СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Практика наставничества в образовательной организации (наставник – молодой педагог)»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт работы по наставничеству "Учитель - молодой педагог".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Практика наставничества в образовательной организации (наставник – молодой педагог)»»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Глубочанская средняя общеобразовательная школа № 8







Методическая разработка

«Практика наставничества в образовательной организации (наставник – молодой педагог)»















Работу выполнила:

Крамарова Людмила Фёдоровна

учитель начальных классов



















х. Глубокий

2022 г.

«Человек не может по – настоящему

усовершенствоваться, если не помогает

усовершенствоваться другим».

Чарльз Диккенс


Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определённые трудности. Начало профессиональной деятельности это всегда волнительно и трудно. Всё кажется незнакомым, непонятным и сложным. И чтобы достичь определённой цели необходимо приложить много усилий. Профессия учителя одна из тех, где для успешного становления и развития недостаточно иметь «за спиной» багаж знаний, полученный во время учёбы. Очень важное значение имеют личностные качества учителя. Хороший педагог должен быть и учителем, и помощником, и психологом, и актёром. В любой момент он должен быть рядом с учеником: помогать в учёбе, жизненных ситуациях, заинтересовать, направить и поддержать.

В настоящее время профессия учителя теряет свою популярность. Её считают малооплачиваемой, неинтересной, с ограниченным количеством свободного времени. В школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. Если мы хотим, чтобы наши школы были успешными, очень важно в самом начале педагогической карьеры поддержать молодого специалиста, помочь пробудить интерес к профессии.

В 2022 году учителем 1 класса была назначена молодой педагог. Она прибыла к нам в школу по программе «Земский учитель». Опыта преподавания в школе у нее нет.

По решению педагогического совета школы было решено назначить меня педагогом – наставником молодому специалисту.

С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональ-ной адаптации начинающего учителя, я определила цели и задачи своей работы.

Цель работы по наставничеству: создание условий для адаптации и развития молодого специалиста.

Для достижения поставленной цели я определила основные задачи:

- создать условия для профессиональной адаптации молодого специалиста в коллективе;

- выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе;

- обеспечить вовлечение молодого специалиста во все сферы школьной жизни;

- способствовать формированию творческой индивидуальности молодого специалиста.

На первом этапе знакомства, было выявлено, что самыми актуальными проблемами для молодого педагога являются:

- неусовершенствованная методическая подготовленность;

- недостаточное владение приёмами и методами обучения;

- адаптация в новом коллективе;

- трудности общения с первоклассниками.

Нам предстоит очень долгая и продуктивная работа вместе. Сейчас мы находимся на начальном этапе нашей совместной деятельности. За прошедшие 2 учебных месяца были рассмотрены следующие позиции.

Мотивация к достижению своих целей.

Для молодого педагога важно умение понимать себя, осознавать и умело использовать накопленные знания, работать над самоопределением и самопродвижением, постоянно заниматься самосовершенствованием и самообразованием. Мы знаем, что мотивация тесно связана с такими понятиями как мотив, потребность и вознаграждения. Поэтому внимание молодого учителя было направлено на  общекультурное развитие и рост профессионального мастерства; проявление своих возможностей, стремление к реализация идей; стремление к успехам и достижениям; общение с опытными педагогами (личные встречи и общение в сетевых сообществах). Совместно с молодым специалистом был составлен план его профессионального развития. Было обращено внимание молодого учителя на то, что при затруднениях необходимо ответ найти самостоятельно, а затем обращаться за консультацией к более опытным педагогам.

Изучение нормативных документов.

В августе перед началом учебного процесса начата работа по изучению нормативных документов по организации учебно – воспитательной деятельности и гигиеническим требованиям к условиям обучения школьников. Были рассмотрены: Закон «Об образовании РФ» (с изменениями и дополнениями), Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, по предметам начальной школы, Основная образовательная программа школы, рабочие программы по предметам и календарно – тематическим планированием, должностная инструкция учителя. Изучение нормативных документов будет проводиться в течение всего периода работы в школе.

Ведение документации.

Эта работа была начата с обучения по составлению рабочей программы по предметам начальной школы, умения составлять календарно – тематическое и контрольно - графическое планирование, используя необходимую для работы литературу.

Особое внимание было уделено заполнения классного журнала и журнала по внеурочной деятельности.

В первые дни учебного процесса (при посещении мною уроков и индивидуальной беседы) были выявлены определённые трудности в работе молодого специалиста: неумение грамотно рассчитать время урока, логично выстраивать последовательность этапов урока, затруднения в объяснении нового материала, проведение рефлексии учебной деятельности на уроке. Вызвало затруднения у учителя и оценивание устного и письменного ответа обучающего ( неуверенность педагога в своих силах),

Практика показала, что в первые дни работы молодого специалиста ему необходимы практические советы: проведение и анализ урока, формы, методы и приемы обучения, использование дидактического и наглядного материала, что способствует раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста.

Вместе с начинающим учителем мы работали над составлением технологической карты урока, конструированием учебного материала с применением современных образовательных методик и технологий.

Ещё одна проблема, с которой встретился молодой учитель – это общение и психологический контакт с учениками. Первоклашки ведь непоседливые, непосредственные. Для них первые месяцы в школе это тоже процесс адаптации. Как поддерживать дисциплину в классе? Как реагировать на неуместные высказывания во время урока? Как быть с такими детьми, которые нарушают дисциплину ненамеренно, а в силу своих психологических особенностей? И таких вопросов накопилось у учителя за короткий промежуток работы довольно много. Решение этих проблем приходит с опытом. Но возникшие проблемы необходимо решать здесь и сейчас. Поэтому учителю было рекомендовано обратиться к педагогической литературе, к опытным педагогам, интернет – ресурсам, к психологу. Для налаживания контакта с детьми необходимо чаще проводит внеклассные мероприятия, беседы, в игровой форме проводить разбор поступков и жизненных ситуаций.

Ещё одной проблемой, с которой столкнулся молодой учитель, является взаимоотношения с родителями. Некоторые родители этого класса считают, что у учителя очень мало опыта для обучения и воспитания их детей. Начинающему учителю очень трудно сдерживать напор родителей. Для решения этой проблемы мы с учителем решили провести «круглый стол», где в непринуждённой обстановке были решены некоторые вопросы про обучению и воспитанию обучающихся.




Таким образом: Для достижения поставленных целей и задач молодому педагогу следует:

- систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их занятия, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на учащихся с целью пробуждения у них интереса к знаниям;

- систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов-новаторов, участвовать в работе сетевых сообществ;

- совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.