
Пояснительная записка
1. Цель и задачи, реализуемые рабочей программой
Цель: Создание условий для самореализации и самоутверждения личности средствами физической культуры; сохранение и укрепление здоровья учащихся, и их дальнейшее вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом.
Основные задачи:
Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям.
Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся.
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках.
Повышение культуры движений, обогащение двигательного опыта упражнениями базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, кроссовая подготовка, спортивные игры).
Освоение комплекса знаний о физической культуре, ее истории и формах организации, связи с культурой здоровья.
Формирование нравственных и волевых качеств личности, интереса к регулярным занятиям физической культурой.
Нормативные документы, используемые при разработке рабочей программы
Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Дугинской СШ;
Учебный план МКОУ Дугинской СШ на 2018-2019 учебный год;
Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2018-2019 уч.год, реализующих программы общего образования;
Оценка достижения планируемых результатов;
Локальные акты МКОУ Дугинской СШ, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта
3. Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю, 34 учебные недели. Срок реализации программы: 1 год.
В секцию принимаются обучаемые 5-11 классов, имеющие разрешение родителей и допущенные медицинским работником к занятиям физической культурой. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 2 раза в год.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Программа курса дополнительного образования «ОФП» составлена с целью дальнейшей мотивации к познанию и творчеству обучаемых, создание условий для развития и укрепления психического и физического здоровья. Дополнительные занятия предоставляют уникальные возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания: развития познавательных процессов, выработки воли и характера, воспитания чувства коллективизма.
Программа направлена на углубленное изучение предмета с применением специальных упражнений на развитие скоростно-силовых и координационных способностей, владение техникой двигательных действий и тактическими приёмами по изучаемым видам спорта.
Ведущим принципом при реализации программы является дифференцированный подход, дозирование нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучаемых.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме коротких бесед, которые проводятся в начале и в ходе занятий.
Главными отличительными особенностями программы являются требования к проведению занятий: прикладная направленность, систематическое и комплексное воспитание двигательных качеств, достижение закаливающего эффекта (проведение занятий на открытом воздухе), воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, индивидуальный подход к учащимся. Для успешного овладения программным материалом занятия в секции сочетаются с самостоятельной работой.
При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личностных компетенций ребенка: познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Учитывая эти особенности, предлагаемая программа ориентирована на достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
В области познавательной культуры:
•владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
•владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
•способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
•владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты:
В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
•уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
•добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
•поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
•восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
•понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
•владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
•владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты:
В области познавательной культуры:
•знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
•знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
•знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
•способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
•способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
•способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
•способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
•способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
•способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
•способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
•способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
•способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
•способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
•способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Реализация программы способствует достижению следующих результатов:
Знания о физической культуре и выбранному виду спорта
Обучаемый научится:
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Обучаемый получит возможность научиться:
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Обучаемый научится:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Обучаемый получит возможность научиться:
самостоятельно проводить занятия физической культурой с использованием различных оздоровительных систем.
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Обучаемый научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы в изучаемых видах спорта в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Обучаемый получит возможность научиться:
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов передвижения;
осуществлять судейство по выбранному виду спорта;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовки.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;
выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций;
выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа;
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта
Содержание учебного материала
Теоретическая подготовка:
значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека;
влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма; ЗОЖ, гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;
техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;
история олимпийского движения;
основы методики обучения и тренировки, порядок обучения технике и тактике;
правила игры, организация и проведение соревнований;
тактические планы игры, установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.
Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Инструкторско-судейская практика: Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе. Самостоятельное комплектование команды. Правила и организация игры, по выбранному виду спорта (под контролем педагога).
Практическая подготовка:
Легкая атлетика:
Легкоатлетические упражнения: упражнения в беге, прыжках и метаниях.
Бег: 20,30,60 м, повторный бег - два-три отрезка по 20-30 м (с 12 лет) и по 40 м (с 14 лет), три отрезка по 50-60 м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60 м (с 13 лет), 100 м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40 м (10-12 лет), до 50-60 м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями. Бег или кросс 500-1000 м.
Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега; толкание ядра весом 3 кг (девочки 13-16 лет), 4 кг (мальчики 13-15 лет), 5 кг (юноши 16 лет);
Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные - от 3 до 5 видов.
Подвижные игры. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий.
Упражнения для развития прыгучести: Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 3 кг).
Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления.
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте.
Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
Упражнения для развития координационных способностей: разнообразные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с большими и малыми мячами), сочетание движений ног, туловища с одноименным и разноименным движением рук. Прыжки через скакалку и т. д. Для формирования осанки ходьба с предметами на голове.
Упражнения для развития скоростных способностей. По зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5.10.15…..30м. Рывки с изменением исходных положений: стойка лицом, спиной, боком к стартовой линии; сидя, лежа на спине; то же, но перемещение приставными шагами. Стартовые рывки с мячом, без мяча, в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за катящимся или летящим мячом и т.д. Бег с остановкой и резким изменением направления движения. Челночный бег 5х5 м, 3х10 м и т.д. Отрезки пробегаются лицом вперед, спиной вперед, приставными шагами. Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного, звукового сигналов и т.д.
Упражнения для развития скоростно-силовых способностей: прыжки на заданную длину по ориентирам. Метания мяча. Броски набивного мяча о груди от головы, из-за головы, снизу и т.д.
Упражнения на преодоление собственного веса: Выполнение упражнений для укрепления и коррекции мышечного корсета. Для мышц верхнего плечевого пояса: мальчики - сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, подтягивание из виса на перекладине; девочки - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке, на полу и т.д. Продвижение вперед в упоре лежа 3-5 м. Для мышц туловища - упражнения для мышц брюшного пресса и спины в висе на гимнастической стенке, лежа на матах (в т.ч. в парах). Для мышц нижних конечностей - приседания на одной или двух ногах, для мышц голени - поднимание и опускание на передней части стопы, то же, стоя на возвышенности.
Упражнения для развития выносливости. Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с ускорениями. Кросс по слабопересеченной местности до 6-8 минут. Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м с уменьшающимся интервалом отдыха.
Гимнастика с основами акробатики:
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья - для мышц ног и таза.
Упражнения выполняются без предметов и с предметами, на гимнастических снарядах, в парах, методом круговой тренировки и т.д.
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации. Лазание по канату, висы, упоры, упражнения в равновесии.
Упражнения для развития гибкости: общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с предметами. Упражнения в парах. Круговая тренировка.
Спортивные игры:
Настольный теннис. Правила игры. Стойка игрока. Продвижение шагами, выпадами, прыжками, способы держания ракетки. Удары по мячу. Подачи. Удар без вращения мяча («толчок») справа, слева. Удар с верхним вращением («накат»), справа, слева. Удар с нижним вращением («подрезка»), справа слева. Разновидности ударов: нападающие и защитные, по прямой и косые, короткие и средние, длинные, с низким, средним, высоким отскоком, быстрые, средней силы, медленные. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры соперника. Выбор позиции. Игра на счет.
Футбол. Правила игры. Передвижения и прыжки. Удары по мячу ногой: удар носком, внутренней стороной стопы, удары после остановки, ведения, удары по мячу серединой, внутренней и внешней частью подъема, удары на точность, удары с места по катящемуся мячу, удары по мячу головой. Остановка катящегося мяча подошвой и внутренней стороной стопы. Остановка опускающегося мяча внутренней и внешней стороной, серединой подъема, бедром. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема. Ведение мяча, меняя направление. Отбор мяча. Перехват. Выбивание мяча. Финты. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижения и прыжки. Ловля мяча. Тактика игры в защите; выбор места, способа противодействия нападающему, страховка. Участие в соревнованиях с другими группами.
Баскетбол. Правила игры. Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте. Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой. Ловля и передача мяча двумя руками. Броски мяча в корзину после ведения. Выбивание мяча при ведении. Борьба за мяч. Выбор места. Тактика игры в нападении. Тактика игры в защите - личная система защиты.
Волейбол. Правила игры. Перемещения из стойки. Перемещения по площадке. Броски, ловля мяча двумя руками. Передача мяча сверху и снизу двумя руками, одной рукой. Подачи мяча сверху, снизу. Тактические действия в нападении. Тактические действия в защите. Учебные игры. Участие в соревнованиях с другими группами.
Лыжная подготовка: Совершенствование техники лыжных ходов. Прохождение дистанции 3-5км. Преодоление спусков и подъемов. Преодоление бугров и впадин. Преодоление полосы препятствий. Подвижные игры на лыжах.
Кроссовая подготовка: Равномерный бег до 15мин. Прохождение различных дистанций. Преодоление препятствий. Бег по виражу. Бег с ускорениями. Эстафетный бег. РДК скоростной выносливости.
Атлетическая гимнастика: Техника подъема одной гири. Техника подъема двух гирь. Техника выполнения становой тяги. Техника выполнения жима лежа. Круговая тренировка.
III. Тематическое планирование
Вид программного материала | Количество уроков |
Основы знаний по физической культуре | В процессе занятий |
Легкая атлетика | 9 |
Гимнастика | 10 |
Баскетбол | 7 |
Кроссовая подготовка | 4 |
Лыжная подготовка | 8 |
Волейбол | 11 |
Атлетическая гимнастика | 6 |
Футбол | 8 |
Настольный теннис | 5 |
Всего | 68 |
IV. Система оценивания
Для контроля над ходом учебно-воспитательного процесса планируются контрольные упражнения, которые выполняются по мере овладения навыками занимающимися.
Обучаемые, занимающиеся в группах дополнительного образования, должны иметь прирост показателей общей и специальной подготовленности после окончания учебного года и стремиться показывать результаты не ниже среднего уровня. А так же, выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, лыжам, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма.
Обучаемые, по мере освоения учебного материала, могут принимать участие в соревнованиях по выбранному виду спорта.
V. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Физическая культура. 5-7 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / (М.Я.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова и др.) ; под ред. М.Я.Виленского. – 3-е изд. – М.; Просвещение, 2014. – 239с.; ил.
Физическая культура. 1-11 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А.Зданевича /авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград : Учитель, 2014. – 169
Календарно-тематический план
№ пп | Тема занятия | Дата проведения |
1 | Легкая атлетика. Физическая культура в обеспечении здоровья | |
2 | Низкий старт. Прыжки в высоту. | |
3 | Бег на короткую дистанцию. | |
4 | Финиширование. Развитие выносливости. | |
5 | Эстафетный бег. Метание гранаты. | |
6 | Прыжки в длину с разбега. | |
7 | Совершенствование техники бега на короткие дистанции. Контроль техники (бег 60, 100м). | |
8 | Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | |
9 | Совершенствование техники бега на длинные дистанции. Контроль техники (бег: 1500м мальчики, 800 м девушки) | |
10 | Гимнастика. Висы и упоры. | |
11 | Стретчинг. | |
12 | Упражнения на перекладине. | |
13 | Упражнения на бревне. | |
14 | Опорный прыжок. | |
15 | Акробатика: кувырок вперед, назад. | |
16 | Акробатика: длинный кувырок, стойка на лопатках. | |
17 | Стойка на голове и руках. | |
18 | Стойка на руках у стены (махом - одной, толчком - другой). | |
19 | Самоконтроль физического состояния | |
| Баскетбол | |
20 | Ловля и передача мяча. | |
21 | Ведение, броски мяча в корзину (с места, в движении, прыжком) | |
22 | Вырывание и выбивание (приемы овладения мячом) | |
23 | Прием техники защиты – перехват; приемы, применяемые против броска | |
24 | Накрывание, тактика нападения, тактика защиты. | |
25 | Правила игры. Техника безопасности игры. | |
26 | Игра по упрощенным правилам баскетбола. | |
| Кроссовая подготовка | |
27 | Бег 1 км без учета времени. Дыхание в беге на длинную дистанцию. | |
28 | Бег 1500 м без учета времени. Техника бега на длинную дистанцию. | |
29 | Равномерная ходьба и бег средней интенсивности до 2х км. | |
30 | Переменная ходьба и бег средней интенсивности до 3х км. | |
31 | Лыжная подготовка. Ходьба в свободном темпе. Инструктаж по ТБ. | |
32 | Преодоление спусков и подъемов. | |
33 | Прохождение дистанции до 3-х км. | |
34 | Контроль техники. | |
35 | Техника торможения «плугом». | |
36 | Совершенствование техники спуска в низкой стойке и торможения «плугом». | |
37 | Преодоления полосы препятствий. | |
38 | Подвижные игры на лыжах. | |
39 | Волейбол Исходное положение (стойки), перемещения. | |
40 | Верхняя передача. Нижняя передача. | |
41 | Подача мяча. Прием мяча снизу двумя руками. | |
42 | Нападающий удар. Блокирование. | |
43 | Прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину. | |
44 | Прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе. | |
45 | Блокирование. Тактика защиты. | |
46 | Тактика нападения. | |
47 | Правила игры. Техника безопасности игры. | |
48 | Игра по упрощенным правилам волейбола. | |
49 | Игра по правилам. | |
| Атлетическая гимнастика | |
50 | Техника подъема одной гири. | |
51 | Техника подъема двух гирь. | |
52 | Техника выполнения становой тяги. | |
53 | Техника выполнения жима лежа. | |
54 | Индивидуальные занятия на снарядах. | |
55 | Средства физической культуры в регулировании работоспособности. | |
| Футбол | |
56 | Удар по летящему мячу средней частью подъема ноги. | |
57 | Удары головой на месте и в прыжке. | |
58 | Остановка мяча ногой, грудью. Игра по упрощенным правилам. | |
59 | Отбор мяча, обманные движения. Игра по упрощенным правилам. | |
60 | Техника игры вратаря. Игра по упрощенным правилам. | |
61 | Тактика защиты. Игра по упрощенным правилам. | |
62 | Тактика нападения. Игра по упрощенным правилам. | |
63 | Правила игры. Техника безопасности игры. | |
| Настольный теннис | |
64 | Правила игры. Стойка игрока. | |
65 | Техника игры справа. | |
66 | Техника игры слева. | |
67 | Подачи. Игра на счет. | |
68 | Тактика игры. | |