СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 9 класс по учебнику И.Н. Пономаревой .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»



Учебно-тематическое планирование

Наименование темы цикла, раздела

Цели раздела

Знать/понимать

Уметь

Тема урока

урока

Цель урока

Миним. объем содержания урока

Домаш. задание

Дата

1 раздел. Введение в основы общей биологии

Познакомить учащихся с задачами и содержанием курса «Общая биология»

Современные проблемы общей биологии, актуальность биологических исследований

Пользоваться учебником

Биология – наука о живом мире

1

Продолжить развитие у учащихся умения работы с учебником. Основные задачи современной биологии.

Задачи и методы изучения современной биологии.

§ 1 прочитать


Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов.

2

Расширить знания учащихся об основных свойствах живых организмов.

Признаки живых организмов, их проявление у животных и растений.

§ 2-3 прочитать


Раздел 2. Основы учения о клетке.

Сформировать знания об истории создания клеточной теории, её современных положениях, методах изучения клетки.

Положения клеточной теории, строение клетки, учёных.

Пользоваться микроскопом, микропрепаратами. Давать характеристику процессам, происходящим в разных типах клеток.

Цитология –наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

3

Изучить строение и многообразие клеток

Клеточное строение организмов как доказательство родства, единства живой природы

§4 прочитать


Химический состав клетки.

4

Рассмотреть химический состав клетки.

Роль углеводов, липидов, воды и минеральных веществ в клетке.

§5 прочитать


Белки и нуклеиновые кислоты.

5

Рассмотреть химический состав клетки.

Роль белков и нуклеиновых кислот в жизни клетки и организма.

§ 6 прочитать


Строение клетки.

6

Сравнить клетки про- и эукариот.

Строение клетки про- и эукариот.

§7 прочитать


Органоиды клетки и их функции. Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»

7

Продолжить формировать умение пользоваться микроскопом.

Изучение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Их отличия и сходства.

§8 прочитать


Обмен веществ – основа существования клетки.

8

Сформировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена веществ в клетке.

Обмен веществ как одно из свойств живых организмов. Реакции катаболизма и анаболизма.

§9 прочитать


Биосинтез белков в живой клетке.

9

Формирование знаний о механизмах биосинтеза белка

Этапы биосинтеза белка. Роль ферментов в биологических реакциях.

§10 прочитать


Биосинтез углеводов – фотосинтез.

10

Формирование знаний о механизмах биосинтеза углеводов.

Этапы фотосинтеза. Роль фотосинтеза для всех живых организмов на планете Земля.

§11 прочитать


Обеспечение клеток энергией.

11

Раскрыть роль энергетического обмена; роль АТФ в жизни живых организмов.

Этапы энергетического обмена.

§4-12 повторить, подготовка к проверочной


Обобщение по теме «Клетка»

12

Обобщить и систематизировать знания




Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. (Онтогенез)

Сформировать знания о способах деления клеток, о типах размножения.

Способы деления клеток. Митоз и мейоз как основные типы деления клеток. Способы размножения – половое и бесполое.

Характеризовать два основных типа размножения и их роль в эволюции. Раскрыть суть митоза и мейоза, их значение . Описать основные этапы онтогенеза.

Типы размножения

13

Сформировать знания об основных типах размножения организмов.

Два основных типа размножения организмов- половой и бесполый.

§13 прочитать


Деление клеток. Митоз Лабораторная работа №2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками»

14

Познакомиться с клеточным делением соматических клеток.

Роль митоза в жизни организмов и клетки.

§14 прочитать


Образование половых клеток. Мейоз.

15

Познакомиться с клеточным делением половых клеток.

Роль мейоза в жизни организмов и клетки.

§15 прочитать


Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

16

Сформировать знания об этапах индивидуального развития организмов.

Этапы индивидуального развития организмов.

§13-16 повторить


Обобщение по теме «Онтогенез»

17

Обобщить и систематизировать знания




Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости.

Сформировать знания о науке генетика, научить решать задачи по генетике.

Методы генетики, законы наследственности. Хромосомное определение пола

Объяснить основные понятия генетики Характеризовать роль наследственности и изменчивости организмов в живой природе. Решать задачи.

История развития генетики

18

Познакомить учащихся с предметом генетики, некоторыми её достижениями.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. История развития генетики.

§17 прочитать


Основные понятия генетики

19

Дать определения основным понятиям генетики

Основные понятия генетики.

§ 18 прочитать, выучить термины


Генетические опыты Менделя

20

Дать понятие о 1 и 2 законах Менделя. Ознакомить со схемой записи задач.

Опыты Менделя, краткая запись задач.

§ 19 прочитать


Третий закон Менделя. Практическая работа по решению задач.

21

Дать понятие о дигибридном скрещивании (3 закон Менделя). Ознакомить со схемой записи задач на дигибридное скрещивание.

Опыты Менделя, решение задач на законы Менделя.

§ 20 прочитать


Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

22

Сформировать у учащихся представление о сцепленном наследовании, группах сцепления, о законе сцепленного наследования.

Решение задач на сцепленное наследование генов.

§ 21 прочитать


Взаимодействие генов и их множественное действие.

23

Расширить знания о гене и его свойствах.

Способы взаимодействия аллельных и неаллельных генов.

§ 22 прочитать


Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

24

Сформировать знание о хромосомном определении пола.

Определение пола, признаки, находящиеся в половых хромосомах и их наследование.

§ 23 прочитать


Наследственная изменчивость.

25

Сформировать знания о наследственных типах изменчивости.

Причины возникновения наследственной изменчивости, её роль в эволюции.

§ 24 прочитать


Другие типы изменчивости.

26

Сформировать знания о ненаследственной изменчивости. Лабораторная работа №3 «Изучение изменчивости у организмов»

Модификационная изменчивость и её роль в эволюции живых организмов.

§ 25 прочитать


Наследственные болезни, сцепленные с полом. Практическая работа по решению задач.

27

Сформировать знания о наследственных заболеваниях, сцепленных с полом.

Причины возникновения наследственных заболеваний , сцепленных с полом и их предупреждение. Генетическая консультация.

§ 17-26 повторить, подготовка к проверочной.


Обобщение по теме «Основы наследственности и изменчивости»

28

Обобщить и систематизировать знания




Раздел 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Сформировать первоначальные знания о селекции как науке, определить цели и задачи.

Научные основы селекции растений и животных. Представление об основных методах селекции растений, животных и микроорганизмов.

Пользоваться терминологией. Характеризовать основные методы селекции и приводить примеры. Работать с учебником и наглядными пособиями.

Генетические основы селекции организмов.

29

Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.

§27 прочитать


Особенности селекции растений.

30

Сформировать у учащихся представление об основных методах селекции у растений.

Заслуги отечественных учёных в выведении новых сортов растений. Основные методы селекции растений.

§28 прочитать


Центры многообразия и происхождения культурных растений.

31

Рассказать об основные центры происхождения культурных растений. Труды Н.И. Вавилова.

Роль знаний о центрах происхождения культурных растений. Труды Н.И. Вавилова.

§29 прочитать


Особенности селекции животных.

32

Сформировать у учащихся представление об основных методах селекции у животных.

Заслуги отечественных учёных в выведении новых пород животных. Основные методы селекции животных.

§30 прочитать


Основные направления селекции микроорганизмов.

33

Сформировать у учащихся представление об основных методах селекции у микроорганизмов.

Заслуги отечественных учёных в селекции микроорганизмов и грибов. Основные методы селекции микроорганизмов.

§31 прочитать


Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира.

Познакомить учащихся с различными теориями возникновения жизни на Земле.

Основные признаки живого. Развитие взглядов на возникновение жизни. Основные этапы возникновения жизни (По А.И. Опарину)

Характеризовать современные представления о возникновении и развитии жизни на Земле. Называть два основных этапа происхождения и развития жизни. Описывать этапы формирования первых организмов на Земле.

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

34

Познакомить учащихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле.

Различные теории возникновения жизни на Земле в истории естествознания.

§32 прочитать, подготовить доклады о теориях возникновения жизни на Земле.


Современные представления о возникновении жизни на Земле.

35

Познакомить учащихся с современными представлениями о возникновении жизни на Земле.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

§33 прочитать


Роль фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

36

Раскрыть роль зеленых растений и биологического круговорота веществ в развитии жизни на Земле.

Роль зеленых растений и биологического круговорота веществ в развитии жизни на Земле.

§ 34 прочитать


Этапы развития жизни на Земле.

37

Познакомить с основными этапами развития жизни на Земле.

Этапы развития жизни на Земле. Вымершие виды животных и растений.

§32-35 повторить, подготовка к проверочной.


Обобщение по теме «Происхождение жизни на Земле

38

Обобщить и систематизировать знания




Раздел 7. Учение об эволюции

Познакомить учащихся с развитием эволюционных идей.

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Движущие силы или факторы эволюции (по Ч. Дарвину). Вид. Популяция.

Раскрыть суть эволюции, её причины и движущие силы. Излагать основные закономерности биологической эволюции.

Идея развития органического мира в биологии.

39

Познакомить учащихся с развитием эволюционных идей

Учение об эволюции органического мира.

§ 36 прочитать


Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

40

Сформировать представления о создании Ч. Дарвином целостного эволюционного учения.

Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результат эволюции.

§ 37 прочитать


Современные представления об эволюции органического мира.

41

Познакомить учащихся с современными представлениями об эволюции органического мира.

Движущие силы и результат эволюции

§ 38 прочитать


Вид, его критерии и структура.

42

Сформировать понятие «вид», «критерии вида»

Вид как единица эволюции.

§ 39 прочитать


Процессы видообразования.

43

Сформировать у учащихся знаний о механизме приспособлений, возникновение новых видов.

Основные этапы образования вида.

§ 40 прочитать


Макроэволюция – результат микроэволюции.

44

Уметь отличать процессы и результат микро- и макроэволюции.

Сходства и отличия процессов микро- и макроэволюции.

§ 41 прочитать


Основные направления эволюции.

45

Сформировать у учащихся знаний о главных путях и направлениях эволюционного процесса.

Биологический прогресс и регресс.

§ 43 прочитать


Основные закономерности биологической эволюции. Лабораторная работа №3 «Изучение изменчивости у организмов»

46

Систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира.

Основные закономерности биологической эволюции. Оформление Л/р

§ 36-44 повторить, подготовка к проверочной.


Обобщение по теме «Эволюционное учение»

47

Обобщить и систематизировать знания




Раздел 8. Происхождение человека.

Познакомить учащихся с различными взглядами на проблему происхождения человека.

Основные этапы эволюции человека.

Описывать основные этапы эволюции человека. Определять по рисункам расы человека.

Эволюция приматов.

48

Познакомиться с особенностями эволюции приматов.

Основные направления эволюции приматов как ближайших родственников человека.

§44 прочитать


Доказательства эволюционного происхождения человека.

49

Выяснить доказательства животного происхождения человека.

Показать отличия и сходства человека с животными.

§45 прочитать


Этапы эволюции человека.

50

Познакомить учащихся с этапами эволюции человека.

Основные этапы эволюции человека. Значение использования орудий труда в эволюционном пути человека.

§46 прочитать


Первые и современные люди.

51

Познакомить учащихся с первыми людьми и современными формами.

Особенности первых и современных людей.

§47 прочитать, доклад о человеческих расах.


Человеческие расы, их родство и происхождение.

52

Показать единство происхождения человеческих рас.

Особенности формирования человеческих рас как приспособительный характер к среде обитания.

§48 прочитать


Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

53

Показать роль человека в биосфере.

Значение человека в круговороте веществ. Антропогенный фактор.

§44-49 повторить, подготовка к проверочной.


Обобщение по теме «Происхождение человека»

54

Обобщить и систематизировать знания




Раздел 9.Основы экологии

Познакомить учащихся с наукой «Экология» её методами и задачами.

Основные экологические факторы и их классификация. Цепи питания.

Пользоваться экологическими терминами. Характеризовать экологические факторы и среды жизни. Приводить примеры биогеоценозов. Составление цепей питания

Условия жизни на Земле. Сред ы жизни и экологические факторы.

55

Классифицировать основные экологические факторы.

Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организм.

§50 прочитать


Общие законы действия факторов среды на организм.

56

Сформулировать законы действия факторов среды на организм.

Влияние экологических факторов на организм.

§51 прочитать


Приспособленность организмов к действиям факторов среды.

57

Познакомиться с приспособленностью организмов к действиям факторов среды.

Приспособленность организмов к действиям факторов среды.

§52 прочитать


Лабораторная работа №4 «Приспособленность организмов к среде обитания»

58

Познакомиться с приспособленностью организмов к действиям факторов среды

Приспособленность организмов к действиям факторов среды



Биотические связи в природе.

59

Сформировать знания об основных биотических связях в природе.

Взаимодействие разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Составление цепей питания.

§53 прочитать


Популяция.

60

Расширить и углубить знания о популяции.

Взаимодействие организмов в популяции.

§54 прочитать


Функционирование популяции и динамика её численности.

61

Расширить и углубить знания о ходе формирования знаний о популяции

Выявление приспособлений организмов к среде обитания , типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. Популяция, динамика численности.

§55 прочитать


Сообщества.

62

Познакомить учащихся с понятием «биоценоз», «биогеоценоз», «биосфера», «экосистема».

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

§56 прочитать


Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

63

Продолжить знакомство учащихся с сущностью понятиями «биоценоз», «биогеоценоз», «биосфера», «экосистема».

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистемы.

§57 прочитать


Развитие и смена биогеоценозов.

64

Выявить закономерности сукцессии.

Этапы смены биогеоценозов.

§58 прочитать


Основные законы устойчивости живой природы.

65

Рассмотреть основные законы устойчивости живой природы

Причины возникновения устойчивости экосистемы.

§59 прочитать


Рациональное использование природы и её среды.

66

Научить бережному отношению к среде обитания учащихся.

Основные экологические проблемы. Человек и окружающая среда. Роль человека в биосфере. Последствия деятельности человека в экосистемах.

§60 прочитать


Рациональное использование природы и её среды.

67

Научить бережному отношению к среде обитания учащихся

Научить бережному отношению к среде обитания учащихся



Итоговая контрольная работа

Обобщить и систематизировать знания




68