СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "ОФП"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Работа кружка "ОФП" ведется с целью создания условий для  самореализации и самоутверждения обучающихся средствами физической культуры; сохранения и укрепления  их здоровья. 

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "ОФП"»



Пояснительная записка

1. Цель и задачи, реализуемые рабочей программой

Цель: Создание условий для самореализации и самоутверждения личности средствами физической культуры; сохранение и укрепление здоровья учащихся, и их дальнейшее вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом.

Основные задачи:

  • Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям.

  • Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся.

  • Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

  • Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках.

  • Повышение культуры движений, обогащение двигательного опыта упражнениями базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, кроссовая подготовка, спортивные игры).

  • Освоение комплекса знаний о физической культуре, ее истории и формах организации, связи с культурой здоровья.

  • Формирование нравственных и волевых качеств личности, интереса к регулярным занятиям физической культурой.

  1. Нормативные документы, используемые при разработке рабочей программы

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  4. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Дугинской СШ;

  5. Учебный план МКОУ Дугинской СШ на 2018-2019 учебный год;

  6. Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2018-2019 уч.год, реализующих программы общего образования;

  7. Оценка достижения планируемых результатов;

  8. Локальные акты МКОУ Дугинской СШ, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта

3. Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю, 34 учебные недели. Срок реализации программы: 1 год.

В секцию принимаются обучающиеся 5-11 классов, имеющие разрешение родителей и допущенные медицинским работником к занятиям физической культурой. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 2 раза в год.

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Программа курса дополнительного образования «ОФП» составлена с целью дальнейшей мотивации к познанию и творчеству обучаемых, создание условий для развития и укрепления психического и физического здоровья. Дополнительные занятия предоставляют уникальные возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания: развития познавательных процессов, выработки воли и характера, воспитания чувства коллективизма.

Программа направлена на углубленное изучение предмета с применением специальных упражнений на развитие скоростно-силовых и координационных способностей, владение техникой двигательных действий и тактическими приёмами по изучаемым видам спорта.

Ведущим принципом при реализации программы является дифференцированный подход, дозирование нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучаемых.

Изучение теоретического материала осуществляется в форме коротких бесед, которые проводятся в начале и в ходе занятий.

Главными отличительными особенностями программы являются требования к проведению занятий: прикладная направленность, систематическое и комплексное воспитание двигательных качеств, достижение закаливающего эффекта (проведение занятий на открытом воздухе), воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, индивидуальный подход к учащимся. Для успешного овладения программным материалом занятия в секции сочетаются с самостоятельной работой.

При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личностных компетенций ребенка: познавательных, регулятивных, коммуникативных.



Учитывая эти особенности, предлагаемая программа ориентирована на достижение следующих результатов:

Выпускник научится:

  • рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;

  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

  • раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

  • руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

  • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

  • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

  • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

  • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

  • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

  • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);

  • выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

  • выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;

  • выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);

  • выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;

  • выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

  • выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций;

  • выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

  • характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;

  • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;

  • вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

  • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

  • проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа;

  • выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;

  • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;

  • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

  • выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;

  • выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта


Содержание учебного материала

Теоретическая подготовка:

  • значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека;

  • влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма; ЗОЖ, гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;

  • техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;

  • история олимпийского движения;

  • основы методики обучения и тренировки, порядок обучения технике и тактике;

  • правила игры, организация и проведение соревнований;

  • тактические планы игры, установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.

  • Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

  • Инструкторско-судейская практика: Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе. Самостоятельное комплектование команды. Правила и организация игры, по выбранному виду спорта (под контролем педагога).

Практическая подготовка:


Легкая атлетика:

Легкоатлетические упражнения: упражнения в беге, прыжках и метаниях.

Бег: 20,30,60 м, повторный бег - два-три отрезка по 20-30 м (с 12 лет) и по 40 м (с 14 лет), три отрезка по 50-60 м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60 м (с 13 лет), 100 м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40 м (10-12 лет), до 50-60 м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными пре­пятствиями. Бег или кросс 500-1000 м.

Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.

Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отско­ка; на дальность; метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега; толка­ние ядра весом 3 кг (девочки 13-16 лет), 4 кг (мальчики 13-15 лет), 5 кг (юноши 16 лет);

Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные - от 3 до 5 видов.

Подвижные игры. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Сал­ки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эс­тафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борь­ба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий.

Упражнения для развития прыгучести: Приседание и резкое вып­рямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 3 кг).

Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления.

Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом впе­ред, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и коли­чество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодо­лением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием тен­нисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте.

Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.

Упражнения для развития координационных способностей: разнообразные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с большими и малыми мячами), сочетание движений ног, туловища с одноименным и разноименным движением рук. Прыжки через скакалку и т. д. Для формирования осанки ходьба с предметами на голове.
Упражнения для развития скоростных способностей. По зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5.10.15…..30м. Рывки с изменением исходных положений: стойка лицом, спиной, боком к стартовой линии; сидя, лежа на спине; то же, но перемещение приставными шагами. Стартовые рывки с мячом, без мяча, в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за катящимся или летящим мячом и т.д. Бег с остановкой и резким изменением направления движения. Челночный бег 5х5 м, 3х10 м и т.д. Отрезки пробегаются лицом вперед, спиной вперед, приставными шагами. Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного, звукового сигналов и т.д.
Упражнения для развития скоростно-силовых способностей: прыжки на заданную длину по ориентирам. Метания мяча. Броски набивного мяча о груди от головы, из-за головы, снизу и т.д.
Упражнения на преодоление собственного веса: Выполнение упражнений для укрепления и коррекции мышечного корсета. Для мышц верхнего плечевого пояса: мальчики - сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, подтягивание из виса на перекладине; девочки - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке, на полу и т.д. Продвижение вперед в упоре лежа 3-5 м. Для мышц туловища - упражнения для мышц брюшного пресса и спины в висе на гимнастической стенке, лежа на матах (в т.ч. в парах). Для мышц нижних конечностей - приседания на одной или двух ногах, для мышц голени - поднимание и опускание на передней части стопы, то же, стоя на возвышенности.

Упражнения для развития выносливости. Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с ускорениями. Кросс по слабопересеченной местности до 6-8 минут. Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м с уменьшающимся интервалом отдыха.


Гимнастика с основами акробатики:

Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья - для мышц ног и таза.

Упражнения выполняются без предметов и с предметами, на гимнастических снарядах, в парах, методом круговой тренировки и т.д.

Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упраж­нений в несложные комбинации. Лазание по канату, висы, упоры, упражнения в равновесии.
Упражнения для развития гибкости: общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с предметами. Упражнения в парах. Круговая тренировка.


Спортивные игры:

Настольный теннис. Правила игры. Стойка игрока. Продвижение шагами, выпадами, прыжками, способы держания ракетки. Удары по мячу. Подачи. Удар без вращения мяча («толчок») справа, слева. Удар с верхним вращением («накат»), справа, слева. Удар с нижним вращением («подрезка»), справа слева. Разновидности ударов: нападающие и защитные, по прямой и косые, короткие и средние, длинные, с низким, средним, высоким отскоком, быстрые, средней силы, медленные. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры соперника. Выбор позиции. Игра на счет.
Футбол. Правила игры. Передвижения и прыжки. Удары по мячу ногой: удар носком, внутренней стороной стопы, удары после остановки, ведения, удары по мячу серединой, внутренней и внешней частью подъема, удары на точность, удары с места по катящемуся мячу, удары по мячу головой. Остановка катящегося мяча подошвой и внутренней стороной стопы. Остановка опускающегося мяча внутренней и внешней стороной, серединой подъема, бедром. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема. Ведение мяча, меняя направление. Отбор мяча. Перехват. Выбивание мяча. Финты. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижения и прыжки. Ловля мяча. Тактика игры в защите; выбор места, способа противодействия нападающему, страховка. Участие в соревнованиях с другими группами.
Баскетбол. Правила игры. Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте. Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой. Ловля и передача мяча двумя руками. Броски мяча в корзину после ведения. Выбивание мяча при ведении. Борьба за мяч. Выбор места. Тактика игры в нападении. Тактика игры в защите - личная система защиты.
Волейбол. Правила игры. Перемещения из стойки. Перемещения по площадке. Броски, ловля мяча двумя руками. Передача мяча сверху и снизу двумя руками, одной рукой. Подачи мяча сверху, снизу. Тактические действия в нападении. Тактические действия в защите. Учебные игры. Участие в соревнованиях с другими группами.


Лыжная подготовка: Совершенствование техники лыжных ходов. Прохождение дистанции 3-5км. Преодоление спусков и подъемов. Преодоление бугров и впадин. Преодоление полосы препятствий. Подвижные игры на лыжах.


Кроссовая подготовка: Равномерный бег до 15мин. Прохождение различных дистанций. Преодоление препятствий. Бег по виражу. Бег с ускорениями. Эстафетный бег. РДК скоростной выносливости.

Атлетическая гимнастика: Техника подъема одной гири. Техника подъема двух гирь. Техника выполнения становой тяги. Техника выполнения жима лежа. Круговая тренировка.









III. Тематическое планирование


Вид программного материала

Количество уроков

Основы знаний по физической культуре

В процессе занятий

Легкая атлетика

9

Гимнастика

10

Баскетбол

7

Кроссовая подготовка

4

Лыжная подготовка

8

Волейбол

11

Атлетическая гимнастика

6

Футбол

8

Настольный теннис

5

Всего

68

IV. Система оценивания

Для контроля над ходом учебно-воспитательного процесса планируются контрольные упражнения, которые выполняются по мере овладения навыками занимающимися.

Обучаемые, занимающиеся в группах дополнительного образования, должны иметь прирост показателей общей и специальной подготовленности после окончания учебного года и стремиться показывать результаты не ниже среднего уровня. А так же, выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, лыжам, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма.
Обучаемые, по мере освоения учебного материала, могут принимать участие в соревнованиях по выбранному виду спорта.


V. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Физическая культура. 5-7 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / (М.Я.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова и др.) ; под ред. М.Я.Виленского. – 3-е изд. – М.; Просвещение, 2014. – 239с.; ил.


  1. Физическая культура. 1-11 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А.Зданевича /авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград : Учитель, 2014. – 169