__________ Степаненко Е. А., методист ГАПОУ АО «АСПК»
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение.
- знать о жизни и творчестве В. Сухомлинского;
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Учитель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Татьяна Владимировна. Торопимся мы на урок, Будут знания нам впрок. Будем руки поднимать, Точно, бойко отвечать! - Давайте зарядимся положительной энергией и улыбнёмся друг другу. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. - Ребята, проверьте свою готовность к уроку. | Учащиеся: Проверяют готовность к уроку |
2. Актуализация знаний. | Учитель: -Ребята, какой раздел учебника вы начали изучать? -Чему посвящён этот раздел? -Ребята, давайте вспомним, из каких произведений данные строчки. 1. Хвост косичкой, Ножки – спички Оттопырил вниз губу... 2.Я не бегаю к врачу – Я сама его лечу. 3.Думал, горестно вздыхая, Что друзей-то у него После дедушки Мазая Не осталось никого. Молодцы! Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» - Я сегодня сбилась с ног У меня пропал... - Это был отважный... Он первый искупался в холодном зеленом море. -Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул: Счастливый путь,...! - Этот... так и жил с ребятами на даче все лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся. - Молодцы, ребята. Я вижу, что вы помните произведения и авторов, которых изучали. А сегодня мы с вами познакомимся с творчеством еще одного автора и новыми произведениями. | Учащиеся: Люблю все живое Живой природе: растениям и животным. - С. Чёрный «Жеребёнок» - С. Михалков «Мой щенок». - Н. Рубцов «Про зайца». Щенок Пингвиненок Утята Ежик |
3.Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения. Определение темы урока Слово об авторе | Учитель: - Ребята, прочитайте стихотворение про себя. Нас синички не боятся, Смело на руки садятся. Им нужны не хлеба крошки, А тепло моей ладошки! (на слайде) - Кто громко и выразительно прочитает всему классу? - О какой птице шла речь в стихотворении? - А кто встречал синичку? - А вы слышали, как она поёт? Послушайте. - Теперь давайте откроем учебник на стр. 110 и прочитаем автора и название произведения, с которым мы познакомимся. - Какая будет тема нашего урока? - Какие поставим цели? - Ребята, а вы читали произведения Василия Сухомлинского? Какие? Василий Александрович Сухомлинский родился на Украине, стал известным педагогом, писателем и был директором школы. Сухомлинский стал автором более 30 книг, свыше 1500 (тысячи пятисот) сказок для ребят. Василий Александрович всю свою жизнь посвятил воспитанию детей. - Посмотрите на выставку книг В. Сухомлинского. («Все добрые люди - одна семья», «Цветок солнца», «Поющее перышко», «Пусть будут и соловей и жук») Художественные произведения для детей нашего знаменитого соотечественника Василия Сухомлинского вошли не только рассказы, где действующими лицами являются люди. На его страницах мы также можем встретиться с одушевленными животными, растениями и даже природными явлениями. Пронизанные любовью ко всему живому произведения Мастера учат в каждой ситуации прислушиваться не к своим прихотям и амбициям, а к голосу человеческого сердца. Талантливый автор очень много писал о доброте и проявлению чувств к окружающим. Смотря на его портрет, мы можем отметить, что этот человек очень умный и сдержанный. | Учащиеся: О синице Ответы учащихся Аудиозапись Тема: В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?» - Познакомимся с биографией В. Сухомлинского, с его произведением «Почему плачет синичка?»; Учащиеся слушают |
4. Этап первичного восприятия Проверка первичного восприятия Перечитывание детьми и анализ | Учитель: Теперь рассмотрите иллюстрацию на стр. 110. Как вы думаете, о ком произведение, которое мы будем изучать? - Прочитайте название рассказа в учебнике. Почему может плакать синичка, как вы думаете? - Сейчас я прочту рассказ, а вы послушайте внимательно. -Какие чувства (настроение) вызвал рассказ? -Почему плачет синичка? - Теперь прочтем рассказ по цепочке по 1 предложению. -Ребята, как звали детей? -Сколько им было лет? -Какое дерево росло около дома? -Что решил сделать Миша? -Как вы думаете, правильное ли это решение: сделать на тополе качели и еще качаться на них? -Как повела себя синичка? -Что сказал Миша, увидев синичку? -А что заметила Оля? -Какой вывод она сделала? -Понял ли Миша, почему плачет синичка? А вы, ребята, поняли, почему же плачет синичка? | Учащиеся: - О девочке и мальчике с синичкой «Почему плачет синичка?» Слушают учителя. - О том, как Маша и Миша встретили синичку Детей звали Оля и Миша - Оле было 9 лет, а Коле 10 лет. Около дома рос большой ветвистый тополь. Миша решил сделать на тополе качели. Нет, неправильно. Ветки могут не выдержать и сломаться. Ветки у дерева – это, как руки у человека. К тому же, дети могли упасть и пораниться Она около них летала и пела. Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся Оля заметила в стволе тополя дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птенчиков. Синичка не радуется, а плачет. Нет Она боялась, что ребята обидят ее детенышей |
5.Физкультминутка | Учитель: -Ребята, я вижу немного утомились. Давайте встанем и выполним физкультминутку. ПО ВИДЕО | Учащиеся: Учащиеся выполняют физкультминутку. |
6.Продолжение работы по теме урока. Чтение детей по ролям. Беседа Работа в группах | Учитель: Ребята, а теперь я вам предлагаю теперь прочитать рассказ по ролям. У нас три роли: Оля, Миша, слова автора. - Какой момент в рассказе вам показался самым волнующими? Найдите его в тексте и прочитайте. - В рассказе кого можно считать положительным персонажем. А кого отрицательным? Почему? - Можем ли мы сказать о характере Девочки? Какая она? -А о характере мальчика? Какой он? -Мы не можем говорить, что кто-либо из героев отрицателен. Так как Девочка очень внимательна к окружающим, а мальчик менее внимателен. Нам следует обратить внимание на их поведение и сделать свои выводы. - Какой герой ближе к вам по отношению к окружающему? Поделитесь своими чувствами. -Как вы думаете, почему одна ситуация воспринималась Машей и Мишей по-разному? -Почему автор заканчивает вопросом? -Ребята, сейчас проверим, насколько вы были внимательны при чтении рассказа. Предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (Две группы: мальчики описывают Мишу, а девочки Олю) Характеристика мальчика Вопросы | Ответы | 1.Чем занимается герой произведения? | Мальчик………………………………… …………………………………………… ……………………………………………… | 2. Какие поступки совершает герой произведения? | Мальчик........................................................ ........................, потому что ................................................................. .......... | 3. Какие черты характера у героя произведения ((не)наблюдательность, (не) внимательность, доброта, думать не только о себе, но и о других...) ? | Черты характера мальчика: ………………………………… …………………………………………… ……………. ……………………………………… | 4. Как автор относится к герою произведения? Выбери слова. | Автор (любит, высмеивает, сердится, относится (не) доброжелательно…) …………………… ………………………………………… мальчика. | 5. Как ты относишься к герою этого произведения? Подчеркни одно из предложений. (Обоснуй ,почему) Напиши свой вариант. | Я переживаю за мальчика. Мне не нравится мальчик. ………………………………………… ………………………………………… | Характеристика девочки Вопросы | Ответы | 1.Чем занимается герой произведения? | Девочка………………………………… ………… ……………………………………………… | 2. Какие поступки совершает герой произведения? | Девочка........................................................ ........................, потому что .................................. | 3. Какие черты характера у героя произведения ((не)наблюдательность, (не) внимательность, доброта, думать не только о себе, но и о других...) ? | Черты характера девочки: ………………………………… …………………………………………… ……………. ……………………………………… | 4. Как автор относится к герою произведения? Выбери слова. | Автор (любит, высмеивает, сердится, относится (не) доброжелательно…) …………………… ………………………………………… мальчика. | 5. Как ты относишься к герою этого произведения? Подчеркни одно из предложений. (Обоснуй, почему) Напиши свой вариант. | Я переживаю за девочку. Мне не нравится девочка. ………………………………………… …… ……………………………………………… | 1-2 из группы выходит к доске и озвучивает характеристику. - Какую главную мысль хотел донести до нас автор? - Главная мысль рассказа в том, что нужно быть внимательным к окружающим. Нельзя своими забавами мешать другим. Рассказ учит нас быть наблюдательным и внимательным к тому, что происходит вокруг. | Учащиеся: Учащиеся читают по ролям Учащиеся читают -Таких персонажей нет -Она внимательная и сопереживающая. -Он менее внимателен, но такой же добрый, как и Маша Да |
7. Итог урока | Учитель: -Ребята, наш урок подошел к концу. С каким произведением познакомились на уроке? - Кто его автор? - Ребята, почему автор назвал рассказ «Почему плачет синичка?» - Какую главную мысль хотел донести до нас автор? -Полезен ли для вас был этот урок? | Учащиеся: - «Почему плачет синичка?» - Василий Александрович Сухомлинский. - Отвечают на вопрос. - Что нужно относится внимательно к тому, что нас окружает |
8. Рефлексия | Учитель: - Чтобы сделать вывод по уроку, я попрошу вас подумать и продолжить своими словами предложения, которые введены на экран. - Сегодня на уроке я познакомился… - Сегодня на уроке я понял…. - Сегодня на уроке мне понравилось … - Сегодня на уроке я испытывал трудности, когда … - Сегодня у меня получилось … - Будьте добрыми, творите добро, делитесь не только вещами, но, прежде всего своим вниманием, теплом, заботой. Спасибо за урок! До свидания! | Учащиеся: |