СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и формы организации деятельности учащихся на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

формы, методы и средства для обучения на уроках географии 

Просмотр содержимого документа
«Методы и формы организации деятельности учащихся на уроках географии»



Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

на уроках географии




Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии, повышение мотивации к учению географии, является актуальной. И как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для обучающихся, а уроки более интересными- является одной из основополагающих проблем практически всех учителей. Эта проблема привела к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом студенте его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Активные методы обучения (АМО) базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. К активным методам обучения относятся цифровые, числовые диктанты, головоломки, ребусы, синквейны, задания на поиск «лишнего» в предложенном списке понятий, на определение и восстановление связи между терминами или действиями, поиск географических ошибок в тексте, восстановление текста с пропущенными понятиями и т.д. В каждом курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы занимательности, «разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий. Использование активных форм и методов обучения, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Учащийся становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у обучающихся развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Дифференцированный подход на уроках географии является основным путём осуществления индивидуализации обучения. Форма дифференцированных заданий на уроках географии бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий у доски, работа за компьютером, работа с атласом и контурными картами, устные указания и т.д.

Дифференциация учебной работы подразумевает систематическое сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм работы.

На уроках географии преобладают три формы организации учебной деятельности школьников: фронтальная, индивидуальная и коллективная.

Фронтальная работа имеет наиболее широкое применение. Эта форма организации отличается тем, что учитель ведет работу со всей учебной группой одновременно, применяя различные методические приемы (рассказ, объяснение, беседа и др.) и студенты выполняют единое для всех задание.

Индивидуальная форма работы на уроке географии необходима, очень важна, но использование ее затруднено не только большой численностью учащихся, но и содержанием географии. При индивидуальной работе можно учитывать индивидуальные различия и различное отношение учащихся к учебе. По заданию преподавателя каждый учащийся работает самостоятельно без обмена с другими студентами. В учебном процессе используются репродуктивный и исследовательский методы.

Коллективные формы работы имеют существенное социальное значение: формируют у учащихся умения сотрудничать, кооперировать свои усилия и рационально организовывать совместный труд. В коллективных формах работы организация учебной деятельности предполагает разделение труда. Контроль за выполнением работы выполняется самими учащимися.

На уроках географии применяются следующие виды коллективной работы: групповая работа, ролевые игры, дискуссии

Урок – «клеточка» педагогического процесса.

В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».

Современный урок, это сложная организационно - педагогическая система, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.е. такая форма реализации педагогических идей, где происходит систематическое взаимодействие преподавателя и студента, направленное на активизацию познавательных возможностей обучающихся и воспитание личности учащихся.

Традиционный урок:

1. Цели формулируются для каждого урока исходя из особенностей содержания

2. Содержание: факты; теоретические закономерности; умения

3. Форма организации обучения: комбинированный урок

4. Контроль знаний и умений: преобладает текущий, реже итоговый

5. Учитель выполняет главную функцию, которая состоит в передаче учащимся информации и создании условий для её усвоения

6. Взаимодействие с учениками: преобладает авторитарный стиль общения учителя с учениками

7. Урок представляет собой замкнутую систему

Современный урок

1. Цели определяются через конечный результат деятельности

2. Содержание: факты; закономерности, теории; умения; оценочные, методологические знания

3. Разнообразные формы организации обучения: урок-практикум, семинар, межпредметный урок; конференция; учебная игра

4. Контроль за результатом обучения: разные виды – текущий, итоговый; разные формы – зачет, тестирование, презентация проектов, игра, конференция, самоконтроль

5. Учитель выступает прежде всего, как организатор учебной познавательной деятельности учащихся, как главный помощник и консультант их самостоятельной творческой деятельности

6. Взаимодействие с учениками сотрудничество осуществляется на взаимопонимании, взаимном уважении, при этом – большое внимание мотивации, творчеству учащихся.

7. Урок тесно связан с такими формами организации обучения, как экскурсии, полевые практики, а также интегрируется с другими учебными дисциплинами

Классификация уроков нетрадиционной формы

Урок формирования новых знаний: уроки лекционной формы, уроки-экспедиции(путешествия), уроки-исследования, интегрированные уроки и др.

Урок обучения новым знаниям и умениям: уроки-практикумы, уроки- лаборатории, уроки с ролевой, деловой

учебно-игровой деятельностью и т. д.

Урок обобщения и систематизации ЗУН Семинары, внеклассного чтения, контрольно-обобщающие уроки, игровые: КВН, уроки-конференции, интегрированные театр. и т.д.

Уроки проверки и учета знаний и умений: зачетные уроки, викторины уроки-конкурсы, смотр знаний, защита творческих работ, презентация

Главным результатом современного урока является 100% уровень обученности и очень высокое качество знаний учащихся, в условиях использования рейтинговой оценки.

При подготовке к уроку перед мною встаёт вопрос: как обучать студентов тому, что требует программа и стандарты; как реализовать на одном занятии триединую цель. Поэтому к выбору методов обучения, направленных на достижение запланированных целей урока необходимо подходить творчески.

Выбор метода зависит от типа урока и его места в системе других уроков. Если урок первый по теме, то на этапе объяснение нового материала я использую объяснительно - иллюстративный метод. На уроках объяснения нового материала и первичного его закрепления основными методами обучения являются традиционные: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный в различных их приёмах. На серединных уроках (уроки закрепления, применения и обобщения знаний) я использую в первую очередь частично-поисковый метод как основной. На этапах фронтальной и индивидуальной проверки знаний использую репродуктивный метод. На уроках, заканчивающих тему, я активно использую творческий метод, и не только его. На завершающих уроках имеют возможность показать себя учащиеся с разным уровнем обученности. Одни напишут самостоятельную творческую работу, составят план, а другие по плану расскажут, повторяя, что услышали на уроках. Это репродуктивный метод. Но если подойти к отбору проверочного материала индивидуально, дать каждому учащемуся задание сообразно его уровню, то от каждого можно получить и творческую работу, и исследовательскую.