СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Эрудит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа внеурочной деятельности "Эрудит" общекультурного направления 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Эрудит"»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Свердликовская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области


Согласована:

заместитель директора по УВР

_________Стоянова О.Ф. ______________________




Принята на заседании

педагогического совета

Протокол от __________№ ___



Утверждаю

Директор школы

________ Иванов Е.А.

Приказ от ___________№_____





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Эрудит»

(Общекультурное направление)

1 класс

(ФГОС НОО)

2018 – 2019 учебный год



Учитель: Лузанова Любовь Яковлевна



с. Свердликово

2018 год

Пояснительная записка


Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.


Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике.

Задачи:

  • формирование индивидуальных творческих способностей личности;

  • развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников;

  • формирование активного мышления;

  • корректирование личностного и интеллектуального развития учащихся;

  • совершенствование учебных умений и навыков;

  • активизирование познавательного интереса;

  • воспитание настойчивости, терпения, способности к саморегуляции;

  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;

  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.

Главные принципы реализации программы.

  1. Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.

  2. Гуманизм в межличностных отношениях.

  3. Научность и интегративность.

  4. Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

  5. Применение принципов развивающего обучения.

  6. Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Новизна и педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития ребёнка и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Содержание программы тесно связано с содержанием учебника «Математика».

Объём кружковых занятий и виды учебной работы: на изучение курса предложено 33 часа












Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности


Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня;

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

  • определять учебную задачу;

  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • владеть своим вниманием;

  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;

  • самостоятельно мыслить и творчески работать;

  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники интеллектуального курса будут принимать участие в олимпиаде по математике («Кенгуру»).

Уровень знаний определяется собеседованием и тестированием.

Формы подведения итогов реализации программы.

Участие в международных, городских, районных конкурсах интеллектуалов, олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство).














Содержание


На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

- организация и проведение, как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного уровня;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Методы обучения. Для опережающего обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

  • ослабить скрытые конфликты;

  • выработать общее решение;

  • повысить эффективность работы участников дискуссии;

  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы:

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
































Календарно-тематический план


п/п

Дата

Тема

Универсальные учебные действия

планируемая

фактическая



Волшебные превращения цифр


Личностные УУД:

  • Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности.

  • Развитие толерантности во взаимоотношениях.

  • Развитие регуляторов поведения.

  • Развитие познавательных интересов, учебной мотивации.

Регулятивные УУД:

Формировать:

  • умение учиться и способность к организации своей деятельности;

  • умения оценивать свои возможности решения, находить допущенные ошибки; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

  • умение находить в чужой и собственной работе ошибки, объяснять причину;

  • умение прогнозировать результат вычисления;

  • учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные УУД:

  • Учиться в диалоге: понимать вопросы учителя, собеседника и отвечать в соответствии с правилами речевого этикета.

  • Анализировать объекты с целью выделения признаков.

  • Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход выполнения.

  • Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий.

  • Моделировать изученные арифметические зависимости.

  • Преобразовывать объект в знаково-символическую модель.

  • Исследовать: сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности.

  • Учить выводить общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи (обобщения); выделять существенные признаки и их синтезировать (подведение под понятие), устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

  • Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

  • Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.

  • Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.

  • Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение.

  • Выдвигать предположения: находить основания для выбора арифметических действий.

Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания



В царстве смекалки




Логические задания




Забавная геометрия




Решение нестандартных задач




Задания на логическое мышление




Задачи повышенной сложности




Математический турнир




Блиц – турнир по решению задач




Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике




Задачи в стихах. Головоломки. Логические цепочки




Игра «Математик-бизнесмен»




Магические квадраты




Задачи повышенной сложности




Магические квадраты. Логические цепочки




Путешествие по стране Геометрия




Головоломки. Задачи в стихах




Подготовка к международному конкурсу-игре по математике «Кенгуру»




Блиц – турнир по решению задач




Геометрия вокруг нас




Игры с таблицей умножения




Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике



Математическая игра «Счастливый случай»




Путешествие в страну Мультипотамию




Подготовка к международному конкурсу-игре по математике «Кенгуру»




Задачи повышенной сложности




И прекрасна, и сильна математики страна!




В гости к царице Математике




Занимательная геометрия




Удивительный мир математики




Игра «Звёздный час»




Такая уж это страна Математика




Математический КВН