведения лабораторной работы ПМ. 02. Производство хлеба и хлебобулочных изделий

Цель занятия:  - закрепление и углубление знаний по изученной теме; - воспитание логического мышления в процессе выполне- ния трудовых действий; - развитие репродуктивных умений органолептической  оценки качества изделий.

ЗАДАЧИ :  - ПРОВЕРИТЬ УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ТЕМЕ ;  - ОПРОБОВАТЬ ПРОЦЕССЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ДРОЖЖЕВОГО ТЕСТА;  - ОСУЩЕСТВИТЬ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКУЮ ОЦЕНКУ КАЧЕСТВА ПРИГО-  ЛОВЛЕННОГО ТЕСТА.     Тип урока:  лабораторная работа   Метод проведения   урока: самостоятельная работа студентов  Межпредметная   связь: микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве.   Ход урока:   1. Организационный момент , 5 мин.   Проверка посещаемости, наличие тетрадей для лабораторных работ ,   санитарное состояние учащихся.    2. Вводный инструктаж.   2.1. Задание на лабораторно – практическое занятие:     - приготовить каждой бригаде по 2 вида теста с различными улучшителями ;   - определить окончание замеса;    - поставить тесто на брожение;   - сформовать изделие заданной массы;   - поставить полуфабрикат на расстойку;   - выпечь изделие

ЗАДАЧИ :  - ПРОВЕРИТЬ УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ТЕМЕ ; - ОПРОБОВАТЬ ПРОЦЕССЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ДРОЖЖЕВОГО ТЕСТА; - ОСУЩЕСТВИТЬ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКУЮ ОЦЕНКУ КАЧЕСТВА ПРИГО- ЛОВЛЕННОГО ТЕСТА.

  Тип урока:  лабораторная работа Метод проведения   урока: самостоятельная работа студентов Межпредметная   связь: микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве. Ход урока: 1. Организационный момент , 5 мин. Проверка посещаемости, наличие тетрадей для лабораторных работ , санитарное состояние учащихся.  2. Вводный инструктаж. 2.1. Задание на лабораторно – практическое занятие:   - приготовить каждой бригаде по 2 вида теста с различными улучшителями ; - определить окончание замеса;  - поставить тесто на брожение; - сформовать изделие заданной массы; - поставить полуфабрикат на расстойку; - выпечь изделие

- ПОДГРУППА ДЕЛИТСЯ НА 2-3 БРИГАДЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА СТУДЕНТОВ  - ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РОЛИ : ТЕХНОЛОГ-БРИГАДИР, ТЕСТОВОД, ЛАБОРАНТ

- ПОДГРУППА ДЕЛИТСЯ НА 2-3 БРИГАДЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА СТУДЕНТОВ - ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РОЛИ : ТЕХНОЛОГ-БРИГАДИР, ТЕСТОВОД, ЛАБОРАНТ

2.2. Краткая теория:   Приготовление теста включает следующие операции:     дозирование сырья – одна из важнейших операций в процессе   приготовления теста. От того, как будет произведена эта операция   зависят свойства теста, его технологические параметры и    качество изделия;  замес полуфабрикатов и теста – образование теста при замесе происходит в результате ряда процессов, из которых важнейшими являются: физико – химические, коллоидные и биохимические. Все эти процессы протекают одновременно и зависят от продолжительности замеса, температуры и от качества сырья, используемого при замесе;  брожение полуфабрикатов и теста – приведение теста в состояние, при котором оно по газообразующей способности и реологическим свойствам, накоплению вкусовых и ароматических веществ будет наилучшим для разделки и выпечки;
  • 2.2. Краткая теория: Приготовление теста включает следующие операции: 
  • дозирование сырья – одна из важнейших операций в процессе 
  • приготовления теста. От того, как будет произведена эта операция зависят свойства теста, его технологические параметры и  качество изделия;
  • замес полуфабрикатов и теста – образование теста при замесе происходит в результате ряда процессов, из которых важнейшими являются: физико – химические, коллоидные и биохимические. Все эти процессы протекают одновременно и зависят от продолжительности замеса, температуры и от качества сырья, используемого при замесе;

брожение полуфабрикатов и теста – приведение теста в состояние, при котором оно по газообразующей способности и реологическим свойствам, накоплению вкусовых и ароматических веществ будет наилучшим для разделки и выпечки;

  2.3. Вопросы для проверки знаний:    1. Назначение улучшителей для приготовления пшеничного теста .    2. Условия брожения теста.    3. Перечислить признаки готовности теста.     2.4. Проведение инструктажа по соблюдению правил техники безо-    пасности, с последующей отметкой в журнале:    правила техники безопасности, соблюдаемые при работе с электрической плитой;  правила эксплуатации пекарского шкафа;  требования, предъявляемые к подготовке форм для выпечки формового хлеба;
  •   2.3. Вопросы для проверки знаний: 1. Назначение улучшителей для приготовления пшеничного теста . 2. Условия брожения теста. 3. Перечислить признаки готовности теста.  2.4. Проведение инструктажа по соблюдению правил техники безо-  пасности, с последующей отметкой в журнале: правила техники безопасности, соблюдаемые при работе с электрической плитой;
  • правила эксплуатации пекарского шкафа;
  • требования, предъявляемые к подготовке форм для выпечки формового хлеба;
2.5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА .  Необходимое оборудование :    весы аналитические;  плита электрическая;  пекарский шкаф     Посуда:   кастрюля  тарелки  ложки  стакан  Инвентарь:   веселка  нож  форма для хлеба  пекарский лист   Дидактическое обеспечение урока:  технологические карты приготовления  технологические схемы приготовления  карты – требования к качеству изделий

2.5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА .

Необходимое оборудование :

  • весы аналитические;
  • плита электрическая;
  • пекарский шкаф
  •    Посуда: кастрюля тарелки ложки стакан

Инвентарь: веселка нож форма для хлеба пекарский лист Дидактическое обеспечение урока:

  • технологические карты приготовления
  • технологические схемы приготовления
  • карты – требования к качеству изделий
3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ. 3.1. Организация рабочего места    ( подготовка стола, инвентаря, инструментов )    3.2. Подготовить сырье, необходимое для приготовления дрожжевого   безопарного теста:    муку просеять;  воду подогреть до 30 – 40 С;  дрожжи развести в теплой воде, процедить;  маргарин растопить.   3.3. Приготовить дрожжевое безопарное тесто:   - использовать при приготовлении технологические карты

3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.

3.1. Организация рабочего места  ( подготовка стола, инвентаря, инструментов )  3.2. Подготовить сырье, необходимое для приготовления дрожжевого безопарного теста:

  • муку просеять;
  • воду подогреть до 30 – 40 С;
  • дрожжи развести в теплой воде, процедить;
  • маргарин растопить.

3.3. Приготовить дрожжевое безопарное тесто: - использовать при приготовлении технологические карты

3.4. Поставить изделие на расстойку.    3.5. Выпечь изделие, соблюдая технологические параметры.    3.6. Охладить изделие.    3.7. Провести дегустацию изделия, сравнить с показателями эталона и    заполнить таблицу самоконтроля.    3.8. Убрать рабочее место.    4. Подведение итогов преподавателем.  Оценивание работы учащихся.    5. Домашнее задание:  оформление таблиц самоконтроля.
  • 3.4. Поставить изделие на расстойку. 3.5. Выпечь изделие, соблюдая технологические параметры. 3.6. Охладить изделие. 3.7. Провести дегустацию изделия, сравнить с показателями эталона и  заполнить таблицу самоконтроля. 3.8. Убрать рабочее место. 4. Подведение итогов преподавателем.  Оценивание работы учащихся. 5. Домашнее задание:  оформление таблиц самоконтроля.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!