СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы биологических исследований

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы биологических исследований»

Проверка домашнего задания Повторить изученный материал; Подготовить таблицу об ученных, внесших вклад в развитие науки  биологии.

Проверка домашнего задания

  • Повторить изученный материал;
  • Подготовить таблицу об ученных, внесших вклад в развитие науки биологии.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В БИОЛОГИИ Введение в общую биологию. 9 класс Урок 2

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В БИОЛОГИИ

Введение в общую биологию. 9 класс

Урок 2

Что такое наука ?

Что такое наука ?

 Что такое наука: – один из способов изучения и познания окружающего мира. НАУКА НАУКА МЕТОД

Что такое наука:

– один из способов изучения и познания окружающего мира.

НАУКА

НАУКА

МЕТОД

 Научный метод НАУКА МЕТОД – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний. Научный метод

Научный метод

НАУКА

МЕТОД

– это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

Научный метод

Этапы научного исследования Теория Результат Эксперимент Гипотеза Постановка проблемы Факт Таким образом, биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных. Факт Факт Факт Факт 5

Этапы научного исследования

Теория

Результат

Эксперимент

Гипотеза

Постановка проблемы

Факт

Таким образом, биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных.

Факт

Факт

Факт

Факт

5

 Методы исследования в биологии Наблюдение Описание Сравнение Исторический метод Эксперимент Моделирование

Методы исследования в биологии

  • Наблюдение
  • Описание
  • Сравнение
  • Исторический метод
  • Эксперимент
  • Моделирование
 Метод наблюдения - преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств. Наблюдение  – отправной пункт всякого естественнонаучного исследования. В биологии это особенно хорошо заметно, так как объект ее изучения – человек и окружающая его живая природа. Наблюдение как метод собирания информации – хронологически самый первый прием исследования, появившийся в арсенале биологии, этот метод не утратил своего значения и по сей день. Наблюдения могут быть прямыми или косвенными, они могут вестись с помощью технических приспособлений или без таковых. Так, орнитолог видит птицу в бинокль и может слышать ее, а может фиксировать прибором звуки вне слышимого человеческим ухом диапазона 5

Метод наблюдения

- преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств. Наблюдение  – отправной пункт всякого естественнонаучного исследования. В биологии это особенно хорошо заметно, так как объект ее изучения – человек и окружающая его живая природа. Наблюдение как метод собирания информации – хронологически самый первый прием исследования, появившийся в арсенале биологии, этот метод не утратил своего значения и по сей день. Наблюдения могут быть прямыми или косвенными, они могут вестись с помощью технических приспособлений или без таковых. Так, орнитолог видит птицу в бинокль и может слышать ее, а может фиксировать прибором звуки вне слышимого человеческим ухом диапазона

5

Метод описания

Для выяснения сути явления человеку надо сначала насобирать фактическую информацию, а потом описать ее изложить для использования другими поколениями. Суть этого метода, в сборе информации, описании характеристик и поведенческих признаков исследуемого процесса или живого организма и исследование одновременно.   В ранний период развития биологии именно сбор и описание фактов являлись главными приемами изучения. Эти же методы актуальны и сегодня. Описание - есть результат интерпретации наблюдений. Например, составляя описание найденного скелета, палеонтолог назовет позвонками определенные кости постольку, поскольку он пользуется методом установления аналогии со скелетами уже известных животных. Описание – это основной метод классической биологии, базирующийся на наблюдении. Позже описательный метод лег в основу сравнительного и исторического методов биологии. Правильно составленные описания, произведенные в разных местах, в разное время, можно сравнивать. Это позволяет путем сопоставления изучать сходство и различие организмов и их частей.

5

 Метод сравнения

Метод сравнения

 Метод сравнения В XVIII в. стал популярным сравнительный метод. В его основе лежит сопоставление и изучение схожих и различных черт живых организмов, их строения. Этот метод является основой систематики.  Благодаря ему открыто крупнейшее обобщение и создана клеточная теория. Этот метод популярен и в наше время. Сравнение - сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий (например , вы наблюдаете насекомых и замечаете, что у многих из них имеются чёрные и жёлтые полоски. Многие считают. Что все это пчёлы и осы, поэтому обращаются с ними осторожно. 5

Метод сравнения

В XVIII в. стал популярным сравнительный метод. В его основе лежит сопоставление и изучение схожих и различных черт живых организмов, их строения. Этот метод является основой систематики.  Благодаря ему открыто крупнейшее обобщение и создана клеточная теория. Этот метод популярен и в наше время. Сравнение - сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий (например , вы наблюдаете насекомых и замечаете, что у многих из них имеются чёрные и жёлтые полоски. Многие считают. Что все это пчёлы и осы, поэтому обращаются с ними осторожно.

5

Исторический метод Применяется для изучения закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и  функций. 5

Исторический метод

Применяется для изучения закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций.

5

Эксперимент -целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления. Полный цикл экспериментального исследования состоит из нескольких стадий. Как и наблюдение, эксперимент предполагает наличие четко сформулированной цели исследования. Поэтому, приступая к эксперименту, нужно определить его цели и задачи, обдумать возможные результаты. Научный эксперимент должен быть хорошо подготовлен и тщательно проведен. Итак, в результате наблюдения и эксперимента исследователь получает некоторое знание о внешних признаках, свойствах изучаемого предмета или явления, то есть новые факты. Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами. – запись схемы в тетрадь. 5

Эксперимент

-целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления. Полный цикл экспериментального исследования состоит из нескольких стадий. Как и наблюдение, эксперимент предполагает наличие четко сформулированной цели исследования. Поэтому, приступая к эксперименту, нужно определить его цели и задачи, обдумать возможные результаты. Научный эксперимент должен быть хорошо подготовлен и тщательно проведен.

Итак, в результате наблюдения и эксперимента исследователь получает некоторое знание о внешних признаках, свойствах изучаемого предмета или явления, то есть новые факты. Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами. – запись схемы в тетрадь.

5

Моделирование Использование абстрактных моделей, схем, описаний, заменяющих реальные объекты и процессы Модель освобождена от частных признаков, позволяет увидеть главное в исследуемом объекте 5

Моделирование

Использование абстрактных моделей, схем, описаний, заменяющих реальные объекты и процессы

Модель освобождена от частных признаков, позволяет увидеть главное в исследуемом объекте

5

Сравнение методов Наблюдение Эксперимент  1. Исследователь описывает процесс; 1.Активно вмешивается в процесс; 2. Наличие экспериментальной и контрольной группы, поставленные в одинаковые условия Наблюдение Основываются на информации, полученной от органов чувств; Результаты можно измерить, проверить, повторить разными  исследователями. Эксперимент

Сравнение методов

Наблюдение

Эксперимент

1. Исследователь описывает процесс;

1.Активно вмешивается в процесс;

2. Наличие экспериментальной и

контрольной группы, поставленные в одинаковые условия

Наблюдение

  • Основываются на информации, полученной от органов чувств;
  • Результаты можно измерить, проверить, повторить разными исследователями.

Эксперимент

Гипотеза, теория Гипотеза – предположение о сущности  предмета или явления. Теория – проверенная экспериментально  гипотеза; представляет собой систему идей, понятий, законов и следствий;

Гипотеза, теория

  • Гипотеза – предположение о сущности предмета или явления.
  • Теория – проверенная экспериментально гипотеза; представляет собой систему идей, понятий, законов и следствий;

НАУЧНОЕ познание Проводится НАБЛЮДЕНИЕ над объектом или явлением На основе полученных данных выдвигается гипотеза  (предположение) Проводится научный эксперимент (с контрольным опытом) Проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть  названа теорией или законом

НАУЧНОЕ познание

Проводится НАБЛЮДЕНИЕ над объектом или явлением

На основе полученных данных выдвигается гипотеза (предположение)

Проводится научный эксперимент (с контрольным опытом)

Проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа теорией или законом

Сравнение методов Эксперимент Наблюдение Проверенные результаты Научный факт (знание о единичных объектах, явлениях)

Сравнение методов

Эксперимент

Наблюдение

Проверенные результаты

Научный факт

(знание о единичных объектах, явлениях)

Порядок проведения биологического опыта Этап работы  Осуществление 1. Постановка проблемы Выработка четкой постановки проблемы 2. Предполагаемое решение и формулировка гипотезы Формулировка ожидаемых результатов и их  научного значения, с опорой на уже известные  данные 3. Планирование Мысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных  этапов исследования) 4. Проведение опыта Подбор необходимых биологических объектов,  приборов, реактивов. Проведение опыта. Сбор и  запись наблюдений, измеряемых величин и  результатов. 5. Обсуждение Сравнение полученных результатов с гипотезой,  научное объяснение результатов

Порядок проведения биологического опыта

Этап работы

Осуществление

1. Постановка проблемы

Выработка четкой постановки проблемы

2. Предполагаемое решение и формулировка гипотезы

Формулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже известные данные

3. Планирование

Мысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных этапов исследования)

4. Проведение опыта

Подбор необходимых биологических объектов, приборов, реактивов. Проведение опыта. Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов.

5. Обсуждение

Сравнение полученных результатов с гипотезой, научное объяснение результатов

Далее:   - Проверка остаточных знаний (по курсу 8 класса);  значение биологии.  - Изучение нового раздела

Далее: - Проверка остаточных знаний (по курсу 8 класса); значение биологии. - Изучение нового раздела

Домашнее задание: Повторить изученный материал; Подготовиться к проверке остаточных знаний.

Домашнее задание:

  • Повторить изученный материал;
  • Подготовиться к проверке остаточных знаний.
Спасибо за внимание Домашнее задание

Спасибо за внимание

Домашнее задание