Наименование темы цикла, раздела | Цели раздела | Знать/понимать | Уметь | Тема урока | № урока | Цель урока | Миним. объем содержания урока | Домаш. задание | Дата |
1 раздел. Введение в основы общей биологии | Познакомить учащихся с задачами и содержанием курса «Общая биология» | Современные проблемы общей биологии, актуальность биологических исследований | Пользоваться учебником | Биология – наука о живом мире | 1 | Продолжить развитие у учащихся умения работы с учебником. Основные задачи современной биологии. | Задачи и методы изучения современной биологии. | § 1 прочитать | |
Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов. | 2 | Расширить знания учащихся об основных свойствах живых организмов. | Признаки живых организмов, их проявление у животных и растений. | § 2-3 прочитать | |
Раздел 2. Основы учения о клетке. | Сформировать знания об истории создания клеточной теории, её современных положениях, методах изучения клетки. | Положения клеточной теории, строение клетки, учёных. | Пользоваться микроскопом, микропрепаратами. Давать характеристику процессам, происходящим в разных типах клеток. | Цитология –наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. | 3 | Изучить строение и многообразие клеток | Клеточное строение организмов как доказательство родства, единства живой природы | §4 прочитать | |
Химический состав клетки. | 4 | Рассмотреть химический состав клетки. | Роль углеводов, липидов, воды и минеральных веществ в клетке. | §5 прочитать | |
Белки и нуклеиновые кислоты. | 5 | Рассмотреть химический состав клетки. | Роль белков и нуклеиновых кислот в жизни клетки и организма. | § 6 прочитать | |
Строение клетки. | 6 | Сравнить клетки про- и эукариот. | Строение клетки про- и эукариот. | §7 прочитать | |
Органоиды клетки и их функции. Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток» | 7 | Продолжить формировать умение пользоваться микроскопом. | Изучение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Их отличия и сходства. | §8 прочитать | |
Обмен веществ – основа существования клетки. | 8 | Сформировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена веществ в клетке. | Обмен веществ как одно из свойств живых организмов. Реакции катаболизма и анаболизма. | §9 прочитать | |
Биосинтез белков в живой клетке. | 9 | Формирование знаний о механизмах биосинтеза белка | Этапы биосинтеза белка. Роль ферментов в биологических реакциях. | §10 прочитать | |
Биосинтез углеводов – фотосинтез. | 10 | Формирование знаний о механизмах биосинтеза углеводов. | Этапы фотосинтеза. Роль фотосинтеза для всех живых организмов на планете Земля. | §11 прочитать | |
Обеспечение клеток энергией. | 11 | Раскрыть роль энергетического обмена; роль АТФ в жизни живых организмов. | Этапы энергетического обмена. | §4-12 повторить, подготовка к проверочной | |
Обобщение по теме «Клетка» | 12 | Обобщить и систематизировать знания | | | |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. (Онтогенез) | Сформировать знания о способах деления клеток, о типах размножения. | Способы деления клеток. Митоз и мейоз как основные типы деления клеток. Способы размножения – половое и бесполое. | Характеризовать два основных типа размножения и их роль в эволюции. Раскрыть суть митоза и мейоза, их значение . Описать основные этапы онтогенеза. | Типы размножения | 13 | Сформировать знания об основных типах размножения организмов. | Два основных типа размножения организмов- половой и бесполый. | §13 прочитать | |
Деление клеток. Митоз Лабораторная работа №2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками» | 14 | Познакомиться с клеточным делением соматических клеток. | Роль митоза в жизни организмов и клетки. | §14 прочитать | |
Образование половых клеток. Мейоз. | 15 | Познакомиться с клеточным делением половых клеток. | Роль мейоза в жизни организмов и клетки. | §15 прочитать | |
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. | 16 | Сформировать знания об этапах индивидуального развития организмов. | Этапы индивидуального развития организмов. | §13-16 повторить | |
Обобщение по теме «Онтогенез» | 17 | Обобщить и систематизировать знания | | | |
Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости. | Сформировать знания о науке генетика, научить решать задачи по генетике. | Методы генетики, законы наследственности. Хромосомное определение пола | Объяснить основные понятия генетики Характеризовать роль наследственности и изменчивости организмов в живой природе. Решать задачи. | История развития генетики | 18 | Познакомить учащихся с предметом генетики, некоторыми её достижениями. | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. История развития генетики. | §17 прочитать | |
Основные понятия генетики | 19 | Дать определения основным понятиям генетики | Основные понятия генетики. | § 18 прочитать, выучить термины | |
Генетические опыты Менделя | 20 | Дать понятие о 1 и 2 законах Менделя. Ознакомить со схемой записи задач. | Опыты Менделя, краткая запись задач. | § 19 прочитать | |
Третий закон Менделя. Практическая работа по решению задач. | 21 | Дать понятие о дигибридном скрещивании (3 закон Менделя). Ознакомить со схемой записи задач на дигибридное скрещивание. | Опыты Менделя, решение задач на законы Менделя. | § 20 прочитать | |
Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | 22 | Сформировать у учащихся представление о сцепленном наследовании, группах сцепления, о законе сцепленного наследования. | Решение задач на сцепленное наследование генов. | § 21 прочитать | |
Взаимодействие генов и их множественное действие. | 23 | Расширить знания о гене и его свойствах. | Способы взаимодействия аллельных и неаллельных генов. | § 22 прочитать | |
Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. | 24 | Сформировать знание о хромосомном определении пола. | Определение пола, признаки, находящиеся в половых хромосомах и их наследование. | § 23 прочитать | |
Наследственная изменчивость. | 25 | Сформировать знания о наследственных типах изменчивости. | Причины возникновения наследственной изменчивости, её роль в эволюции. | § 24 прочитать | |
Другие типы изменчивости. | 26 | Сформировать знания о ненаследственной изменчивости. Лабораторная работа №3 «Изучение изменчивости у организмов» | Модификационная изменчивость и её роль в эволюции живых организмов. | § 25 прочитать | |
Наследственные болезни, сцепленные с полом. Практическая работа по решению задач. | 27 | Сформировать знания о наследственных заболеваниях, сцепленных с полом. | Причины возникновения наследственных заболеваний , сцепленных с полом и их предупреждение. Генетическая консультация. | § 17-26 повторить, подготовка к проверочной. | |
Обобщение по теме «Основы наследственности и изменчивости» | 28 | Обобщить и систематизировать знания | | | |
Раздел 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. | Сформировать первоначальные знания о селекции как науке, определить цели и задачи. | Научные основы селекции растений и животных. Представление об основных методах селекции растений, животных и микроорганизмов. | Пользоваться терминологией. Характеризовать основные методы селекции и приводить примеры. Работать с учебником и наглядными пособиями. | Генетические основы селекции организмов. | 29 | Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать. | Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. | §27 прочитать | |
Особенности селекции растений. | 30 | Сформировать у учащихся представление об основных методах селекции у растений. | Заслуги отечественных учёных в выведении новых сортов растений. Основные методы селекции растений. | §28 прочитать | |
Центры многообразия и происхождения культурных растений. | 31 | Рассказать об основные центры происхождения культурных растений. Труды Н.И. Вавилова. | Роль знаний о центрах происхождения культурных растений. Труды Н.И. Вавилова. | §29 прочитать | |
Особенности селекции животных. | 32 | Сформировать у учащихся представление об основных методах селекции у животных. | Заслуги отечественных учёных в выведении новых пород животных. Основные методы селекции животных. | §30 прочитать | |
Основные направления селекции микроорганизмов. | 33 | Сформировать у учащихся представление об основных методах селекции у микроорганизмов. | Заслуги отечественных учёных в селекции микроорганизмов и грибов. Основные методы селекции микроорганизмов. | §31 прочитать | |
Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира. | Познакомить учащихся с различными теориями возникновения жизни на Земле. | Основные признаки живого. Развитие взглядов на возникновение жизни. Основные этапы возникновения жизни (По А.И. Опарину) | Характеризовать современные представления о возникновении и развитии жизни на Земле. Называть два основных этапа происхождения и развития жизни. Описывать этапы формирования первых организмов на Земле. | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | 34 | Познакомить учащихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле. | Различные теории возникновения жизни на Земле в истории естествознания. | §32 прочитать, подготовить доклады о теориях возникновения жизни на Земле. | |
Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 35 | Познакомить учащихся с современными представлениями о возникновении жизни на Земле. | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | §33 прочитать | |
Роль фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | 36 | Раскрыть роль зеленых растений и биологического круговорота веществ в развитии жизни на Земле. | Роль зеленых растений и биологического круговорота веществ в развитии жизни на Земле. | § 34 прочитать | |
Этапы развития жизни на Земле. | 37 | Познакомить с основными этапами развития жизни на Земле. | Этапы развития жизни на Земле. Вымершие виды животных и растений. | §32-35 повторить, подготовка к проверочной. | |
Обобщение по теме «Происхождение жизни на Земле | 38 | Обобщить и систематизировать знания | | | |
Раздел 7. Учение об эволюции | Познакомить учащихся с развитием эволюционных идей. | Эволюционное учение Ч. Дарвина. Движущие силы или факторы эволюции (по Ч. Дарвину). Вид. Популяция. | Раскрыть суть эволюции, её причины и движущие силы. Излагать основные закономерности биологической эволюции. | Идея развития органического мира в биологии. | 39 | Познакомить учащихся с развитием эволюционных идей | Учение об эволюции органического мира. | § 36 прочитать | |
Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. | 40 | Сформировать представления о создании Ч. Дарвином целостного эволюционного учения. | Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результат эволюции. | § 37 прочитать | |
Современные представления об эволюции органического мира. | 41 | Познакомить учащихся с современными представлениями об эволюции органического мира. | Движущие силы и результат эволюции | § 38 прочитать | |
Вид, его критерии и структура. | 42 | Сформировать понятие «вид», «критерии вида» | Вид как единица эволюции. | § 39 прочитать | |
Процессы видообразования. | 43 | Сформировать у учащихся знаний о механизме приспособлений, возникновение новых видов. | Основные этапы образования вида. | § 40 прочитать | |
Макроэволюция – результат микроэволюции. | 44 | Уметь отличать процессы и результат микро- и макроэволюции. | Сходства и отличия процессов микро- и макроэволюции. | § 41 прочитать | |
Основные направления эволюции. | 45 | Сформировать у учащихся знаний о главных путях и направлениях эволюционного процесса. | Биологический прогресс и регресс. | § 43 прочитать | |
Основные закономерности биологической эволюции. Лабораторная работа №3 «Изучение изменчивости у организмов» | 46 | Систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира. | Основные закономерности биологической эволюции. Оформление Л/р | § 36-44 повторить, подготовка к проверочной. | |
Обобщение по теме «Эволюционное учение» | 47 | Обобщить и систематизировать знания | | | |
Раздел 8. Происхождение человека. | Познакомить учащихся с различными взглядами на проблему происхождения человека. | Основные этапы эволюции человека. | Описывать основные этапы эволюции человека. Определять по рисункам расы человека. | Эволюция приматов. | 48 | Познакомиться с особенностями эволюции приматов. | Основные направления эволюции приматов как ближайших родственников человека. | §44 прочитать | |
Доказательства эволюционного происхождения человека. | 49 | Выяснить доказательства животного происхождения человека. | Показать отличия и сходства человека с животными. | §45 прочитать | |
Этапы эволюции человека. | 50 | Познакомить учащихся с этапами эволюции человека. | Основные этапы эволюции человека. Значение использования орудий труда в эволюционном пути человека. | §46 прочитать | |
Первые и современные люди. | 51 | Познакомить учащихся с первыми людьми и современными формами. | Особенности первых и современных людей. | §47 прочитать, доклад о человеческих расах. | |
Человеческие расы, их родство и происхождение. | 52 | Показать единство происхождения человеческих рас. | Особенности формирования человеческих рас как приспособительный характер к среде обитания. | §48 прочитать | |
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | 53 | Показать роль человека в биосфере. | Значение человека в круговороте веществ. Антропогенный фактор. | §44-49 повторить, подготовка к проверочной. | |
Обобщение по теме «Происхождение человека» | 54 | Обобщить и систематизировать знания | | | |
Раздел 9.Основы экологии | Познакомить учащихся с наукой «Экология» её методами и задачами. | Основные экологические факторы и их классификация. Цепи питания. | Пользоваться экологическими терминами. Характеризовать экологические факторы и среды жизни. Приводить примеры биогеоценозов. Составление цепей питания | Условия жизни на Земле. Сред ы жизни и экологические факторы. | 55 | Классифицировать основные экологические факторы. | Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организм. | §50 прочитать | |
Общие законы действия факторов среды на организм. | 56 | Сформулировать законы действия факторов среды на организм. | Влияние экологических факторов на организм. | §51 прочитать | |
Приспособленность организмов к действиям факторов среды. | 57 | Познакомиться с приспособленностью организмов к действиям факторов среды. | Приспособленность организмов к действиям факторов среды. | §52 прочитать | |
Лабораторная работа №4 «Приспособленность организмов к среде обитания» | 58 | Познакомиться с приспособленностью организмов к действиям факторов среды | Приспособленность организмов к действиям факторов среды | | |
Биотические связи в природе. | 59 | Сформировать знания об основных биотических связях в природе. | Взаимодействие разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Составление цепей питания. | §53 прочитать | |
Популяция. | 60 | Расширить и углубить знания о популяции. | Взаимодействие организмов в популяции. | §54 прочитать | |
Функционирование популяции и динамика её численности. | 61 | Расширить и углубить знания о ходе формирования знаний о популяции | Выявление приспособлений организмов к среде обитания , типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. Популяция, динамика численности. | §55 прочитать | |
Сообщества. | 62 | Познакомить учащихся с понятием «биоценоз», «биогеоценоз», «биосфера», «экосистема». | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Выявление приспособлений организмов к среде обитания. | §56 прочитать | |
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера | 63 | Продолжить знакомство учащихся с сущностью понятиями «биоценоз», «биогеоценоз», «биосфера», «экосистема». | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистемы. | §57 прочитать | |
Развитие и смена биогеоценозов. | 64 | Выявить закономерности сукцессии. | Этапы смены биогеоценозов. | §58 прочитать | |
Основные законы устойчивости живой природы. | 65 | Рассмотреть основные законы устойчивости живой природы | Причины возникновения устойчивости экосистемы. | §59 прочитать | |
Рациональное использование природы и её среды. | 66 | Научить бережному отношению к среде обитания учащихся. | Основные экологические проблемы. Человек и окружающая среда. Роль человека в биосфере. Последствия деятельности человека в экосистемах. | §60 прочитать | |
Рациональное использование природы и её среды. | 67 | Научить бережному отношению к среде обитания учащихся | Научить бережному отношению к среде обитания учащихся | | |
Итоговая контрольная работа | Обобщить и систематизировать знания | | | | 68 | | | | |