Оглавление:
1. Введение …………………………………………………………. с. 2-3
2. Личностно-ориентированное обучение биологии через
дифференцированный подход ………………………………… с. 3-25
3. Заключение ……………………………………………………… с. 26
4. Список использованной литературы ………………………….. с. 27-28
5. Приложения
«Каждый ребёнок индивидуален. Это свеча, зажжённая на земле»
1. Введение
Каждый педагог решает для себя четыре главных вопроса: зачем учить, чему учить, как учить, чем учить. Первый вопрос – самый важный и самый смысловой. Вопрос «чему учить» относится к содержанию образования, «как учить» — к методам обучения, «чем учить» — к инструментарию учителя.
Современная школа сегодня живёт и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней всё возрастающие требования. В настоящее время развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые, нравственные люди, которые в ситуации выбора способны самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия, способны к творческому сотрудничеству, отличаются динамизмом и конструктивностью, обладают толерантностью и высоким чувством ответственности.
Цель личностно-ориентированного обучения – создание условий для формирования познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, освоения знаний не произойдет.
Смысл личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми и природой.
Поэтому, в условиях принципиально нового социального запроса современная школа должна ставить перед собой задачу не только на приобретение обучающимися определённой суммы знаний, но и на овладение и развитие умений и способов познания, формирование привычки самостоятельно добывать знания (ФГОС).
2. Личностно – ориентированное обучение биологии через дифференцированный подход
Я считаю, что среди множества технологий системно-деятельностного подхода, оптимальной технологией в достижении поставленных целей и задач является личностно ориентированная технология обучения, под которой прежде всего понимают изменение отношения к ученику, уважение его личности, сотрудничество с ним. Но, на сегодняшний день, центром новой личностно ориентированной технологии становится развитие личностнозначимых познавательных способностей и стратегий ученика через продуктивную учебную деятельность на уроке.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Системно — деятельностный подход позволяет систематизировать, выявить взаимосвязи, выявить затруднения, увидеть перспективу работы учителя [1]
Личностно ориентированную технологию я реализую через обучение, основанное на взаимодействии ученика с другими учащимися и с педагогом (интерактивное обучение), через «окультуривание» в процессе сотрудничества субъективного опыта учащихся, через предоставление каждому права выбора (способа решения, типа познавательного задания, домашнего задания).
Какие результаты можно ожидать при личностно – ориентированном подходе в обучении детей?
Повышение качества знаний учащихся.
Успешность учебной деятельности.
Формирование личностного смысла ученика.
Эмоциональное благополучие ребенка в классе.
Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.
Для успешного достижения положительных результатов необходимо, в первую очередь, создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов [3]
На мой взгляд, на уроках биологии через личностно - ориентированный подход возможно решать задачу нравственного воспитания.
Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий, отсутствия у школьников элементарного уважения к старшим, к их опыту, достижениям. Существуют мнения, что молодежь выходит в жизнь стяжателями, потребителями, не имеющими ни малейшего желания что-либо делать самостоятельно.
Наши дети, дети XXI века, обделены любовью со стороны родителей, взрослых, сверстников. Ни в этом ли причина наших бед?
Можно сказать, что задачи личностно — ориентированного образования состоят в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».
Основой реализации новых образовательных стандартов является системно — деятельностный подход, который предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся [8]
Реализация личностно ориентированной модели взаимодействия учителя с учащимися предполагает опору на так называемое правило трех «П»: понимание, принятие, признание.
Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и ребенка.
Принятие – положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности. Очень важно умение взрослого прощать.
Признание по сути своей тождественно наличию у ребенка права голоса в решении тех или иных проблем.
Биология имеет широкие возможности формирования у школьников таких качеств, как нравственность, духовность и патриотизм.
Личностно ориентированный подход требует очень тщательного продумывания технологического аспекта. Технологический арсенал личностно ориентированного подхода очень широк. Большое внимание в процессе обучения я уделяю выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, литературными источниками, рисунками, схемами, текстовыми таблицами и т.д. [8]
Я убеждена, что развитие познавательных способностей ребёнка должно идти через его самостоятельную деятельность. Важно научить человека мыслить самостоятельно, самому сопоставлять факты и искать информацию. Тогда он не перестанет учиться всю жизнь, независимо от своей профессии. Для самостоятельных работ я использую подборку дидактических материалов, позволяющих развивать у школьников умения проводить анализ, сопоставление, сравнение объектов и явлений, устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, широко использую аналитические, сравнительные и обобщающие таблицы, гербарные материалы, наборы коллекций, открытки, динамические таблицы и схемы, показывающие строение объекта или сущность процесса, инструктивные таблицы для выполнения лабораторной работы или задания для экскурсии (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1-5).
На мой взгляд, ещё более важным в личностно ориентированной технологии, является сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся (т. е. механизм интеракции – в переводе с английского языка означает «взаимодействие, воздействие»). Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику, которая в конечном итоге ведёт к целеполаганию, автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления и развития.
Именно через методы интерактивного обучения происходит актуализация субъективного опыта учащихся практически на всех этапах урока, общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. В результате создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер.
Один из приёмов интерактивного обучения, широко используемый мной на занятиях, является групповая форма обучения (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1, 4). В процессе интерактивного общения в группах у моих учащихся развивается мышление, умение рассуждать, делать выводы, на уроке создаётся атмосфера дружественных отношений между собой, между учителем и учащимися, ребята осознают ценность совместного опыта, учатся вести дискуссии, аргументировать свою точку зрения, уважать мнение остальных. Эту форму обучения я использую и при изучении нового материала и на обобщающих уроках. Для организации групповой работы мной разработаны рабочие листки для каждой группы, включающие познавательные задания как репродуктивного, так и творческого характера. Ребятам предлагается выбрать и выполнить задания в соответствии со своими возможностями. При этом я поясняю каждое из предложенных на выбор заданий, раскрываю критерии его оценки. По завершении работы, результаты, полученные каждой группой, совместно обсуждаются. Если задание повышенной сложности (творческое) вызвало затруднение, то я предлагаю учащимся всего класса включиться в мозговой штурм. Такой интерактивный метод хорошо выявляет множество путей решения данной проблемы. Именно таким образом мне удаётся, как правило, вовлечь всех учащихся в учебный процесс.
Для активизации и поддержания познавательного интереса учащихся мною практикуется использование другого приёма интерактивного обучения – учебных игр (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1-2): при проведении опроса и закреплении материала, как домашнее задание (кроссворд, например) или же как вариант проведения обобщающего урока (урок путешествие, урок аукцион и т.д) [4]
Личностно ориентированное обучение не мыслимо без рефлексии учащихся. С целью формирования и развития данного умения у учащихся, я использую следующие приёмы: короткая беседа в конце урока (чем мы сегодня занимались? Что мы для этого делали? Что у нас получилось хорошо? Что нам пока не удаётся? и т.д.), незаконченные предложения (А вы знаете, что сегодня на уроке я _________. Больше всего мне понравилось _________. Самым сложным для меня сегодня было ___________. Сегодня я научился ____________. Сегодня я задумался ______________), синквейн (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 5) – своеобразное стихотворение в прозе, состоящее из пяти строк.
Немаловажное значение для развития интеллектуальных умений и навыков учащихся в контексте интерактивного обучения имеет метод проектов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1, 7). В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определённый период времени. Овладение учащимися технологией проектной деятельности позволила моим ученикам разработать ряд проектов и учебно-исследовательских работ, которые были представлены на областных и всероссийских конкурсах и получили высокие оценки (призовые места).
В диалоге ученик чувствует себя равноправным партнером учителя, не только ведомым, но и ведущим. Он приобретает жизненно необходимый навык делового общения. Наиболее расположенными к ведению диалога являются такие виды деятельности, как организация диспутов и дискуссий, семинаров, групповой и исследовательской работы [12]
Обратимся к конкретным примерам.
Генетическое родство человека и других биологических членов экосистем проявляется в стремлении олицетворения природы. Оно породило традиционные антропоморфические характеристики ее объектов и явлений: снег «идет», земля «дышит», заяц «труслив», медведь «добродушен». Это нашло отражение в сказках, стихах, легендах, притчах. Ученики с удовольствием слушают отрывки из произведений и вступают в обсуждение полученной информации.
Здесь вполне уместно использовать когнитивные методы обучения,
задачей которых является познание изучаемого объекта. Замечу, не информации об объекте, а именно самого объекта.
Метод эмпатии означает «вживание» человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Миссия человека здесь – вселение в свой дом, во вселенную. Метод эмпатии вполне применим для «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственнообразных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Вживаться в сущность дерева, камня, кошки, облака, свечи и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова – это цветок, туловище – стебель, руки – листья, ноги – корни.. «В моменты наилучшего «вживания» ученик задает вопросы объекту – себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме. Наблюдение объекта в данном случае переходит в самонаблюдение ученика, которому удается отождествить себя с объектом.
Подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.
Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой. С начала это может быть игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ученики перестают относиться к данному методу несерьезно и примут его в разряд действительно учебных методов.
Данный метод оказывается необычно эффективным, поскольку включает неиспользуемые обычно возможности детей. Детям младшего школьного возраста свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их «очеловечивания» [13]
В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.
Основными принцами технологии разноуровневого обучения являются следующие:
Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.
Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.
Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Приведу примеры использования вариантов проблемного подхода на различных этапах урока.
Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока. Например, в начале урока «Биосинтез белка» ставлю перед учащимися вопрос: «Почему молекула ДНК не транспортируется из ядра в цитоплазму к месту синтеза белка, ведь в этом случае была бы не нужна молекула- посредник – информационная РНК?»
Познавательная деятельность сочетает поиск ответа на вопрос на основе знаний о функциях ДНК. Ответ на этот вопрос носит гипотетический характер и может иметь неоднозначную трактовку со стороны специалистов. Однако, значение таких вопросов и ответов на них в любом случае достаточно велико для процессов развития творческого мышления школьников.
Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работы. Одной из задач урока «Внутренняя среда организма» является изучение учащимися ряда связанных с жизнью вопросов:
«При порезе кожи кровь вскоре свертывается и перестает течь. А почему кровь не свертывается в кровеносных сосудах?
Почему после укуса пиявки кровь долго течет из раны, не свертываясь?
Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых заболеваний?
Известен факт, что от потери крови после удаления зуба умер мальчик. Почему же кровь не всегда свертывается?»
Некоторые ученики пытаются дать ответы на эти вопросы, но неудачно. Возникает проблемная ситуация, которая требует не только базовых знаний, но и дополнительных. Подготовка сообщений к уроку способствует развитию познавательной самостоятельности, формированию умения реферировать научную литературу.
Личностно-ориентированный подход предусматривает также и дифференцированный контроль, учитывающий индивидуально-психологические особенности школьников, своевременное выявление затруднений и пробелов, так и прогресса у школьников разных уровней обученности.
Контроль выполняет ряд важных функций:
1) диагностическая функция – своевременно обнаружить успешность или неуспешность обучения и в зависимости от этого строить дальнейшее обучение;
2) стимулирующая и мотивирующая функции – контроль для большинства детей не безразличен. Для многих это прежде всего возможность получить удовлетворение от результатов своего труда и желание быть всегда преуспевающим в учебе.
Контроль может быть текущим и тематическим (после изучения крупной темы, раздела).
Устный контроль предполагает индивидуальный и фронтальный опросы. При индивидуальном опросе можно оценить уровень усвоения учеником учебного материала, владение им терминологией, предложив индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности или вызвав отвечать у доски по таблице. Но на одном уроке можно опросить лишь небольшое количество учащихся. Поэтому эффективнее совмещать индивидуальный опрос с фронтальным.
Для этого подбирается серия логически связанных между собой вопросов и для краткого ответа вызываются несколько учеников. Искусство учителя состоит в том, чтобы при фронтальной работе не терять из виду ни одного ученика, а при проведении индивидуального опроса не превращать его в общение учителя только с одним учеником [13]
Чтобы на проверку не уходило слишком много времени, а затраченное время использовалось бы с наибольшей пользой для обучения, я в своей работе часто применяю разноуровневые тестовые задания (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 4).
Тесты не должны требовать больших затрат времени; должны быть:
– однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования задания;– удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;– краткими, т.е. требующими сжатых ответов;– стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования.
В тестах можно предложить учащимся выполнить следующие задания:
1. Выбрать правильный вариант ответа.
К плоским костям относят:
а) кости предплечья;б) кости таза;в) фаланги пальцев.
2. Выбрать верные утверждения:
а) череп человека неподвижно соединен с позвоночником;б) все кости скелета соединены при помощи суставов;в) хрящи образованы соединительной тканью.
Знание терминов и понятий по биологии удобно проверять, проводя диктанты и предлагая ученикам решить кроссворды (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).
Кроссворды также можно использовать при изучении тем, связанных с многообразием животных, и при обобщении темы. Можно предложить, например, следующие задания.
Впишите в кроссворд слева названия млекопитающих, оканчивающихся на букву «Н», а справа – начинающиеся с этой буквы.
Интересной формой контроля знаний являются биологические лабиринты.
ЛАБИРИНТ «МОХОВИДНЫЕ»
Ребята, отвечая на вопросы положительно или отрицательно, переходят из одного квадрата в другой, последовательно записывая номера соответствующих вопросов. На такой опрос отводится 5–7 минут.
На уроке я стараюсь выделить несколько минут на решение биологических задач практического характера, контролирующих усвоение основного ядра содержания или интеллектуальных и творческих умений ребят. Это могут быть, например, такие задания.
1. Замечено, что в новых парках птицы встречаются редко, хотя в старых их много. Чем можно объяснить это явление?
2. Пресноводная гидра не встречается в водоемах с быстрым течением, а в водоемах со стоячей водой широко распространена. Почему?
После изучения большого раздела эффективны обобщающие уроки в виде командного или индивидуального зачета.
В командном зачете класс делится на группы. Каждая группа получает оценочный лист, где фиксируется работа каждого ее члена и ряд заданий, о выполнении которых команда отчитывается перед учителем.
Индивидуальный зачет проводится при помощи 5–6 заранее подготовленных учеников (как правило, хорошо знающих предмет), которые вместе с учителем готовят вопросы по разным темам. Это «экзаменаторы», а все остальные учащиеся должны получить у них зачет. Итоговая оценка выставляется с учетом баллов, полученных за ответы на отдельные вопросы.
Четкие, системные знания способствуют дальнейшему стремлению к познанию изучаемого предмета. Возникает цикл взаимосвязанных процессов, приводящих к положительным результатам у учащихся.
Школа работает, используя личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе. Одним из компонентов этого подхода является разноуровневое обучение. Исходя из собственного опыта, можно заметить, что используя разноуровневое обучение можно добиться хороших результатов. В октябре месяце провела анкетирование в восьмом и девятых классах по своему предмету (биология) по следующим вопросам: (можно выбирать несколько вариантов ответа)
Мне нравится предмет, потому что:
А) интересно 67%
Б) пригодится в жизни 54%
В) разнообразные задания 58%
Г) мне легко 43%
Д) нравится общение с учителем 78%

Исходя, из этих данных сделала вывод, что в основном предмет нравится, и на этом можно сыграть в пользу ученика. Обратила внимание, что большинство учащихся отметили - разнообразные задания, я решила попробовать разноуровневое обучение. И опять была запущена анкета:
2. Я хочу, чтобы на уроках были использованы задания:
А) одинаковые для всех 15%
Б) у всех разные 37%
В) творческие 43%
Г) проблемные 39%
Д) в зависимости от темы 56%

При планировании, опираясь на данные анкет, выделила темы, при изучении которых можно использовать разноуровневое обучение.
Специфика нашего предмета такова, что в восьмом классе достаточно много сквозных тем, что позволяет использовать принцип разноуровневого обучения (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1-4).
Домашнее задание задается тоже по принципу разноуровневого обучения. На мой взгляд, эта работа должна быть мобильной, с целью не вешать на ученика ярлык слабого, а помочь ребенку достичь индивидуальных результатов.
Перед проведением "Круглого стола" я еще раз провела анкетирование и задала ребятам вопрос:
3. ДИФФРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НУЖНЫ:
А) я чувствую себя уверенным 52%
Б) позволяют использовать доп. лит.-ру. 33%
В) интересно поделиться с другими 46%
Г) выступаю в роли учителя 52%

Результаты анкетирования говорят сами за себя: ученик идет на урок без страха, у него есть выбор, у него есть уверенность и возможность проявить себя на более высоком уровне.
Использование системы разноуровневых заданий по биологии
при организации проверки усвоения учебного материала учащимися
Контроль знаний и умений учащихся – обязательное условие результативного учебного процесса. Организация проверки знаний и умений учащихся при изучении биологии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета:
Учебный курс биологии представляет собой единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделить проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.
Биология как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: наблюдения, эксперимент, практические и лабораторные работы, решение логических задач и т.д.
Предлагаемые учащимся варианты проверки знаний и умений должны учитывать оценку не только теоретических знаний, но и практических умений.
В целях индивидуального подхода к обучению могут быть предложены разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся.
3. При организации и планировании проверки знаний нельзя не учитывать возрастные особенности учащихся, т.к. именно разнообразие методических приемов, используемых в биологии, дает возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности.
Вопросы и задания для учащихся 6–8-х классов должны быть составлены с учетом следующих возрастных особенностей:
- любознательность и наблюдательность;
- интерес к динамическим процессам;
- желание общаться с живыми объектами;
- предметно-образное мышление;
- быстрое овладение умениями и навыками;
- эмоциональная возбудимость.
4. В настоящее время актуальны уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, интернет - ресурсов. Эти уроки представляют собой симбиоз новых информационных технологий с традиционными педагогическими. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске, вовлекаются в процесс самообучения.
Система разноуровневых заданий, применяемая при проверке знаний и умений учащихся по биологии предъявляет определенные требования к составлению самостоятельных, проверочных, контрольных и других работ [12]
В дидактике выделяются общие требования к разноуровневым заданиям, которые нашли свое отражение и в методике обучения биологии:
1. Уровень А (воспроизведение и описание) отвечает за знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения.
Например, проверить правильность написания и усвоения базовых понятий по строению и жизнедеятельности клетки растительного организма (6 класс).
А) Зеленые пластиды называются…….
Б) Под оболочкой находится вязкое полужидкое вещество…….
В) Клетка обладает всеми признаками живого. Она:……,……., …….,
Г) Делению клетки предшествует деление ее …….
Д) В старых клетках хорошо заметны ……..
Можно также предложить учащимся описать опыт, доказывающий процесс транспирации (испарения воды растением) с момента всасывания воды корнем.
Для учащихся 7 класса задание может быть следующим:
Вставьте пропущенные слова в тексте:
Тип Членистоногие подразделяется на три основные класса____________,___________ и ___________. Речной рак имеет _________ пар ног, насекомые __________, а пауки ___________. Рак дышит при помощи ___________, паук __________, а майский жук ____________.
Другой вариант: Дополните схему, вписав представителей ракообразных в соответствии с предложенными характеристиками этих животных. Перечислите общие признаки, по которым их относят к одному классу.
Представители класса Ракообразных
…………


Свободноживущие
………….
Паразиты
………….


Обитатели водной среды
…………..
Обитатели суши
……………
Общие признаки класса:_________________
На уровне А проверяется знание фактического материала.
2. Уровень В (интеллектуальный уровень) оценивает и диагностирует умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал. Самым простым вариантом такой учебно-познавательной деятельности является сопоставление, классификация, а наиболее сложным сравнение двух или более явлений с формированием конкретных выводов, установление причинно-следственных связей.
Правильно выполненные задания этого уровня оцениваются четверкой.
Например, установите соответствия между понятиями и явлениями: сравните два процесса - фотосинтез и дыхание, сделайте вывод (6 класс).
Вопросы для сравнения | Фотосинтез | Дыхание |
В какое время суток происходит? | | |
Какой газ поглощается? | | |
Какой газ выделяется? | | |
Поглощается или выделяется тепло? | | |
В каких клетках происходит? | | |
Образуется или разрушается органическое вещество? | | |
Или, задание такого типа:
Расположите последовательно события, происходящие во время листопада (6 класс):
А) образование отделительного слоя на черешке
Б) изменение окраски листьев
В) накопление в листьях вредных веществ в течение лета
Г) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света
Д) опадение листьев.
Для учащихся 7 класса задание может быть следующим:
Дано:
Способы питания хордовых:
- хищные (в том числе насекомоядные);
- всеядные;
- травоядные.
Способы питания цветковых растений:
- фотосинтез;
- корневое питание;
- хищники (в том числе насекомоядные).
1. Решите, какая главная, на ваш взгляд, особенность клеток делает их гетеротрофами.
2. Как объяснить неподвижность растений и большую подвижность животных?
3. Уровень С (творческий уровень) оценивает и диагностирует умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, вывести интеллектуальным путем новое для учащегося явление, не данное в готовом виде.
Правильно решенные задания всех трех уровней оцениваются пятеркой, все задания проверяются в классе и дается правильный ответ, показывается правильность оформления задания в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Этот уровень можно разделить на задания различных типов, например:
А) Задания на применения биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированные).
Во время высадки рассады капусты в открытый грунт у одних растений прищипывается главный корень, а у других нет. Какие растения дадут более высокий урожай? Почему вы так считаете? (6 класс)
Б) Задания для работы с текстом или рисунком.
Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. (7 класс)
Хордовые имеют внутренний скелет. 2. Хорда – плотный, упругий стержень, идущий от головы до хвоста, сохраняется у всех представителей типа в течении всей жизни. 3. Центральная нервная система имеет вид трубки и располагается на брюшной стороне тела. 4. Кровеносная система незамкнутого типа, находится на спинной стороне тела. 5. Тип Хордовые включает три подтипа: Оболочники (Личиночно- хордовые и Черепные (Позвоночные).
В) Задания на обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов.
Дайте научное обоснование следующим пословицам и поговоркам: «Аппетит приходит во время еды», «Кода я ем, я глух и нем», «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» (8 класс).
Г) Задания на обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях.
Например:
- Используя знания по географии, объясните, почему баобаб сбрасывает листья летом.(6 класс).
- Среди насекомых есть медлительные растительноядные существа палочники, по форме напоминающие веточку или лист. Назовите тип приспособления этих животных, объясните его значение и характер. (9 класс).
Если ученик испытывает затруднения при выполнении задания уровня С, то ему предлагается памятка по решению учебно-познавательных задач.
Например, для успешного решения задач по генетике учащимся 10-11 класса можно предложить следующую памятку:
1. Внимательно прочтите условия задачи
2. Сделайте краткую запись условия
3. Запишите генотип и фенотип скрещиваемых особей.
4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
5. Определите и запишите фенотипы и генотипы, полученные от скрещивания потомства
6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу, и запишите их в виде численного соотношения.
7. Запишите ответ на вопрос задачи.
При решении задач по определенным темам школьного курса биологии последовательность этапов может меняться, а их содержание модифицироваться
Таким образом, как показывает школьная практика, применение разноуровневых заданий помогает учащимся создать «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору, позволяет выявить знания по теме, проверить усвоение их в комплексе, создает возможность для самосовершенствования. Даже «слабые» учащиеся стремятся выполнить задания более высокого уровня.
Все задания разного уровня сложности подобраны в соответствии со спецификацией и кодификатором экзаменационной работы ЕГЭ по биологии, поэтому их можно использовать не только для проверки усвоения материала при прохождении конкретной темы, но и для повторения материала при подготовки к Единому государственному экзамену.
Таким образом, из обилия готовых педагогических рецептов и методик, я отобрала доступные, отвечающие требованиям современности методы и формы работы, на основе которых складывается моя собственная практическая, интегрированная система работы [13]
В качестве методического обеспечения я выбрала программу под руководством Н.И. Пономаревой. Мной апробирован комплект учебников для 6-11 классов и методических пособий этого коллектива авторов. Учебники содержат занимательный материал, расширяющий кругозор школьников, способствующий повышению познавательной активности. Тетради с печатной основой к учебникам содержат большое число заданий к каждому уроку, что позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход в обучении, а ученику даёт возможность самому выбирать задания для отработки какой-либо темы.
А так-же учебники по ФГОС В. И. Самковой и Д. И. Рокотовой для 5-6 классов и печатные тетради к ним.
И всё же я не всегда могу найти в учебниках и пособиях учебный материал, который является адекватным принципам личностно ориентированного подхода и целям урока, построенного на основе данной методологической ориентации. Поэтому чаще всего мне приходится самостоятельно разрабатывать и в дальнейшем использовать различные виды учебных карточек, рабочих листов урока (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 4).
Работа по реализации личностно ориентированной технологии в рамках системно-деятельностного подхода позволила получить на сегодняшний день позитивные результаты.
Заинтересованность детей в изучении предмета проявляется в их активном участии во внеклассных мероприятиях по биологии, посещении занятий в кружке и занятий по внеурочной деятельности, участие в школьной олимпиаде по биологии и конкурсах различных уровней. Доброй традицией становится ежегодное участие в районных конкурсах Вода Брянщины, Летопись добрых дел по сохранению окружающей среды, Юные исследователи и др., где мы становились неоднократно победителями и призерами (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 7).
Личностно ориентированный подход в обучении носит развивающий характер, что существенно отражается на уровне интеллектуального развития учащихся. Качество знаний учащихся имеет динамику роста с 75% до 81%.
Все полученные промежуточные результаты работы, дают мне право думать, что моя деятельность по реализации личностно ориентированной технологии ведёт к запланированным результатам у учащихся II ступени образования.
Ожидаемый результат работы по личностно ориентированной технологии на окончании учащимися II ступени образования:
-сформированность познавательной сферы, познавательных способностей;
-воспитание свободных, самостоятельных, активных детей, проявляющих инициативу в деятельности и общении, способных отстаивать собственное мнение, достоинство, индивидуальность;
- развитие эмоциональной сферы учащихся (формирование чувства уверенности в своих силах, радости и удовлетворения от деятельности);
-формирование элементарных навыков поисковой, исследовательской деятельности;
- формирование и развитие положительного личностнозначимого отношения, интереса, как к данному предмету, так и к учению вообще;
- психологически подготовленных детей к переходу к новой жизни и участию в новой социальной ситуации развития [6]
Исходя из концептуальных положений личностно ориентированной технологии я сформулировала следующие принципы своей педагогической деятельности:
- раскрытие индивидуальности ученика через дифференцированный подход в обучении;
- создание условий для выявления и инициирования субъективного опыта учащихся на всех стадиях изучения учебного материала с целью формирования личностнозначимого отношения к изучению биологии;
- реализация принципа сотрудничества учеников и учителя, направленное на обмен различного опыта;
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса, самостоятельной умственной активности учащихся.
3. Заключение
Для себя я решила: так как усиливается роль личности в обществе и производстве, возрастают её потребности, происходит гуманизация и демократизация общественных отношений, интеллектуализация работы, быстрое изменение техники и технологий, то необходимо воспитание свободной творческой личности, готовой к самореализации и дальнейшему самообразованию, личности со своим пониманием картины мира. Вот основа моей педагогической философии.
Главный итог своей работы я вижу в том, что дети привыкли и не стесняются выражать своё мнение (письменно или устно); отстаивать его в диалоге, приобрели навыки самостоятельной учебной (исследовательской) работы. Ученики дают оценку экологического, экономического состояния отдельных территорий, стран, регионов. Они понимают сущность и причины экологических проблем человечества, предлагают свои способы их решения. Мои ученики стали активнее включаются в акции и проекты по изучению, охране и преобразовании родного края.
4. Список использованной литературы:
1. Белова С. В. Построение модели личностно-ориентированного обучения. Под научной ред. Якиманской И. С. — М.: КСП+, 2001 г.
2. Белухин Д. А. Личностно-ориентированная педагогика в вопросах и ответах / Д. А. Белухин. -М.: МПСИ, 2006. 312 с.
3. Волков П. Б. Технология реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании. Смоленск: СмолГУ, 2006.- 4.1. - С. 144-148.
4. Кларин М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта.- Педагогика, 2000, № 7
5. Панов В.И. Одарённые дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. — 2001.
6. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики /М.Н. Скатин. – М.:Просвещение, 2004.
7. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
8. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания/Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.:Творческий центр «Сфера», 2002.
9. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003.
10. Цикало Е.С. Творческий потенциал учебника биологии // Интернет-журнал «Эйдос». — 2004. — 21 апреля.
11. http://www.eidos.ru/journal/2004/0421.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail:[email protected].
12. Личностно-ориентированные уроки по биологии. [Электронный ресурс]. Версия 1.0 / Сост. Хуторской А.В. — М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2003. Режим доступа: http://www.eidos.ru; e-mail: [email protected].
13. Ресурсы Интернет
5. Приложения:
Приложение № 1 - конспекты уроков и внеклассных мероприятий по биологии;
Приложение № 2 - презентации по биологии;
Приложение № 3 – рефераты, сообщения учеников по биологии;
Приложение № 4 - виды карточек, заданий, тестов по биологии;
Приложение № 5 - виды рефлексии
Приложение № 6 - фотографии с уроков, внеклассных мероприятий и исследовательских работ;
Приложение № 7 - копии грамот и дипломов
18