Месяц неделя | Тема литература | Программное содержание | Материал | Методические приемы | Совместная деятельность педагога с детьми | Совместная деятельность с родителями |
Сентябрь 1 неделя | Диагностика детей |
Сентябрь 3 – неделя «Дары осени. Овощи» | Звуковая культура речи. Звуки «С» и «Сь» В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.» с. 28 | Упражнять в правильном произнесении звука «С» и «Сь» как в изолированной позиции. так и в звукосочетаниях, словах. фразах. Воспитание культуры речи. | Бумажки полосы, игрушки оса, слон. | Беседа «Язычок в домике»песенки воды, песенка с бумагой, игра «Оса», произносим фразы. | Игры с Предметами и рассматривание картинок на звуки С-Сь. Занятия с логопедическим альбомом. | Повторение Чистоговорок, н-р: «Са-са-са- вот летит оса» |
Сентябрь 5 - неделя «Дары лесов и полей (грибы и ягоды)» | Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад» Составление рассказа о кукле.» В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.» с. 110 | Приобщить детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить составлять рассказ по игрушке по определенному плану. Развивать монологическую и диалогическую речь. Воспитывать интерес к природе, художественному слову. | Игрушки для описания | Выразительное чтение, беседа, рассматривание игрушек, образец рассказа, физминутка. | Наблюдения природы осенью, составление рассказов об игрушках в группе. | Рассказать о своей любимой игрушке в детстве. |
Октябрь 1 – неделя «Дедушки, бабушки – наши друзья!» | Звуковая культура речи. Звуки «З» и «Зь» В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.» с. 32 | Упражнять в правильном произнесении звука «З» и «Зь» как в изолированной позиции. так и в звукосочетаниях, словах. фразах. Учить различать слова со звуками «З» и «Зь», развивать фонематический слух. Воспитание культуры речи. | Картинки и игрушки | Беседа. Игровые ситуации. Физминутка. Игры с язычком | Рассматривание картинок в книгах. Рисование предметов начинающихся на звук з. Занятия с логопедическим альбомом. | Повторить с детьми чистоговорки и загадки. |
Октябрь 3 – неделя «Золотая осень» | Чтение стихотворения об осени. Составление рассказов- описаний игрушек. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.» с. 34 | Приобщить детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить составлять рассказ по игрушке по определенному плану. | Игрушки для описания. | Выразительное чтение, беседа, рассматривание игрушек, образец рассказа, физминутка. | Чтение других произведений об осени. П/игра «Листопад» | Выставка иллюстраций с осенним пейзажам. |
Ноябрь 1 – неделя «День народного единства» | Звуковая культура речи. Звук Ц В.В. Гербова. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.» с. 34 | Упражнять в правильном произнесении звука «Ц» как в изолированной позиции. так и в звукосочетаниях, словах. фразах. Учить различать слова со звуком «Ц» развивать фонематический слух. Воспитание культуры речи. | Картинки и игрушки | Беседа. Игровые ситуации. Физминутка. Игры с язычком. дидактические игры и упражнения. | Рассматривание картинок в книгах. Рисование предметов начинающихся на звук ц .Занятия с логопедическим альбомом. | Повторить с детьми чистоговорки и загадки. |
Ноябрь 3 – неделя «Мой гардероб» | «Составление рассказа - описания по лексической теме «Зимняя одежда» О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 137 | Учить давать описание зимней одежды. Учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении, закрепить понятие «одежда»; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить выделять на слух и правильно произносить звук «ж», изолированный, в словах и фразах; подбирать слова с заданным звуком. | кукла; зимняя кукольная одежда; картинки с изображением зимней одежды. | Чтение стихотворения. Беседа о зиме. Физминутка. Загадывание загадок. зЗвуковая гимнастика. | Дидактическая игра «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?» . Дидактические игры: «Узнай, что изменилось». Загадывание загадок | Консультация «Обучение рассказыванию по картине» |
Ноябрь 5 – неделя «Транспорт» | «Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд» О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 140 | Учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии. Выразительно передавать прямую речь персонажей. упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, Закрепить представление о значении терминов «слово», «звук», учить самостоятельно подбирать слова со звуком «с». | Картинки с изображением предметов зимней одежды: валенки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка. Картина «Саша и снеговик», рассказ Я.Тайца «Поезд | Чтение рассказа, Беседа по содержанию, Физминутка, Рассказы детей. | Словесная игра «Каравай», Игры с разрезными картинками. Словесная игра «Доскажите словечко | Пересказ рассказа дома. |
Декабрь 1 – неделя «Зимушка – зима | Звуковая культура речи. Звук «Ш». В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.» с. 46 | Показать детям артикуляцию звука «Ш», учить четко, произносить звук изолированно и в слогах, словах; различать слова со звуком «Ш». Воспитание культуры речи. | Картинки и игрушки | Беседа. Игровые ситуации. Физминутка. Игры с язычком. | Рассматривание картинок в книгах. Рисование предметов начинающихся на звук Ш. | Разучить с детьми чистоговорки и загадки на звук «Ш». |
Декабрь 3 – неделя «Зимние забавы детей» | Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 144 | Учить составлять небольшой (из 2-3 предложений) рассказ, отражающий содержание картины, по плану предложенному воспитателем. Учить подбирать определения к словам : снег, Зима, снежинка. Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук. | Картина «Не боимся мы мороза», бумажные снежинки на ниточках. | Беседа. Игровые ситуации. Физминутка. Игры с язычком. | Рассматривание предметов зимней одежды и обуви. Отгадывание загадок и повторенние стихотворений о зиме. | Повторить стихотворения о зиме. |
Январь 3 – неделя «Зимние виды спорта» | Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!» В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.» с..45 | Продолжать учить внимательно, рассматривать картину. Учить составлять рассказ по ней без повторов и пропусков существенной информации. обучать придумывать название картине. Обогащать словарный запас детей. | Картина | Загадка про снеговика. Игра «Снеговик». Вводная беседа. Рассматривание картины. Вопросы по содержанию. Описание картины воспитателем. Пересказ детьми. | Наблюдение за снеговиком на прогулке и дома. | Разучить стихи и загадки про снеговика. |
Февраль 1 – неделя «Домашние животные и их детеныши» | Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 129 | Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта. Учить правильно образовывать формы родительного падежа, существительных, активизировать в речи глаголы. | Картина «Собака со щенятами», игрушки, собака и щенята, утка и утята, крольчиха и крольчата, сорока. | Беседа, рассказ воспитателя, рассказы детей, задания, демонстрация наглядного пособия. | Игра «Я – вам, вы -мне». Деление слов на части. | Дома вместе с ребенком потренироваться делить слова на части. |
Февраль 3 – неделя «Мой город Саранск» | «Наш город» О.С.Ушакова «Занятие по развитию речи в д/с» | Обобщить знания детей о родном городе; учить отвечать полными предложениями, развивать логическое мышление; активизировать словарный запас. | Фотографии, иллюстрации с изображением нашего города. | Беседа, рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением родного города | Рассматривание фотографий «Я гуляю по родному городу», чтение худ.лит | Праздник «День Защитника Отечества». |
Март 1 – неделя «8 Марта – Праздник мам, бабушек» | Готовимся встречать весну и Международный женский день. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.» с..59 | Познакомить детей с стихотворением А. Плещеева «Весна». Упражнять в умении поздравлять мам, бабушек, девочек с праздником. Воспитывать культуру поведения. | Иллюстрации с изображением весенней природы. Стихотворения А.Плещеева «Весна», И.Косякова «Все она» | Беседа. наблюдение из окна. Чтение стихотворения. Вопросы и ответы. Заучивание. пересказ | Сюжетные игры «Семья». Беседа о маме. Рисование портрета мамы. | Поздравления мам и бабушек с 8 марта. |
Март 3 – неделя «Театральная неделя» | Звуковая культура речи. Звук Ч. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.» с..53 | Объяснить детям, как правильно произносится звук Ч,упражнять в произнесении звука(изолированно,в словах,стихах).Развивать фонематический слух детей. | Картина с изображением паровоза. | Беседа, игровая ситуация. Физминутки. Игры с язычком. Дидактические игры и упражнения, художественное слово. | Сюж. –рол.игра «Поезд» | Рекомендации по артикуляционной гимнастике со звуком Ч. |
Март 5 – неделя «Профессии» | «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка. Сравнение предметных картинок». О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 152 | Учить пересказывать рассказ, учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету, подбирать определения, антонимы, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе. Учить подбирать слова , сходные и различные по звучанию. | Картинки с изображением курицы и цыплят. | Загадывание загадки. Рассматривание картинок. Физминутка «Цыплята», Чтение рассказа, вопросы по содержанию, Пересказ рассказа детьми,. | Проговаривание чистоговорок и скороговорок. | |
Апрель 1 – неделя «Весна пришла, журчат ручьи» | Звуковая культура речи. Звук Щ-Ч В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.» с..60 | Упражнять детей в правильном произнесении звука Щ-Ч. | Стихотворения С.Я.Маршака «Про все на свете», И.Сельвинского «Что правильно?» | Беседа. Игровая ситуация. Физминутки. Игры с язычком. Упражнения -повторения. | Речевая игра «Услышь звук в слове». | Сочинение с детьми собственных стихов перевертышей. |
Апрель 3 – неделя «Мой дом - моя планета» | «Я вырасту здоровым» О.С. Рудик «Развитие речи детей 4-5 лет», с.129 | Знакомить детей с частями тела и органами чувств человека; воспитывать потребность в соблюдении режима питания; расширять представления о важности сна для здоровья, гигиенических процедур, закаливания. | Плакат «Части тела», «Внутренние органы»; муляжи овощей и фруктов, картинки «Овощи», «Фрукты» | Чт.стих. «Режим дня»; рассматр. плаката «Части тела», «Внутрен-ние органы»; рассматривание предметных картинок | Загадывание загадок по теме «Овощи, фрукты»; чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр», рассказа «Девочка чумазая». Беседа «Мы здоровыми растем» | |
Май 1 – неделя «День Победы» | День Победы. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.» с..68 | Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы» | Текст стихотворения Т. Белозерова «Праздник Победы» Картинки (дети поздравляют ветеранов). | Рассказ воспитателя о празднике 9 мая. Ответы детей. Итог занятия. | Рисование на тему «Цветы для ветеранов» | Выставка рисунков на тему «День победы» |
Май 3 – неделя «Полевые и садовые цветы» | Звуковая культура речи. Звуки «Р», «Рь». В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.» с..69 | Упражнять детей в правильном произнесении звуков «Р», и «Рь», учить различать звуки «Р и «Рь в звукосочетаниях, словах. Заучить чистоговорку со звуком «Р». Развивать фонематический слух. | Картинки игрушки данным звуком. | Беседа. Игровая ситуация. Физминутки. Игры с язычком. Упражнения -повторения. | Повторение чистоговорок на звуки Р-рь. Занятия с логопедическим альбомом. | Загадки и чистоговорки на звуки Р-Рь. Подготовка индивидуальных консультаций родителям. |