Проверка домашнего задания
- Повторить изученный материал;
- Подготовить таблицу об ученных, внесших вклад в развитие науки биологии.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В БИОЛОГИИ
Введение в общую биологию. 9 класс
Урок 2
Что такое наука ?
Что такое наука:
– один из способов изучения и познания окружающего мира.
НАУКА
НАУКА
МЕТОД
Научный метод
НАУКА
МЕТОД
– это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Научный метод
Этапы научного исследования
Теория
Результат
Эксперимент
Гипотеза
Постановка проблемы
Факт
Таким образом, биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных.
Факт
Факт
Факт
Факт
5
Методы исследования в биологии
- Наблюдение
- Описание
- Сравнение
- Исторический метод
- Эксперимент
- Моделирование
Метод наблюдения
- преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств. Наблюдение – отправной пункт всякого естественнонаучного исследования. В биологии это особенно хорошо заметно, так как объект ее изучения – человек и окружающая его живая природа. Наблюдение как метод собирания информации – хронологически самый первый прием исследования, появившийся в арсенале биологии, этот метод не утратил своего значения и по сей день. Наблюдения могут быть прямыми или косвенными, они могут вестись с помощью технических приспособлений или без таковых. Так, орнитолог видит птицу в бинокль и может слышать ее, а может фиксировать прибором звуки вне слышимого человеческим ухом диапазона
5
Метод описания
Для выяснения сути явления человеку надо сначала насобирать фактическую информацию, а потом описать ее изложить для использования другими поколениями. Суть этого метода, в сборе информации, описании характеристик и поведенческих признаков исследуемого процесса или живого организма и исследование одновременно. В ранний период развития биологии именно сбор и описание фактов являлись главными приемами изучения. Эти же методы актуальны и сегодня. Описание - есть результат интерпретации наблюдений. Например, составляя описание найденного скелета, палеонтолог назовет позвонками определенные кости постольку, поскольку он пользуется методом установления аналогии со скелетами уже известных животных. Описание – это основной метод классической биологии, базирующийся на наблюдении. Позже описательный метод лег в основу сравнительного и исторического методов биологии. Правильно составленные описания, произведенные в разных местах, в разное время, можно сравнивать. Это позволяет путем сопоставления изучать сходство и различие организмов и их частей.
5
Метод сравнения
Метод сравнения
В XVIII в. стал популярным сравнительный метод. В его основе лежит сопоставление и изучение схожих и различных черт живых организмов, их строения. Этот метод является основой систематики. Благодаря ему открыто крупнейшее обобщение и создана клеточная теория. Этот метод популярен и в наше время. Сравнение - сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий (например , вы наблюдаете насекомых и замечаете, что у многих из них имеются чёрные и жёлтые полоски. Многие считают. Что все это пчёлы и осы, поэтому обращаются с ними осторожно.
5
Исторический метод
Применяется для изучения закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций.
5
Эксперимент
-целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления. Полный цикл экспериментального исследования состоит из нескольких стадий. Как и наблюдение, эксперимент предполагает наличие четко сформулированной цели исследования. Поэтому, приступая к эксперименту, нужно определить его цели и задачи, обдумать возможные результаты. Научный эксперимент должен быть хорошо подготовлен и тщательно проведен.
Итак, в результате наблюдения и эксперимента исследователь получает некоторое знание о внешних признаках, свойствах изучаемого предмета или явления, то есть новые факты. Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами. – запись схемы в тетрадь.
5
Моделирование
Использование абстрактных моделей, схем, описаний, заменяющих реальные объекты и процессы
Модель освобождена от частных признаков, позволяет увидеть главное в исследуемом объекте
5
Сравнение методов
Наблюдение
Эксперимент
1. Исследователь описывает процесс;
1.Активно вмешивается в процесс;
2. Наличие экспериментальной и
контрольной группы, поставленные в одинаковые условия
Наблюдение
- Основываются на информации, полученной от органов чувств;
- Результаты можно измерить, проверить, повторить разными исследователями.
Эксперимент
Гипотеза, теория
- Гипотеза – предположение о сущности предмета или явления.
- Теория – проверенная экспериментально гипотеза; представляет собой систему идей, понятий, законов и следствий;
НАУЧНОЕ познание
Проводится НАБЛЮДЕНИЕ над объектом или явлением
На основе полученных данных выдвигается гипотеза (предположение)
Проводится научный эксперимент (с контрольным опытом)
Проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа теорией или законом
Сравнение методов
Эксперимент
Наблюдение
Проверенные результаты
Научный факт
(знание о единичных объектах, явлениях)
Порядок проведения биологического опыта
Этап работы
Осуществление
1. Постановка проблемы
Выработка четкой постановки проблемы
2. Предполагаемое решение и формулировка гипотезы
Формулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже известные данные
3. Планирование
Мысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных этапов исследования)
4. Проведение опыта
Подбор необходимых биологических объектов, приборов, реактивов. Проведение опыта. Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов.
5. Обсуждение
Сравнение полученных результатов с гипотезой, научное объяснение результатов
Далее: - Проверка остаточных знаний (по курсу 8 класса); значение биологии. - Изучение нового раздела
Домашнее задание:
- Повторить изученный материал;
- Подготовиться к проверке остаточных знаний.
Спасибо за внимание
Домашнее задание