3
Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся
Образовательные результаты: предметные, метапредметные (надпредметные), личностные. Универсальные учебные действия: понятие, характеристики. Функции проектной деятельности учащихся. Сущность понятий «проектное обучение», «метод проектов», «проектная деятельность». Проектный и исследовательский методы: сходства и различия.
Особенности и функции проектной и исследовательской деятельности учащихся
Проектная деятельность способствует формированию универсальных учебных действий - метапредметных результатов образования в соответствии с ФГОС.
Современная педагогическая парадигма предполагает активную роль учащегося - учитель лишь помогает учиться; такое взаимодействие является условием проектной работы учащихся.
Учебный проект предполагает наличие цели, представление о результате - создании новой деятельности, социальной структуре или другой организованности, конструировании вещи или механизма, отвечающих образовательным задачам.
Проектная деятельность часто сопряжена с учебно-исследовательской работой: исследование выступает как вид проекта, при этом учебное исследование, в отличие от производственного, "взрослого", имеет свою специфику, обусловленную педагогическими задачами.
При организации проектной и исследовательской работы учащихся педагог должен учитывать личностный, задачный и ситуационный подходы.
Курсы истории дает большие возможности для формирования соответствующих компетентностей посредством проектной и исследовательской деятельности - и по учебному материалу, и по типам деятельности.
Основные педагогические задача при работе с учебными проектами по истории: 1) различать учебные (игровые) и социально-производственные задачи и, соответственно, 2) адекватно оценивать результаты проектной деятельности - в частности, фиксировать и различать вербальные "продукты" (презентации, схемы, доклады и т.п.) и деятельностные компетенции, демонстрируемые учащимися в реальных ситуациях.
В современной образовательной системе учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от педагога к учащимся. Обучение выступает как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения учащимися знаниями и приобретения опыта решения проблем. Активная позиция учащегося в учении приводит к изменению представлений о характере взаимодействия ученика с педагогом и одноклассниками.
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования возрастает актуальность применения педагогических средств, методов, технологий, которые позволяют формировать метапредметные и личностные образовательные результаты.
«Мета» – означает «стоящее «за», «через», «над »». Метапредметный результат - это навыки и способности, деятельностные умения, которые сформировались в процессе обучения, необходимые для самостоятельного изучения любого предмета и оперирования с информацией, осуществления различных видов деятельности.
Существует несколько подходов к пониманию метапредметных образовательных результатов.
Сторонники первого подхода (В.В. Краевский,А.В. Хуторской, Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко) выделяют отдельные метапредметы, т.е. «нетрадиционные учебные предметы, выстраиваемые вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)», и разрабатывают специальные технологии их преподавания.
Сторонники второго подхода А.Г . Асмолов, Г .В. Бурменская, С.Г . Воровщиков и др. рассматривают метапредметный подход как комплексный подход к формированию результатов образования, в том числе в ходе изучения обычных школьных предметов.
Понятие метапредметности в образовании и реализация идеи метапредметного обучения находится в стадии разработки и апробации и пока не укоренена в образовательной культуре, несмотря на широкое использование в нормативно-методической литературе и педагогической практике.
В соответствии с ФГОС образовательные результаты подразделяются на предметные, метапредметные (надпредметные), личностные.
Образовательный результат | Характеристика |
Предметные результаты | Знания, умения, навыки; опыт решения проблем, творческой деятельности; система ценностей, усвоенных в рамках изучения отдельного предмета (программ определенной направленности) |
Метапредметные (надпредметные) результаты | Освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов (образовательных программ одной или нескольких направленностей) способы деятельности |
Личностные результаты | Индивидуальные достижения в освоении предметной области (программы определенной направленности), ценности и мотивы образовательной деятельности, самооценка образовательного опыта, в том числе уровня образованности (функциональной грамотности, допрофессиональной и общекультурной компетентности), готовности к решению социально и личностно-значимых проблем |
Учебная деятельность, отличающаяся от любого другого вида учебной активности (отсюда деятельностный подход), характеризуется прежде всего наличием целеполагания и рефлексии со стороны субъектов учебного процесса, т.е. и ученика, и учителя.
ФГОС нового поколения предусматривают формирование универсальных учебных действий (совокупность действий обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний и формирование умений).
Универсальные учебные действия (УУД) – это совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Виды универсальных учебных действий:
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные.
В основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия, которые имеют приоритет над узкопредметными знаниями и умениями и направлены на решение реальных жизненных задач.
В процессе проектной деятельности происходит формирование универсальных учебных действий. Учащиеся учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике, находить решения учебных и социальных проблем.
Отечественная история образования имеет дело преимущественно со следующими образовательными моделями (каждая модель рождалась на определенном социокультурном этапе развития общества и выполняла определенные функции, сыграв свою историческую роль):
1. Классическое (традиционное) обучение. Эта модель направлена на формирование знаний и репродуктивных умений учащихся. Результаты такого подхода, как правило, невысокие. У этой модели обучения, как считают многие "прогрессоры" образования, нет будущего, она постепенно исчезнет, а сохраняется в настоящее время только благодаря учителям, которые не хотят или не могут осваивать прогрессивные педагогические технологии и современные методики.
2. Развивающее обучение. Оно предполагает выполнение учащимися творческих заданий различных видов. Эта модель обучения, восходящая к идеям Л.С.Выготского и В.В.Давыдова, направлена на развитие у детей психологических качеств: внимания, мышления, памяти, воображения, речи, формирование целеполагания и рефлексивности собственной учебной жизни. Но и в этих образовательных системах есть проблемы, главные из которых — недостаточное развитие у учащихся стратегических учебных умений: постановки учебных задач, планирования собственной деятельности, выбора заданий урока, самостоятельного изучения темы, самоанализа и самооценки результатов работы.
3. Педагогика сотрудничества. Основополагающая идея этой модели — обучение детей и подростков методам и формам самообразования ("учитель не учит, а помогает учиться") в процессе выполнения творческих заданий, преимущественно коллективного характера. Главное внимание уделяется развитию нравственных качеств личности и творческих способностей за счет дифференцированного и личностно-ориентированного подхода с учетом интересов, способностей и возможностей каждого учащегося в процессе коллективной творческой деятельности.
Большая часть тем курсов истории носит проблемный характер - материалом для них служат общественные процессы, а это значит, что и в современной жизни учитель и ученик в одинаковой мере неизбежно сталкиваются с необходимостью понимать изменения в социальной и экономической жизни, видеть мотивы поступков исторических личностей, последствия принятых решений в исторической канве.
Важнейшее условие эффективности учебного процесса — воспитание познавательного интереса у школьников. Интерес положительно влияет на все психические процессы и функции, но особенно велика его связь с непроизвольным вниманием. Огромное влияние оказывает интерес на развитие памяти, так как интересный материал запоминается ребенком легко, быстро и прочно. Развитие познавательного интереса, воспитание потребности к умственному труду способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Проблема — невозможность в конкретный момент найти выход из ситуации интеллектуального или практического плана. Этот конкретный момент называется проблемной ситуацией и выступает как условие для возникновения мышления.
В процессе решения проблемы педагогу необходимо побуждать учащихся ставить задачи, планировать действия, самостоятельно определять предмет исследования, искать наиболее оптимальные варианты для решения той или иной задачи. Педагогу необходимо организовывать ситуации, активизирующие самостоятельность учащихся, учить устанавливать причинно-следственные связи, проводить самоанализ и самооценку полученных результатов, подводить их к определенным выводам и умозаключениям. Это способствует развитию познавательного интереса, гибкости и полифоничности мышления, нарабатывается алгоритм действий, который закрепляется в сознании как личностный опыт.
Обществоведческий материал с его проблемным содержанием дает богатые возможности для работы с реальными проблемами, причем как школьникам, так и педагогам - и на уровне глобальных процессов, и на уровне регионалистики.
Метод проектного обучения поможет педагогу в решении этих непростых задач, потому что он относится к личностно ориентированным технологиям, обеспечивающим проблемное обучение и системно-деятельностный подход. Проектная деятельность обеспечивает учащимся самостоятельность и относительную свободу действий, предоставляет возможность реализовать свои творческие замыслы. Использование проектной деятельности в педагогической практике позволяет целенаправленно решать задачи индивидуально ориентированного образования.
Проектное обучение рассматривается как дидактическая система. Метод проектов является компонентом системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. О проектном обучении можно говорить только тогда, когда метод проектов является основным в процессе обучения, а остальные методы являются вспомогательными. Уже с начальной школы согласно ФГОС педагогам необходимо выстраивать систему проектного обучения.
Исторические знания - неотъемлемая компонента содержания образования на протяжении всего курса школьного обучения, в том числе и в интегративном виде. Педагогу-практику, преподающего историю, имеет смысл выстроить логику проектно-исследовательской работы с 5 по 11 класс, используя в том числе региональный материал, проблемы школьной жизни.
Проектная деятельность учащихся - компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением личностных, социальных, интеллектуальных потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при участии учителя.1
Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:
учит применять базовые знания и умения, усвоенные на учебных занятиях, для поиска и решения социальных, семейных, личных проблем;
стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей;
стирает грани между школьными дисциплинами, тем самым приближает учебный процесс к реальной жизни;
привлекает детей к социальной деятельности, которая обеспечивает формирование различных качеств, профессиональных интересов.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Реализация исследовательского метода обучения обеспечивает выработку новых знаний. Отличительная особенность исследования от проектирования прослеживается в том, что исследование не предполагает создание какого-либо планируемого объекта, модели или прототипа. Результат проекта, как правило, предполагается весьма отчетливо, а результат исследования заранее не известен.
К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести характеристики организационно- управленческого плана: целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; собственно проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.
Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность учащихся, которая связана с решением разного рода задач. Решение заранее неизвестно. Исследовательская деятельность состоит из основных этапов, которые характерны для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Так, в курсе истории имеется немало тем, "удобных" для построения исследовательских проектов - проблематика политического и социологического характеров, культурной самоидентификации, понимания исторических процессов и терминов. Это непосредтвенно затрагивает осознанность выбора жизненных идеалов и ценностей, отношений в семье и обществе, а также напрямую влияет на выбор будущей профессии.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная
на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования
(выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Учебное исследование, в отличие от научного, главной целью имеет развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Критерием успешности организации учебно-исследовательской и проектной деятельности выступает обогащение исследовательского опыта учащихся. Основная задача педагога - помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.
Помимо личностного, педагог может работать в задачном и ситуационном подходах.
Задачный подход к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности означает, что освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определенных действий. Основной единицей учебно-исследовательской деятельности является учебно-исследовательская задача, которая формулируется на основе учебного материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а ее решение строится адекватно логике исследования и предполагает определенные действия.
Ситуационный подход к организации деятельности предполагает управление учебно-исследовательской и проектной деятельностью как взаимодействие её субъектов. Его суть состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов. Ученическое исследование предполагает не только решение значимых для учащихся проблем, но и овладение способами решения этих проблем. При организации учебно-исследовательской деятельности необходимо создавать учебные ситуации, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем.
При организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в курсах истории имеет смысл выделить "учебные" темы для детских исследований и проектов, где школьники будут играть, получая результаты "понарошку" (однако личностные и метапредметные результаты, эмоции, переживания и человеческие отношения вполне реальные), и "настоящие" проекты, где школьники решают различные общественные ситуации и вступают в реальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Особое внимание следует обратить на подведение итогов проектной работы - не путать, например, презентацию результатов проекта с самим проектом и его продуктом, умение вербализовать проблемы и их решения в докладе или выступлении с реальными действиями по их разрешению. Непростая задача для руководителя проектной работой - определение критериев оценивания проекта в контексте педагогических задач, составление своего рода индивидуальной или коллективной карты проектно-исследовательских достижений учащихся.
Литература:
Роготнева А.В., Л.Н. Тарасова и др. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС : метод. пособие — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 120 с. [URL: http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=24065, дата обращения 22.08.2017]
Байбородова Л.В., Л.Н.Серебренников. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2013.-175 с. [URL:https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-raznovozrastnogo-kollektiva-1070018.html, дата обращения 22.08.2017]
Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты.-Изд.2-е, испр .- Волгоград: Учитель.-154с. [URL: http://vkr.pspu.ru/uploads/4108/vkr.pdf, дата обращения 22.08.2017]
1 Л.В. Байбородова, Л.Н.Серебренников. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2013.- 9 с.