СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов на учебный год с календарной расчасовкой по триместрам, словарной работой, методическим материалом. С указанием, чему должны научиться дети 1-4 классы с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов»

ПОЯСИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе коррекционного образования отвечает новым социальным запросам. Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 4 класса составлена на основе адаптированных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в “Программах специальных образовательных учреждений VIII вида” «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева. Занятия проводятся два раза в неделю, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка. Например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.

В зависимости от целей курса занятий выстраивается календарно-тематический план: последовательность прохождения разделов программы, количество часов на каждый из них; определяются формы работы на занятиях и их соотношения. При этом учитывается темп прохождения программы по основным предметам (математика, письмо и развитие речи, трудовое обучение, изобразительная деятельность, физическая культура и пр.) и соответственно подбираются методические приёмы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции. Несомненно, формирование межпредметных связей обеспечит более успешное продвижение в обучении каждого обучающегося. Интегративность курса достигается не только за счёт межпредметных связей, а, главным образом за счёт коррекционно-развивающих приёмов, направленных на развитие базальных составляющих познавательной деятельности воспитанников.

Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменении в состоянии обучающихся. Таким образом, каждое занятие направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, что способствует усвоению программного материала.

Основные методы программы: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

        Методы и приемы технологий обучения: здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная; личностно-ориентированная.



Задачи преподавания развития психомоторики и сенсорных процессов обучения состоят в том, чтобы:



    • подготовить обучающегося к усвоению учебного материала;

    • восполнить имеющиеся пробелы в его знаниях;

    • формирование коммуникативной компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;

    • формирование на основе активизации работы всех органов чувств

адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

    • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • формирование пространственно-временных ориентировок;

  • развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка, ритмика, физическая культура и опирается на их содержание.

Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

. игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцеброс, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);

. оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио, видеокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);

. разнообразный арсенал техники арт-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромо-терапии и др.).

Следует помнить, что любой дидактический материал, в овладение которым ученик активно включается, оказывает сильное воздействие на растущий организм.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса.

Учащиеся должны:

  • группировать предметы по самостоятельно выделенным двум признакам;

  • смешивать цвета;

  • находить нереальные элемент «нелепых» картинок;

  • определять противоположные качества и свойства предметов;

  • определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;

  • моделировать расположение предметов в заданном пространстве;


Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения, воспитания и формирования коммуникативной компетентности, социальной, экономической, познавательной.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Учащиеся должны уметь:

  • определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;

  • различать основные цвета и их оттенки;

  • конструировать предметы из геометрических фигур,

  • узнавать предмет по части;

  • определять на ощупь разные свойства предметов;

  • находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

  • различать «наложенные» изображения предметов;

  • различать вкусовые качества;

  • сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

  • различать характер мелодии;

  • ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

  • соотносить времена года с названиями месяцев.

  • пользоваться календарем;

  • определять возраст людей.



Согласно учебного плана знания по данному предмету не оцениваются.



































Учебно-тематический план

Тематический блок

Кол-во часов

1

Развитие моторики, графомоторных навыков.

10

2

Тактильно-двигательное восприятие.

5

3

Кинестетическое и кинетическое развитие.

4

4

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

12

5

Развитие зрительного восприятия

6

6

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.

9

7

Развитие слухового восприятия.

7

8

Восприятие пространства.

6

9

Восприятие времени.

9

Всего

9 блоков

68 часа

Внеклассная работа на 2015-2016уч.г.

Мероприятие (декадник, проект)

Сроки реализации

класс

1

Доклад на МО по теме: «Коррекционно-профилактическая работа с детьми младшего школьного возраста. »

ноябрь

4

2

Проект «Твори добро»

Декабрь-март

4

3

Декадник

январь

4
















Информационно методическое обеспечение

  1. Базисный учебный план (письмо Минобразования РФ от 18.09.2002 №29/2331-6)

  2. «Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М. : Просвещение, 2013. – 42с.


3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / ред. В. В. Воронковой – М: ВЛАДОС, 2011. -223с.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

5. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000);

6. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;



Литература для учителя и обучающихся

  1. Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида», 2013

  2. Коробова О. Психология в квадрате. Программа занятий для подростков. Статья/О.Коробова. – ж. «Школьный психолог», №15/2010

3. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М., 1993.

4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.  

5. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, студентов педагогических институтов [Текст] /С.Я.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.- 192 с.

  1. Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие [Текст]/Н. П. Слободяник. – 3-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 256 с.

Адреса электронных ресурсов:


1. //http://rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html(30.08.2013)


2.http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html(30.08.2013)


3.Http:// www.interpres.ru



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по развитию психомоторики и сенсорных процессов 4 класса


Количество часов по учебному плану: 68 часа, 2 часа в неделю



п/п

Название раздела, тематика занятий

Кол-во час

Дата

Словарь

Коррек-тировки

I триместр 22ч


Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков 10

  1. Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

1


02.09



2. Движения с звуковыми сигналами.

1

05.09



3. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок – бег вперед, два хлопка – бег назад, т. д.)

1

09.09



4. Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо – два шага вперед – один шаг назад)


1



12.09







5. Развитие точности мелких движений рук (мозаика, «Лего»)

1


16.09

мозаика


6. Совершенствование точности мелких движений рук ( соединение колец в цепочку)

1

19.09

цепочка


7. Графический диктант с усложненными заданиями

1

23.09

графический диктант


8. Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)

1

26.09



9. Дорисовывание симметричной половины изображения

1

30.09

Дорисовывание

симетрично


10. Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов (елочка, яблоко)

1

03.10



Тактильно-двигательное восприятие 5


11. Дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам.

1


07.10



12. Дифференцировка предметов на ощупь (горячий- холодный)

1

10.10



13. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной

1


14.10



14. Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)

1

17.10



15. Игры с мелкой мозаикой

1

21.10



Кинестетическое и кинетическое развитие 4


16. Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога).

1


24.10








17. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

1

28.10



18. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров)

1

11.11

Воображаемые действия


19. Подвижные игры.

1

14.11



Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 12


20. Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам.

1


18.11



21. Сравнение предметов по форме, величине и цвету

1

21.11



22. Группировка предметов по форме, величине и цвету

1

25.11



II триместр

24ч




23. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов

1


28.11



24. Измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

1


02.12



25. Измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

1

05.12



26. Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)

1

09.12

Смещение цветов


27. Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»

1

12.12



28. Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», пазлы)

1


16.12



29. Узнавание предмета по двум элементом.

1

19.12



30. Узнавание предмета по одному элементу.

1

23.12



31. Узнавание предмета по словесному описанию.

1

26.12



Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 6


32. Нахождение отличительных и общих признаков в сравнении 2-х сюжетных картинок.

1

13.01



33. Нахождение отличительных и общих признаков на сравнение 3-х-4 предметных картинок.

1

16.01



34. Нахождение «нелепиц» на картинках

1

20.01

нелепицы


35. Дидактическая игра «Лабиринт»

1

23.01



36. Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»

1

27.01



37. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

1

30.01



Восприятие особых свойств предметов 9


38. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое, влажное – мокрое)

1


3.02





39. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха

1


6.02



40. Температура. Измерения температуры тела, воды, воздуха

1

10.02



41. Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее, т. д.)

1

13.02



42. Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии).

1

17.02



43. Упражнения в измерении веса предметов на весах

1

20.02



44. Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый)

1

24.02





45. Определение противоположных качеств предметов ( вредный – полезный)

1

27.02



46. Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть – закрыть)

1

28.02



IIIтриместр

22ч

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 7


47. Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных)


1



3.03





48. Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук»

1


5.03



49. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.

1

9.03





50. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

1

12.03



51. Формирование чувства ритма. Игровые упражнения

1

16.03






52. Голос различных по возрасту людей(сказочных персонажей)

1

19.03



53. Дидактическая игра «Угадай по голосу» (ребенок, взрослый, пожилой, измененный голос ребенка)

1


23.03





Восприятие пространства 6

54. Ориентировка в помещении по словесной инструкции

1

06.04



55. Ориентировка на улице по словесной инструкции

1

09.04



56. Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве

1


13.04



57. Моделирование расположения предметов в пространстве.

1

16.04



58. Моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате)

1

20.04



59. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман).

1

23.09








Восприятие времени 9

60. Определение времени по электронным часам

1

27.04



61. Определение времени по механическим часам

1

30.04



62. Длительность временных интервалов.

1

4.05



63. Дидактическая игра «Береги минутку»

1

07.05



64. Работа с календарем. Времена года.


1


11.05



65. Последовательность дней недели.

1

14.05



66. Последовательность месяцев года

1

18.05



67. Возраст людей

1

21.05



68. Различение людей по возрасту.

1

25.05