Пояснительная записка
Программа курса «Право в жизни современного общества» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и авторской программы внеурочной деятельности (Социальное творчество/Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов –М.: Просвещение, 2011) и предназначена для организации познавательной деятельности школьников, срок реализации – 3 года. Продолжительность реализации – 102 часа за 3 года. Продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 1 часу. (34 часа в год). Занятия проводятся по расписанию.
Первая статья действующей Конституции РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством. Однако в реальной жизни процесс становления правового демократического государства занимает значительное время и требует не только законотворческих усилий. Важнейшей составляющей и одновременно предпосылкой правового государства является развитая правовая культура граждан, включающая три компонента: знание правовых норм, уважение к праву и соблюдение этих общеобязательных правил поведения в реальной жизни.
Актуальность данной программы и целесообразность изучения данного курса в том, что она призвана сыграть важную роль в деле воспитания правовой культуры школьников, так необходимой гражданам нашего государства в настоящее время.
Настоящая программа имеет интелектуально-познавательную направленность, при этом программа направлена не только на расширение содержания общего образования в области обществознания, но и на профориентационную работу, которая способна оказать содействие определению жизненных планов ребёнка, сформировать устойчивый интерес к правоведческой, правотворческой и правоохранительной деятельности.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы состоит в выраженной направленности на профориентационную работу, акценте на практическую работу с правовыми документами, на решение тестовых и творческих задач, анализ различных источников правовой информации, что в совокупности может вооружить школьника необходимыми для жизни в современном обществе компетенциями.
Настоящая программа дополнительного образования предназначена для учащихся 5-9 классов
Цель программы:
социализация детей в условиях становления в России правового государства путём формирования индивидуального начального научного правосознания и правовой культуры учащихся и профессиональной ориентации учащихся на выбор юридических специальностей.
Задачи:
Обучающие:
- систематизировать знания учащихся в области права, полученные в ходе изучения общественных дисциплин и реальной жизни;
Воспитательные:
- подготовить учащихся к осознанному выбору будущей профессии, связанной с правоведением, юриспруденцией, правоохранительной деятельностью;
-воспитать уважительное отношение к праву, активную гражданскую позицию;
Развивающие:
- развить аналитические и творческие способности учащихся.
Основные формы работы:
- индивидуально-групповые занятия,
- самостоятельная работа,
- творческая работа.
Ведущими методами работы по данной программе являются:
Основные методы обучения:
преподавания:
- объяснительный,
- информационно-сообщающий,
- демонстрационный;
учения:
- поисковый,
- репродуктивный,
- проблемный;
воспитания:
- убеждение,
- личный пример,
-пример жизнедеятельности известных политических деятелей;
Приемы организации деятельности:
Интерактивные –
лекция,
научно-практическая конференция,
диспут,
дискуссия,
мини-сочинение;
Активные –
семинар,
практическая работа,
ролевая игра,
деловая игра,
экскурсия,
правовая ситуация,
гражданский форум,
ты – репортер,
дебаты.
Ожидаемые результаты:
В результате усвоения программы учащиеся должны:
Знать термины:
Право, мораль, правовая норма; императивные, диспозитивные нормы права;
разрешающая, обязывающая, запрещающая нормы права; гипотеза, диспозиция, санкция; правоотношение: объекты и субъекты; юридический факт; правоспособность и дееспособность; закон, Конституция; гражданское право; трудовое право; семейное право; административное право, конституционное право; отрасли права, правосознание, правопорядок, правонарушение, юридическая ответственност, презумпция невиновности,
гражданство, сделка, исковая давность, обязательство, право собственности, семья, брак, усыновление (удочерение), опека и попечительство, преступление.
Называть:
Виды юридических норм по предмету правового регулирования, по форме выражения правового предписания, основные права человека, политические свободы, отрасли права. Особенности гражданского права. Задачи трудового права. Особенности семейного права. Особенности конституционного права. Основные принципы правового государства. Источники права. Основные и текущие законы. Формы реализации права. Полномочия законодательной власти. Задачи исполнительной власти. Виды правонарушения. Виды юридической ответственности. Специфические признаки преступления.
Описывать:
Естественные, неотчуждаемые права человека. Конституцию как основной закон государства. Гражданский кодекс РФ. Семейный, Уголовный, Трудовой Кодексы РФ. закон «О защите прав потребителя» – как основные источники российского текущего законодательства. Структуру и задачи правоохранительных органов и их функции в обеспечении законности и правопорядка.
Сравнивать:
моральные и правовые нормы. Функции законодательной, исполнительной и судебной власти. Назначение адвокатуры и прокуратуры. Задачи органов внутренних дел и органов безопасности.
Объяснять с помощью примеров:
императивные, диспозитивные нормы права; разрешающие, обязывающие, запрещающие. Объекты и субъекты правоотношений. Основные принципы правового государства. Содержание прав человека. Проявление различных уровней правосознания. Правомерное и неправомерное поведение. Виды правонарушений и виды юридической ответственности. Отрасли права и предметы их регулирования. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Осуществление законодательной власти через парламент. Содержание прав человека. Задачи органов судебной власти.
Оценивать, исходя из внешних критериев:
значение знания правовых норм для жизнедеятельности человека. Значение прав человека и условия их реализации. Значение принципа презумпции невиновности и презумпции виновности.
На базе представленных выше знаний программа призвана дать возможность учащимся:
овладеть юридическими терминами и понятиями;
усвоить совокупность конкретных правил поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан;
понимать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;
уметь применять правовые знания. Проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;
осуществлять свои права на практике; руководствоваться в различных сферах жизни существующими юридическими нормами;
уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли-продажи и т. д.)
иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности;
осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;
иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности.
Знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств.
Целесообразно проведение занятий в максимально творческой обстановке с использованием игровых, проектных и проблемных методик.
Формы контроля:
Проведение контрольных работ, тестирования, контрольных практических занятий, защиты рефератов, учебных конференций
Тематическое планирование
1 год обучения
№ № | Названия разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Право в жизни современного общества. | 7 |
2 | Профессия: юрист. | 2 |
33 | Правоохранительные органы современной России. | 7 |
4 | Правовая культура. | 2 |
5 | Конституция РФ и Конституционное право. | 10 |
6 6 | Основные понятия и нормы отдельных отраслей права. | 6 |
| ИТОГО | 34 |
Содержание
Раздел I. Право в жизни современного общества (7 ч.)
Право в системе социальных норм. Происхождение государства и права. Сущность, отличительные признаки, функции права. Публичное и частное право. Источники права. Нормативно-правовые акты, их виды. Структура правовой нормы.
Раздел II. Профессия: юрист (3 ч.)
Выбор профессии - ответственный шаг. Виды профессий. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональное юридическое образование. Юридические специальности в российских и тамбовских высших учебных заведениях. Правила приёма на юридические факультеты вузов.
Раздел III. Правоохранительные органы современной России (7 ч.)
Правоохранительные органы РФ, их виды, задачи и функции. Судебная система Российской Федерации. Конституционный Суд РФ. Суды общего назначения. Верховный Суд РФ. Высший Арбитражный суд. Требования, предъявляемые к судьям. Прокуратура. Адвокатура. Милиция. ФСБ. Нотариат.
Раздел IV. Правовая культура (2 ч.)
Определение правовой культуры. Слагаемые правовой культуры. Гражданское общество и государство.
Раздел V. Конституция РФ и Конституционное право (11 ч.)
История российского конституционализма. Конституция РФ: общая характеристика, её достоинства и недостатки. Конституционное право. Основы конституционного строя РФ. Понятие формы государства. Форма правления. Форма национально-государственного устройства РФ. Политический режим. Россия - демократическое правовое государство. Субъекты РФ. Россия - светское и социальное государство. Основные права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ и международным документам по правам человека. Всеобщая декларация прав человека. Конституционные обязанности российских граждан. Гражданство в РФ.
Избирательная система РФ. Избирательные права граждан РФ.
Высшие органы государственной власти РФ. Порядок избрания и полномочия Президента. Федеральное собрание. Порядок формирования и предметы ведения. Законодательная процедура. Правительство РФ. Судебная власть в РФ. Местное самоуправление.
Раздел VI. Основные понятия и нормы отдельных отраслей права (36 ч.)
Гражданское право. Гражданский кодекс РФ. Гражданская правоспособность и дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация. Сделки и договоры. Заключение и исполнение договора. Право собственности. Защита права собственности. Гражданско-правовые споры. Гражданско-правовая ответственность. Закон РФ «О защите прав потребителей». Основные права потребителя и их законодательная защита.
Трудовое право. Трудовой кодекс РФ. Права и обязанности работника и работодателя. Составление и заключение трудового договора. Трудовая книжка. Расторжение трудового договора. Системы оплаты труда. Охрана труда. Охрана труда и здоровья несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная и материальная ответственность. Судебная защита трудовых прав.
Административное право. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения, их виды. Виды административных наказаний. Административная ответственность несовершеннолетних.
Семейное право. Семейный Кодекс РФ. Понятие семьи, брака. Условия заключения и порядок расторжения брака. Права и обязанности родителей, супругов. Брачный договор. Права ребёнка. Международные документы по правам ребёнка.
Уголовное право. Уголовный кодекс РФ. Преступление. Виды преступлений. Состав преступления. Формы вины. Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели и виды. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Раздел VII. Защита прав граждан ( 4 ч.)
Способы защиты гражданами своих прав и законных интересов. Порядок обращения граждан в суд. Составление искового заявления, кассационной жалобы. Уполномоченный по правам человека. Международные правозащитные организации.
Раздел VIII. Итоговый контроль (2ч.)
Предполагаются следующие формы контроля и подведения итогов:
По разделу 1: тестовый;
по разделу 2: написание мини-сочинения;
по разделу 3: выполнение итоговой практической работы;
по разделу 4: написание эссе;
по разделам 5 и 6: тестирование;
по разделу 7: итоговая практическая работа по составлению юридических документов.
Итоговый контроль предполагается в виде научно-практической конференции по правовым проблемам.
Календарное планирование
№ п/п | Названия разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Право в системе социальных норм. | 1 |
2 | Происхождение государства и права. | 1 |
3 | Сущность, отличительные признаки, функции права. | 1 |
4 | Отрасли и институты российского права | 1 |
5 | Источники права | 1 |
6 | Виды нормативно – правовых актов | 1 |
7 | Структура правовой нормы | 1 |
8 | Выбор профессии – ответственный шаг. Виды профессий | 1 |
9 | Профессиональное юридическое образование. | 1 |
10 | Правоохранительные органы, их задачи и функции | 1 |
11 | Судебная система РФ. | 1 |
12 | Требования, предъявляемые к судьям. | 1 |
13 | Прокуратура. | 1 |
14 | Адвокатура. | 1 |
15 | Милиция. ФСБ. | 1 |
16 | Нотариат. | 1 |
17 | Слагаемые правовой культуры. | 1 |
18 | Гражданское общество и государство. | 1 |
19 | История российского конституционализма. | 1 |
20 | Общая характеристика Конституции РФ 1993 г. | 1 |
21 | Основы Конституционного строя РФ. | 1 |
22 | Основные права и свободы человека и гражданина. | 1 |
23 | Всеобщая декларация прав человека. | 1 |
24 | Конституционные обязанности граждан РФ. | 1 |
25 | Гражданство в РФ. | 1 |
25 | Избирательная система и избирательные права в РФ. | 1 |
26 | Высшие органы власти в РФ. | 1 |
27 | Местное самоуправление в РФ. | 1 |
28 | Гражданское право. | 1 |
29 | Гражданский кодекс РФ. | 1 |
30 | Гражданская правоспособность и дееспособность. | 1 |
31 | Дееспособность несовершеннолетних. | 1 |
32 | Сделки и договоры. | 1 |
33 | Право собственности и его защита. | 1 |
34 | Гражданско – правовые споры. | 1 |
| ИТОГО | 34 |
Тематическое планирование
2 год обучения
№ урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
1 | Что такое право | 8 |
2 | Государство | 4 |
3 | Право и человек | 6 |
4 | Право и государство | 8 |
5 | Человек и государство | 6 |
6 | Правовой турнир | 2 |
| Всего | 34 |
Содержание курса
ТЕМА 1. Что такое право?
Что такое правовая норма. Понятие и виды социальных норм. Правовые нормы и их отличие от других социальных норм. Право и его принципы.
Система права. Норма права. Структура нормы права. Отрасль права. Основные отрасли права.
Нормативно-правовой акт. Система законодательства. Система законодательства. Действие нормативно-правового акта. Реквизиты нормативно-правового акта.
Что такое правоотношение. Признаки, состав правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Виды правоотношений.
Что такое правонарушение. Признаки правонарушения. Виды правонарушений.
Юридическая ответственность. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности.
ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО
Государство. Признаки государства. Форма государства.
Демократическое правовое государство. Демократия. Принципы демократии. Признаки правового государства. Верховенство права.
Правовое государство и гражданское общество. Правовое государство. Гражданское общество. Элементы гражданского общества.
ТЕМА 3. ПРАВО И ЧЕЛОВЕК
Общая характеристика прав и свобод человека. Правовой статус человека. Конституционные принципы правового статуса личности. Гарантии прав и свобод человека.
Личные права человека. Право на жизнь. Достоинство человека. Право на свободу. Право на частную жизнь и др.
Экономические, социальные и культурные права человека. Право на образование. Право на экономическую деятельность. Право частной собственности и др.
Политические права человека. Право на объединение. Свобода информации и печати. Право на обращение и др.
Права несовершеннолетних. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
ТЕМА 4. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО
Конституция РФ – основной закон государства. Конституция. Причины принятия Конституции РФ. Легитимность Конституции РФ.
Основы конституционного строя. Конституционный строй. Правовое положение человека и гражданина. Социальное и светское государство.
Международные нормы и принципы в правовой системе. Международные отношения. Международное право. Международный договор.
Как принимаются законы. Законопроект. Право законодательной инициативы. Опубликование закона. Вето президента.
Организация государственной власти. Государственный аппарат. Президент РФ. Федеральное собрание. Правительство.
Основы местного самоуправления. Местное самоуправление. Вопросы и органы МС. Муниципальная собственность.
Судебная система РФ. Конституционный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ. Верховный Суд. Районный суд. Мировой судья.
Правоохранительные органы. Судебный пристав. Прокуратура. Полиция. Нотариат. Адвокатура.
ТЕМА 5. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО
Гражданство РФ. Гражданство. Гражданин. Принципы гражданства. Основания приобретения гражданства.
Право избирать и быть избранным. Выборы. Принципы выборов. Избирательное право. Избиратель. Кандидат.
Общественные объединения. Общественное объединение. Политическая партия. Профессиональный союз.
Конституционные обязанности человека и гражданина. Соблюдение законов. Уважение прав и свобод. Обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителя и др.
Обязанность платить налоги. Права налогоплательщика Бюджет. Доходы. Налоговая система. Налоги. Налоговые правоотношения и органы.
Воинская обязанность. Военная служба. Воинская обязанность. Воинский учет. Альтернативная гражданская служба
Календарное планирование
2 год обучения
№ урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
1 | Что такое правовая норма. | 1 |
2 | Система права. | 1 |
3 | Нормативно-правовой акт. Система законодательства. | 1 |
4 | Как найти нужный закон | 1 |
5 | Что такое правоотношение. | 1 |
6 | Что такое правоотношение | 1 |
7 | Что такое правонарушение. | 1 |
8 | Юридическая ответственность | 1 |
9 | Государство: понятие. | 1 |
10 | Основные признаки государства | 1 |
11 | Демократическое правовое государство. | 1 |
12 | Правовое государство и гражданское общество. | 1 |
13 | Общая характеристика прав и свобод человека. | 1 |
14 | Личные права человека | 1 |
15 | Экономические, социальные и культурные права человека. | 1 |
16 | Политические права граждан | 1 |
17 | Права несовершеннолетних | 1 |
18 | Права несовершеннолетних | 1 |
19 | Конституция РФ – основной закон государства. Основы конституционного строя. | 1 |
20 | Международные нормы и принципы в правовой системе России | 1 |
21 | Как принимаются законы | 1 |
22 | Как принимаются законы (этапы разработки закона) | 1 |
23 | Организация государственной власти. | 1 |
24 | Органы местного самоуправления | 1 |
25 | Судебная система РФ. | 1 |
26 | Правоохранительные органы | 1 |
27 | Гражданство РФ | 1 |
28 | Гражданство РФ | 1 |
29 | Право избирать и быть избранным. | 1 |
30 | Общественные объединения | 1 |
31 | Конституционные обязанности человека и гражданина. Обязанность платить налоги. | 1 |
32 | Права налогоплательщика. Воинская обязанность | 1 |
33-34 | Правовой турнир | 2 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Настоящая программа дополнительного образования имеет 8 разделов
Раздел I. Право в жизни современного общества.
Нацелен на усвоение учащимися таких важных вопросов как право в системе социальных норм; происхождение государства и права; сущность, отличительные признаки, функции права; отрасли и институты российского права; источники права; виды нормативно – правовых актов; структура правовой нормы
Изучение данного раздела рассчитано на 7 занятий, в том числе 4 теоретических (в форме лекций, эвристических бесед, самостоятельных работ), 3 практических (в форме семинара, лабораторной работы, тестирования). Контроль предполагается провести в форме тестирования.
Раздел II. Профессия: юрист.
Нацелен на приобретение учащимися знаний по следующим темам: Выбор профессии – ответственный шаг. Виды профессий. Профессиональное юридическое образование. 3 занятия, в том числе 1 лекция и 2 практических занятия. На одном предлагается провести психолого-педагогическое анкетирование профориентационной направленности, на другом – поиск в Интернете необходимых данных об образовательных услугах в сфере юридического образования. Контроль в виде написания мини-сочинения о профессии юриста.
Раздел III. Правоохранительные органы современной России
Предполагает знакомство учеников с такими важными понятиями, как правоохранительные органы, их задачи и функции; судебная система РФ; требования, предъявляемые к судьям; прокуратура; адвокатура; милиция; ФСБ; нотариат. Он включает 7 занятий, в том числе 4 теоретических (в форме лекций) и 3 практических (в том числе работа со схемами судебной системы РФ, документами, определяющими структуру правоохранительных органов и их функции, Конституцией РФ.) Контроль: итоговая практическая работа по разделу.
Раздел IV. Правовая культура.
Основные понятия раздела: слагаемые правовой культуры; гражданское общество и государство. 2 теоретических занятия в форме лекции. Контроль в виде написания эссе.
Раздел V. Конституция РФ и Конституционное право.
Важнейшие темы и понятия раздела: История российского конституционализма. Общая характеристика Конституции РФ 1993 г. Основы Конституционного строя РФ. Основные права и свободы человека и гражданина. Всеобщая декларация прав человека. Конституционные обязанности граждан РФ. Гражданство в РФ. Избирательная система и избирательные права в РФ. Высшие органы власти в РФ. Местное самоуправление в РФ. Предполагается 11 занятий, в том числе 5 теоретических (лекции, беседы) и 6 практических (лабораторные работы с текстом Конституции РФ 1993 года). Контроль в виде тестирования.
Раздел VI. Основные понятия и нормы отдельных отраслей права.
Основные темы и понятия раздела: Гражданское право. Гражданский кодекс РФ Гражданская правоспособность и дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних. Сделки и договоры. Право собственности и его защита. Гражданско – правовые споры. Гражданско–правовая ответственность. Закон РФ «О защите прав потребителя». Основные права потребителя и их защита. Трудовое право. Трудовой кодекс РФ. Права и обязанности работника и работодателя. Заключение трудового договора. Трудовая книжка. Расторжение трудового договора. Оплата труда. Охрана труда. Особенности труда несовершеннолетних. Трудовые споры. Защита прав в суде. Дисциплинарная и материальная ответственность. Виды административных правонарушений. Виды административных наказаний. Административная ответственность несовершеннолетних. Семейное право. Семейный кодекс РФ. Семья, брак. Заключение и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Брачный контракт. Права и обязанности родителей. Права ребёнка по Семейному кодексу РФ и Конвенции о правах ребёнка. Уголовное право. Уголовный кодекс РФ. Преступления, их виды. Состав преступления. Уголовная ответственность. Предлагается проведение 36 занятий, в том числе 21 теоретических (лекции, самостоятельные работы с учебной литературой) и 15 практических (работа с текстами кодексов, решение юридических задач, составление документов правового характера: брачный контракт, деловые и ролевые игры). Контроль в форме тестирования.
Раздел VII. Защита прав.
Основные темы и понятия раздела: Способы защиты гражданами своих прав и законных интересов. Порядок обращения граждан в суд. Претензии, жалобы, исковые заявления. Уполномоченный по правам человека. Международные правозащитные организации. Раздел нацелен на приобретение знаний и практических умений в области защиты своих прав, поэтому акцент сделан на практические занятия: их предлагается провести 3 (составление жалоб, претензий и исковых заявлений). Теоретическое занятие 1 (лекция о международных правозащитных организациях и Уполномоченном по правам человека). Контроль в форме практической работы по составлению документов.
Раздел VIII. Итоговый контроль.
Подведение итогов предлагается в форме учебной конференции, на которой учащиеся могут выступить с докладами по выбранным темам, защитить рефераты.
Методы и приёмы
Целесообразно проведение занятий в максимально творческой обстановке с использованием игровых, проектных и проблемных методик. Проведение контрольных работ, тестирования, контрольных практических занятий, защиты рефератов, учебных конференций. Предполагается проведение лекций, самостоятельных работ с учебной литературой, составление жалоб, претензий и исковых заявлений, работа с текстами кодексов, решение юридических задач, составление документов правового характера, деловые и ролевые игры.
Тематическое планирование
3-й год обучения
№ | Тема | Количество часов |
теория | практика | всего |
1 | Раздел I. Права ребенка, права человека | 10 | 10 | 20 |
2 | Раздел II. Защита прав | 4 | 4 | 8 |
3 | Раздел III. Единство прав и обязанностей. | 2 | 2 | 4 |
4 | Раздел IV. Повторение | 0 | 2 | 2 |
| ИТОГО | 16 | 18 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Права ребенка. Права человека. (20 часов)
1.1. Большая забота о маленьких детях
Знакомство детей с идеей возникновения прав ребенка. Декларация прав человека. Женевская декларация прав ребенка. Всеобщая декларация прав человека ООН. Конвенция о правах ребенка. Понятие - права. Понятие - право. ( ЦОР- презентация)
1.2.Право на жизнь. Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка.
Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни. Государство. Гражданство. Символы России. Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления? Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка.
1.3. 7хЯ = семья
Роль семьи в обществе. Обязанности членов семьи. Элементарные представления о механизме защиты прав ребенка. Формирование уважительного отношения к семье, правам членов семьи и окружающих людей.
1.4 Государство на страже закона
Государство на страже закона (правоохранительные органы) Кто может нарушить закон? Нарушение прав ребенка. Правонарушения и их возможные последствия. Право на неприкосновенность личности. Право на защиту от физического и психологического насилия.
1.5. Казнить нельзя, помиловать?
Конституционные обязанности гражданина. Ответственность и ее виды. Административная ответственность несовершеннолетних.
1.6. Школа моей мечты. Устав школы – основной закон ее жизни. Мой класс и мои друзья.
Устав школы – основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Правила поведения в школе и классе. Разработка правил поведения в классе.
1.7. В гостях у Айболита
Право на охрану здоровья. Право на медицинское обслуживание. Здоровье и его составляющие. Правила питания. Правила гигиены.
1.11. Труд детей
Права несовершеннолетних по трудовому кодексу. Трудовой договор. Понятия «непосильный труд», «самообслуживание», «эксплуатация детского труда».
Раздел 2. Защита прав. (8 часов)
2.1. Страна справедливости. Защита прав ребенка в школе.
Документы, защищающие права ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить? Учить детей замечать нарушения прав человека.
2.2. Маленький, да удаленький.
Учить детей цивилизованно защищать свои права. Модель «Как защитить свое право»
2.3.Твое мнение.
Что означает слово «мнение». Учить культурно высказывать свое мнение, уважать мнение других людей. Модель «Общественное мнение»
2.4.Правила честного спора.
Способствовать осознанию детьми важности урегулирования разногласий мирными средствами.
Проект «Правила спора»
2.5.Мои права – моя свобода
Развивать у учащихся осознанное понимание понятия «свобода» в реальной жизни.
Раздел 3. Единство прав и обязанностей (4 часа)
3.1. Можно ли быть свободным без ответственности?
Формировать понятие «ответственность», показать значимость понятий
«свобода» и «ответственность» в жизни человека.
3.2. Обязанности школьника.
Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика; показать учащимся, что учеба является правом и обязанностью ученика.
Раздел 4. Повторение (2 часа)
4.1. Счастье твое закон бережет
Актуализировать основные понятия курса о правах человека. Подготовка к итоговому проекту.
4.2. Мои права.
Обобщить знания, полученные на занятиях. Защита итоговых проектов.
Календарное планирование
№ урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
Раздел I. Права ребенка, права человека |
1 | Большая забота о маленьких детях | 2 |
2 | Знакомство детей с идеей возникновения прав ребенка. Декларация прав человека. Женевская декларация прав ребенка. | 2 |
3 | Право на жизнь. Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка. | 2 |
4 | Государство. Гражданство. Символы России. Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления? Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка. | 2 |
5 | 7хЯ = семья | 2 |
6 | Роль семьи в обществе. Обязанности членов семьи. Элементарные представления о механизме защиты прав ребенка | 2 |
7 | Государство на страже закона | 2 |
8 | Конституционные обязанности гражданина. Ответственность и ее виды. Административная ответственность несовершеннолетних. | 2 |
9 | Казнить нельзя, помиловать? | 2 |
10 | Школа моей мечты. Устав школы – основной закон ее жизни. Мой класс и мои друзья. | 2 |
Раздел II. Защита прав |
11 | В гостях у Айболита | 2 |
12 | Труд детей | 2 |
13 | Страна справедливости. Защита прав ребенка в школе | 2 |
14 | Маленький да удаленький | 2 |
Раздел III. Единство прав и обязанностей |
15 | Твое мнение. Правила честного спора. | 2 |
16 | Мои права – моя свобода. Можно ли быть свободным без ответственности. Обязанности школьника. | 2 |
Раздел IV. Повторение |
17 | Счастье твое закон бережет. Мои права. Обобщить знания, полученные на занятиях. Защита итоговых проектов. | 2 |
| Всего: | 34 |
Дидактический материал
Варывдин, В. А. Учебно-методический комплекс. Основы права: альбом схем, таблиц и определений. – М.: Педагогическое общество России, Изд. дом «Ноосфера», 1999.
Готовимся к олимпиаде по праву: Сб. заданий и ответов для 9-11 кл./Сост. ГИМЦ РО г. Мурманска. М.: АРКТИ. 2008.
Глухарева, Л. И. Права человека: альбом схем // Право в школе. – 2004. – № 2.
Любимов, А. П. Конституция Российской Федерации: альбом таблиц и схем. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА. – М., 1998.
Певцова, Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для старших классов. - М., 2000.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
литература для учащихся
Алиасберг, Н. И. Права человека в свободной стране: учебное пособие по правоведению для 8–9 классов средней общеобразовательной школы. – СПб.: Специальная литература, 1998.
Володина С.И., Полиевктова А.М. и др. Основы правовых знаний: уч. для 8-9 кл. (книги 1-2) - М.: Вече. 2005.
Кашанин А.В. Основы государства и права. 9-11 кл.: Краткий справочник школьника. – М.: Дрофа, 1998.
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права: учебник для 9 класса общеобразоват. учрежд. – 2-е изд., дораб. – М.: Витта-Пресс, 2003.
Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры. 9 кл.,10 кл., 11кл. – М.: ТНД «Рус. слово – РС», 2006-2008.
ИСТОЧНИКИ И литература для учителя
Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-Пресс, 2004.
Гражданский кодекс РФ. Части 1, 2, 3, 4. - М.: Эксмо, 2007.
Кодекс РФ об административных правонарушениях. - М.: Издательство "Экзамен", 2007.
Семейный кодекс РФ. - М.:Эксмо, 2003
Трудовой кодекс РФ. - М.: Издательство "Экзамен", 2007.
Уголовный кодекс РФ. - М.:Юрайт-Издат, 2002.
Закон РФ "О защите прав потребителей" - Новосибирск: Сиб. унив. издательство, 2004.
Аминов А. Сам себе юрист: правовая игра // Граждановедение. – 2004. – № 13–14. – С. 15.
Болотина Т. В. Организация обучения правам человека в основной школе // Право в школе. – 2004. – № 1. – С. 40–48.
Защита прав потребителей: учебно-практич. пособие / авт.-сост.
А. С. Долбилин, Ф. Р. Шахурина, Г. Н. Цыкоза / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Л. П. Дашкова. – М.: Информ.-внедрен. центр «Маркетинг», 1998.
Иоффе А. Н. Методические материалы по гражданскому образованию. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.
Ищенко В. М. Изучаем Конституцию Российской Федерации: учеб.-метод. пособие для преподавателей обществ. дисциплин, учащихся старших классов, студентов высших и средних спец. учебных заведений. – Чебоксары: КЛИО, 1997.
Календро В. Н. Опыт изучения «Конвенции о правах ребенка» в школе // Право в школе. – 2004. – № 3. – С. 46-49.
Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2003.
Никитин А. Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права: учеб. пособие. – М.: ООО Фирма «Изд-во АСТ», 2005.
Никитин А. Ф. Основы обществознания. 8–9 кл: учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2006.
Никитин А. Ф. Права человека: доп. материалы к учеб. «Право и политика». 9 кл.: пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.
Никитин А.Ф. Правоведение: уч. для 10-11 кл. общеобр. Учреждений/А.Ф. Никитин. - М.:Просвещение, 2007.
Тихомиров, М. В., Тихомирова Л. В. Юридическая энциклопедия. – М., 2001.
Фарберова, О.Е., Паршин Н.М. Правоведение: уч. пособие. - М.: Издательство РДА, 2004.
Интернет-ресурсы для учителей и учеников:
Президент России: официальный сайт
http://www.president.kremlin.ru
Президент России — гражданам школьного возраста
http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт
http://www.duma.gov.ru
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация
http://www.gks.ru
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации
http://www.gov.ru
Все для поступающих
http://www.edunews.ru
ВСЕВЕД: все об образовании
http://www.ed.vseved.ru
Интернет-портал «Абитуриент»
http://www.abitu.ru
Информационно-поисковая система «Знание.ру»: образование в Москве и за рубежом
http://www.znania.ru
Информационно-справочная система педагогического объединения «РАДУГА»
http://www.detiplus.ru
Образование в Петербурге
http://www.obrazovan.ru
Проект Examen: все о высшем образовании
http://www.examen.ru
Портал «5баллов» (новости образования, вузы России, тесты, рефераты)
http://www.5ballov.ru
Портал Abiturcenter.ru: Учебно-научный центр довузовского образования
http://www.abiturcenter.ru
Справочник «Высшее профессиональное образование в России»
http://www.he.znanie.info
Университеты Москвы: информационный портал о столичных университетах
http://www.moscow-high.ru
14