СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Настоящая программа по информатике и ИКТ на II ступень обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, федерального базисного учебного плана 2004 года, авторской программы Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ», издательство «БИНОМ».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Вельска»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №1 г.Вельска» __________________________/Филатова Н.Н./ «_______» _____________________ 2014 г.
| «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №1 г.Вельская» ________________________ /Боковикова Л.А./ Приказ № _______ от «_____» ____________________2014 г.
|
|
|
Рабочая программа
по ИНФОРМАТИКЕ и икт
основное общее образование
8 – 9 классы
|
|
|
Составитель программы
Демакова Наталья Вениаминовна,
учитель I квалификационной категории
г. Вельск
2014 год
Пояснительная записка
Настоящая программа по информатике и ИКТ на II ступень обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, федерального базисного учебного плана 2004 года, авторской программы Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ», издательство «БИНОМ». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения информатики и ИКТ, которые определены стандартом.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами математики.
Организационно-планируемая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала, определение его количественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных
проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении
профессий, востребованных на рынке труда.
Место предмета в БУП- 2004
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики и ИКТ на ступени основного общего образования отводится 102 учебных часа, 8 класс - 1 час в неделю, 34 часов в год, 9 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 39, количество контрольных работ - 8.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Федеральный компонент государственного стандарта по информатике и ИКТ
Обязательный минимум содержания образовательных программ:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания Реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Основные устройства ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи); музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Создание и обработка информационных объектов
Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых Редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.
Звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.
Поиск информации
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины;
формулирование запросов.
Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.
Проектирование и моделирование
Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Простейшие управляемые компьютерные модели.
Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу» изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).
Организация информационной среды
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использование» шаблонов.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен:
Знать / понимать:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
Уметь:
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объём памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построение запросов) в базе данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
91-100% отлично
76-90% хорошо
51-75% удовлетворительно
менее 50% неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Содержание учебной дисциплины
№ | Тема | Содержание темы | Количество часов | |||
Всего | 8 класс | 9 класс | Пр/р | |||
1 | Информация и информационные процессы | Информация в природе, обществе и технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Количество информации. | 9 | 9 |
| 2 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс ОС и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | 7 | 7 |
| 5 |
3 | Кодирование и обработка текстовой информации | Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документов. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. | 9 |
| 9 | 7 |
4 | Кодирование и обработка числовой информации | Кодирование числовой информации. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Базы данных в электронных таблицах. | 10 |
| 10 | 5 |
5 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео. | 15 |
| 15 | 7 |
6 | Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование | Алгоритм и его формальное исполнение. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. | 20 |
| 20 | 9 |
7 | Моделирование и формализация | Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование математических, физических, биологических моделей. | 10 |
| 10 | 4 |
8 | Коммуникационные технологии | Передача информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка web–сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. | 16 | 16 |
| 8 |
9 | Информационное общество | Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | 3 |
| 3 | - |
10 | Повторение, резерв времени |
| 3 | 2 | 1 | - |
| ВСЕГО: |
| 102 | 34 | 68 |
|
Поурочное тематическое планирование, 8 класс
№ урока | Тема | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | дата | д/з | Вид контроля | ||||
по плану | факт. | ||||||||||
Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов) | |||||||||||
1 | Техника безопасности. Информация в живой и неживой природе.
| Ознакоми-тельный, актуализация знаний | Электробезопасность. Правила поведения. Гигиена. Информационные процессы, свойства информации. | Иметь представление о предмете изучения. Приводить примеры использования информации человеком. Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером. Перечислять информационные процессы. Приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами. Называть свойства информации. |
|
| § 1.1.1-1.1.2 Рассказ об использовании компьютера в профессиональной деятельности родственников | Беседа, зачёт, подпись в журнале по ТБ | |||
2 | Информационные процессы в обществе и технике. | Объяснение нового материала. | Устройства, управляемые человеком. Устройства, управляемые другими устройствами. | Приводить примеры протекания информационных процессов в технических системах.
|
|
| § 1.1.3 - 1.1.4 | Опрос. | |||
3 | Практическая работа 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». | Повторение. Объяснение нового материала. Проверочная практическая работа |
| Применять правила набора текста. |
|
| § 1.1 | Опрос. Пр. №1.2 | |||
4 | Знаковые системы. Кодирование информации. | Повторение. Объяснение нового материала. | Знаки (иконические знаки, символы), сигналы. Знаковые системы. Естественные языки. Формальные языки. Двоичная знаковая система. Алфавит. Кодирование, длина кода, код. | Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации. Приводить примеры знаковых систем. Осознать роль двоичной знаковой системы. осознать многообразие кодов, которые окружают человека. Понимать роль перекодирования. Уметь определять длину кода. |
|
| § 1.2 См. №1.1 - 1.2 (письменно) | Беседа. Опрос. | |||
5 | Количество информации. Практическая работа №1.1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора». | Объяснение нового материала. | Количество информации, бит, формула Хартли, содержательный подход | Называть подходы к измерению информации. Понимать суть содержательного подхода. Знать формулу Хартли и объяснять величины, входящие в неё. |
|
| § 1.3.1 См. №1.3 - 1.4 (письменно) | Опрос. Решение задач. Пр. №1.1 | |||
6 | Измерение количества информации (содержательный подход). | Решение задач. | Количество информации. Бит. Формула Хартли. Содержательный подход | Приводить примеры информационных сообщений, уменьшающих неопределённость знаний. Вычислять количество информации с точки зрения содержательного подхода. |
|
| § 1.3.2 См. №1.5 - 1.7 (письменно) | Решение задач. | |||
7 | Алфавитный подход к определению количества. | Объяснение нового материала. | Алфавит. Мощность алфавита. | Понимать суть алфавитного подхода. Вычислять информационную ёмкость одного знака алфавита. Вычислять информационный объём сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита. |
|
| § 1.3.3 См. №1.8 – 1.10 | Опрос. Решение задач. | |||
8 | Решение задач по теме «Количество информации» | Объяснение нового материала. Решение задач. | Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. | Знать единицы измерения информации и соотношения между ними. Знать информационный объём носителей информации. |
|
| § 1.3.1 – 1.3.3 Повторить главу 1.
| Опрос. Решение задач. | |||
9 | Тестирование по теме «Информация и информационные процессы» |
|
| тест | |||||||
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (7 часов) | |||||||||||
10 | Устройство компьютера. Практическая работа №2.3 «Определение разрешающей способности мыши и монитора». Практическая работа №2.2 «Форматирование дискеты». | Объяснение нового материала. | Данные. Программа. Процессор. Устройства ввода и вывода. Оперативная и долговременная память. Процессор. Тактовая частота. Разрядность. | Называть функции компьютера при работе с информацией. Называть группы устройств, входящих в состав компьютера, и их функции. Уметь измерять разрешающую способность монитора. Понимать зависимость между разрешающей способностью монитора и качеством изображения. Уметь форматировать дискету и проверить поверхность на наличие ошибок. |
|
| § 2.1 – 2.2 Оформить таблицу и схему. | Опрос Пр. №2.3 Пр. №2.2 | |||
11 | Файлы и файловая система. Операции над файлами. Практическая работа №2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера» и «Поиск файлов и папок». | Объяснение нового материала. Практическая работа. | Файл, имя файла, расширение, папка. Поиск файлов и папок. Таблица расширения файлов. Файловая система (одноуровневая, многоуровневая), путь к файлу, полное имя файла. Копирование, перемещение, удаление, переименование, архивация, дефрагментация. | Понимать принцип хранения информации в виде файлов. Знать правила составления имени файла. Уметь определять тип файла по расширению. Уметь пользоваться системой поиска Windows. Знать назначение символов «*» и «?» в шаблонах имён файлов. Знать виды файловых систем. Называть основные элементы файловой системы. Называть операции, которые можно выполнять над файлами. Понимать суть операции архивирования и разархивирования файлов, дефрагментация диска. Уметь выполнять операции над файлами при помощи файлового менеджера. |
|
| § 2.3 См. №2.3 - 2.6 | Опрос Пр. №2.1 | |||
12 | Программное обеспечение компьютера. | Объяснение нового материала. | Программное обеспечение. Операционная система. Прикладная программа. Система программирования. | Осознать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Называть группы программ. Понимать функции операционных систем. Понимать назначение различных прикладных программ. |
|
| § 2.4 См. №2.7 - 2.8 | Опрос | |||
13 | Графический интерфейс операционных систем. Практическая работа №2.4 «Установка даты и времени на компьютере». | Объяснение нового материала. Практическая работа. | Интерфейс. Графический интерфейс. Управляющие элементы. Информационное пространство. Значок. Ярлык. Форматирование (быстрое, полное). | Называть основные элементы управления. Уметь управлять операционной системой посредством графического интерфейса. Описывать принципы организации информационного пространства компьютера. Понимать назначение операции форматирования. |
|
| § 2.5 – 2.6
| Опрос Пр. №2.4 | |||
14 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа №2.5 «Защита от вирусов». | | Вирусы, виды вирусов. Антивирусные программы. Профилактика. Проверка носителя. | Осознавать возможность заражения компьютера вирусами. Объяснить, что такое вирус. Знать меры профилактики – защиты от вирусов. Уметь пользоваться антивирусными программами для проверки носителя информации. |
|
| § 2.7 См. №2.11 | Опрос. Демонстрация Пр. №2.5 | |||
15 | Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | Объяснение нового материала. |
| Знать о нормах правовой охраны программ. |
|
| § 2.8
|
| |||
16 | Тестирование по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». |
|
| тест | |||||||
Тема 3. Коммуникационные технологии (16 часов) | |||||||||||
17 | Передача информации. | Объяснение нового материала. | Передача информации, источник, приёмник, информационный канал, пропускная способность канала, | Называть основную характеристику канала передачи информации – пропускную способность. |
|
| § 3.1 См. №3.1 | Опрос. | |||
18 | Локальные компьютерные сети. Практическая работа №3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети». | Объяснение нового материала. Практическая работа. | Локальная сеть, топология сети. | Понимать назначение локальной сети. Знать различные топологии сети и их отличия. |
|
| § 3.2 См. № 3.2 | Опрос. Пр. №3.1 | |||
19 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Практическая работа №3.2 «Подключение к Интернету». | Повторение. Объяснение нового материала. Практическая работа. | Глобальная сеть, Интернет. | Понимать принцип адресации компьютеров в Интернете (IP-адрес, доменное имя). Знать некоторые имена доменов верхнего уровня. |
|
| § 3.3.1 – 3.3.2 | Опрос. Пр. №3.2 | |||
20 | Принципы маршрутизации и транспортировки данных. Практическая работа №3.3 «География» Интернета». | Повторение. | Протокол передачи данных, маршрутизация. | Понимать назначение протокола передачи данных. |
|
| § 3.3.3 | Беседа. Пр. №3.3 | |||
21 | Информационные ресурсы Интернета: Всемирная паутина. Практическая работа №3.4 «Путешествие по Всемирной паутине». | Объяснение нового материала. Практическая работа. | Всемирная паутина Интернета | Иметь представление об информационных ресурсах, предоставляемых сетью Интернет (протокол FTP, менеджер загрузки) |
|
| § 3.4.1 | Опрос. Пр. №3.4 | |||
22 | Информационные ресурсы Интернета: электронная почта. Практическая работа №3.5 «Работа с электронной почтой». | Объяснение нового материала. Практическая работа. | Всемирная паутина Интернета | Иметь представление об информационных ресурсах, предоставляемых сетью Интернет (протокол FTP, менеджер загрузки) |
|
| § 3.4.2 | Опрос. Пр. №3.5 | |||
23 | Информационные ресурсы Интернета: файловые архивы. Практическая работа №3.6 «Загрузка файлов из Интернета». | Объяснение нового материала. Практическая работа. | Всемирная паутина Интернета | Иметь представление об информационных ресурсах, предоставляемых сетью Интернет (протокол FTP, менеджер загрузки) |
|
| § 3.4.3 | Опрос. Пр. №3.6 | |||
24 | Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. | Объяснение нового материала. | Всемирная паутина Интернета | Иметь представление об информационных ресурсах, предоставляемых сетью Интернет (протокол FTP, менеджер загрузки) |
|
| § 3.4.4-3.4.6 | Опрос. | |||
25 | Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа №3.7 «Поиск информации в Интернете». | Объяснение нового материала. Практическая работа. | Поисковая система, ключевые слова, Интернет-магазин. | Иметь представление об услугах, предоставляемых сетью Интернет (баннер, цифровые деньги, Интернет-аукцион) |
|
| § 3.5-3.6 | Опрос. Пр. №3.7 | |||
26 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.
| Объяснение нового материала. | Всемирная паутина, технология Word Wide Web, браузер, гиперссылка. HTML, тег, форматирование шрифта, выравнивание абзаца. | Понимать назначение технологии WWW и способы доступа к Web-ресурсам сети Интернет (HTML публикация Web-сайта). Уметь создавать простую Web-страницу, применяя теги форматирования шрифта, выравнивания абзаца (шестнадцатеричное представление цвета) |
|
| § 3.7.1 – 3.7.3 | Опрос. | |||
27 | Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на web-страницы.
| Объяснение нового материала. | Изображение, формат графических файлов, альтернативный текст. Гиперссылка, указатель ссылки, адрес. | Уметь оформлять Web-страницу, размещая на ней изображение (расположение рисунка относительно текста). Уметь связывать несколько Web-страниц, используя гиперссылки. |
|
| § 3.7.4-3.7.5 |
| |||
28 | Списки на web-странице. Интерактивные формы на web-странице.
| Объяснение нового материала. | Список, нумерованный список, маркированный список. Управляющие элементы. | Уметь представить информацию на Web-странице в виде списка (список определений). Понимать назначение управляющих элементов. Располагать на Web-странице различные управляющие элементы (текстовое поле, переключатель, флажок, список, текстовая область, кнопка) |
|
| § 3.7.6-3.7.7 | Опрос. | |||
29 | Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | Практическая работа. | Изображение, формат графических файлов, альтернативный текст. Гиперссылка, указатель ссылки, адрес. Список, нумерованный список, маркированный список. Управляющие элементы. | Уметь создавать простую Web-страницу, применяя теги форматирования шрифта, выравнивания абзаца (шестнадцатеричное представление цвета) |
|
| § 3.7 | Пр. №3.8 | |||
30 | Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». |
|
| § 3.7 | Пр. №3.8 | ||||||
31 | Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». |
|
| § 3.7 | Пр. №3.8 | ||||||
32 | Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». |
|
| Повторить § 3.1 – 3.7 | Пр. №3.8 | ||||||
33 | Тестирование «Коммуникационные технологии». |
|
| тест | |||||||
34 | Повторение |
|
|
|
|
|
|
|
Поурочное тематическое планирование, 9 класс
№ урока | Тема | Тип урока ДМО | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Дата | д/з | Вид контроля | ||
по плану | факт. | ||||||||
Тема 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (13 часов) | |||||||||
1 | Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. | Объяснительная, иллюстративная, проблемное изложение | Пиксель, растр, разрешающая способность, глубина цвета, графические режимы монитора, видеопамять, графические объекты, графические редакторы, форматы графических файлов. | Знать формы представления графической информации; характеристики растрового изображения. Знать, в чём состоит различие между растровыми изображениями и векторными рисунками. Знать характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов. Уметь редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах. Знать способы получения и редактирования цифровых фотографий, этапы создания цифрового видеофильма. |
|
| § 1.1 - 1.2 См. №1.1, 1.3, 1.4 | Беседа.
| |
2 | Техника безопасности. Практическая работа 1.1 «Кодирование графической информации». | Практическая работа |
|
| Инструктаж по ТБ, подпись в журнале по ТБ Пр. №1.1 | ||||
3 | Знакомство с растровым графическим редактором. | Объяснительная, иллюстративная | Интерфейс, основные инструменты и команды для создания и обработки изображения |
|
| § 1.3.1 – 1.3.2 | Опрос. | ||
4 | Практическая работа 1.2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». | Проектная, исследовательская |
|
| См. №1.14 | Опрос. Пр. №1.2 | |||
5 | Знакомство с векторным графическим редактором | Объяснительная, иллюстративная | Интерфейс, основные инструменты и команды для создания и обработки рисунков |
|
| § 1.3.3 – 1.3.4 | Опрос.
| ||
6 | Практическая работа 1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». | Проектная, исследовательская |
|
| См. №1.15 | Опрос. Пр. №1.3 | |||
7
| Растровая и векторная анимация
| Объяснительная, иллюстративная Проектная, исследовательская | Интерфейс, основные инструменты и команды для создания анимации |
|
| § 1.4 | Опрос.
| ||
8 | Практическая работа 1.4 «Анимация». |
|
| § 1.4 | Опрос. Пр. №1.4 | ||||
9
| Кодирование звуковой информации | Проблемное изложение | Интенсивность, частота и громкость звука; частота дискретизации, глубина кодирования звука. Интерфейс звукового редактора, основные команды обработки звука. |
|
| § 1.5 | Опрос.
| ||
10 | Практическая работа 1.5 «Кодирование и обработка звуковой информации». | Исследовательская |
|
| См. №1.22, 1.24 | Опрос. Пр. №1.5 | |||
11 | Цифровое фото и видео | Проблемное изложение | Технические средства и способы обработки цифровых фото и видео; методы сжатия видеоинформации. Обзор программ, позволяющих выполнять захват, печать и редактирование цифровых фото и видео. |
|
| § 1.6 | Опрос.
| ||
12 | Практическая работа 1.6 «Захват и редактирование цифрового фото и видео». | Исследовательская |
|
| § 1.6 | Опрос. Пр. №1.6 | |||
13 | Зачётное занятие по теме 1 | Защита творческих групповых проектов |
|
| зачёт | ||||
Тема 2. Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов) | |||||||||
14 | Кодирование текстовой информации. | Объяснительная, исследовательская | Текстовая информация. Кодовая таблица | Понимать принцип кодирования текстовой информации. Осознать проблемы, связанные с кодировкой символов русского алфавита, и пути их решения. Знать основные возможности программ для работы с текстом. Перечислять и давать краткие характеристики основным этапам работы с текстом. Применять на практике навык создания формул, список, таблиц при оформлении текста. |
|
| § 2.1 | Беседа | |
15 | Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации». | Проектная | Текстовая информация. Кодовая таблица |
|
| § 2.1 | Опрос Пр. №2.1 | ||
16 | Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документов. Практическая работа 2.2 «Вставка в документ формул». | Объяснительная, проектная | Редактор формул, заготовка формулы. |
|
| § 2.2 - 2.3 | Опрос Пр. №2.2 | ||
17 | Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев». | Объяснительная, проектная | Абзац. Параметры абзаца (выравнивание, красная строка, интервалы). |
|
| § 2.4, 2.5.1 - 2.5.2 | Опрос Пр. №2.3 | ||
18 | Форматирование документа. Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков». | Объяснительная, проектная | Нумерованный, маркированный, многоуровневый список |
|
| § 2.5.3 | Опрос Пр. №2.4 | ||
19 | Таблицы. Практическая работа 2.5 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными». | Объяснительная, проектная | Таблица, строка, столбец, ячейка |
|
| § 2.6 | Опрос Пр. №2.5 | ||
20 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Пр. работа 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | Объяснительная, проектная | Компьютерные словари. Системы машинного перевода текста. Виды программ |
|
| § 2.7 | Опрос Пр. №2.6 | ||
21 | Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» | Объяснительная, проектная | Программы оптического распознавания документов. |
|
| § 2.8 Повторить главу 2 | Опрос Пр. №2.7 | ||
22 | Тестирование по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» |
|
| тест | |||||
Тема 3. Кодирование и обработка числовой информации (10 часов) | |||||||||
23 | Кодирование числовой информации. Практическая работа 3.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» | Объяснительная, Практическая работа | Система счисления, непозиционные системы счисления, позиционные системы счисления, основание системы, развёрнутая записи числа | Уметь приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, объяснять отличия. Называть основные позиционные системы счисления. Уметь переводить числа из одной СС в другую. |
|
| § 3.1.1 См. №3.1–3.5 | Беседа Пр. №3.1 | |
24 | Перевод чисел в позиционных системах счисления. | Повторение. Объяснение нового материала. Решение задач. | Алгоритм перевода. | Уметь переводить числа из десятичной системы счисления в любую позиционную систему счисления и обратно |
|
| § 3.1.2 См. №3.6 | Опрос, решение задач | |
25 | Электронные таблицы | Объяснение нового материала. Практическая работа | Электронная таблица, столбец, строка, ячейка, типы данных: числа, текст, формулы. | Понимать назначение электронных таблиц. Уметь заполнять и форматировать таблицы данных. Уметь выполнять несложные вычисления в среде ЭТ. |
|
| § 3.2.1-3.2.2 См. №3.12–3.13 | Опрос, практическая работа | |
26 | Виды адресации. Практическая работа 3.2 «Ссылки в электронных таблицах» | Повторение. Объяснение нового материала. Практическая работа | Относительная, абсолютная, смешанная адресация | Называть основные виды адресации. Уметь применять различные виды адресации. |
|
| § 3.2.3 См. №3.14 | Опрос, Пр. №3.2 | |
27 | Встроенные функции. Практическая работа 3.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах» | Повторение. Объяснение нового материала. Практическая работа | Диапазон ячеек, встроенная функция, категория функций, аргументы функции, Мастер функций | Иметь представление о возможности вычислений при помощи встроенных функций. Уметь выполнять вычисления при помощи встроенных функций, использовать для ввода Мастер функций. |
|
| § 3.2.4 См. №3.16-3.19 | Беседа, Пр. №3.3 | |
28 | Построение диаграмм и графиков Практическая работа 3.4 «Построение диаграмм различных типов» | Повторение. Объяснение нового материала. Практическая работа | Диаграмма, тип диаграммы (гистограмма, график, круговая и др.). Исходные данные, параметры диаграммы, Мастер диаграмм. | Понимать назначение диаграмм как средства визуализации числовых данных. Называть виды диаграмм. Уметь строить диаграммы различных видов при помощи Мастера диаграмм. |
|
| § 3.3
| Опрос, Пр. №3.4 | |
29 | Представление базы данных в виде таблицы и формы. | Повторение. Объяснение нового материала. | База данных. Поле, запись, тип опля. Форма. Система управления базами данных. | Понимать назначение баз даны и СУБД, формы, разницу между полями и записями. Уметь определять тип поля |
|
| § 3.4.1 | Опрос | |
30
| Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа 3.5 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» | Повторение. Объяснение нового материала. Практическая работа | Сортировка записей, поиск данных, условия поиска, фильтр, операторы сравнения. | Понимать назначение сортировки и поиска данных в электронных таблицах и уметь применять знания на практике. |
|
| § 3.4.2 | Опрос. Пр. №3.5 | |
31 | Итоговая практическая работа. | Проверочная практическая работа |
| Применять навыки обработки числовых данных, форматирования таблиц и построения диаграмм и среде Excel. |
|
| Повторить главу 3 | Практическая работа | |
32 | Тестирование по теме «Кодирование и обработка числовой информации» |
|
| Тест | |||||
Тема 4. Алгебра логики (5 часов) | |||||||||
33 | Логические константы и переменные, логические выражения и схемы. | Объяснительная, иллюстративная | Понятия: логические константы и переменные, логические выражения и схемы. |
|
|
|
|
| |
34 | Высказывания. | Объяснительная, иллюстративная | Понятие высказывания, операции над ними |
|
|
|
|
| |
35 | Таблицы истинности. | Объяснительная, иллюстративная | Построение таблиц истинности. |
|
|
|
|
| |
36
| Формулы преобразования логических выражений. | Объяснительная, иллюстративная | Формулы преобразования логических выражений. |
|
|
|
|
| |
37 | Тестирование «Алгебра логики». | Тест | |||||||
Тема 5. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (18 часов) | |||||||||
38 | Алгоритмы и исполнители | Проблемное изложение | Понятие алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. | Знать понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов. Знать понятия: исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. |
|
| § 4.1.1 | Беседа | |
39 | Способы записи алгоритмов | Проблемное изложение | Способы записи алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. | Знать понятия: исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, программа. Уметь представлять алгоритм в виде блок-схемы. |
|
| § 4.1.2 | Опрос | |
40 | Объекты алгоритмов | Объяснительная, иллюстративная | Обзор языков программирования. | Знать классификацию и названия языков программирования |
|
| § 4.1 | Опрос | |
41 | Алгоритмическая конструкция «Следование» | Объяснительная, иллюстративная | Линейный алгоритм, арифметические выражения | Уметь описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран. Знать порядок выполнения арифметических операций. |
|
| § 4.2.1 | Опрос | |
42 | Алгоритмическая конструкция «Ветвление». | Проектная, имитационная, моделирующая | Ветвление: полное, неполное
Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. | Знать основные алгоритмические структуры. Уметь составлять блок-схемы основных алгоритмических структур. |
|
| § 4.2.2 | Опрос | |
43 | Алгоритмическая конструкция «Повторение». | Объяснительная, иллюстративная | Тип, имя, и назначение переменной. Оператор присваивания. | Знать основные алгоритмические структуры. Уметь составлять блок-схемы основных алгоритмических структур. |
|
| § 4.2.3 | Опрос | |
44 | Конструирование алгоритмов | Объяснительная, иллюстративная | (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования | Знать основные алгоритмические структуры. Уметь составлять блок-схемы основных алгоритмических структур. |
|
| § 4.2 | Опрос | |
45 | Алгоритмы управления. | Проектная, имитационная, моделирующая | Основные алгоритмические структуры | Знать основные алгоритмические структуры. Уметь составлять блок-схемы основных алгоритмических структур. |
|
| Записи в тетради | Опрос | |
46 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | Объяснительная, иллюстративная, проектная | Проект, форма, объекты, свойства и методы. Этапы разработки проекта Функции ввода и вывода данных, кодовые значения, определяющие вид окна сообщений. | Знать основные понятия: проект, форма, объекты, свойства и методы, графический интерфейс, событийная процедура; этапы разработки проекта. Уметь создавать и настраивать управляющие элементы графического интерфейса проекта, создавать событийные процедуры по образцу. |
|
| Записи в тетради | Опрос | |
47 | Организация ввода и вывода данных. Проект №1. | Объяснительная, иллюстративная, проектная |
|
| Проект №1 | ||||
48 | Программирование как этап решения задач на компьютере. | Проектная, имитационная, моделирующая | Знать основные понятия: проект, форма, объекты, свойства и методы, графический интерфейс, событийная процедура; этапы разработки проекта. Уметь создавать и настраивать управляющие элементы графического интерфейса проекта, создавать событийные процедуры по образцу. |
|
| Записи в тетради | Опрос | ||
49 | Программирование линейных алгоритмов. Проект №2. | Проектная, имитационная, моделирующая | Алгоритмическая структура «Следование» и её реализация на Паскаль |
|
| Записи в тетради | Проект №2 | ||
50 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Проект №3. | Объяснительная, иллюстративная | Алгоритмическая структура «Ветвление» и её реализация на Паскаль |
|
| Записи в тетради | Проект №3 | ||
51 | Программирование циклических алгоритмов. Проект №4. | Объяснительная, иллюстративная | Алгоритмическая структура «Цикл» и её реализация на Паскаль | Знать основные понятия: проект, форма, объекты, свойства и методы, графический интерфейс, событийная процедура; этапы разработки проекта. Уметь создавать и настраивать управляющие элементы графического интерфейса проекта, создавать событийные процедуры по образцу. |
|
| Записи в тетради | Проект №4 | |
52 | Одномерные массивы целых чисел. Проект №5. | Объяснительная, иллюстративная | Проект, форма, объекты, свойства и методы. Этапы разработки проекта Функции ввода и вывода данных, кодовые значения, определяющие вид окна сообщений. |
|
| Записи в тетради | Проект №5 | ||
53 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Проект №6. | Имитационная, моделирующая |
|
| Записи в тетради | Проект №6 | |||
54
| Обобщение темы «Основы объектно-ориентированного программирования | Имитационная, моделирующая |
|
| Записи в тетради | Опрос | |||
55
| Тестирование «Основы объектно-ориентированного программирования». |
|
| Тест | |||||
Тема 6. Моделирование и формализация (10 часов) | |||||||||
56
| Окружающий мир как иерархическая система | Проблемное изложение, иллюстративная. | Микро-, макро- и мегамиры. Система и элементы. Целостность и свойства системы | Знать понятия микро-, макро- и мегамиры, система. Уметь приводить примеры систем. |
|
|
| Беседа | |
57 | Моделирование. Виды моделей. | Проблемное изложение, объяснительная, иллюстративная. | Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. | Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация. Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности. Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности. Знать основные этапы моделирования. Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и приводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей. |
|
| § 5.2 См. 3.1-3.3. (одно на выбор) | Опрос | |
58 | Этапы моделирования | Проблемное изложение, объяснительная, иллюстративная. | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере |
|
| § 5.3
| Опрос | ||
59
| Компьютерное моделирование в среде табличного процессораExcel | Проблемное изложение, проектная | Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей. |
|
| § 5.5-5.6
| Проект | ||
60
|
|
| |||||||
61
|
|
| |||||||
62 |
|
| |||||||
63 |
|
| |||||||
64 | Информационные модели управления объектами | Объяснительная, иллюстративная, проблемное изложение. | Информационные модели систем управления. Обратная связь. | Знать и понимать принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними. |
|
| § 5.7
| Опрос | |
65 | Тестирование «Формализация и моделирование». |
|
| Тест | |||||
66 | Повторение «Кодирование информации» |
|
|
| Опрос | ||||
67 | Повторение «Алгоритмизация и программирование» |
|
|
| Опрос | ||||
68 | Повторение «Моделирование и формализация» |
|
|
| Опрос |
Практические занятия
класс
Тесты
Информация и информационные процессы
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Коммуникационные технологии
Практические работы
Пр/р №1.1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
Пр/р 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Пр/р №2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера» и «Поиск файлов т папок».
Пр/р №2.2 «Форматирование дискеты».
Пр/р №2.3 «Определение разрешающей способности мыши и монитора».
Пр/р №2.4 «Установка даты и времени на компьютере».
Пр/р №2.5 «Защита от вирусов».
Пр/р №3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».
Пр/р №3.2 «Подключение к Интернету».
Пр/р №3.3 «География» Интернета».
Пр/р №3.4 «Путешествие по Всемирной паутине».
Пр/р №3.5 «Работа с электронной почтой».
Пр/р №3.6 «Загрузка файлов из Интернета».
Пр/р №3.7 «Поиск информации в Интернете».
Пр/р № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
класс
Тесты
Кодирование и обработка текстовой информации
Коммуникационные технологии
Основы объектно-ориентированного программирования
Формализация и моделирование
Алгебра логики
Практические работы
Пр/р 1.1 «Кодирование графической информации».
Пр/р 1.2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Пр/р 1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Пр/р 1.4 «Анимация».
Пр/р 1.5 «Кодирование и обработка звуковой информации».
Пр/р 1.6 «Захват и редактирование цифрового фото и видео».
Пр/р 2.1 «Кодирование текстовой информации».
Пр/р 2.2 «Вставка в документ формул».
Пр/р 2.3 «Форматирование символов и абзацев».
Пр/р 2.4 «Создание и форматирование списков».
Пр/р 2.5 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными».
Пр/р 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Пр/р 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
Пр/р 3.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
Пр/р 3.2 «Ссылки в электронных таблицах»
Пр/р 3.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»
Пр/р 3.4 «Построение диаграмм различных типов»
Пр/р 3.5 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»
Проект №1 «Знакомство с программой PascalABC»
Проект №2 «Переменные. Линейный алгоритм на языке Паскаль»
Проект №3 «Ветвление. на языке Паскаль»
Проект №5 «Цикл. на языке Паскаль»
Проект №4 «Массивы. на языке Паскаль»
Проект №6 «Вспомогательные алгоритмы на языке Паскаль»
Источники информации и средства обучения
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 178 с.: ил.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 295 с.: ил.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 180 с.: ил.
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2008.
Так же используется дополнительная литература:
Босова. Информатика и ИКТ Учебник для 8 класса.
Босова. Информатика и ИКТ Учебник для 9 класса.
Семакин И.Г., Т.Ю. Шеина «Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие» - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. – 496 с.: ил.
Семакин И.Г. «Информатика. Базовый курс. 7-9 классы» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 384 с.: ил.
«Оценка качества знаний подготовки выпускников основной школы по информатике» А.А. Кузнецов, и др.
и другие.
9