СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку по теме «Обозначение мягкости согласных звуков Ь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные планируемые  результаты: учащиеся научатся находить и объяснять местонахождение мягкого знака  в словах; решать учебные задачи, определять цель задания, моделировать алгоритм его выполнения, отвечать на вопросы учителя.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку по теме «Обозначение мягкости согласных звуков Ь»»













Конспект урока по русскому языку



Тема: «Обозначение мягкости согласных звуков Ь»







УМК «Школа России» 1 класс























Цель: организовать деятельность учащихся по формированию умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твёрдые согласные звуки.

Предметные планируемые  результаты: учащиеся научатся находить и объяснять местонахождение мягкого знака  в словах; решать учебные задачи, определять цель задания, моделировать алгоритм его выполнения, отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения;

Познавательные УУД: самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель;

Коммуникативные УУД: принимать участие в работе группами, задавать вопросы;

Личностные УУД: соответствие поведения нормам морали, культуры общения, этикету отношений и этике взаимоотношений, позитивное сотрудничество в разных сферах деятельности.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, документ камера, головные уборы с буквами для сценки, карточки для рефлексии (грустная пчелка, веселая пчелка), презентация к уроку (выполнена в Power Point 2010 с использованием триггеров), электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого



Время реализации: 45 минут.



Этап урока

Вопросы и задания учителя

Предполагаемые ответы

Методические комментарии

1

Организационный момент.

Актуализация знаний учащихся.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час


- Из чего состоит наша речь?

- А предложения?

- Слова?

- Слоги?

- Чем обозначаются звуки?

- На какие две группы делятся все звуки?

- Какая работа у гласных?

- А у согласных?

- Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?

- А как мы определяем твёрдый или мягкий обозначает эта буква?












-Из предложений.

-Из слов.

-Из слогов.

-Из звуков.

-Буквами.

-Гласные и согласные.

-Создают слоги.


-Да, твёрдые и мягкие.


- Показатели мягкости гласные е, ё, ю, я, и.

-Постоянно мягкие ч, щ, й.

-Показатель мягкости Ь.





2


Самоопределение к деятельности.

Введение темы урока. Постановка целей урока.



Это тридцатая буква русского алфавита. Она не означает никакого звука. В русском языке нет слов, начинающихся с неё. Безголосый добряк. Всё смягчает.

Тема: «Обозначение мягкости согласных звуков Ь».



- Какие цели мы можем поставить к уроку?






-Мягкий знак.








Цели:

  • обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком,

  • различать мягкие и твёрдые согласные звуки.




3

Работа по теме урока.










1.Чистописание

1.2. Подготовка руки к письму.







1.3. Сообщение темы.


Пальчик к пальчику приходит,

Друга он себе находит. Будут пальчики дружить,

В гости часто приходить.






– Над нами нависла большая синяя туча, пошёл дождь, вот с такими каплями:

- Чем будем заниматься на уроке?


Дети сближают ладони и раздвигают пальцы. Затем мизинец соединяют с мизинцем, безымянный с безымянным и т. д. Потом упражнение выполняют в обратном порядке, начиная с большого пальца.













-Повторением написаний буквы Ь.












1.4. Работа над формой буквы ь.


Чтоб составить мягкий знак,

 Нужно правый сжать кулак.

Ну а левый – распрямить

И друг к другу приложить.

  • Анализ формы и пропорций буквы (высота овала составляет половину высоты буквы).

  • Работа в тетради.

– Прописывание полстроки буквы ь, анализ недочётов, строка дописывается буквой ь с выведением штриха для нижнего соединения.





2. Сочиним сказку про мягкий знак.


















































3. Словарная работа.


(Учащиеся разыгрывают сценку.)

















































Буквы предлагают вам ребята отгадать другие загадки и самостоятельно написать отгадки.


Учащиеся отгадывают загадки, ответы записывают в тетрадь


























Проверяем (в парах)


Жили-были в Азбуке буквы, разные – гласные, согласные. Ходили, друг к другу в гости.

Вот как-то раз Г пошла в гости к Я. В и Д к И. О к З.

Буквы жили – не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

Что ты за буква? – возмущались они.

Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Послушаем, что это за слова. Но они зашифрованы загадкой.

Без головы, а в шляпе,

Одна нога – и та без сапога.

(Гвоздь)

Стали буквы составлять слово гвоздь.

ГВОЗД – получается.

Что-то у нас не получается! – говорили буквы. – звук (д) в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твёрдый. – И говорит: - Встану я и обозначу мягкость Д, - и быстро пристроилась в конце.

- Что получилось? (Гвозди.)

- Лучше я встану, - сказала Я (Гвоздя.)

- У нас опять ничего не получается, ведь ты обозначаешь звук (а), - сказали буквы.

Что же делать? Ребята, подскажите! (Надо поставить Ь!)

Иди к нам, мягкий знак, - позвали буквы.

Он с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец.

Что получилось? (Гвоздь.)

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.

- О чем рассказала нам эта история? Что мы узнали про мягкий знак?

(Обозначает мягкость согласных звуков)





Верхней одежде, чуть ниже колена,
Рады зимой и Серёжка, и Лена,
Тесно слегка, может быть, но зато,
Очень тепло всем ребятам в ….

(Пальто.)

Кто учит детей всех писать и читать,
Природу любить, стариков уважать?

(Учитель.)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(Морковь.)

Обувка на стальном ходу,
Зимой катает нас по льду.

(Коньки.)

То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я?...

(Тетрадь.)



























































4.Физкультминутка.





5. Работа по учебнику.

Стр. 87 упр. 2

Прочитайте. Сравните слова по значению и по написанию.

Как обозначена мягкость согласных звуков?

Прочитай последнее задание. Выполни его самостоятельно.

Проверка. ( Тетрадь одного из учащихся кладётся под документ камеру.)


Стр. 88

Прочитай сведения о языке.



-Слова имеют разное значение и разное написание.










Читают сведения о языке.

Документкамера

3

Закрепление изученного материала.



Упражнение с лицензионного диска по русскому языку «Мягкий знак».


Учащиеся выполняют упражнение с лицензионного диска по русскому языку «Мягкий знак» на интерактивной доске.



4

Подведение итогов урока. Рефлексия.


-Что может обозначать мягкий знак на письме?

-Оцените свою работу на уроке.


-Мягкость предшествующего согласного.

Учащиеся прикрепляют на цветок пчелок грустных и веселых