СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования на 2021-2022 учебный год

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация представляет из себя программу дополнительного образования на 2021-2022 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования на 2021-2022 учебный год»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ростовской области «Новочеркасская школа-интернат»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ РО

«Новочеркасская школа-интернат»

_________________Н.П. Новикова

Приказ №__ от__________________г.






Дополнительная общеразвивающая программа ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» для обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на 2021-2022 уч. г.





















Дополнительная общеразвивающая программа ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» для обучающихся, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 уч. г.

Составитель: заместитель директора по воспитательной работе А.А. Непомящев

Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку талантливых детей.

СОДЕРЖАНИЕ




1.

Пояснительная записка


2.

Общие требования


3.

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дополнительного образования ГБОУ «Новочеркасская школа-интернат»



4.

Порядок разработки и утверждения дополнительной общеразвивающей программы


5.

Цели, задачи, принципы организации образовательной деятельности

по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе приоритетные направления



6.

Основные требования к структуре и оформлению адаптированной дополнительной общеразвивающей программы


7.

Условия реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ


8.

Структура учебного плана дополнительного образования


9.

Список литературы


1. Пояснительная записка

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Обеспечение реализации прав детей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья, на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Целью воспитательной деятельности педагогического коллектива школы- интерната является создание условий для полноценной адаптации и социализации обучающихся, готовности ориентироваться в современных условиях и самостоятельной жизни в обществе. Дополнительная общеразвивающая программа расширит возможность образовательных потребностей детей особой категории, будет способствовать развитию их творческих способностей, жизненных и социальных компетенций. Получение дополнительного образования в рамках данной программы дает социальную защищенность детей на всех этапах социализации, повышает их социальный статус, способствует становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни.

В ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» в 2021-2022 учебном году обучается 153 ребенка, из них – 97 детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы. Поэтому возникает необходимость комплексного воздействия на различные стороны личности ребенка с целью активизации его личных усилий, направленных на формирование познавательной сферы, на развитие и саморазвитие, возможность творческого самовыражения. Особое внимание отводится становлению духовного мира обучающихся, развитию их культурных потребностей, эстетическому воспитанию, созданию условий для формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной культуры.

Дополнительная общеразвивающая программа ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» на 2021-2022 г.г. для обучающихся, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья,

включает в себя следующие направления:

  1. Художественное (история Донского казачества, музыкальный кружок, «Очумелые ручки», танцевальная студия, «Юный художник»).

  2. Физкультурно-спортивное (Шахматы, мини-футбол, велосекция).

  3. Техническое («Волшебный сундучок (рукоделие и конструирование), кройка и шитье).

  4. Литературное (литературный кружок).

Дополнительная общеразвивающая программа является неотъемлемой частью целостной системы организации воспитательного и образовательного процесса в школе-интернате и обеспечивает единство обучения и воспитания.

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их особых образовательных потребностей.


    1. Общие требования

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для определения требований к структуре, содержанию, оформлению дополнительных общеразвивающих программ для детей и взрослых. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196, регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Дополнительная общеобразовательная программа является составной частью основной образовательной программы школы-интерната. На основании дополнительной общеразвивающей программы составляются рабочие программы.

    1. Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дополнительного образования в ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат»

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р;

- Приказ Минтруда России от 05.05.2018 №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.

№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016г. № ВК-641/09;

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010г. № 2106;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 года № 26;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ростовской области «Новочеркасская школа-интернат».


    1. Порядок разработки и утверждения дополнительной общеразвивающей программы

Разработка и утверждение дополнительной общеразвивающей программы отнесены к компетенции образовательной организации Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Дополнительная общеразвивающая программа разрабатывается педагогом или авторской группой педагогов по инициативе образовательной организации, по решению педагогического или методического советов.

Дополнительная общеразвивающая программа является локальным нормативным документом и утверждается в соответствующем порядке:

  1. Обсуждение программы на методическом, педагогическом совете образовательной организации проводится по итогам анализа качества документа, соответствия его Уставу образовательной организации, действующим нормативно-правовым документам в сфере образования.

  2. Прохождение «внешней» экспертизы программы специалистами по данному направлению. «Внешняя» экспертиза предполагает оценку ее содержания в аспекте профиля обучения и используемых педагогом методик, после чего составляется «внешняя» рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики подготовки детей современным требованиям в данной области.

«Внешняя» экспертиза не является обязательной.

  1. Утверждение программы приказом директора образовательной организации на основании решения педагогического или методического советов.

Внесение в программу автором-разработчиком корректив, изменений в содержание, структуру может быть обосновано введением новых нормативных документов в сфере дополнительного образования, современными достижениями в области научно-технического прогресса, культуры, спорта и других сфер человеческой деятельности. Порядок внесения определяется локальным актом образовательной организации.

На основе дополнительной общеразвивающей программы педагоги дополнительного образования разрабатывают адаптированные дополнительные общеразвивающие программы.


    1. Цели, задачи, принципы организации образовательной деятельности по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе,

приоритетные направления


Цель программы: развитие системы дополнительного образования в интересах формирования социально активной творческой личности, обладающей широким кругозором, коммуникативными, организационными навыками и основными компетенциями для успешной социализации в современном обществе.

Задачи программы:
      1. Образовательные:

- сформировать глубокие, прочные знания и умения;

- научить применять полученные знания и умения на практике.

      1. Воспитательные:

- способствовать воспитанию уважения к труду, дисциплине, чувства ответственности и сознательному отношению к порученному делу;

- способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к людям, к себе, к сверстникам;

- научить адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творческой самореализации;

- содействовать воспитанию гармонично-развитой личности.

      1. Развивающие:

- развивать художественно-эстетическое восприятие окружающего мира; - развивать наблюдательность, фантазию.

      1. Коррекционные:

- развивать мелкую моторику;

- развивать пространственную ориентировку.

Для реализации заявленной цели и задач в рамках программы необходимо использовать следующие принципы:

-учет индивидуальных особенностей ребенка, т.е. обеспечение личностно- ориентированной поддержки и сопровождения развития творческого потенциала;

- практико-ориентированная направленность интересов и потребностей ребенка;

- связь направленности программы дополнительного образования с жизненными и социальными компетенциями;

- включение детско-взрослого сообщества в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу;

- ориентация на постоянное развитие творческого потенциала;

- привлечение дополнительных ресурсов социальных партнеров программы дополнительного образования.

Содержание адаптированных дополнительных общеразвивающих программ должно соответствовать:

- достижениям мировой культуры, традициям нашего государства, культурно- национальным особенностям Ростовской области;

- определенному уровню образования (начального, основного общего образования, среднего общего образования);

- современным образовательным технологиям;

формам и методам обучения;

- методам контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности детей);

- средствам обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на одного обучающегося).

Приоритетные направления дополнительных программ определяет «Концепция развития дополнительного образования детей». Они должны основываться на освоении детьми современных технологий, обеспечивающих их личностное и профессиональное самоопределение в постоянно меняющемся мире, а также включение в созидание новых форм организации социальной жизни:

- вовлечение обучающихся в создание новых культурных форм и сред, соответствующим новым технологиям культурной политики;

- технологии регионального развития: формирование основ пространственного мышления и навыков работы с территориальными комплексами;

- антропологические технологии: освоение форм эмоционального, физического, волевого, духовного, интеллектуального саморазвития;

- технологии научного познания: включение в современные формы исследовательской работы;

- инженерные технологии: включение детей и подростков в проектирование и создание технических объектов, решающих конкретные производственные или бытовые задачи;

- визуальные технологии: включение обучающихся в современные визуально- эстетические практики (видео, кино, телевидение, современное сценическое искусство, дизайн, веб-дизайн и др.);

- сетевые технологии: участие в проектах, предусматривающих коммуникацию и объединение детей и взрослых с использованием ресурсов сети Интернет.


6. Основные требования к структуре и оформлению адаптированной дополнительной общеразвивающей программы


В соответствии с методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их особых образовательных потребностей, дополнительная общеразвивающая программа должна содержать следующие структурные элементы:

титульный лист;

пояснительная записка; цель и задачи программы; содержание программы; планируемые результаты; учебно-тематический план;

условия реализации программы; формы аттестации;

методические материалы;

рабочие программы (модули) курсов, дисциплин (для модульных, интегрированных, комплексных и т.п. программ);

список литературы.

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеразвивающей программы:

  1. На титульном листе указывается наименование образовательной организации, сведения об утверждении программы, полное название программы, возраст обучающихся, срок реализации программы, ФИО и должность автора (авторов), название населенного пункта, год разработки программы.

  2. В пояснительной записке раскрывается актуальность программы, целесообразность освоения ребенком именно этого содержания образования, половозрастные и социальные особенности обучающихся, социально- педагогическая специфика обстоятельств образовательного процесса, направленность программы, цель, задачи, принципы, формы и режим занятий, ожидаемые результаты и способы их проверки, формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы.

  3. Учебно-тематический план программы содержит перечень разделов тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические.

  4. Содержание программы – это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебно- тематическим планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме.

  5. Методические материалы. В данном разделе указывается обеспечение программы различными методическими разработками (игры, беседы, мастер- классы, конкурсы, экскурсии и др.) Рекомендации по проведению практических работ, дидактический и лекционный материал, методики по исследовательской работе.

  6. Список литературы включает основную и дополнительную учебную литературу. Оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.


  1. Условия реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ


Для достижения планируемых результатов дополнительной общеразвивающей программы необходимо выполнить ряд требований к кадровым, финансовым, материально-техническим, санитарным и другим условиям реализации программы.

В соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014г. установлен рекомендуемый режим занятий по дополнительным общеразвивающим программам, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия по дополнительным общеразвивающим программам могут проводиться в любой день недели, каникулярное время, выходные дни. Занятия проводятся согласно утвержденному руководителем образовательной организации расписанию. Расписание составляется по представлению педагогов с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-эпидемиологических норм. В период каникул занятия проводятся по краткосрочным адаптированным общеразвивающим программам, по специальному расписанию, возможна организация различных экскурсий, походов, тематических профильных лагерей и др.

Образовательные организации с целью реализации дополнительных общеразвивающих программ могут взаимодействовать между собой в рамках сетевого взаимодействия, используя интеграцию необходимых ресурсов: кадровых, материально-технических, программно-методических, информационных и др.

Педагоги дополнительного образования, реализующие дополнительные общеразвивающие программы, должны соответствовать квалификационным характеристикам справочника, утвержденного Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010г №761-н.

Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей определены СанПиН 2.4.4.3172-14, утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. № 41. Нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере образования для реализации дополнительных общеразвивающих программ устанавливаются частью 2 статьи 8 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», либо учредителем образовательной организации.


  1. Структура учебного плана дополнительного образования

Учебный план – документ, регламентирующий образовательный процесс. Разработка и утверждение учебного плана относится к компетенции и ответственности образовательного учреждения в соответствии со статьей 32, пункта 2.6 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Структура учебного плана:

титульный лист;

пояснительная записка;

учебный план дополнительного образования детей; перечень дополнительных образовательных программ.

В пояснительной записке к учебному плану дополнительного образования детей необходимо отразить следующие моменты:

нормативно-правовые основания для его составления, т.е. перечень основных федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых документов по дополнительному образованию, а также локальных документов образовательной организации;

режим занятий детских объединений: продолжительность учебного года, учебной недели, занятий, максимальная величина недельной образовательной нагрузки в академических часах;

основные формы организации учебно-воспитательного процесса;

количество и обоснование направлений дополнительной общеразвивающей программы;

наличие кадрового, программно-методического, материально-технического обеспечения учебного плана.

Учебный план дополнительного образования детей представляет собой не только содержательный, но и финансовый документ, фиксирующий необходимые организационные параметры деятельности детских творческих объединений в течение конкретного учебного года. Так как учебный план является основанием для выделения финансирования и составления тарификационного списка образовательной организации, то в нем необходимо прописать несколько важных моментов:

- направления дополнительного образования; полные названия детских творческих объединений;

- сроки реализации программ, общее количество часов за весь период реализации программы;

- возраст обучающихся, для которых они предназначены;

- количественные показатели: количество учебных часов в год, в неделю по учебным группам, количество учебных групп и обучающихся в них, количество часов на индивидуальные занятия с обучающимися, общее количество часов нагрузки педагога.

Расписание занятий детских творческих объединений дополнительного образования является организационным и финансовым документом. Расписание утверждается директором образовательной организации. Расписание составляется в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.4.1254-03, раздел 8. «Требования к режиму деятельности детей», пп.8.2.3, 8.2.6.

Освоение обучающимися дополнительных общеразвивающих программ происходит непрерывно. Для отслеживания достигнутых результатов в каждой программе определен перечень знаний и умений, а также практических навыков, которые дети должны приобрести в результате прохождения программы.

Для каждой ступени обучения существуют критерии контроля обучающихся:

  1. ступень – тестирование, творческие концерты, выставки;

  2. ступень – участие в школьных, районных, окружных, региональных, всероссийских конкурсах, выставках, фестивалях;

  3. ступень – совершенствование приобретенных знаний и умений по выбранному направлению.

На начальном этапе, по окончанию набора детей в творческие объединения, проводится первичное диагностирование обучающихся (прослушивание, собеседование). Далее формами аттестации могут быть различные конкурсы, отчетные творческие концерты, спектакли, различные игровые программы и квесты.

Учебный план дополнительного образования составлен в соответствии с пожеланиями и интересами детей и их родителей, с учетом имеющегося кадрового состава педагогов дополнительного образования, количеством педагогических часов, с учетом оснащения материально-технической базы дополнительного образования школы-интерната.


  1. Список литературы
  1. Буйлова Л.Н. Исторический контекст становления и пути развития дополнительного образования детей в современной России // М.: «Новое образование», 2013г.

  2. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие // М.: 2015г.

  3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как разработать программу дополнительного образования детей // Практика административной работы в школе. 2004г. №4.

  4. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации // Методическое пособие // М.: 2015г.

  5. Горский В.Д., Попова Г.П. Рекомендации о порядке разработки и подготовки к сертификации образовательных программ ДОД // Дополнительное образование, 2005г № 2.

  6. Иванченко В.Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образования детей // Феникс, 2011г., серия «Сердце отдаю детям».

  7. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей // письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016г № ВК-641/09.

  8. Моргун Д.В., Орлова Л.М. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах // ЭкоПресс, 2012г.