Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) мох сфагнум
Б) туберкулезная палочка
В) горностай
Г) спорынья
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Животные
3) Растения
4) Грибы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Изучите график зависимости интенсивности роста растения от температуры (по оси х отложена температура (в °С), а по оси у — интенсивность роста (у. ед.)).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
1) При температуре 0 градусов растение тоже растет.
2) Увеличение интенсивности роста происходит в интервале температур от 4 °C до 32 °C.
3) Максимальная интенсивность роста наблюдается при 32 °C.
4) Растению для роста необходима постоянная температура.
5) Диапазон температур, в котором происходит снижение интенсивности роста растения, больше чем диапазон, в котором интенсивность растет.
Известно, что жук-могильщик — довольно крупное насекомое, один из лучших санитаров природы. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Жуки-могильщики закапывают в почву трупы мелких животных, в которых потом развиваются их личинки.
2) Жуки-могильщики имеют хорошо развитые крылья.
3) Размеры жуков-могильщиков от 11 мм до 40 мм.
4) Окраска тела черная с красно-желтыми поперечными полосами на надкрыльях.
5) Распространен повсеместно, кроме полярных и экваториальных областей.
Вставьте в текст «Семейство Бобовые» пропущенные термины из предло¬женного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последо¬вательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Семейство Бобовые
Бобовые — семейство________(А) растений порядка Бобовоцветные, имеют очередное листорасположение. Листья обычно сложные с прилистниками, реже простые. Соцветие - кисть или головка. Цветки с________(Б) чашечкой и венчиком, как правило —__________(В)-симметричные. У типичных бобовых верхний крупный лепесток принято называть парусом (флагом), боковые лепестки — веслами (крыльями), а два сросшихся или слипшихся нижних — лодочкой. Одногнездный плод с расположенными в ряд семенами называется________(Г). Семена, как правило, — без эндосперма с крупными _____________(Д).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) стручок
2) боб
3) семядоля
4) однодольный
5) пятичленный
6) четырехчленный
7) двудольный
8) двусторонний
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) У части представителей в развитии имеется стадия куколки.
Б) Подавляющее большинство представителей — хищники.
В) Тело состоит из головы, груди и брюшка.
Г) Способны поглощать только жидкую пищу.
Д) Имеют четыре пары ходильных ног.
Е) На голове могут располагаться простые и сложные глаза.
КЛАССЫ
1) Насекомые
2) Паукообразные
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите фотографию листа осины. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа
1) параллельное
2) дуговидное
3) пальчатое
4) перистое
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) заканчивается переваривание белков, углеводов и липидов
Б) всасываются органические вещества в кровь и лимфу
В) всасывается основная часть воды
Г) расщепляется клетчатка
Д) внутренняя поверхность имеет микроворсинки
Е) формирование каловых масс
ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА
1) тонкий
2) толстый
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит суслик. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы пустыни. Как изменится численность скотоцерок и скорпионов, если в течение нескольких лет наблюдалось сокращение численности беркутов?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Рассмотрите рисунки, на которых изображены некоторые этапы пересадки молодого растения. Как называют агротехнический прием, изображенный на рисунке 1 и 2?С какой целью он используется?
Французский ученый Л. Пастер в XIX в. проводил эксперименты с микробами куриной холеры. Он выращивал культуру на специальной жидкой питательной среде. Затем ученый переносил «ядовитый бульон» на крошки хлеба и кормил ими цыплят. Через день эти цыплята погибали.
Однажды цыплятам были даны крошки хлеба со старой (ослабленной) культурой бактерий. Цыплята заболели, но остались живы. Тогда Л. Пастер взял несколько здоровых цыплят и ввел им и тем цыплятам, которые выжили, по смертельной дозе свежей культуры бактерий. На следующий день ученый увидел, что цыплята, ранее получившие дозу ослабленной культуры, были здоровы, а получившие ее впервые, погибли.
Что изучал Л. Пастер? Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента?
Простейшие — возбудители болезней человека Среди простейших организмов многие представляют опасность для человека. Дизентерийные амебы вызывают расстройства кишечника, трипаносомы — сонную болезнь, малярийный плазмодий — малярию.
Эпидемии некоторых из этих болезней приносят множество бед человечеству. В прошлые века, да и сегодня в ряде стран возникает проблема борьбы с этими тяжелыми заболеваниями. Дело в том, что эти заболевания могут передаваться как от человека к человеку, так и от животного-переносчика к человеку.
Заболевания, которые переносятся к человеку животными, называются природно-очаговыми. Они существовали и существуют в природе всегда. Инфекционные заболевания, передающиеся от человека к человеку, называются антропонозами (антропо — человек). Примерами таких заболеваний служат оспа, СПИД, грипп.
Природно-очаговое заболевание представляет собой сложную систему, состоящую из возбудителя, хозяина и переносчика. К этим заболеваниям относятся малярия, чума, клещевой энцефалит.
Антропонозы победить можно. Достаточно вылечить всех, кто болеет или привить людей от конкретного заболевания. Так победили оспу, полиомиелит. А вот амебиазы, вызываемые амебной дизентерией, победить пока не удается. Хотя, казалось бы, это достаточно просто. Если не пить воду из стоячих, непроверенных водоемов, хорошо мыть фрукты и овощи, а также руки перед едой, то опасность заболеть амебной дизентерией сводится к минимуму. При этом надо знать, что амебная дизентерия переносится только от человека к человеку при непосредственных контактах.
Как же предупредить инфекционные природно-очаговые заболевания? Уничтожить всех мух цеце, которые переносят возбудителей сонной болезни или, всех малярийных комаров — невозможно. Прививок от малярии пока нет. Однако способы борьбы с ними существуют. На сегодня самым эффективным методом борьбы с переносчиками малярии и лихорадкой, от которых страдает ежегодно до 50 миллионов человек в тропических странах, является ДДТ — инсектицид, синтезированный еще в XIX веке и активно используемый для борьбы с насекомыми в XX веке. Но ДДТ очень медленно разлагается и накапливается в растениях, организмах животных и человека, а также в окружающей среде. Сегодня использование ДДТ практически запрещено во всем мире, но для африканских стран, например Танзании, использование ДДТ разрешено, поскольку этот инсектицид является единственным эффективным методом борьбы с малярийными комарами.
Пользуясь текстом «Простейшие − возбудители болезней человека» и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы:
1) Почему борьба с природно-очаговыми заболеваниями сложнее, чем с антропонозами?
2) К каким систематическим группам относятся возбудители малярии и сонной болезни?
3) Кто является переносчиками малярии и сонной болезни?
Пользуясь таблицей «Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещенности», в которую ученый записал результаты своих опытов, ответьте на следующие вопросы. и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Интенсивность света (в свечах)
Объем поглощенного углекислого газа за 1 мин. (в см3)
Серия 1
Серия 2
Серия 3
В среднем
100
15
17
16
16
200
34
36
38
36
300
52
49
49
50
400
67
69
68
68
500
88
85
85
86
600
101
101
101
101
1) Чем можно объяснить, что данные, полученные в трех сериях опытов, несколько отличаются?
2) Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещенности?
3) Какой еще один фактор, кроме освещенности, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, Вы можете привести?