СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная технология ТРИЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар посвящен актуальной и востребованной педагогической технологии ТРИЗ. Данная технология представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, а также является доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. 

Просмотр содержимого документа
«Образовательная технология ТРИЗ»

Методический семинар

«Образовательная технология ТРИЗ»

  1. Вступительное слово

Уважаемые коллеги, мы рады нашей встрече на методическом семинаре. Встречаясь на семинарах, каждый раз мы говорим об образовательных технологиях, применяемых педагогическим коллективом в учебном процессе.

Сегодня мы хотим более подробно остановиться на образовательной технологии ТРИЗ.

Наша встреча пройдёт в течение часа, в конце нашей встречи вам будет предложена анкета, в которой вам нужно будет ответить на вопрос, насколько полезна и актуальна была информация по данной теме.

  1. Погружение в тему семинара (пробуждение интереса, выявление проблемы, постановка задачи, формулирование темы)

Пожалуйста, посмотрите на этот незамысловатый рисунок и попробуйте сказать, что вы в нём видите?


Квадрат и крестик, пирамида, 8 треугольников, песочные часы, купол парашюта, крыша дома, вентилятор, щит, мишень, палатка, пирог, римские цифры.

Посмотрите, сколько мы образов уже назвали, а с чего мы начинали?

Я хочу акцентировать ваше внимание, что с помощью этого задания мы учились творчески мыслить. Мы заставили работать наш мозг, мы активизировали наше мышление. Много раз мы видели данный рисунок, он нам практически ничего не говорил, но взявшись за какую-то идею, мы начинаем воплощать эту идею, активизируем собственный мозг, он начинает работать в определенном направлении и результат мы видим, как много образов возникает у нас, глядя на данный рисунок. Вам был задан стереотип, мы вышли за рамки стереотипа. Видите, как это важно выйти за пределы стереотипа.

  1. Теоретические знания по теме

Сегодня на семинаре мы узнаем о различных методах решения задач, так как мы говорим об образовательной технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач.

Сейчас я кратко расскажу о данной педагогической технологии.

Одной из первостепенных задач воспитания и обучения детей является воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Суть данного положения заключается не столько в поиске одарённых детей, сколько в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения, нового мышления у детей.

Как показывает практика, нельзя в полной мере решить эту проблему с помощью традиционных форм работы. Необходимым становится поиск и применение новых педагогических методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий развития творчества является ТРИЗ.

Технология ТРИЗ возникла в СССР в 50-е годы усилиями российского ученого, изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, а также является доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. ТРИЗ остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией.

Целью использования технологии ТРИЗ является не просто развитие фантазии у детей, а научение мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Цель ТРИЗ – дать в руки инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качества творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Задачи использования технологии ТРИЗ:

  • развитие мышления (нестандартного, гибкого, широкомасштабного, раскованного);

  • развитие умения отслеживать причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих событий и явлений;

  • воспитание интереса к поисковой деятельности;

  • развитие речи, внимания, творческого воображения.

ТРИЗ для учащихся – это система коллективных игр, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен её находить, он предлагает инструменты для их решения, что ведет к достижению успешности в решении задач.

Достоинствами использования ТРИЗ являются следующие характеристики:

  • позволяет раскрыть индивидуальность ребенка;

  • является универсальным инструментарием во время занятий;

  • стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;

  • стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;

  • развивает детскую фантазию;

  • помогает другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.

Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления, оказывают влияние на развитие других психических процессов и личности в целом.

Развитие творческого мышления позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас.

Советы по использованию ТРИЗ:

  • нежелательно долго объяснять заданную ситуацию;

  • не давить на ребенка такими словами как «давай скорее», «думай сам», «это неправильно»;

  • любое мнение и версия достойны рассмотрения;

  • задача педагога – помочь, а не заставить (ребенок учится мыслить постепенно);

  • не забывать про похвалу (искреннюю и конкретную);

  • опираться на знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет.

Пожалуй, это все, что я хотела сказать об этой технологии.

  1. Практическое применение технологии

  2. Подведение итогов семинара

Приёмы ТРИЗ не требуют специально отведенного времени – это вопрос мышления и подхода к детям. Главное, не принимать решение вместо ребенка, а постепенно учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. Сначала научить находить и различать противоречия, затем учить фантазировать, изобретать, далее придумывать, и, наконец, применять полученные знания в различных ситуациях, что требует наше общество как результат образования.

Таким образом, технология ТРИЗ – это один из самых эффективных методов, позволяющих получить новые идеи для решения проблем в любой области человеческой деятельности. Принципиальное отличие от других технологий состоит в том, что это не сборник отдельных приёмов, действий и навыков, не их формализация, а попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве.

  1. Рефлексия (анкетирование)

Спасибо за доверие, сотрудничество и внимание.