Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Торбеевская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю:
ШМО «___» _________ 2016г. Замдиректора по УВР Директор МБОУ «ТООШ»
Протокол № _____________ Глухова В.П._________ Кузнецова В.В.__________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса изобразительного искусства – 2 класс
на 2016 – 2017 учебный год
34 часа (1 час в неделю)
Учитель: Ежова С.Б.
Стаж: 27 лет Категория: I
п. Торбеево
Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство», автор В.С.Кузин.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
· внимательное отношение к красоте окружающего мира,
к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
· интереса к посещению художественных музеев, выставок;
· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
Предметные результаты.
В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:
- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
- о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
- о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый- от смешивания желтой и красной красок, зеленый- желтой и синей, фиолетовый- красной и синей), о сложных цветах, о цветах теплых и холодных, о цветах светлых и темных.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
- верно и выразительно передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета;
- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения : изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних- выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов, сознательно изображать линию горизонта и пользоваться приемом загораживания;
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно- обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
- лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
- составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.
Метапредметные Регулятивные
Учащиеся научатся:
· понимать цель выполняемых действий,
· понимать важность планирования работы;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· уметь слышать, точно реагировать на реплики;
· учитывать мнения других в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам.
Содержание программы
2 класс (34 ч)
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Примерные задания
Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):
а) бабочек;
б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т. д.);
в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);
г) игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);
д) игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.).
Выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Эмоционально - эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Примерные задания:
а) рисунки на темы: «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;
б) иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есенина, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» И. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).
Декоративная работа
Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.
Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно - сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.
Примерные задания:
а) выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;
б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;
в) выполнение коллективной работы - фриза «Здравствуй, весна!» - на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;
г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;
д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.
Лепка
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.
Примерные задания:
а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению;
в) лепка тематической композиции на темы: «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комбинезоне»;
г) лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.
Аппликация
Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).
Использование в узоре аппликации трех основных цветов.
Примерные задания:
а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;
б) составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Основные темы бесед:
прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова и других художников);
родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника - пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в живописи);
художественно - выразительные средства живописи и графики - цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;
композиция в изобразительном искусстве;
художники - сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);
художники - анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);
выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, И. Левитан;
главные художественные музеи России;
русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол - во уроков | Дата проведения |
план | факт |
1 | «Мы рисуем осень» | 9 ч | | |
1.1 | Рисование на тему «Мое лето» (Композиция «Мое лето») | 1 | | |
1.2 | Рисование с натуры «И снова осень к нам пришла» (Рисование осенних цветов) | 1 | | |
1.3 | Рисование с натуры «Осень пора грибная» (картина «сказка про грибы) | 1 | | |
1.4 | Рисование с натуры «Сыплются с дерева листья поблекшие…» (Рисование осенних листьев) | 1 | | |
1.5-1.6 | Рисование на тему «Осень. Музыка дождя» (Композиция «Под дождем») | 2 | | |
1.7 | Художественное конструирование и дизайн «Красота обычных вещей. Цилиндр» (превращение жестяной банки в вазу для цветов) | 1 | | |
1.8 | Лепка «осенние подарки природы» (натюрморт «Красавица- осень»») | 1 | | |
1.9 | Рисование с натуры «Осенний натюрморт» | 1 | | |
2 | Мы рисуем сказку | 7 ч | | |
2.1 | Декоративная работа. Лепка «Веселые узоры» (лепка игрушки по мотивам филимоновских игрушек») | 1 | | |
2.2 | Рисование по памяти «Сказка про осень». (осенний пейзаж «сказка про осень») | 1 | | |
2.3 | Рисование по памяти «Мы готовимся к рисованию сказки» | 1 | | |
2.4 | Иллюстрирование «Мы рисуем сказку» | 1 | | |
2.5 | Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу» (рисование сказочной птицы) | 1 | | |
2.6 | Лепка «Архангельский рождественский пряник» (лепка пряника» | 1 | | |
2.7 | Художественное конструирование и дизайн «Готовимся к встрече Нового года» | 1 | | |
3 | «Мои друзья» | 10 ч | | |
3.1- 3.2 | Рисование на тему «Зимние развлечения с друзьями» | 2 | | |
3.3 | Лепка по представлению «Богородская игрушка» (лепка животного) | 1 | | |
3.4 | Рисование по памяти «Наши друзья – животные» (рисование медвежат) | 1 | | |
3.5 | Рисование «Любимые сказки моих друзей» (силуэты для теневого театра ) | 1 | | |
3.6 | Художественное конструирование и дизайн «Красота обычных вещей. Куб. Параллелепипед» | 1 | | |
3.7 | Рисование на тему «Защитники земли русской» (портрет богатыря) | 1 | | |
3.8 | Художественное конструирование и дизайн «Красота обычных вещей. Конус» (игрушки из конусов) | 1 | | |
3.9 | Рисование на темы «Моя семья – забота и любовь» | 1 | | |
3.10 | Рисование по памяти «Мои друзья - птицы» | 1 | | |
4 | «С чего начинается Родина…» | 8 ч | | |
4.1 | Беседы об искусстве «Главные художественные музеи» | 1 | | |
4.2 | Рисование на темы «Весенний солнечный день» (Композиция с храмом) | 1 | | |
4.3 | Рисование с натуры «Мы готовимся к рисованию сказки» (набросок гуся, лебедя) | 1 | | |
4.4 | Иллюстрирование «Мы рисуем русскую народную сказку» ( иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди») | 1 | | |
4.5 | Рисование с натуры «Красота окружающего мира» (рисунок насекомого) | 1 | | |
4.6 | Рисование с натуры «Цветы нашей Родины» (композиция «Мои любимые цветы») | 1 | | |
4.7 | Художественное конструирование и дизайн «Проект детской площадки» | 1 | |
4.8 | Рисование на темы «С чего начинается Родина…» (картина «Лето красное») | 1 | | |
| Итого | 34 ч | | |