Зверева С.В.
директор МОУ «СОШ№5»
г. Всеволожска
Малякова Н.С.
научный консультант
Модель методического сопровождения введения ФГОС ООО в ОУ Организация инновационной деятельности
Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №5» г.Всеволожска в 2015 году исполнилось 50 лет. За эти годы сформировались свои традиции, одна из которых – постоянное внимание администрации школы к профессиональному росту педагогического коллектива.
Петриашвили Елена Семёновна, Заслуженный учитель РФ, директор школы с момента основания до 1987 года, большое внимание уделяла профессиональному становлению молодых специалистов. Поэтому в школе было развито наставничество; проведение методических объединений осуществлялось на межшкольном уровне; ежегодно каждый учитель отчитывался о работе над методической темой, участвуя в школьной методической выставке.
Школа работала в инновационном режиме: учитель математики Каменецкая Л.М. использовала в учебной деятельности методы В.П. Шаталова; учителя начальных классов отрабатывали методику преподавания развития речи под руководством специалистов областного института повышения квалификации; учитель физики Щербакова Л.А. апробировала новый учебник, рекомендованный Министерством образования РФ; опыт работы учителя трудового обучения Щербакова П.К. был обобщён на Всероссийском уровне: о нём был снят документальный фильм.
Традиции школы продолжила Евкайкина Тамара Александровна, отличник просвещения РФ, став директором школы в 1987 году.
В связи с тем, что в школе не стало пионерской и комсомольской организаций, педагогический коллектив искал новые ориентиры в организации воспитательного процесса. Сначала это была деятельность учащихся по интересам, или клубная работа. Но Тамара Александровна, приверженец наследия К.Д. Ушинского, предложила педагогам и родителям строить воспитательный процесс на традициях русской культуры и истории. В образовательный процесс были привнесены новые предметы: святыни России, светочи России, история Санкт-Петербурга и др; в школе функционировала студия детского творчества «Светёлка». (руководитель Шарапова Т.И.) В инновационном режиме преподавался предмет «Фольклор» (автор программы Н.Ст. Ширяева). В арсенал педагогических форм организации воспитательного процесса вошёл культуротворческий урок.
При научном сопровождении доцента кафедры философии педагогического института им. А.И. Герцена Валицкой А.В. администрация школы прошла областной экспертный совет по вопросу «Внедрение в образовательный процесс модели культуротворческой школы с изучением русской культуры». Итогом деятельности стала победа в 2006 году в конкурсе образовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование».
Сегодня школа продолжает традиции, заложенные предшественниками.
Коллектив учителей достаточно стабилен, профессионален и работоспособен: более 30% учителей имеют высшую квалификационную категорию, столько же – первую; 28% - имеют награды Министерства образования и науки Российской Федерации.
Большую роль в профессиональном становлении и развитии учителя играет участие в инновационной работе. Поэтому ежегодно школа принимает участие в инновационной деятельности, в создании инновационных продуктов, являясь муниципальной и региональной инновационной площадкой по различным направлениям. С 2010 г. осуществлялись региональные проекты: «Развитие сети образовательных учреждений: обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства», «Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального образования в Ленинградской области»; муниципальные проекты - «Водосбережение», «Развитие коммуникативной компетентности учащихся надомного обучения с ОВЗ в условиях применения дистанционных технологий», «Использование возможностей социокультурного пространства Санкт- Петербурга для обеспечения личностного развития учащихся в соответствии с ФГОС», «Психолого- педагогическое сопровождение учащихся при выборе профессии», «Взаимодействие семьи и школы как условие личностного роста ребёнка» и др.
Планируя работу над муниципальным проектом «Модель методического сопровождения введения ФГОС ООО в ОУ» школа решила исследовать вопрос формирования регулятивных универсальных учебных действий, которые занимают важное место в формировании умения учиться, обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности обучающихся, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В ФГОС подчеркивается: «…в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение». ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения образовательной программы, не только предметным, но и метапредметным, личностным. Первоочередными задачами стало:
определение путей формирования ведущих характеристик метапредметных результатов освоения образовательной программы в 5-6 классах в условиях ФГОС;
раскрытие характеристик и способов развития профессиональной компетенции педагога, способствующей формированию метапредметных результатов;
совершенствование организационно-педагогического механизма, обеспечивающего повышение уровня профессиональной компетентности учителя в условиях ФГОС.
На основе выделенных в ФГОС регулятивных универсальных учебных действий была разработана карта педагогического наблюдения за их формированием у обучающихся. Анализ полученных результатов обсуждался на малых педсоветах с целью определения эффективных путей развития индивидуальных компетенций учащихся в учебной деятельности. Полученные данные использовались для консультативной работы с семьёй. Потребовал обсуждения вопрос о том, в какой степени учитель обладает компетенциями, обеспечивающими формирование регулятивных УУД у обучающихся. Современные требования к учителю ориентируют его на постоянный поиск, самообразование, самосовершенствование, и, тем самым, на повышение уровня профессиональной компетентности.
Опыт инновационной деятельности выявляет риски в области обновления методической работы. Несмотря на то, что стандарт нового поколения реализуется уже не первый год, степень готовности учителя к работе в изменившихся социокультурных условиях недостаточна. Сохраняется профессиональная позиция по отношению к ученику как к объекту образования, что, несомненно, препятствует эффективному усвоению обучающимися образовательной программы. Необходимой задачей, в этой связи, является анализ уровней профессиональной компетенции учителя по формированию у обучающихся регулятивных УУД.
В ходе реализации инновационного проекта с этой целью был разработан Паспорт профессиональной педагогической компетенции по формированию регулятивных УУД обучающихся, который помогает определить уровень квалификации учителя: специалиста, профессионала, эксперта. Полученная с помощью Паспорта информация дает возможность более конкретно ставить задачи методической работы в областях:
планирования курсовой переподготовки учителей;
планирования тем самообразования;
организации внутришкольного контроля;
формирования методических групп по направлениям инновационной деятельности;
обобщения опыта учителей.
Данные полученные с помощью Паспорта профессиональной компетентности могут быть также одним из оснований стимулирования труда педагогов. Тем самым, формируется механизм, способствующий развитию и реализации профессиональных компетенций учителя.